Этот остров Земля
- 1 year ago
- 0
- 0
«Как трево́жен э́тот путь» (также How disturbing is this way ) — пятый студийный альбом Аллы Пугачёвой , совместно с группой «Рецитал». Был издан в СССР в сентябре 1982 года в виде двойного альбома , но впоследствии также распространялся и отдельными пластинками . К 1983 году было продано более 7 миллионов копий пластинки в СССР .
Альбом составили студийные записи 1980—1981 годов; на втором диске альбома среди 8 треков представлены несколько концертных записей 1981 года с одного из сольных концертов программы Пугачёвой « Монологи певицы ».
Выходил также экспортный вариант диска под названием «How disturbing is this way» для распространения за рубежом.
В августе 1980 года Пугачёва приступила к съёмкам в главной роли в кинофильме « Рецитал », но впоследствии была отстранена от работы и несколько месяцев не гастролировала в СССР . В ноябре-декабре 1980 г. прошли её гастроли в Чехословакии (в рамках «Дней культуры СССР в Чехословакии») и в городах ФРГ . В Кёльне Пугачёва участвовала в радиоконцерте WDR в рамках международного музыкального фестиваля. В декабре 1980 года впервые после сентябрьского инцидента с «Рециталом» Пугачёва выступила в СССР — в московском Театре эстрады она дала серию концертов «Театр Аллы Пугачёвой».
Подготовка к съёмкам в фильме «Рецитал» и к концертам для гостей « Олимпиады-80 », вследствие этого — нечастые гастроли и редкие появления Пугачёвой на центральном телевидении в 1980 году сказались на её популярности. В 1980 году практически не звучало её новых хитов. Звучавшие песни «Московский романс», «Уходя — уходи», « Когда я уйду », «Как тревожен этот путь» не снискали большой популярности у слушателей. И лишь единственная песня стала самой популярной — «Улетай, туча», никому тогда ещё не известного композитора Виктора Резникова . По этой причине впервые за 4 года Пугачёва не стала лауреатом всесоюзного фестиваля « Песня года ». В целом 1980 год явился трудным и переломным в творческой и личной жизни певицы, отделяющим период 1970-х и 1980-х годов.
В конце 1980 года Пугачёва приступает к работе над пластинкой. В «Новогоднем огоньке» 1980—1981 года Пугачёва исполняет песню « Маэстро » на музыку латышского композитора Раймонда Паулса и стихи Ильи Резника . Благодаря этой песне появляется творческий тандем «Резник-Паулс-Пугачёва» и такие произведения как «Старинные часы», «Возвращение», «Без меня», «Делу время» и другие. Композитором практически всех песен альбома стала сама Пугачёва. Музыку к трём композициям написал Раймонд Паулс, песню « Беда » написал Владимир Высоцкий , которая в начале 1980-х годов часто исполнялась Аллой Пугачёвой на сольных концертах, в частности в концертной программе «Монологи певицы». Высоцкий написал «Беду» для своей жены Марины Влади в 1973 году . В пластинку также вошли несколько концертных записей 1981 года с одного из сольных концертов программы Пугачёвой «Монологи певицы».
Пугачёва закончила работу над альбомом в 1981 году, но « Мелодия » постоянно откладывала её выпуск . В результате пластинка вышла лишь в сентябре 1982 года. В преддверии выхода альбома было выпущено три сингла-миньона « Маэстро » , « Дежурный ангел » (1981) и « Я больше не ревную » (1982). Изначально выпущенный как двойной альбом, позже также распространялся и отдельными пластинками: «Как тревожен этот путь — 1» и «Как тревожен этот путь — 2» .
Обложка альбома представляет собой картину художника Сергея Борисовича Симакова ( игумен Рафаил), на которой изображён портрет Пугачёвой .
В 1983 году чешская фирма « Supraphon » выпустила в Чехословакии компиляцию альбома под названием «Dávná Píseň», куда вошли лучшие песни из альбомов «Как тревожен этот путь — 1» и «Как тревожен этот путь — 2».
В марте 1983 года газета « Московский комсомолец » опубликовала рецензию на альбом, в которой лучшими композициями были названы «Беда» (музыка и стихи В. Высоцкого) и «Дежурный ангел» (музыка А. Пугачёвой, стихи И. Резника). Рецензент А. Колосов дал смешанную оценку альбому, указав на название, давшее ему «одна из песен, записанных на пластинке, и это название, вопреки воле его авторов, проливает свет на всю неразбериху музыкальных, а главное — психологических тенденций, царящих в альбоме» .
В 2012 году на телепередаче « ДОстояние РЕспублики », посвящённой юбилею Пугачёвой, журналист Артур Гаспарян назвал пластинку «рок-вызовом советской власти, необычайно смелой попыткой представления запрещённой музыки гигантской аудитории» . Правда, какие именно песни в альбоме запрещенные, Гаспарян не уточнил. Возможно, он перепутал эту пластинку с записями подпольной группы "Трубный зов". Саму же заглавную песню альбома в этой программе исполнила Ольга Кормухина .
№ | Название | Слова | Музыка | Длительность |
---|---|---|---|---|
1. | «Люди, люди» | И. Резник | А. Пугачёва | 4:34 |
2. | «Усталость» | И. Резник | А. Пугачёва | 4:30 |
3. | « Я больше не ревную » | О. Мандельштам | А. Пугачёва | 5:15 |
4. | « Дежурный ангел » | И. Резник | А. Пугачёва | 4:33 |
№ | Название | Слова | Музыка | Длительность |
---|---|---|---|---|
5. | «Беда» | В. Высоцкий | В. Высоцкий | 5:07 |
6. | «Лестница» | И. Резник | А. Пугачёва | 3:50 |
7. | «Как тревожен этот путь» | И. Резник | А. Пугачёва | 4:57 |
8. | «Держи меня, соломинка» | Е. Шлионский | А. Пугачёва | 4:20 |
№ | Название | Слова | Музыка | Длительность |
---|---|---|---|---|
9. | «Первый шаг» | И. Резник | А. Пугачёва | 4:26 |
10. | «Вот так случилось, мама» (live) | О. Милявский | А. Пугачёва | 3:41 |
11. | «Старая песня» (live) | И. Резник | А. Пугачёва | 4:28 |
12. | «Когда я буду бабушкой» (live) | М. Цветаева | А. Пугачёва | 3:07 |
13. | «Жди и помни меня» | И. Резник | А. Пугачёва | 4:26 |
№ | Название | Слова | Музыка | Длительность | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
14. | «Маэстро» | И. Резник | Р. Паулс | 5:40 | |||||
15. | «Старинные часы» | И. Резник | Р. Паулс | 4:38 | |||||
16. | «Песня на „бис“» (live) | А. Вознесенский | Р. Паулс | 7:17 | |||||
1:00:39 |