Расположено на склоне горы
Джалган
, в 3 км к юго-западу от города
Дербент
.
История
Сакинат Гаджиева
в своей монографии про дагестанских азербайджанцев сообщает об истории села Джалган:
«Сравнительно позднее происхож дение, по-видимому, имеет селение Джалган, расположенное на вершине Джалган-дага. Согласно полевому материалу, эта вершина была заселена татами в период правления Фат-Али-хана Кубинского. По сохранившемуся преданию, он для охраны Дербента переселил сюда джалганцев из Кубы, где имеется селение под тем же названием, и дал им, в отличие от других подданных, привилегии»
.
Являлся центром одноимённого сельсовета — в 1926—1969 годах
. В 1999 году вновь преобразован в отдельный сельсовет.
По официальной статистике согласно переписи населения основным населением села считаются азербайджанцы несмотря на то что предки современных джалганцев это союз семей разных Иранских народностей и племён начиная с авганцев и заканчивая древним населением и предками говорившими на вымершем языке азери (Иранский язык) со времен Сасанидской империи и выходцами из когда то существовавшим гаваром
мардастан
. Ряд источников приводит сведения о том, что на самом деле село населяют
таты-мусульмане
и потомки персов переселенцев со времён Великого Шелкового пути и персидских походов которое происходило в три этапа
и записанные в советских переписях как азербайджанцы в силу того что татами ошибочно позже называли горских и других персоязычных евреев . Существует интересный факт , что мужчины и молодежь в разговоре между собой всегда называют себя и считают мардами -
марды
, тоесть мужчина (человек) что самоназвание соответствует однрму из разбойничаских племён амардов , марды как и народы говорившие на языке
азари
и другие народности и племена вероятнее всего и являются предками современных джалганцев . Словосочетание «аз и ъаро« переводится как (с этих краев либо из ариев , то есть из иранцев ) . Самоназвание жителей в данный момент для индентификации между собой называют себя джалганцами . На данный момент большая часть жителей не связывают свою принадлежность к татам и это самоназвание для них чуждое и между ними есть различия, сейчас для определения этнического происхождения говорят что они фарсы либо марды, а татами ( кавказские персы ) многие народы Кавказа ошибочно связывают с еврейской диаспорой .
. Так же некоторые жители села знают азербайджанский язык потому что в качестве родного языка преподают азербайджанский
.
Так же, в отличие от окружающих азербайджанских сел, Джалган населяют «азербайджанцы», исповедующие ислам суннитского толка
. Возможно, говорят реально на северокурдском, а не на азербайджанском языке
.
По мнению информаторов из джалганцев, их язык якобы схож с
талышским языком
.
Улицы
Виноградная
Крепостная
Западная
Победы
Родниковая
Северная
Совхозная
Центральная
Школьная
Достопримечательности села
Согласно версии, распространяемой в
псевдонаучных
сочинениях писателя
М. Аджиева
, в дагестанском селении Джалган находится могила святого
Григориса
, католикоса
Кавказской Албании
, внука св.
Григория Просветителя
. Сам же Григорис в этой версии отождествляется с
Георгием Победоносцем
. В настоящее время среди достопримечательностей республики Дагестан Джалган указывается как место, где, «по некоторым заключениям ученых», находится могила
святого Георгия
. В то же время историки склоняются к мнению, что св. Григорис был захоронен в монастыре
Амарас
в современном
Нагорном Карабахе
, а место его гибели находится на территории современного Дагестана, южнее
Дербента
и
Белиджи
, у села
Нюгди
(Молла-халил), где расположена
часовня св. Григориса
. Так же к важнейшим из сохранившихся отпечатков из истории можно отнести каменные могильники с древне зороастрийской колиграфией , а так же небольшое укрепление соединившаяся стеною с цитаделью нарын-кала , такс сказать миниатюрная крепость .
Народные промыслы
Производство древесного угля по древней технологии.
Культура села
Музыкальная школа.
Примечания
↑
.
. На 1 октября 2021 года. Том 1. Численность и размещения населения
(рус.)
(XLSX). Дата обращения: 1 сентября 2022.
1 сентября 2022 года.
в официальной переписи указываются азербайджанцами
(рус.)
.
docs.cntd.ru
. Дата обращения: 20 сентября 2021.
3 февраля 2015 года.
Гаджиева С. Ш.
Дагестанские азербайджанцы. XIX — начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. —
М.
: «Восточная литература» РАН, 1999. — С. 108.
Историко-архивный справочник административно-территориального деления Дагестана за 1920—2000 гг.— Махачкала, 2003.— 399 с.
(рус.)
(рус.)
Районированный Дагестан : (адм.-хоз. деление ДССР по новому районированию 1929 г.). — Махачкала : Орготд. ЦИК ДССР, 1930. — 56, XXIV, 114 с.
Список населённых мест с указанием численности населения по переписи 1939 года по Дагестанской АССР
(рус.)
. — Махачкала, 1940. — 192 с.
Состав населённых пунктов Дагестанской АССР по данным Всесоюзной переписей 1970 (статистический сборник)
(рус.)
. — Махачкала: Дагестанское республиканское управление статистики Госкомстата РСФСР, 1971. — 145 с.
Национальный состав населения городов, посёлков, районов и сельских населённых пунктов Дагестанской АССР по данным Всесоюзных переписей 1970, 1979 и 1989 годов (статистический сборник)
(рус.)
. — Махачкала: Дагестанское республиканское управление статистики Госкомстата РСФСР, 1990. — 140 с.
(рус.)
. Дата обращения: 13 мая 2014.
24 декабря 2013 года.
(рус.)
. Дата обращения: 31 мая 2014.
16 мая 2013 года.
(рус.)
. Дата обращения: 16 ноября 2013.
12 октября 2013 года.
(рус.)
. Дата обращения: 17 апреля 2014.
7 апреля 2014 года.
(рус.)
. Дата обращения: 6 августа 2015.
23 сентября 2015 года.
(рус.)
(5 октября 2018). Дата обращения: 15 мая 2021.
8 мая 2021 года.
(рус.)
(31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2017.
31 июля 2017 года.
(рус.)
. Дата обращения: 25 июля 2018.
26 июля 2018 года.
(рус.)
. Дата обращения: 31 июля 2019.
2 мая 2021 года.
(рус.)
. Дата обращения: 17 октября 2020.
17 октября 2020 года.
(неопр.)
.
Итоги Всероссийской переписи населения 2010. Том 1. Численность и размещение населения
. //
Росстат
(2012). Дата обращения: 16 апреля 2012.
1 июня 2012 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 21 мая 2012. Архивировано из
14 июля 2014 года.
(неопр.)
.
kavkaz.ge
. Дата обращения: 20 сентября 2021.
1 января 2020 года.
(рус.)
.
books.google.ru
. Дата обращения: 20 сентября 2021.
18 марта 2018 года.
Памятная книжка Дагестанской области, под редакцией Козубского Е. И. Темирхан-Шура, 1985
Олейников Д.
//
Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д.
История России в мелкий горошек. —
М.
: ЗАО «Мануфактура», ООО «Издательство „Единство“», 1998. — 256 с.
Переизд. в сборнике:
Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д.
История на продажу. Тупики псевдоисторической мысли.— М.: Вече, 2005.
Елисеев Г. А.
(неопр.)
.
udod.www3.50megs.com
. Дата обращения: 20 сентября 2021.
14 июня 2020 года.
// Русское Средневековье.— М.: Восток, 1999.
ISBN 5930840083
,
ISBN 9785930840087
. Также опубл. в сборниках:
Лаушкин А. В.
Ложь «новых хронологий»: как воюют с христианством А. Т. Фоменко и его единомышленники.— М.: Паломник, 2001.— 173 с.—
ISBN 587468011X
,
ISBN 9785874680114
.
// Международный исторический журнал. — 1999. —
№ 6
.
5 апреля 2009 года.
Ажгихина Н.
Терминатор мировой истории //
НГ
-Наука, 19.01.2000.—
(неопр.)
. Дата обращения: 6 октября 2017. Архивировано из
4 апреля 2011 года.
Бисенбаев А. К.
Глава XI. Центральноазиатский феномен фольк-хистори // Другая Центральная Азия.— Алматы: Аркасс, 2003.— 300 с.—
ISBN 9965-25-049-9
Никитин Н.
(рус.)
.
nash-sovremennik.ru
. Дата обращения: 20 сентября 2021.
5 апреля 2013 года.
// «Наш современник», № 3, 2006.
(неопр.)
.
www.adfontes.veles.lv
. Дата обращения: 19 марта 2012. Архивировано из
19 марта 2012 года.
Лучанский А.
(рус.)
.
www.ctt.sbras.ru
. Дата обращения: 3 марта 2014. Архивировано из
3 марта 2014 года.
// Наука в Сибири, № 28-29 (2563—2564). 20.07.2006.
Колодяжный И.
(рус.)
.
www.litrossia.ru
. Дата обращения: 15 апреля 2012. Архивировано из
15 апреля 2012 года.
//
Литературная Россия
, № 11. — 17 марта 2006 года.
Юрченко И. Ю.
Казачество как феномен в жанре «фолк-хистори» постсоветской псевдоисториографии // Сборники конференций НИЦ «Социосфера», 2012.— № 15.
«
Отдельного упоминания заслуживают произведения в жанре фолк-хистори Мурада Аджи (М. Э. Аджиева)…
»
— По отношению к сочинениям Аджиева или к его гипотезе термины «лженаука (лжеистория)», «псевдонаука (псевдоистория)», «квазинаука (квазиистория)», «паранаука» и аналогичные применяются в следующих работах:
Гаджиев М. С., Кузнецов В. А., Чеченов И. М.
Глава III. Мифы о «великих предках»
// История в зеркале паранауки: Критика современной этноцентристской историографии Северного Кавказа. —
М.
: Ин-т этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 2006. — С. 61—100. — 300 с.
Семёнов Ю.
(рус.)
.
scepsis.ru
. Дата обращения: 20 сентября 2021.
15 апреля 2013 года.
Петров В. Б.
(рус.)
.
hbar.phys.msu.ru
. Дата обращения: 21 августа 2018. Архивировано из
21 августа 2018 года.
//
Найдыш В. М., РУДН.
Наука и квазинаучные формы культуры.— М.: МПУ Сигналъ, 1999.— 306 с. (автор — кандидат философских наук, доцент РУДН, см.
(неопр.)
. // Учебный портал РУДН. Дата обращения: 21 декабря 2011. Архивировано из
2 февраля 2012 года.
)
Кошеленко Г. А., Маринович Л. П.
(рус.)
hbar.phys.msu.ru
. Дата обращения: 22 июля 2011. Архивировано из
22 июля 2011 года.
// Мифы «новой хронологии». Материалы конференции на историческом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова 21 декабря 1999 года.— М.: Русская панорама, 2000.
ISBN 5-93165-046-6
,
ISBN 5-93165-046-X
(ошибоч.)
Бисенбаев А. К.
Глава XI. Центральноазиатский феномен фольк-хистори // Другая Центральная Азия.— Алматы: Аркасс, 2003.— 300 с.—
ISBN 9965-25-049-9
Никитин Н.
(рус.)
.
nash-sovremennik.ru
. Дата обращения: 20 сентября 2021.
5 апреля 2013 года.
// «Наш современник», № 3, 2006.
(неопр.)
.
www.adfontes.veles.lv
. Дата обращения: 19 марта 2012. Архивировано из
19 марта 2012 года.
— Версия Аджиева о могиле св. Григориса в Джалгане вблизи Дербента и отождествление Григориса и Георгия Победоносца встречается, например, в следующих публикациях:
Аджиев М. Э.
Тайна святого Георгия, или подаренное Тенгри: Из духовного наследия тюрков.— М., 1997.— 150с.
Аджиев М. Э.
Европа. Тюрки. Великая Степь.— М.: «Мысль», 1998.— 334 с. (см. главу «Григорис — Георгий» в
(рус.)
.
www.adji.ru
. Дата обращения: 10 мая 2012. Архивировано из
10 мая 2012 года.
)
Меликов В.
(рус.)
.
www.riadagestan.ru
. Дата обращения: 4 марта 2016. Архивировано из
4 марта 2016 года.
// Республиканское информационное агентство «Дагестан», 7.03.2008.
— См. также критику данной версии:
Гаджиев М. С.
Могила Святого Георгия Победоносца в Дагестане — миф, а не открытие // Новое дело, 07.06.1996.
Гаджиев М. С.
Блеф о Святом Георгии // Дагестанская правда, 22.05.1997.
Гаджиев М. С.
Блеф о святом Георгии, или Христос — сын Тенгри-хана (об очередной фальсификации истории и культуры тюрков) // Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных регионов.— Омск, 1998.— С. 132—137.
Гаджиев М. С., Кузнецов В. А., Чеченов И. М.
Глава III. Мифы о «великих предках»
// История в зеркале паранауки: Критика современной этноцентристской историографии Северного Кавказа. —
М.
: Ин-т этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 2006. — С. 61—100. — 300 с.
(неопр.)
. Дата обращения: 19 марта 2013. Архивировано из
11 октября 2014 года.
См. напр.
Шнирельман В. А.
(неопр.)
. / В.А.Шнирельман // Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье.— М.: ИКЦ, «Академкнига», 2003. Дата обращения: 14 марта 2013.
4 апреля 2013 года.
См. например:
Шихсаидов А. Р.
О проникновении христианства и ислама в Дагестан // Ученые записки Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР.— Т. III.— Махачкала, 1957.— с. 54-76.
Ханбабаев К. М.
Христианство в Дагестане в IV—XVIII вв. // Собрание трудов Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИСПИ РАН. Южнороссийское обозрение, 2004.— Вып. 20.