Interested Article - Зенит-4

Зени́т-4 малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат с центральным залинзовым затвором и сменными объективами , выпускавшийся серийно с 1964 по 1968 год на Красногорском механическом заводе . Первый зеркальный фотоаппарат КМЗ со встроенным экспонометром , впервые в СССР сопряжённым с органами управления и поддерживающим полуавтоматическое управление экспозицией . Базовая модель одноимённого семейства, включавшего также аппараты « Зенит-5 », и « Зенит-6 » .

«Зенит-6» штатно комплектовался первым советским фотозумом « Рубин-1Ц » . Ещё один фотоаппарат этой линейки под названием « Зенит-11 » был прототипом «Зенит-4» без экспонометра . Серийно камера не выпускалась , и впоследствии этот индекс присвоен совершенно другой модели .

Историческая справка

К началу 1950-х годов резервы совершенствования шторного затвора считались исчерпанными, и конструкторы стали отказываться от него в пользу лепесткового . Последний был лишён таких недостатков, как временной параллакс и неравномерность экспозиции вдоль кадра из-за разгона шторок . Тенденция ускорилась появлением электронных фотовспышек , с которыми центральный затвор синхронизируется на любых выдержках . Дополнительным фактором стало удобство реализации модного в те годы принципа световых чисел , а также экспоавтоматики . Первыми идею установки лепесткового затвора в однообъективную «зеркалку» реализовали западногерманские инженеры в попытке перехватить инициативу у японских конкурентов .

Contaflex , выпущенный в 1953 году, был хорошо встречен фотолюбителями и быстро стал предметом многочисленных подражаний . В следующих моделях 1956 года появилась возможность замены передней половины объектива, расположенной перед междулинзовым затвором . Фотоаппарат и всё семейство «Зенит-4» созданы в русле другой немецкой тенденции, реализованной фирмами Voigtländer и Futura . Объективы этих фотоаппаратов располагались перед залинзовым центральным затвором и менялись целиком . Группа разработчиков под руководством Григория Дорского взяла за основу камеру Bessamatic и оптическую конструкцию её объективов. Основные принципиальные решения заимствованы у немецкого аналога, но в целом фотоаппарат оригинален и по ряду возможностей даже превосходит прототип .

От «Бессаматика» унаследован популярный в те годы «байонет Декеля» DKL , хотя его рабочий отрезок и был удлинён с 44,7 до 47,58 миллиметров . Узел такого байонета кроме крепления объектива включал также сам затвор и приводы управления прыгающей диафрагмой . Благодаря сложным зубчатым передачам, кольца выдержек затвора и диафрагмы объектива связаны с экспонометром и друг с другом, образуя суммирующее устройство выбора наиболее выгодной экспопары при механической автоматизации соблюдения закона взаимозаместимости . Относительное положение колец выдержки и диафрагмы синхронизировано, обеспечивая постоянное соответствие сочетаний обоих параметров выбранному экспозиционному числу . В 1965 году к производству подготовлена линейка сменных объективов серии «Ц» с прыгающей диафрагмой , специально разработанных в ГОИ для камер с залинзовым затвором .

Узел крепления объектива с байонетом «Ц», центральным затвором и механизмом управления диафрагмой

К моменту выхода советского семейства «Зенит-4», большинство производителей убедились в том, что недостатки залинзового затвора неустранимы и сводят на нет основные преимущества однообъективного зеркального фотоаппарата . Главной проблемой оказалось серьёзное ограничение светосилы и диапазона фокусных расстояний сменной оптики из-за риска виньетирования на коротких выдержках . Абсолютно равномерную экспозицию по всему кадру способны обеспечить только апертурные затворы, установленные между линз вплотную к диафрагме . Но такое расположение исключает замену объектива отдельно от затвора . Поэтому, как и у большинства иностранных 35-мм аналогов, затвор «Зенита-4» размещён сразу за последней линзой объектива. Для уменьшения виньетирования затвором вся сменная оптика конструировалась специально : её выходной зрачок рассчитывался предельно малым, снижая доступную светосилу .

Недопустимость большого зазора между задней линзой и затвором ограничивала выдвижение объектива , и даже штатная «Вега-3Ц» из-за этого не фокусировалась ближе 1 метра, исключая съёмку крупных планов. По той же причине макросъёмка оказалась возможной только с насадочными линзами . Внедрение зеркала постоянного визирования в камерах с центральным затвором оказалось затруднительным из-за особенностей их механики. В результате, фотоаппарат превосходил более простые и надёжные дальномерные камеры только отсутствием параллакса видоискателя, утратив все остальные преимущества «зеркалки». Как и иностранные аналоги, «Зениты» с центральным затвором оказались в несколько раз сложнее, чем обычные зеркальные фотоаппараты, и гораздо чаще ломались . Вместе со сложностью выросла и цена: «Зенит-4» продавался за 250 рублей , вдвое дороже своего высококлассного предшественника « Старт » с фокальным затвором . При этом, сменные объективы, как и адаптер для оптики от резьбовых « Зенитов », промышленностью так и не были освоены . Поэтому выпуск самой массовой 4-й модели ограничился тиражом всего 19 740 штук .

В 1968 году вся линейка снята с производства, а вместо неё начали выпускать более перспективный « Зенит-7 » со скоростным фокальным затвором. В дальнейшем КМЗ больше не возвращался к центральному затвору в зеркальных фотоаппаратах. Совершенствование малоформатных «зеркалок» во всём мире пошло по пути внедрения появившегося в 1960 году в Японии ламельного затвора с высоким световым КПД . Использование центрального затвора оказалось оправданным только при его установке между линзами в каждый сменный объектив. Такой принцип, хорошо зарекомендовавший себя ещё в пресс-камерах , получил развитие в более дорогой среднеформатной зеркальной аппаратуре, например Hasselblad и Mamiya .

Особенности конструкции

Кроме нетипичного для однообъективных «зеркалок» центрального затвора, «Зенит-4» обращает на себя внимание рядом других особенностей, прежде не встречавшихся в советских фотоаппаратах:

  • Кадр отображается видоискателем практически полностью. По этому параметру камеры семейства превосходят все советские «зеркалки» . Площадь поля зрения составляет 96% площади кадра на плёнке (23,2×35,6 мм) ;
Стрелки экспонометра в поле зрения видоискателя . Для получения правильной экспопары нужно совместить отверстие широкой стрелки с тонкой стрелкой гальванометра
  • Стрелки экспонометра расположены в поле зрения видоискателя, позволяя управлять экспозицией, не отрывая взгляд от окуляра ;
  • Вместе с байонетом Deckel позаимствован механизм обозначения границ глубины резкости подвижными флажками на оправе объектива ;
  • Роль спусковой кнопки выполняет клавиша. При этом с противоположной от неё стороны имеется гнездо для спускового тросика ;
  • Кроме стандартных кассет тип-135 фотоаппарат поддерживал кассеты от « Зоркого-6 » с подпружиненным флокированным устьем. При закрывании задней стенки её специальный выступ поворачивал внутренний цилиндр кассеты, приоткрывая устье для свободного прохода плёнки . Для камеры «Зенит-5», чувствительной к усилию протяжки, эти кассеты были обязательны;
  • Обратная перемотка плёнки с помощью рулетки, а не цилиндрической головки. Рулетка расположена в необычном месте: на боковой стенке камеры;
  • Автоматический счётчик кадров, сбрасывающийся на «0» при открывании задней стенки ;
  • Стеклянный прижимной столик, практически не изнашивающийся и не царапающий плёнку ;
  • В линейке сменной оптики присутствовал первый в СССР зум-объектив « Рубин-1 », не выпускавшийся для других типов зеркальной аппаратуры ;

Кроме того, пентапризма фотоаппарата выполнена съёмной, позволяя использовать светозащитную шахту для визирования под углом. Такое устройство, характерное для профессиональной аппаратуры, в СССР было реализовано до этого только в камерах « Старт » снятых с производства ради запуска линии «Зенит-4» .

Порядок работы затвора

Особенность затвора «Зенит-4» заключается в наличии у него двух независимых приводов лепестков. Кроме основного привода от рабочей пружины предусмотрен вспомогательный, открывающий и закрывающий лепестки для работы зеркального видоискателя .

«Зенит-4» со снятой пентапризмой

При взводе затвора и переводе плёнки кадровое окно закрывается шарнирно подвешенной под зеркалом металлической заслонкой. Зеркало опускается в рабочее положение, а лепестки центрального затвора раскрываются вспомогательным приводом, одновременно открывающим прыгающую диафрагму . Таким образом, свет получает доступ через объектив в видоискатель, а плёнка защищена заслонкой от засветки. Фотограф может производить визирование, кадрирование, фокусировку и полуавтоматическое управление экспозицией , не отрывая глаз от окуляра.

Для выбора правильной экспозиции на верхнем щитке установлена цилиндрическая головка, кинематически соединённая через суммирующий механизм с диафрагмой и затвором. Её вращением находят положение, при котором две стрелки в поле зрения видоискателя совмещаются друг с другом . В этот момент кольца выдержки и диафрагмы автоматически занимают положения, соответствующие правильной экспопаре . Сочетание параметров может быть изменено поворотом кольца выдержек, но при этом экспозиция остаётся неизменной, благодаря синхронному вращению кольца диафрагмы.

Всё это время центральный затвор находится в режиме визирования с полностью открытыми лепестками. После нажатия на спусковую кнопку он переводится в режим съёмки: лепестки закрываются, и запускается механический таймер, задающий временной интервал для срабатывания остальных механизмов перед запуском рабочей пружины . За время работы таймера прыгающая диафрагма закрывается до рабочего значения, а зеркало и заслонка поднимаются, открывая кадровое окно . Затем срабатывает рабочий привод лепестков затвора, задающий выдержку .

Из-за сложного и длинного порядка взаимодействия механизмов, лаг затвора «Зенита-4» и других фотоаппаратов семейства был самым большим из всей советской зеркальной аппаратуры. В результате, для спортивной фотографии камера, как и её иностранные аналоги, оказалась малопригодна .

«Зенит-5»

Фотоаппарат « Зенит-5 »

Почти полностью аналогичен «Зениту-4», но в отличие от него имеет встроенный электропривод перемотки плёнки и взвода затвора . Впервые в мире вместо приставного мотора использован встроенный в корпус электродвигатель . Мотор питается от четырёх дисковых никель-кадмиевых аккумуляторов «Д-0,2», которые заряжаются от сети переменного тока через внешнее зарядное устройство . Один заряд батарей позволяет сделать около 400 снимков в темпе 1—1,5 кадра в секунду . Батареи размещены в нижней части камеры, из-за чего её высота несколько увеличена по сравнению с базовой моделью. Мотор отключаемый, сохранена возможность ручного взвода, но не курком , а цилиндрической головкой.

Главным неудобством модели стала невозможность оперативной замены источников питания без разборки фотоаппарата. Их можно было только перезаряжать внутри камеры, и в случае недостаточной ёмкости нормальная съёмка оказывалась невозможной. Это усугублялось низким качеством советских аккумуляторов, доступных в гражданском исполнении. Выносных блоков питания также не было предусмотрено. Поэтому, приставные моторы со сменными батареями (например, Nikon F36 тех же лет выпуска) оказались практичнее. Встроенные приводы получили популярность в любительских «зеркалках» позднее, по мере отказа от энергонезависимых механических затворов. Первым после «Зенита-5» фотоаппаратом с несъёмным приводом в 1979 году стала Konica FS-1 с питанием от сменных «пальчиковых» батареек . В 1964 1968 годах выпущено 11 616 экземпляров «Зенита-5» . Габариты с объективом «Вега-3Ц» — 141×84×114 мм, масса — 1180 грамм.

«Зенит-6»

Фотоаппарат «Зенит-6» с зум-объективом «Рубин-1»

От «Зенита-4» отличается только комплектацией: продавался с зум-объективом « Рубин-1Ц » (первый в СССР фотозум) и в специальном футляре-сумке . Объектив спроектирован на основе германского Voigtlander Zoomar , но не является его копией . Оптическая схема и оправа претерпели существенную модернизацию и рассчитаны заново инженерами ГОИ Д. Волосовым и Б. Левитиной . Оба объектива состоят из 14 линз, но в «Рубине» они вместо 5 групп собраны в 11, а диапазон фокусных расстояний незначительно уменьшен .

Из-за очень большого диаметра оправы селеновый фотоэлемент перекрывался объективом и не мог измерять яркость сцены прямо перед камерой, что сильно искажало показания экспонометра. Габариты фотоаппарата с объективом «Рубин-1Ц» — 141×179×104 мм, масса — 1793 грамм. В 1964 1968 годах выпущено 8 930 штук .

В кинокомедии Эльдара Рязанова « Зигзаг удачи » этот фотоаппарат — мечта главного героя, фотографа Орешникова (актёр Евгений Леонов ) . Он разглядывает в витрине магазина «Зенит-6» с ценником 400 рублей, что по тем временам составляло несколько средних месячных зарплат.

«Зенит-11»

Прототип «Зенита-4» без экспонометра и с другим узлом обратной перемотки фотоплёнки. Серийно не выпускался, изготовлена только установочная партия . Не путать с серийной моделью « Зенит-11 » 1981 года , гибридом « Зенита-TTL » и « Зенита-ЕМ ».

Объективы с байонетом «Ц»

Для фотоаппаратов семейства «Зенит-4» был подготовлен выпуск нескольких сменных объективов .

Хвостовик байонета «Ц» штатного объектива «Вега-3»
Объективы с байонетом Ц производства КМЗ для фотоаппаратов семейства «Зенит-4»
Название Фокусное расстояние Светосила Назначение
Мир-1Ц 37 2,8 Широкоугольный объектив
Гелиос-65Ц 52 2,0 Светосильный нормальный объектив
Юпитер-25Ц 85 2,8 Портретный объектив
Таир-38Ц 133 4,0 Телеобъектив
Телетаир-200Ц 200 5,6 Телеобъектив
Рубин-1Ц 37~80 2,8 Штатный зум-объектив фотоаппарата «Зенит-6»

Фактически, в продаже были доступны только два объектива: «Вега-3Ц» и «Рубин-1Ц» в составе штатной комплектации камер . Последний продавался также отдельно в качестве сменного. Остальные типы оптики с таким байонетом выпускались только опытными партиями . Последнее обстоятельство сыграло ключевую роль в низкой популярности фотоаппаратов семейства «Зенит-4». Почти все объективы от других зеркальных «Зенитов» были несовместимы с новыми камерами даже через адаптер из-за неизбежного виньетирования центральным затвором. При этом, адаптеры такого типа в СССР не выпускались .

См. также

Примечания

  1. Другим ответвлением этого направления стало дальномерное семейство « ФЭД-Атлас »
  2. Причиной стала слишком большая толщина затвора . Кроме того, почти все фирмы, использовавшие этот байонет: Braun , Balda , Iloca , Wirgin , Kodak и Voigtländer , не стремились к его полной совместимости, меняя размеры по маркетинговым соображениям
  3. Аналогичное управление диафрагмой и затвором получили выпущенные в том же 1964 году полуавтоматы « Восход » и « ФЭД-10 »
  4. Системы со сменной передней половиной объектива (например, Kodak Retina Reflex и Contaflex ) ещё сильнее ограничены по доступному диапазону фокусных расстояний
  5. Лишь некоторые объективы от обычных «зеркалок» соответствовали нужным условиям изначально, например «Мир-1». Однако даже он был рассчитан заново для залинзовых затворов
  6. Аналогичное решение использовалось в ранних выпусках легендарной Leica M3
  7. Сменный видоискатель был также в фотоаппаратах « Салют », но они рассчитаны на средний формат и относятся к другому классу

Источники

  1. , с. 33.
  2. Федор Лисицын. . ZENIT Camera. Дата обращения: 5 июня 2022. 2 февраля 2014 года.
  3. . ZENIT Camera. Дата обращения: 14 сентября 2019. 23 сентября 2019 года.
  4. И. Арисов. . Фототехника СССР (3 апреля 2018). Дата обращения: 28 сентября 2020. 31 октября 2020 года.
  5. , с. 162.
  6. И. Арисов. . Фототехника СССР (29 ноября 2019). Дата обращения: 30 ноября 2019. 9 декабря 2019 года.
  7. , p. 152.
  8. . ZENIT Camera. Дата обращения: 14 сентября 2019. 30 августа 2019 года.
  9. , с. 20.
  10. . История . Zenit Camera. Дата обращения: 1 февраля 2014. 2 февраля 2014 года.
  11. , с. 41.
  12. , с. 31.
  13. , с. 36.
  14. , с. 34.
  15. , с. 31.
  16. Frank Mechelhoff. (нем.) . Klassik Cameras (16 января 2010). Дата обращения: 11 октября 2020. 6 мая 2021 года.
  17. , с. 8.
  18. (англ.) . Aperture Preview (12 августа 2020). Дата обращения: 9 октября 2020. 10 октября 2020 года.
  19. Mike Eckman. (англ.) . Персональный сайт (18 декабря 2018). Дата обращения: 9 октября 2020. 27 октября 2020 года.
  20. , с. 62.
  21. И. Арисов. . Фототехника СССР (11 сентября 2018). Дата обращения: 13 сентября 2020. 9 августа 2020 года.
  22. И. Арисов. . Фототехника СССР. Дата обращения: 16 сентября 2020. 16 сентября 2020 года.
  23. Stephen Dowling. (англ.) . Kosmo Foto (9 декабря 2023). Дата обращения: 18 декабря 2023.
  24. Rick Oleson. (англ.) . Tripod . Дата обращения: 11 октября 2020. 11 июля 2020 года.
  25. Mike Eckman. (англ.) . Photography (13 ноября 2018). Дата обращения: 11 октября 2020. 27 октября 2020 года.
  26. Г. Абрамов. . Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 28 сентября 2020. 11 апреля 2013 года.
  27. . ZENIT Camera. Дата обращения: 30 сентября 2020. 4 ноября 2013 года.
  28. И. Арисов. . Фототехника СССР (5 апреля 2018). Дата обращения: 29 сентября 2020. 24 октября 2020 года.
  29. . « Пикабу ». Дата обращения: 30 сентября 2020. 20 сентября 2020 года.
  30. , с. 60.
  31. , с. 54.
  32. И. Арисов. . Фототехника СССР (11 сентября 2018). Дата обращения: 13 сентября 2020. 9 августа 2020 года.
  33. , с. 61.
  34. , с. 32.
  35. , с. 34.
  36. , p. 153.
  37. , с. 123.
  38. . ZENIT Camera. Дата обращения: 28 сентября 2020. 2 мая 2020 года.
  39. , с. 42.
  40. . Статьи . PHOTOESCAPE. Дата обращения: 3 июля 2014. 15 ноября 2013 года.
  41. (англ.) . The Konica AR System. Дата обращения: 3 февраля 2019. 4 февраля 2019 года.
  42. Борис Бакст. . Статьи о фототехнике . Фотомастерские РСУ (19 августа 2011). Дата обращения: 10 января 2014. 26 марта 2017 года.
  43. , с. 26.
  44. . ZENIT Camera. Дата обращения: 28 сентября 2020. 19 февраля 2014 года.
  45. , с. 41.
  46. , с. 63.
  47. Guido Studer. (нем.) . Die Zenit-Kameras (13 августа 2007). Дата обращения: 8 октября 2020. 9 октября 2020 года.
  48. , с. 43.
  49. Alfred Klomp. (англ.) . Alfred's Camera Page. Дата обращения: 2 ноября 2018. 9 ноября 2018 года.
  50. , с. 37.
  51. . « Пикабу ». Дата обращения: 8 октября 2020. 24 декабря 2016 года.
  52. , с. 38.
  53. , с. 41.
  54. Г. Абрамов. . Этапы отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 21 января 2013. 11 апреля 2013 года.
  55. Stephen Daugherty. (англ.) . Персональный сайт (6 октября 2019). Дата обращения: 9 октября 2020. 22 апреля 2021 года.
  56. Knippser. (нем.) . Knippsen Virtuelles Kamera und Fotomuseum (20 марта 2015). Дата обращения: 9 октября 2020. 27 ноября 2021 года.
  57. Г. Абрамов. . Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 28 сентября 2020. 18 октября 2020 года.
  58. . Дата обращения: 3 февраля 2010. Архивировано из 17 февраля 2010 года.
  59. , с. 378.
  60. Mike Eckman. (англ.) . Персональный блог (16 июля 2020). Дата обращения: 11 октября 2020. 17 октября 2020 года.
  61. . Ростелеком-Киров (17 марта 2015). Дата обращения: 19 октября 2020. 21 октября 2020 года.
  62. , с. 85.

Литература

  • Д. С. Волосов . . — 2-е изд. — М. : «Искусство», 1978. — С. 374—382. — 543 с.
  • П. Деревянкин. Каким должен быть затвор фотокамеры // « Советское фото » : журнал. — 1961. — № 6 . — С. 30—32 . — ISSN .
  • Е. А. Иофис . / И. Ю. Шебалин. — М. : Советская энциклопедия, 1981. — С. —95. — 447 с. — 100 000 экз.
  • И. Кравцова. Новые фотоаппараты в 1965 году // « Советское фото » : журнал. — 1965. — № 3 . — С. 32—33 . — ISSN .
  • Ю. Рышков. / Б. Быков. — Р.: ПТК «Искусство», 1993. — С. 41—42. — 72 с. — 5000 экз. ISBN 5-88330-002-2 .
  • Суглоб В. П. Красногорский механический завод // 1200 фотоаппаратов из СССР / И. Вирковский. — Минск: «Медиал», 2009. — С. 40—234. — 656 с. — ISBN 978-985-6914-10-5 .
  • В. Федай. От «Москвы» до «Зенита-Ап» // « Фотография » : журнал. — 1992. — № 1 . — С. 42—44 . — ISSN .
  • Вячеслав Федай. // « Фотография » : журнал. — 1992. — № 9—10 . — С. 32—36 . — ISSN .
  • Фомин А. В. § 5. Основные узлы и механизмы фотоаппаратов // / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М. : «Легпромбытиздат», 1987. — С. 25—43. — 256 с. — 50 000 экз.
  • Н. Чёрный. Однообъективные зеркальные фотографические аппараты, дающие снимки формата 24×36 мм, с лепестковыми затворами // Оптико-механическая промышленность : журнал. — 1966. — № 2 . — С. 15—20 . — ISSN .
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л. : «Машиностроение», 1984. — 142 с. — 100 000 экз.
  • М. Я. Шульман. Современные фотографические аппараты / Е. А. Иофис . — М. : «Искусство», 1968. — 110 с. — 100 000 экз.
  • С. Л. О сменных объективах к камерам с центральными затворами // « Советское фото » : журнал. — 1957. — № 7 . — С. 61—63 . — ISSN .
  • Новые советские фотоаппараты // « Советское фото » : журнал. — 1968. — № 8 . — С. 34—38 . — ISSN .
  • Объективы для любительской аппаратуры // « Советское фото » : журнал. — 1968. — № 12 . — С. 37—39 . — ISSN .
  • Danilo Cecchi. The Contaflex Saga (англ.) // Classic Camera : журнал. — 1998. — August. — P. 5—17 . — ISSN .
  • Jean Loup Princelle. KMZ // Made in USSR. The authentic guide to Russian an Soviet cameras (англ.) / пер. на англ. Charles Barringer. — 2nd Edition. — Onderville sur Essonne: Le Reve Edition, 2004. — P. 119-188. — 293 p. — ISBN 2-9522521-1-4 .
  • Norman Rothscild. (англ.) // Popular Photography : журнал. — 1969. — January ( no. 1 ). — P. 122—125 . — ISSN .

Ссылки

  • (рус.)
  • (рус.)
Источник —

Same as Зенит-4