Зенит-2 (ракета-носитель)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Зени́т-Е» — малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат семейства « Зенит », разработанный на КМЗ им. Зверева , и выпускавшийся в общей сложности более 20 лет на заводах КМЗ и БелОМО . Считается самым массовым в мире зеркальным фотоаппаратом . За период с 1965 по 1988 год суммарный выпуск составил более семи миллионов штук , а с учётом родственных моделей « ЕМ » и « ЕТ » общий тираж превышает 12 миллионов . По тем же данным, «Зенит-Е» был самой популярной моделью КМЗ . Индекс «Е» присвоен фотоаппарату, как международное обозначение наличия фотоэлектрического экспонометра ( англ. Exposure Meter ) , но по неофициальной версии название повторяет первую букву фамилии директора КМЗ Николая Егорова .
«Зенит-Е» стал дальнейшим развитием фотоаппарата « Зенит-3М » и родоначальником самого большого зеркального семейства в истории советского фотоаппаратостроения . От предшественника камера унаследовала конструкцию цельнолитого корпуса из алюминиевого сплава , не требующую юстировки рабочего отрезка , и фокальный затвор с прорезиненными матерчатыми шторками . Важнейшая модернизация заключалась во внедрении зеркала постоянного визирования , обеспечивающего работоспособность видоискателя как при взведённом, так и при спущенном затворе . Камера стала для Красногорского завода первой , оснащённой таким зеркалом . Ещё одним новшеством для линии «Зенитов» с фокальным затвором стал несопряжённый селеновый фотоэкспонометр .
Несмотря на усовершенствования, основные недостатки, унаследованные от самого первого « Зенита », так и остались неустранёнными. Среди них главным считается ограниченное поле зрения видоискателя , отображающего всего две трети (20 × 28 мм) будущего кадра. К моменту выпуска «Зенита-Е» такой видоискатель не встречался больше ни в одном зеркальном фотоаппарате . Главной причиной проблемы оставались габариты рамы давно устаревшего затвора типа « Зоркий » , отрабатывающего всего пять моментальных выдержек . Самая длинная из них составляла 1/30 секунды и была выдержкой синхронизации , что исключало возможность съёмки с «заполняющей» электронной вспышкой при ярком дневном свете. Матерчатые шторки теряли эластичность даже на небольшом морозе, заклинивая затвор .
Неудовлетворительные экранировка и чернение внутренних механизмов провоцировали отражение света от деталей камеры, снижая контраст . Селеновый экспонометр с внешним фотоэлементом сильно уступал по чувствительности и долговечности получившим к тому моменту распространение фоторезисторным , и в помещении практически не работал . Кроме того, несопряжённая конструкция исключала полуавтоматическое управление экспозицией , превращая экспонометр во вспомогательный индикатор . Счётчик кадров с ручной установкой на «0» считался устаревшим, поскольку практически во всех зарубежных и некоторых советских камерах автоматически сбрасывался при открывании задней стенки . Обратная перемотка плёнки маховиком с накаткой также уступала в удобстве и оперативности рулеточным рукояткам, ставшим к тому времени всеобщим стандартом .
В то же время, конструкция фотоаппарата была чрезвычайно простой и не требовала высокой квалификации при ремонте . Для фотолюбителей запаса надёжности хватало на весь срок эксплуатации, а профессиональные фотографы устраняли небольшие поломки самостоятельно . Механический затвор и селеновый экспонометр не требовали никаких элементов питания, и работали автономно . Матовое стекло видоискателя без фокусировочных приспособлений и какой-либо разметки не искажало композицию при кадрировании . Дальнейшие усовершенствования фотоаппарата, результатом которых стало появление моделей « Зенит-ЕМ » и « Зенит-TTL », ухудшили эргономику. Спуск стал тугим из-за примитивного привода нажимной диафрагмы , а видоискатель с фокусировочным экраном из пластмассы низкого качества потерял информативность . Поэтому «Зенит-Е» долго пользовался популярностью, благодаря удобству фокусировки по матированной стеклянной поверхности и мягкому спуску .
Фотоаппарат не имел механизма управления диафрагмой, что усложняло фокусировку, требующую максимального относительного отверстия . Поэтому наилучшим образом с камерой сочетались объективы с механизмом предварительной установки диафрагмы , позволяющим после фокусировки закрывать её вручную, не отрываясь от видоискателя . Такой диафрагмой оснащались как объективы серии «А» со сменным хвостовиком, так и другие, например « Индустар-61 Л/З» и «Гелиос-40-2». Важным обстоятельством была самая низкая цена «Зенита-Е» из всех советских зеркальных фотоаппаратов: в самой дорогой комплектации с объективом «Гелиос-44» он стоил 100 рублей. Дешевле стоил упрощённый « Зенит-В », но он выпускался в небольших количествах только на КМЗ и редко встречался в продаже . На международном рынке позиции «Зенита-Е» оказались ещё более выгодными, поскольку ценовой конкуренции этой камере не мог составить ни один зеркальный фотоаппарат .
Самой серьёзной модернизацией «Зенита-Е» стала замена резьбы крепления объектива. В первых выпусках камеры использовался стандарт M39×1 , унаследованный от дальномерных фотоаппаратов «Зоркий», и несовместимый с наиболее распространённым стандартом M42×1 для зеркальных камер. При этом дальномерная оптика из-за другого рабочего отрезка была неработоспособна на «Зенитах», делая такую унификацию бессмысленной. Поэтому стандарт М39 был заменён на М42, позволив обеспечить совместимость с зарубежными объективами Praktica , Pentax , Yashica и другими . «Зенит-Е» стал первым советским зеркальным фотоаппаратом с международным стандартом крепления оптики . Переход на новую резьбу не был мгновенным, и камеры М42 сначала поставлялись только на экспорт: большинство советских фотографов не спешили менять накопленный парк объективов М39 . Первым этапом перехода в начале 1966 года стало изменение формы отливки корпуса, диаметр отверстия для объектива в которой был увеличен с 40 до 43 мм . После этого на одно и то же посадочное место мог быть смонтирован один из двух фланцев разной толщины и с резьбой М39 или М42. Таким образом с 1966 по 1970 год параллельно выпускались фотоаппараты двух стандартов с постепенным уменьшением доли старого .
Большинство более мелких изменений «Зенита-Е» вызвано унификацией с другими моделями КМЗ, выпускавшимися параллельно. Так, первые выпуски были в значительной степени унифицированы с очень похожим «Зенитом-3м», выпускавшимся одновременно с новой моделью в течение 5 лет до 1970 года. На «Зенитах-Е» первых лет выпуска часто встречается такая же хромированная «белая» головка выдержек с гравировкой, постепенно заменённая на воронёную с нанесёнными краской цифрами. Также на обе модели устанавливалась одинаковая задняя крышка, снабжённая штифтом открывания фирменных кассет КМЗ с подпружиненным флокированным устьем . После прекращения выпуска «Зенит-3м» в 1970 году крышка была переработана, и получила вместо штифтов плоскую пружину . Она лучше фиксировала в гнезде стандартные кассеты тип-135 , чрезмерно тугой ход которых в «Зените-3м» вызывал нарекания фотолюбителей .
Наиболее заметное внешне изменение «Зенита-Е» связано со скобой для принадлежностей. В первых выпусках «Зенита-Е» какие-либо крепления для фотовспышки отсутствовали, как и у «Зенита-3м» . Со второй половины 1966 года на фотоаппарат начали устанавливать кронштейн, состоящий из двух частей. Одна из них неподвижно крепилась к окуляру и содержала вертикальные салазки, в которые сверху вдвигалась вторая часть с холодным башмаком . Съёмная часть была унифицирована с семейством « Зенит-4 », а позднее с « Зенитом-7 » и « Зенитом-Д » . После появления « Зенита-TTL » его более прочный неразборный башмак начали устанавливать и на более старые модели «Зенит-Е» и « Зенит-ЕМ » . Тем не менее, центральный синхроконтакт не был внедрён даже после соответствующей модернизации модели «TTL», и до самого конца выпуска оставалось доступным только кабельное соединение вспышки через разъём PC .
«Зенит-Е»: ранняя версия без скобы | «Зенит-Е» со съёмным «башмаком» | «Зенит-Е» позднего выпуска |
Регулятор опережения, установленный под диском выдержек, позволял выбирать синхронизацию как для электронных вспышек, так и для одноразовых фотобаллонов . С «Зенитом-TTL» унифицировали и курок взвода, и многощелевую приёмную катушку более современной системы ускоренной зарядки. Пластмассовая накладка курка новой формы упиралась в резиновый амортизатор, появившийся на верхнем щитке . Дальнейшая модернизация предусматривала установку нового затвора с невращающейся головкой выдержек от «Зенита-TTL». Эта разработка в заводской документации именовалась « Зенит-Е2 », но в серийное производство пошла под индексом « Зенит-10 » .
Подавляющее большинство фотоаппаратов «Зенит-Е» как Красногорского, так и Вилейского заводов, выпускались в «хромированном» исполнении с верхним и нижним щитками, покрытыми серебристой краской. Небольшие партии оформлялись в полностью чёрной окраске, но такие фотоаппараты поставлялись на экспорт и в странах СНГ встречаются крайне редко . Фотоаппарат комплектовался одним из двух штатных объективов : « Гелиос-44 » или « Индустар-50 » . Стандартная комплектация включала кожаный (в поздних выпусках БелОМО — дерматиновый ) футляр, выпускавшийся двух размеров, в зависимости от штатного объектива. Для фотоаппаратов с объективом «Гелиос» футляр снабжался более глубоким выступом, чем для камер с компактным «Индустаром». Проушины для наплечного ремня на корпусе фотоаппарата отсутствовали на протяжении всего выпуска, и поэтому ремень крепился к футляру.
«Зенит-Е» послужил базовой моделью для целого семейства фотоаппаратов :
Кроме перечисленных моделей, «Зенит-Е» послужил основой для более современного фотоаппарата « Зенит-TTL » и семейства родственных ему камер с изменённым механизмом переключения выдержек. Некоторые модели этого семейства, например « Зенит-ЕТ » иногда упоминаются, как варианты «Зенита-Е» .
В 1980 году розничная цена «Зенита-Е» с объективом «Индустар-50-2» составляла 77 рублей , а с «Гелиос-44-2» — 100. Версия с олимпийской символикой продавалась на 10 рублей дороже. Аналогичные комплекты «Зенита-В» стоили на 10 рублей дешевле «Зенита-Е»: с «Гелиосом» 90 рублей, а с «Индустаром» — 67. Розничная цена «Зенита-ЕМ» в том же году составила 140 рублей .
Спрос на зеркальные фотоаппараты в СССР был велик. Однако, значительная часть аппаратуры экспортировалась, оставаясь одним из наиболее стабильных источников иностранной свободно конвертируемой валюты . До 40% экспорта шло в развитые капиталистические страны . В некоторые страны Запада «Зенит-Е» поставлялся в огромных количествах . Поэтому даже при ежегодных тиражах в сотни тысяч «Зенитов» советский внутренний рынок удалось насытить только к середине 1980-х годов . Несмотря на дефицит, покупатели предпочитали фотоаппараты производства КМЗ , а не БелОМО , не без оснований считая их более качественными .
«Зенит-Е» продавался за пределами СССР компанией « Машприборинторг » как под оригинальным наименованием (в латинском написании — Zenit-E), так и под марками Revueflex-E ( Германия ), Phokina, Photokina-XE ( Франция ), Kalimar-SR200, Kalimar-SR300, Prinzflex-500E, Spiraflex, Cambron-SE ( США ), Meprozenit-E ( Япония ), Diramic-RF100 ( Канада ) .
В каталоге Neckermann Herbst/Winter 1981/82 ( ФРГ ) цена фотоаппарата «Зенит-Е» с объективом «Гелиос-44-2» составляла 199 марок ФРГ . «Зенит-Е», благодаря чрезвычайно низкой цене для зеркального фотоаппарата, продавался в некоторых странах в больших количествах . Особенно успешными были продажи в Великобритании , где фотоаппаратура иностранного производства облагалась высокой таможенной пошлиной , а продукция КМЗ проходила серьёзную предпродажную подготовку в местной компании TOE ( англ. Technical and Optical Equipment ). Для профессиональной фотографии камера была непригодна, но оказалась востребована фотолюбителями, многие из которых до сих пор с теплом вспоминают «Зенит-Е» . Немаловажным фактором стала совместимость с огромным парком недорогой сменной оптики распространённого резьбового стандарта М42 . В результате, фотоаппарат стал за пределами СССР одним из самых известных советских изделий и до сих пор часто встречается на иностранных барахолках .