Interested Article - Макурия
- 2021-03-02
- 1
Маку́рия (предпол. древненуб. ⲇⲱⲧⲁⲩⲟ, греч. Μακογρια, араб. مقرة ) — древнее царство на территории современного Северного Судана и Южного Египта . Относится к группе нубийских государств, возникших в бассейне Нила спустя несколько веков после падения царства Куш .
Макурия занимала территорию от третьего до пятого или шестого порога Нила . Столицей Макурии был город Донгола (находился в 80 км от ныне существующего суданского города Донгола ).
В VI веке Макурия приняла христианство , однако в VII веке , после исламского завоевания Египта, оказалась отрезана от остального христианского мира. Вторжение арабов в 651 году окончилось неудачей и нубийские государства сохранили независимость примерно до XIV века . При этом в период с 750 по 1150 годы между Макурией и Египтом сохранялся мир. Макурия расширилась, присоединив своего северного соседа Нобатию в VII веке , а также сохранив тесные династические связи с царством Алва на юге. Период с IX по XI век стал пиком культурного развития Макурии: были возведены новые монументальные здания, процветали такие виды искусства, как настенная живопись и тонко обработанная и украшенная керамика, а нубийский язык стал преобладающим письменным языком.
Усиление агрессии со стороны Египта, внутренние раздоры, набеги бедуинов и, возможно, чума и изменение торговых путей привели к упадку государства в XIII и XIV веках. Из-за гражданской войны в 1365 году царство потеряло большую часть своих южных территорий, включая Донголу. Государство исчезло к 1560-м годам, когда османы заняли нижнюю Нубию. Впоследствии Нубия была исламизирована, а нубийцы , жившие выше по течению от Эль-Деббы и в Кордофане , были ещё и арабизированы .
История
Макурия гораздо лучше известна, чем соседняя Алва (Алодия) на юге, но существует всё ещё много пробелов в знаниях об этой стране. Самый важный источник для истории области — различные арабские путешественники и историки, которые прошли через Нубию в течение этого периода. Эти сообщения часто проблематичны, так как многие арабские писатели были предвзяты по отношению к своим христианским соседям. Эти работы в основном посвящены только военным конфликтам между Египтом и Нубией . Исключением является , египетский дипломат, который отправился в Донголу , когда Мукурра находилась на пике своего могущества в X-м веке и оставил подробный отчет о своей поездке .
Нубийцы были довольно грамотным обществом, и от этого периода сохранилось довольно много письменных источников. Эти документы были написаны на древненубийском языке в единственном разнообразии греческого алфавита , дополненном некоторыми коптскими символами и некоторыми символами, уникальными для нубийцев. Написанные на языке, тесно связанном с современным нубийским языком , эти документы уже давно расшифрованы. Однако подавляющее большинство из них представляют собой труды, касающиеся религии или юридических документов, которые мало полезны историкам. Самая большая известная коллекция, найденная в Каср-Ибриме , действительно содержит некоторые ценные правительственные документы .
Строительство Асуанской плотины в 1964 году грозило затопить то, что когда-то было северной половиной Мукурры. В 1960 году ЮНЕСКО предприняла огромные усилия, чтобы сделать как можно больше археологических работ, прежде чем произошло затопление. В течение следующих нескольких лет тысячи экспертов были привезены со всего мира. Некоторые из наиболее важных мукуррийских объектов были город Фарас и его собор , раскопанные командой из Польши ; британцы работали в Каср-Ибриме ; также Университет Ганы работал в городе Дебейра-Вест, который дал важную информацию о повседневной жизни в средневековой Нубии. Все эти места находятся там, где когда-то была Нобатия ; единственным крупным археологическим объектом в самой Мукурре является частичное исследование столицы Старой Донголы .
Ранний период (V—VIII век)
К началу IV-го века, если не раньше, царство Куш со столицей в Мероэ рушилось . Предполагается, что регион, который впоследствии будет представлять собой Мукурру, то есть долину Нила между третьим нильским порогом и великим нильским четвертым/пятым порогом , отделился от Куша уже в III-м веке. Здесь развивалась гомогенная и относительно изолированная культура, получившая название «пре-Мукурра» . В течение IV-го и V-го веков область Напата , расположенная рядом с четвёртым порогом и ранее являвшаяся одним из важнейших политических и священных мест Куша , служила центром новой региональной элиты, погребённой в больших курганах, подобных тем, что находятся в Эль-Зуме или Танкаси . Произошёл значительный рост населения , сопровождаемый социальными преобразованиями , что привело к поглощению кушитов нубийцами , людьми, пришедшими из Кордофана , которые поселились в долине Нила в IV-м веке . Таким образом, новое мукуррское общество и государство появились к V-му веку . В конце V-го века один из первых мукуррских царей переместил центр всё ещё развивающегося царства из Напаты дальше вниз по течению, где была основана крепость Донгола , новая резиденция царского двора , которая вскоре развила обширный городской округ. Ещё много крепостей было построено вдоль берегов Нила , вероятно, не для военных целей, а для содействия урбанизации .
Уже во времена перенесения столицы в Донголу поддерживались контакты с Римской империей . В 530-х годах ромеи при императоре Юстиниане проводили политику экспансии. Нубийцы были частью его плана завоевать союзников против сасанидских персов , обратив их в христианство , главную веру ромеев . Императорский двор, однако, разделился на две части, веря в две различные природы Христа : Юстиниан был диофизитом , сторонником официального направления империи, в то время как его жена Феодора была миафизиткой , чьи позиции были сильны в Египте . Иоанн Эфесский описал, как две конкурирующие миссии были отправлены в Нубию , причем миафизит прибыл первым в cеверное царство Нобатия и обратил его в христианство в 543 году. В то же время нобатский царь отказался от миссии Юстиниана , которая отправилась дальше на юг археологические записи могут предположить, что Мукурра была крещена ещё в первой половине VI-го века . Летописец Иоанн Бикларийский писал, что примерно в 568 году Мукурра «приняла веру Христову». В 573 году мукуррская делегация прибыла в Константинополь , предлагая слоновую кость и жирафа и заявляя о своих хороших отношениях с ромеями . В отличие от Нобатии на севере (с которой Мукурра враждовала) и Алвой на юге Мукурры, также принявшей диофизитство . Ранняя церковная архитектура в Донголе подтверждает тесные отношения , поддерживавшиеся с империей, торговля между двумя государствами процветала .
В VII веке Мукурра аннексировала своего северного соседа Нобатию . Хотя существует несколько противоречивых теорий , представляется вероятным, что это произошло вскоре после сасанидской оккупации Египта , предположительно в 620-х годах , но до 642 года . До вторжения Сасанидов Нобатия имела тесные связи с Египтом и, таким образом, сильно пострадала от его падения . Возможно, она также была захвачена самими Сасанидами : в некоторых местных церквях того периода обнаружены следы разрушений и последующей перестройки . Ослабленная таким образом, Нобатия подчинилась Мукуррии, из-за чего Мукурра стала простираться далеко на север, к Филам , около первого порога . Новое епископство было создано в Фарасе примерно в 630 году , и два новых собора, стилизованных под базилику Донголы , были построены в Фарасе и Каср-Ибриме . Неизвестно, что случилось с царской семьёй Нобатии после объединения , но записано, что Нобатия оставалась отдельной сущностью в объединённом государстве, управляемой епископом .
Между 639 и 641 годами арабами-мусульманами был захвачен Египет . Просьба о помощи со стороны ромеев осталась без ответа нубийцами из-за конфликтов с племенем Беджа . В 641 или 642 году арабы отправили первую экспедицию в Мукурру . Хотя не ясно, как далеко на юг они проникли, они в конечном итоге были разбиты. Второе вторжение во главе с Абдаллой Аби-Сархом последовало в 651/652 годах, когда нападавшие продвинулись так далеко на юг, что дошли до Донголы . Донгола была осаждена и обстреливалась катапультами. В то время как арабы разрушили часть города, они не смогли проникнуть сквозь стены цитадели [ уточнить ссылку 762 дня ] . Мусульманские источники подчеркивают мастерство нубийских лучников в отражении вторжения . Поскольку обе стороны не смогли решить битву в свою пользу, Аби-Сарх и мукуррский царь Калидурут в конечном итоге встретились и подписали договор, известный как . Первоначально это было соглашение о прекращении огня, которое также содержало ежегодный обмен товарами (мукуррские рабы для сбора египетской пшеницы, текстиль и т. д. в обмен на продовольствие и др.) , обмен, типичный для исторических северо-восточных африканских государств и, возможно, являющийся продолжением условий, уже существующих между нубийцами и ромеями . Вероятно, во времена Омейядов договор был расширен за счёт регулирования безопасности нубийцев в Египте и мусульман в Мукуррии . В то время как некоторые современные учёные рассматривают как подчинение Мукуррии мусульманам, очевидно, что это не так: обмениваемые товары имели равную ценность, и Мукурра была признана ничем иным, как независимым государством , являющимся одним из немногих кто отразил арабов во время ранней исламской экспансии . будет использоваться более шести веков , хотя иногда прерывался взаимными набегами .
VIII-й век был периодом консолидации. При царе Меркурии, который жил в конце VII-го и начале VIII-го века и которого коптская биография Иоанна диакона одобрительно называет «новым Константином », государство, по-видимому, было реорганизовано, и миафизитское христианство стало официальным вероучением . Он, вероятно, также основал монументальный монастырь Газали (около 5000 м²) в Вади Абу-Доме . Захарий, сын и преемник Меркурия, отказался от своих притязаний на престол и ушёл в монастырь, но сохранил право провозглашать преемника. В течение нескольких лет было три разных царя и несколько мусульманских набегов , пока в 747 году трон не был захвачен Кириакосом . В том году, утверждает Иоанн диакон, омейядский наместник Египта заключил в тюрьму коптского патриарха, что привело к вторжению Мукуррцев и осаде Фустата , египетской столицы, после чего патриарха отпустили . Этот эпизод был назван «христианской египетской пропагандой» , хотя всё ещё вероятно, что Верхний Египет подвергся атакам Мукурры , возможно, набегам . Нубийское влияние в Верхнем Египте останется сильным . Три года спустя, в 750 году, сыновья Марвана II, последнего халифа Омейядов, бежали в Нубию и попросили у Кириака убежища, хотя и безуспешно . Примерно в 760 году Мукурру, вероятно, посетил китайский путешественник Ду Хуан .
Расцвет (IX—XI век)
Государство находилось на пике своего развития между IX и XI веками . Во время правления царя Иоанна в начале IX-го века отношения с Египтом были прерваны, и перестал действовать. После смерти Иоанна в 835 году прибыл эмиссар Аббасидов , требуя от мукуррийцев выплаты недостающих 14 годовых платежей угрожая войной, если требования не будут выполнены . Таким образом, столкнувшись с требованием более 5000 рабов , Захария III «август», новый царь, короновал своего сына Георгия I, вероятно, чтобы повысить его престиж, и послал его к халифу в Багдад для переговоров . Его путешествие привлекло много внимания в то время . Сирийский патриарх XII-го века Михаил Сириец описал Георгия и его свиту в некоторых деталях, написав, что Георгий ехал на верблюде, в руках он держал скипетр и золотой крест, а над головой-красный зонтик . Его сопровождали епископ , всадники и рабы , а слева и справа от него стояли молодые люди с крестами . Через несколько месяцев после прибытия в Багдад Георгий I, которого характеризовали как образованного и воспитанного человека, сумел убедить халифа простить нубийские долги и сократить выплаты до трехлетнего срока . В 836 году или начале 837 года он вернулся в Нубию . После его возвращения в Донголе была построена новая церковь, крестообразная церковь, которая имела приблизительную высоту 28 м и стала самым большим зданием во всём царстве . Новый дворец, так называемый тронный зал Донголы, был также построен, показывая сильное ромейское влияние .
В 831 году карательный поход аббасидского халифа аль-Мутасима разгромил племя Беджа к востоку от Нубии . В результате им пришлось подчиниться халифу , тем самым расширив номинальную мусульманскую власть над большей частью суданской восточной пустыни . В 834 году аль-Мутасим приказал, чтобы египетские бедуины , которые уменьшались как военная сила с момента возвышения Аббасидов , больше не получали никаких платежей. Недовольные и обездоленные, они двинулись на юг. Дорога в Нубию была, однако, заблокирована Мукуррой: в то время как существовали общины арабских поселенцев в нижней Нубии, большая масса арабских кочевников была вынуждена поселиться среди Беджи , движимая также мотивацией эксплуатировать местные золотые рудники . В середине IX-го века арабский авантюрист Аль-Умари нанял армию и поселился около шахты недалеко от Абу Хамада в восточной Мукуррии. После конфронтации между обеими сторонами, оккупировал мукуррские территории вдоль Нила . Царь Георг I послал лучшее войско под командованием своего зятя Нюти , но ему не удалось победить арабов и он сам восстал против короны. Царь Георг тогда послал своего старшего сына, предположительно будущего царя Георга II, но он был оставлен своей армией и был вынужден бежать в Алву . Затем мукуррский царь послал другого сына, Захарию, который убил Нюти, прежде чем в конечном итоге победить самого Аль-Умари и столкнуть его в пустыню . Впоследствии Аль-Умари попытался утвердиться в нижней Нубии, но вскоре был снова вытеснен, прежде чем, наконец, был убит во время правления тулунидского султана Ахмада ибн Тулуна (868—884 гг.) .
Во время правления династии Ихшидидов отношения между Мукуррой и Египтом ухудшились: в 951 году мукуррская армия напала на египетский оазис Харга , убив и поработив множество людей . Пять лет спустя мукуррийцы напали на Асуан , но впоследствии их преследовали до самого Каср Ибрима. Сразу же последовало новое мукуррское нападение на Асуан , на которое последовало ещё одно египетское возмездие, на этот раз был захвачен Каср Ибрим . Это не остановило мукуррскую агрессию, и в 962—964 годах они снова атаковали, на этот раз продвинувшись на север до Ахмима . Часть Верхнего Египта , по-видимому, оставались оккупированными Мукуррой в течение нескольких лет . Ихшидидский Египет окончательно пал в 969 году, когда его завоевали шиитские Фатимиды . Сразу же после этого они послали эмиссара Ибн Селима Эль-Асвани к мукуррскому царю Георгу III . Георг принял первую просьбу эмиссара, возобновление , но отклонил вторую, обращение в ислам , после длительной дискуссии со своими епископами и учеными людьми и вместо этого предложил фатимидскому послу принять христианство . Впоследствии он разрешил Аль-Асвани праздновать Курбан-Байрам за пределами Донголы с барабанами и трубами, хотя и не без недовольства некоторых своих подданных . Отношения между Мукуррой и фатмидским Египтом должны были оставаться мирными, поскольку Фатимиды нуждались в нубийцах как союзниках против своих суннитских врагов .
Мукурра, по крайней мере временно, оказывало влияние на нубийскоязычное население Кордофана , региона между долиной Нила и Дарфуром , о чём свидетельствует рассказ путешественника X-го века Ибн Хаукаля , а также устные традиции . С южно-нубийским царством Алва , с которым Мукурра делила свою границу где-то между Абу-Хамадом и слиянием Нила-Атбары , Мукурра, похоже, поддерживала династический союз, согласно отчётам арабских географов из X-го века и нубийские источники с XII-го века . Археологические данные свидетельствуют о повышении влияния мукуррцев на алвское искусство и архитектуру с VIII-го века . Между тем доказательств контакта с христианской Абиссинией на удивление мало . Исключительным случаем было посредничество Георга III между патриархом Филотеем и некоторым эфиопским монархом , возможно, покойным аксумским императором Анбессой Вудем или его преемником Дил Неадом . Абиссинские монахи путешествовали через Нубию, чтобы достичь Иерусалима , изображение из церкви Сонки Тино свидетельствует о её посещении абиссинцем Абуной . Такие путешественники также передавали знания нубийской архитектуры, которая оказала влияние на архитектуру несколько средневековых эфиопских церквей .
Во второй половине XI века в Мукуррии произошли большие культурные и религиозные реформы, получившие название «Нубизация». Предполагалось, что главным инициатором был Георгий, архиепископ Донголы и, следовательно, глава мукуррской церкви . Он популяризировал нубийский язык как письменный язык, чтобы противостоять растущему влиянию арабского языка в коптской церкви и ввёл культ мертвых правителей и епископов, а также местных нубийских святых. Была построена новая, уникальная церковь в Банганарти, вероятно, став одной из самых важных во всём царстве . В тот же период мукуррские монархи начала носить новое царское одеяние и регалии, а также, возможно, использовать нубийскую терминологию в управлении и титулах, всё это первоначально пришло из Алвы на юге .
Упадок (XII век — по 1365 год)
В 1171 году Саладин сверг династию Фатимидов , что ознаменовало новые военные действия между Египтом и Нубией . В следующем году мукуррская армия разграбила Асуан и продвинулась ещё дальше на север. Неясно, была ли эта кампания направлена на помощь Фатимидам или была просто набегом , использующим нестабильную ситуацию в Египте [ уточнить ссылку 762 дня ] , хотя последнее представляется более вероятным, поскольку мукуррцы, по-видимому, вскоре отступили . Чтобы разобраться с нубийцами, Саладин послал своего брата Туран-Шаха . Последний завоевал Каср-Ибрим в январе 1173 года , по сообщениям, разграбив его, взяв много пленных, разграбив церковь и превратив её в мечеть [ уточнить ссылку 762 дня ] . После этого он послал эмиссара к мукуррскому царю Моисею Георгу , намереваясь ответить на предложение мира ранее запрошенного с помощью парой стрел . Вероятно, правя как Мукуррой, так и Алвой , Моисей Георгий был человеком уверенным в своей способности противостоять египтянам, раз он приказал выжечь раскалённым железом крест на руке эмиссара . Туран-Шах отошёл от Нубии, но оставил отряд курдских войск в Каср-Ибриме, который будет совершать набеги на нижнюю Нубию в течение следующих двух лет. Археологические свидетельства связывают эти набеги с разрушением церквей Фараса [ уточнить ссылку 762 дня ] , Абдалла Нирки и Дебейра Вест [ источник не указан 762 дня ] . В 1175 году нубийская армия наконец прибыла, чтобы противостоять захватчикам в Адиндане. Перед сражением, однако, курдский командир утонул, пересекая Нил , в результате чего войска Саладина отступили из Нубии [ уточнить ссылку 762 дня ] . После этого мир держался ещё 100 лет .
Нет никаких записей от путешественников по Мукурре с 1172 по 1268 , и события этого периода долгое время оставались загадкой, хотя современные открытия пролили некоторый свет на эту эпоху. В этот период Мукурра, похоже, переживала сильный упадок. Лучшим источником этого является Ибн Хальдун , писавший в XIV-м веке, который обвинил в этом вторжение бедуинов , подобное тому, с чем имели дело мамлюки . Другими факторами упадка Нубии могли быть изменение торговых путей в Африке и тяжёлый сухой период между 1150 и 1500 годами .
Ситуация изменится с возвышением мамлюков и султана Бейбарса в 1260 году . В 1265 году мамлюкская армия совершила набег на Мукурру вплоть до Донголы , продвигаясь на юг вдоль африканского побережья Красного моря , угрожая тем самым нубийцам . В 1272 году царь Давид двинулся на восток и напал на портовый город Айдхаб , расположенный на важном паломническом пути в Мекку . Нубийская армия разрушила город, нанеся «удар по самому сердцу ислама » . В ответ была послана карательная мамлюкская экспедиция, но дальше второго порога не прошла . Три года спустя мукуррцы атаковали и разрушили Асуан , но на этот раз Бейбарс ответил хорошо оснащённой армией, отправившейся из Каира в начале 1276 года , сопровождаемый двоюродным братом царя Давида по имени Машкуда или Шеканда . Мамлюки победили нубийцев в трёх битвах при Джебель-Адде, Мейнарти и, наконец, Донголе. Давид бежал вверх по течению Нила , в конечном счёте добравшись до Аль-Абваба на юге , который, будучи ранее самой северной провинцией Алва , к этому периоду, по-видимому, стал самостоятельным государством . Однако царь Аль-Абваба передал Давида Бейбарсу , который приказал его казнить .
Благодаря крестовым походам Европа всё больше узнавала о существовании христианской Нубии в течение XII-го и XIII-го веков, пока в начале XIV-го века не появились даже предложения заключить союз с нубийцами для другого крестового похода против мамлюков . Нубийские персонажи также начинают фигурировать в песнях крестоносцев, сначала показанных как мусульмане, а затем, после XII-го века и с увеличением знаний о Нубии, христианами . Контакты между крестоносцами и паломниками, с одной стороны, и нубийцами с другой, происходили в Иерусалиме , где европейские свидетельства XII—XIV веков свидетельствуют о существовании нубийской общины , а также, если не в первую очередь, в Египте, где проживало много нубийцев и где европейские купцы были весьма активны . Возможно, также существовала нубийская община в контролируемой крестоносцами Фамагусте , Кипр . В середине XIV-го века паломник Никколо де Поджибонси утверждал, что нубийцы симпатизировали латинянам, и поэтому мамлюкский султан не разрешал латинянам путешествовать в Нубию, поскольку он боялся, что те смогут подтолкнуть нубийцев к войне , хотя в книге Знания всех царств было написано, что генуэзские торговцы присутствовали в Донголе . В Каср Ибриме был найден текст, по-видимому, на смешанном языке нубийского с итальянским , а также каталонская игральная карта , а в Банганарти была отмечена надпись, написанная на прованском языке , относящаяся ко второй половине XIII-го века/XIV-го века .
Внутренние трудности, похоже, нанесли ущерб государству. Двоюродный брат царя Давида Шеканда претендовал на трон и поэтому отправился в Каир , чтобы заручиться поддержкой мамлюков. Они согласились и захватили Нубию в 1276 году, а потом посадили Шеканду на престол. Затем Шеканда подписал соглашение, делающее Мукурру вассалом Египта, и в Донголе был размещён гарнизон мамлюков. Несколько лет спустя Шамамун, другой член мукуррской царской семьи, возглавил мятеж против Шеканды, чтобы восстановить независимость Мукуррии. В конце концов он победил гарнизон мамлюков и занял трон в 1286 году после отделения от Египта и нарушения мирного соглашения. Он предложил египтянам увеличить ежегодные платежи в обмен на отмену обязательств, с которыми согласился Шеканда. Армия мамлюков была занята в другом месте, и султан Египта согласился на новое соглашение.
После периода мира царь Керанб не заплатил , и мамлюки снова оккупировали царство в 1312 году. На этот раз на трон был посажен мусульманин. Сайф ад-Дин Абдулла Баршамбу начал обращать народ в ислам , и в 1317 году тронный зал Донголы был превращен в мечеть. Это не было принято другими мукуррскими лидерами, и страна впала в гражданскую войну и анархию в том же году. В конце концов Баршамбу был убит, и его место занял Канз ад-Даула. Правя, его племя, Бану-Ханз выступало марионетками мамлюков . Царь Керанб попытался вырвать контроль у Канз ад-Даулы в 1323 году и в конечном итоге захватил Донголу, но был свергнут всего через год. Он отступил в Асуан , чтобы получить ещё один шанс захватить трон, но этого так и не произошло .
Восшествие на престол мусульманского правителя Абдаллы Баршамбу и превращение им тронного зала в мечеть часто интерпретировалось как конец христианской Мукуррии. Этот вывод является ошибочным, поскольку христианство , оставалось жизненно важным в Нубии . Хотя о последующих десятилетиях известно не так уж много, похоже, что на мукуррском троне были и мусульманские, и христианские цари. Как путешественник Ибн Баттута , так и египетский историк Шихабуддин аль-Умари утверждают, что мукуррские цари были мусульманами, принадлежащими к племени Бану-Ханз, в то время как основное население оставалось христианами. Аль-Умари также указывает, что Мукурра всё ещё находилась в зависимости от мамлюкского султана . С другой стороны, он также отмечает, что мукуррский трон захватывался по очереди как мусульманами так и христианами . Действительно, эфиопский монах, путешествовавший по Нубии около 1330 года, Гадла Эвостатевос, утверждает, что нубийский царь, с которым он якобы встречался лично, был христианином . В книге Знания всех царств , на которую опирается анонимный путешественник с середины XIV века, утверждается, что «Королевство Донгола» было населено христианами и что его королевское знамя представляло собой крест на белом фоне (см. флаг) . Эпиграфические свидетельства раскрывают имена трёх мукуррских царей: Сити и Абдалла Канз ад-Даула, правивших в течение 1330-х годов, и бумаги, датируемые серединой XIV века . Свидетельства правления Сити, все нубийские по своей природе, показывают, что он всё ещё осуществлял контроль/влияние на обширную территорию от нижней Нубии до Кордофана , предполагая, что его царство вошло во вторую половину XIV-го века, могущественным и христианским .
Это было также в середине XIV-го века, особенно после 1347 года, когда Нубия была опустошена чумой . Археология подтверждает быстрый упадок христианской нубийской цивилизации с тех пор. Из-за в целом довольно небольшого населения, чума очистила целые регионы от её нубийских жителей .
В 1365 году произошла ещё одна короткая, но катастрофическая гражданская война. Тогдашний царь был убит в бою своим взбунтовавшимся племянником, который вступил в союз с племенем Бану-Ханз. Брат убитого царя и его свита бежали в город под названием До в арабских источниках, скорее всего идентичный Аддо в нижней Нубии . Затем узурпатор убил знатных людей племени Бану-Ханза, вероятно, потому, что больше не мог им доверять, а затем разрушил и разграбил Донголу , чтобы потом отправиться в До и просить прощения у своего дяди. Таким образом, Донгола была оставлена племени Бану-Ханз, а До стал новой столицей .
Угасание (1365 год — XV век)
Макурийское раздробленное государство
И узурпатор, и законный наследник, и, скорее всего, даже царь, убитый во время узурпации, были христианами . Теперь, проживая в До, мукуррские цари продолжали свои христианские традиции . Они правили уменьшенным вариантом своего бывшего государства ныне простиравшегося с севера на юг около 100 км, хотя в действительности оно могло быть больше . Находясь на стратегически неудобной периферии, царство было оставлено мамлюками в покое . В источниках это царство фигурирует как Дотаво . До недавнего времени считалось, что Дотаво , прежде чем мукуррский двор переместил свое место в До, был просто вассальным государством Мукурры, но теперь принято считать, что это было просто старое нубийское самоназвание Мукурры .
Последний известный царь Иоиль , который упоминается в документе 1463 года и в надписи от 1484 года. Возможно, именно при Иоиле царство стало свидетелем последнего, кратковременного возрождения . После смерти или низложения царя Иоиля царство могло рухнуть . Собор Фараса прекратил действовать после XV-го века, так же как Каср Ибрим был оставлен в конце XV-го века . Дворец в До также вышел из употребления после XV-го века . В 1518 году появляется последнее упоминание о нубийском правителе, хотя неизвестно, где он проживал и был ли он христианином или мусульманином . Не было никаких следов независимого христианского государства, когда Османская империя заняла нижнюю Нубию в 1560-х годах , в то время как Сеннар завладел верхней Нубией к югу от третьего порога .
Дальнейшие события
Политика
К началу XV века появляется упоминание о царе Донголы , скорее всего независимом от влияния египетских султанов. Джума-намазы , проведенные в Донголе , также не упоминали о них . Эти новые цари Донголы, вероятно, столкнулись с волнами арабских миграций и, таким образом, были слишком слабы, чтобы объединить мукуррское раздробленное государство в нижней Нубии . Северная Нубия управлялась непосредственно Фунджем до восстания в конце XVI века, , когда она перешла к Абдаллабам (которые после смерти Аджиба стали данниками Фунджа, но с большой автономией). .
Возможно, что некоторые мелкие царства, сохранившие христианскую нубийскую культуру, развивались на бывшей мукуррской территории, как, например, на острове Мограт, к северу от Абу-Хамеда . Еще одним небольшим царством было Кокка, основанное, в XVII веке на ничейной земле между Османской империей на севере и Фунджем на юге. Его организация и ритуалы имели четкое сходство с христианскими временами . В конечном счете сами царьки были христианами до XVIII-го века .
В 1412 году племя Бану-Ханз захватило под свой контроль Нубию и часть Египта выше Фиваида .
Этнография и лингвистика
Нубийцы вверх по течению Аль-Даббы начали постепенно арабизироваться, переходить на арабский язык , в конечном счете став племенем Джаалин, претендовали на потомков Аббаса , дяди Мухаммеда . Джаалины уже упоминались Давидом Реувени , который путешествовал по Нубии в начале XVI веке . Теперь они разделены на несколько субплемен, которые живут на расстоянии, от Аль-Дабба до соединения Синего и Белого Нила: Шайкия, Рубатаб, Манасир, Мирафаб и «собственно Джаалин» . Среди них, нубийский оставался разговорным языком до XIX-го века . К северу от Аль-Даббы развивались три нубийские подгруппы: Кензи, которые до завершения строительства Асуанской плотины жили между Асуаном и Махарракой, Махаси, которые поселились между Махарракой и Кермой и племенем Данагла, самыми южными из оставшихся нильских нубийцев. Некоторые причисляют Данаглу к Джаалинам, поскольку Данаглы также утверждают, что принадлежат к этому арабскому племени, но на самом деле они все еще говорят на нубийском языке . Северный Кордофан , который все еще был частью Мукурры в конце 1330-х годов , также подвергся лингвистической арабизации, подобной долине Нила выше по течению Аль-Дабба. Исторические и лингвистические свидетельства подтверждают, что местные жители были преимущественно нубийцами до XIX-го века, с языком, тесно связанным с нильско-нубийскими диалектами .
Сегодня нубийский язык находится в процессе замены на арабский . Кроме того, нубийцы всё чаще начинают утверждать, что они арабы , происходящие от Аббаса, тем самым игнорируя свое христианское нубийское прошлое .
Культура
Христианская Нубия долгое время считалась чем-то вроде захолустья, главным образом потому, что ее могилы были маленькими и лишенными погребальных принадлежностей предыдущих эпох . Современные ученые понимают, что это было вызвано культурными причинами, и что мукуррцы действительно имели богатое и яркое искусство и культуру.
Языки
В Мукуррии использовались четыре языка: нубийский , египетский , греческий и арабский . Нубийский был представлен двумя диалектами: на нобийском говорили в провинции Нобатия на севере, а на донголави - в центре Мукурры , хотя в исламский период нобийский также считается языком племени Шайгия в юго-восточной части от Донголы . Царский двор использовал больше нобийский, несмотря на то, что он находился на территории, говорящей на донголавийском диалекте,несмотря на то, что словарь Донголави, как утверждается, постепенно проник в этот письменный нубийский язык [ уточнить ссылку 762 дня ] . К VIII веку нобийский был кодифицирован на основе египетского письма , но только в XI-м веке нобийский утвердился в качестве языка административных, экономических и религиозных документов . Подъем нобийского совпал с упадком египетского языка в Мукуррии и Египте . Было высказано предположение, что до превращения нобийского в литературный язык египетский служил официальным административным языком, но это представляется сомнительным; египетский практически отсутствуют в сердце Мукуррии . В Нобатии , однако, египетский был довольно широко распространен , вероятно, даже служил лингва франка . Египетский также служил языком общения с Египтом и коптской церковью . Египетские беженцы, бежавшие от исламского преследования, поселялись в Мукуррии, а нубийские священники и епископы учились в египетских монастырях . Греческий , третий язык, пользовался большим авторитетом и использовался в религиозном контексте, но, похоже, на нем фактически не говорили, что делало его мертвым языком (похожим на латынь в средневековой Европе ) . Наконец, арабский язык использовался с XI-го и XII-го веков, заменяя египетский как язык торговли и дипломатической переписки с Египтом. Кроме того, арабские торговцы и поселенцы присутствовали на севере Нубии , хотя разговорный язык последнего, похоже, постепенно сместился с арабского на нубийский .
Искусство
Настенная живопись
По состоянию на 2019 год было зарегистрировано около 650 фресок, распределенных по 25 сайтам , с большим количеством изображений, все еще ожидающих публикации . Одним из наиболее важных открытий, сделанных в ходе бурной работы, предшествовавшей затоплению нижней Нубии, был собор в Фарасе . Это большое здание было полностью засыпано песком, сохранившим ряд великолепных фресок. Подобные, но менее хорошо сохранившиеся картины были найдены в нескольких других местах в Мукуррии, включая дворцы и частные дома, что дает общее впечатление о мукуррском искусстве. Стиль и содержание были в значительной степени под влиянием искусства Восточной Римской империи , а также показали влияние египетского искусства и искусства из Палестины . В основном религиозного характера, это искусство изображает многое из стандартных христианских сцен. Также здесь изображено несколько мукуррских царей и епископов с заметно более темной кожей, чем у библейских персонажей.
-
Христос , Абу Ода (вторая половина VII-го века)
-
Апостол Пётр , вставленный в фараоновскую картину, (конец VII — начало VIII века)
-
Святая Анна , Фарас (VIII-первая половина IX века)
-
Святой воин с копьем и щитом, Фарас (IX век)
-
Архангел Гавриил с мечом, Фарас (первая четверть X-го века)
-
Трое юношей в печи , Фарас (последняя четверть X века)
-
Богоявление и епископ, Абдаллах Нирки (конец X — начало XI века)
-
Волхвы на лошадях, Фарас (конец X-начало XI века)
-
Сложный крест, Фарас (XI век)
-
Крещение Христа , Старая Донгола (XII-XII вв.)
-
Святой воин, Мейнарти (конец XIII — середина XIV века)
Иллюстрации к рукописям
-
Старая нубийская рукопись из Серра Ист (973 г.) с изображением какого-то богато одетого человека
-
Фрагмент рукописи из Серра Иста с изображением сидящего мужчины
-
Старая нубийская рукопись из Каср Ибрима с изображением епископа
-
Святой Менас и лодочник на древненубийской рукописи, найденной в Эдфу
Керамика
Нубийская керамика в этот период также примечательна. Шинни называет это «самой богатой местной гончарной традицией на африканском континенте». Ученые делят керамику на три эпохи . Ранний период, с 550 до 650 по Адамсу или до 750 по Шинни, видел довольно простую керамику, похожую на керамику поздней Римской империи . Он также видел большую часть Нубийской керамики, импортированной из Египта, а не произведенной внутри страны. Адамс считает, что поставки закончились вторжением 652; Шинни связывает это с распадом государства Омейядов в 750 году. После этого увеличилось внутреннее производство, с крупным производственным комплексом в Фарасе . В эту среднюю эпоху, которая продолжалась примерно до 1100 года, керамика была расписана цветочными и зооморфными сценами и демонстрировала отчетливое омейядское и даже сасанидское влияния . В поздний период в Мукуррии внутреннее производство снова упало в пользу импорта из Египта. Керамика, произведенная в Мукуррии, стала менее богато украшенной, но лучший контроль температуры обжига позволил использовать различные цвета глины.
Положение женщин
Христианское нубийское общество было матрилинейным , и женщины находились на высоким социальным положении . Преемственность в матрилине давала царице-матери и сестре правящего царя, как будущей царице-матери, большое политическое значение . Эта важность подтверждается тем фактом, что она постоянно фигурирует в юридических документах . Другим женским политическим названием была аста («дочь»), возможно, какой-то тип провинциального представителя .
Женщины имели доступ к образованию , и есть свидетельства того, что, как и в ромейском Египте , существовали женщины-писцы . Частное землевладение было открыто как для мужчин, так и для женщин, что означало, что они могли владеть, покупать и продавать землю. Передача земли от матери к дочери была обычным делом . Они также могли быть покровителями церквей и настенных росписей . Надписи из собора в Фарасе указывают на то, что вокруг каждой второй настенной живописи было женское изображение .
Гигиена
Уборные были обычным явлением в нубийских жилых домах . В Донголе во всех домах были керамические туалеты . В некоторых домах в Серра Матто (Восточная Серра) были керамические туалеты, которые были соединены с небольшой камерой с выровненным каменным окном снаружи и кирпичной вентиляцией . Биконические кусочки глины служили эквивалентом туалетной бумаги .
Один дом в Донголе имел сводчатую ванную комнату, питаемую системой труб, присоединенных к резервуару для воды . Печь нагревала как воду, так и воздух, который циркулировал в богато украшенную ванную комнату через дымоходы в стенах . Считается, что в монастырском комплексе Хамбуколь была комната, служившая паровой баней . Монастырь Газали в Вади Абу Дом также мог иметь несколько ванных комнат .
Управление
Мукурра была монархией, управляемая царём из Донголы. Царь также считался священником и мог проводить христианское богослужение . Как решался вопрос о преемственности, неясно. Ранние авторы указывают, что она передавалась от отца к сыну. Однако после XI века становится ясно, что Мукурра использовала систему «дядя-сын-сестра», которую тысячелетиями поддерживали в Куше . Шинни предполагает, что более поздняя форма, возможно, действительно использовалась повсюду, и что ранние арабские писатели просто неправильно поняли ситуацию и неправильно описали мукуррскую преемственность как подобную тому, к чему они привыкли . Коптский источник середины VIII века называет царя Кириака «православным абиссинским царем Мукуррии», а также «греческим царем», причём «абиссинец», вероятно, отражает миафизитскую коптскую церковь, а «грек» — диофизитскую ромейскую православную версию . В 1186 году царь Моисей Георг назвал себя "царём Алвы, Мукуррии, Нобатии, Далмации и Аксиомы .
Мало что известно о правительстве ниже царя. Упоминается широкий круг должностных лиц, обычно пользующихся ромейскими титулами, но их роли никогда не объясняются. Одна из фигур, которая хорошо известна благодаря документам, найденным в Каср-Ибриме , — это эпарх Нобатии, который, по-видимому, был вице-царём в этом регионе после его присоединения к Мукуррии. Из записей эпарха явствует, что он также отвечал за торговлю и дипломатию с египтянами. Ранние записи говорят о том, что эпарх был назначен царём, но более поздние указывают на то, что эта должность стала наследственной . Эта должность в конечном счёте стала должностью «повелителя лошадей», правящего автономным, а затем контролируемым Египтом Аль-Марисом.
Епископы , возможно, играли роль в управлении государством. Ибн Селим эль-Асуани отметил, что прежде чем царь откликнулся на его миссию, он встретился с советом епископов [ уточнить ссылку 762 дня ] . Эль-Асуани описал высокоцентрализованное государство, но другие авторы утверждают, что Мукурра была федерацией из 13 княжеств, возглавляемых царём в Донголе . Неясно, какова была реальность, но Дотаво , заметно упомянутое в документах Каср-Ибрима, могло бы быть одним из этих княжеств .
Религия
Язычество
Одним из наиболее обсуждаемых вопросов среди учёных является религия Мукуррии. До V века старая вера Мероэ , по-видимому, оставалась сильной, даже в то время как древнеегипетская религия , её аналог в Египте, исчезла. В V веке нубийцы дошли до того, что начали вторжение в Египет, когда христиане попытались там превратить некоторые из главных храмов в церкви .
Христианство
Археологические свидетельства этого периода обнаруживают ряд христианских украшений в Нубии, и некоторые учёные считают, что это означает, что обращение снизу уже имело место. Другие утверждают, что они скорее отражают веру производителей в Египте, чем покупателей в Нубии .
Точное обращение произошло с серией христианских миссий VI-го века. Восточная Римская империя послала официальную делегацию, чтобы попытаться обратить царства в халкидонское христианство , но императрица Феодора , как сообщается, сговорилась задержать официальную миссию, чтобы позволить группе миафизитов прибыть первой . Иоанн Эфесский сообщает, что миафизиты успешно обратили царство Нобатию , но Мукурра и Алва не приняли миссию. Иоанн Бикларийский утверждает, что Мукурра и Алва тогда приняла официальную миссию империи. Археологические свидетельства, указывают на быстрое обращение, вызванное официальным принятием новой веры. Тысячелетние традиции, такие как строительство сложных гробниц и захоронение дорогих погребальных принадлежностей вместе с умершими, были оставлены, и храмы по всему региону, были преобразованы в церкви. Церкви в конце концов были построены практически в каждом городе и деревне .
После этого момента точный курс мукуррского христианства подвергается большим спорам. Понятно, что около 710 года Мукурра стала официально коптской и верной коптскому патриарху Александрии ; царь Мукуррии стал защитником патриарха Александрии , иногда вмешиваясь в военные действия, чтобы защитить его, как это сделал Кириак в 722 году. В этот же период православная Мукурра поглотила коптскую Нобатию, историки долго гадали, почему государство-завоеватель приняло религию своего соперника. Совершенно очевидно, что египетское влияние было гораздо сильнее в регионе, а римская власть ослабевала, и это могло сыграть свою роль. Историки также расходятся во мнениях о том, был ли это конец православно-коптского раскола, поскольку есть некоторые свидетельства того, что православное меньшинство сохранялось до конца царства.
Церковная инфраструктура
Мукуррская церковь была разделена на 7 епископств: Калабша, Купта, Каср-Ибрим , Фарас , Сай, Донгола и Суэнкур . В отличие от Эфиопии , по-видимому, не было создано никакой национальной церкви, и все 7 епископов подчинялись непосредственно коптскому патриарху Александрии . Епископы назначались патриархом, а не царем, хотя они, по-видимому, в основном были местными нубийцами, а не египтянами .
Монашество
В отличие от Египта, в Мукуррии не так много свидетельств монашества . Согласно Адамсу, есть только три археологических объекта, которые, безусловно, являются монастырскими. Все три довольно маленькие и вполне коптские, что позволяет предположить, что они были созданы египетскими беженцами, а не коренными Мукуррцами . Начиная с X-XI века нубийцы имели свой собственный монастырь в египетской долине Вади-Натрун .
Ислам
Бакт гарантировал безопасность мусульман, путешествующих в Мукурру , но запрещал им селиться в царстве. Последний пункт, однако, не был поддержан : мусульманские мигранты, вероятно, торговцы и ремесленники, , как утверждается, поселились в нижней Нубии с IX века и вступали в брак с местными жителями, тем самым заложив основу для небольшого мусульманского населения далеко к югу до Батн-Эль-Хаджара . Арабские документы из Каср-Ибрима подтверждают, что эти мусульмане имели свою собственную общинную судебную систему , но все еще считали эпарха Нобатии своим сюзереном . Вполне вероятно, что у них были собственные мечети, но все же ни один из них не был идентифицирован археологически , за возможным исключением Джебель-адды .
В Донголе не было большего числа мусульман до конца XIII века. До этого момента мусульманские жители были ограничены купцами и дипломатами [ уточнить ссылку 762 дня ] . В конце X века, когда Аль-Асвани пришел в Донголу, там все еще не было мечети, несмотря на то, что ее требовали в Бакте; он и около 60 других мусульман должны были молиться за пределами города . Только в 1317 году, после преобразования тронного зала Донголы Абдаллой Баршамбу, мечеть была твердо засвидетельствована . В то время как джизья , главный налог ислама, взимаемый с немусульман, был установлен после вторжения мамлюков в 1276 году , а Мукуррой периодически управляли мусульманские цари со времен Абдаллы Баршамбу, большинство нубийцев оставались христианами . Фактическая исламизация Нубии началась в конце XIV века, с приходом первых мусульманских проповедников, пропагандирующих суфийский ислам .
Упадок христианства и подъем ислама
Конец христианства в Мукуррии неясен. Шинни интерпретирует свидетельства с двух разных кладбищ, в районе Вади-Хальфа и в Мейнарти, чтобы заключить, что ислам присутствовал в Мукуррии в начале X-го века, "и кажется, что христиане и мусульмане, должно быть, жили в дружбе в течение нескольких столетий". Однако есть предположение, что христианская община ослабла: раскопки могилы епископа в Каср-Ибриме обнаружили два свитка, датированные 1372 годом, в которых записано его посвящение в Каире и разрешение на его интронизацию. Шинни приходит к выводу, что это "делает совершенно ясным, что христианство все еще имело значение", хотя "возможно, объединение этих двух епархий при одном епископе является отражением сокращения числа христиан в этом районе" .
Нам предлагают взглянуть на проблемы, с которыми столкнулась местная церковь в конце из рассказа путешественника Франсишку Алвареша . Находясь при дворе императора Давида II в 1520-х годах, он был свидетелем посольства нубийских христиан, которые пришли к императору с просьбой о священниках, епископах и других персонах, отчаянно необходимых для сохранения христианства в их стране. Давид II отказался помочь, заявив, что принял своего епископа от патриарха Александрийского и что они тоже должны обратиться к нему за помощью .
Исламизация началась там, где было сердце Мукуррии в конце XIV века, инициированная исламскими проповедниками, прибывшими с севера. В нижней Нубии исламизация началась столетием позже . Донгола, бывшая столица Мукуррии, к концу XVI века была практически лишена христиан . В тот же период мусульманские махаси-нубийцы и арабизированные группы из донгольского хребта начали селиться в Гезире , где они стали движущей силой исламизации бывшей алодийской глубинки . Изолированные христианские нубийские общины просуществовали до XIX века, возможно, даже до начала XX века . Кланы, которые исторически оставались христианскими, подвергались дискриминации и были вынуждены платить дань тем, кто принял ислам раньше, поскольку они считались полу-неверными . Принуждение к исламу с фактическим насилием не засвидетельствовано, по крайней мере, мусульманскими нубийскими правителями . В XVIII веке османы, с другой стороны, говорили, что они ведут войну против христианской деревни, чтобы заставить ее принять ислам . В церквях поздней эпохи, как правило, нет признаков грабежа и осквернения , за исключением разрушения черт лиц на фресках, скорее всего, из-за исламского аниконизма . Лишь незначительное меньшинство церквей было обращено в мечети. Христианизационные ритуалы, однако, пережили формальное обращение в ислам. Например, некоторые нубийские матери до сих пор "крестят" своих новорожденных детей, окуная их в Нил и крича: " я окунаю тебя в воду, окунаю во имя Иоанна ". В некоторых деревнях христианские женские имена, такие как Елиса или Марта, все еще распространены .
Экономика
Основной экономической деятельностью в Мукуррии было сельское хозяйство, где крестьяне выращивали несколько культур в год: ячмень , пшено и финики . Применяемые методы, как правило, были теми же самыми, что использовались на протяжении тысячелетий. Небольшие участки хорошо орошаемой земли были выстроены вдоль берегов Нила , которые должны были быть удобрены ежегодным разливом реки. Одним из важных технологических достижений были чигирь и водяное колесо , которые были введены в римский период и помогло увеличить урожайность и плотность населения . Модели расселения указывают на то, что земля была разделена на отдельные участки, а не как в системе Мероэ. Крестьяне жили в маленьких деревушках, состоящих из тесных домиков из высушенного солнцем кирпича .
Важные отрасли промышленности включали производство керамики , базирующейся в Фарасе , и ткачество , базирующееся в Донголе . Более мелкие местные отрасли промышленности включают кожевенную, металлообрабатывающую и широко распространенное производство корзин, циновок и сандалий из пальмового волокна. Важное значение имело также золото, добываемое на холмах Красного моря к востоку от Мукуррии .
Скот имел большое экономическое значение. Возможно, его разведение и сбыт контролировались центральной администрацией. Большое скопление костей крупного рогатого скота XIII века из Старой Донголы было связано с массовым забоем вторгшихся мамлюков, которые пытались ослабить экономику Мукуррии .
Мукуррская торговля была в основном бартерной , поскольку государство никогда не принимало валюту . На севере, однако, египетские монеты были обычным явлением [1] . Мукуррская торговля с Египтом имела большое значение. Из Египта ввозилось большое количество предметов роскоши и промышленных товаров. Главным предметом экспорта Мукуррии были рабы. Рабы, посланные на север, были не из самой Мукуррии, а скорее с юга и запада Африки. Мало что известно о торговле и отношениях Мукуррии с другими частями Африки. Имеются некоторые археологические свидетельства контактов и торговли с областями к западу, особенно с Кордофаном . Кроме того, контакты с Дарфуром и Канем-Борну представляются вероятными, но доказательств этому мало. По-видимому, между Мукуррой и христианской Эфиопией на юго-востоке существовали важные политические отношения. Например, в X веке Георгий II успешно вмешался от имени неназванного в то время правителя и убедил Патриарха Филофея Александрийского наконец рукоположить Абуну , или митрополита, для Эфиопской православной церкви . Однако существует мало свидетельств о каком-либо ином взаимодействии между двумя христианскими государствами.
См. также
Примечания
- Комментарии
- Первая теория относит это событие ко времени Сасанидского вторжения, вторая теория ко времени между первым и вторым арабским вторжением, то есть 642 и 652 годами, а третья теория к началу VII века.
- Также утверждалось, что епископство не было основано, а просто восстановлено.
- Недавно было высказано предположение, что арабы сражались с нубийцами не в Нубии, а в Верхнем Египте, который оставался зоной боевых действий, оспариваемым обеими сторонами, вплоть до арабского завоевания Асуана в 652 году.
- Захарий, предположительно уже довольно могущественный при жизни Иоанна, был мужем сестры Иоанна. Матрилинейная нубийская преемственность требовала, чтобы следующим царём мог быть только сын сестры царя, что делало Захарию, в отличие от его сына Георгия, незаконнорождённым царём.
- Утверждение о полной наготе не следует принимать за факт, поскольку оно отражает древний стереотип.
- Это может быть ссылкой на первоначальные три царства Нобатию, Мукурру и Алву, если только автор не имел в виду полуавтономный статус Нобатии в пределах Мукурры.
- «Далмация» или «Дамалтия», вероятно, является ошибкой для Толмейта (древняя Птолемаида в Ливии), которая была частью титула патриарха Александрии: «архиепископ великого города Александрии и града Вавилона (Каира), а также Нобатии, Алвы, Мукурры, Далмации и Аксиомы (Аксума)». Было высказано предположение, что в документе 1186 года была некоторая путаница между титулами царя и патриарха.
- Примечания
- , p. 266.
- , p. 257.
- , p. 614.
- , p. 253—256.
- ↑ , p. 287.
- , Fig. 10.
- , p. 35.
- , p. 182.
- , pp. 279-285.
- , pp. 161–162.
- , p. 42.
- ↑ , p. 161.
- , p. 39.
- , pp. 32-33.
- , pp. 214-217.
- , p. 5.
- ↑ , p. 7.
- , p. 17.
- , p. 43.
- , pp. 31-33.
- , p. 58.
- ↑ , p. 33.
- , pp. 58, 62-65.
- , p. 785.
- , pp. 73-74.
- , pp. 73-77.
- ↑ , p. 90.
- , p. 77.
- , p. 85.
- , p. 76, заметка 84.
- , p. 90.
- , pp. 77-78.
- , p. 88.
- , p. 254.
- , pp. 48-49.
- , pp. 94–96.
- , pp. 66-67.
- Godlewski, 2013, p. 91.
- , p. 69.
- , p. 68.
- , pp. 70-72.
- , pp. 7-8.
- , pp. 73, 71.
- , p. 7.
- , p. 68.
- , p. 70.
- ↑ , p. 73.
- , p. 82.
- , p. 310.
- , p. 83.
- ↑ , p. 84.
- , p. 454.
- , p. 29.
- , p. 45.
- , p. 86, заметка 37.
- , p. 128.
- , pp. 11, 39.
- ↑ , pp. 290-291.
- , p. 75.
- , p. 88.
- , pp. 76–77.
- ↑ , p. 89.
- , p. 318.
- , pp. 89–91.
- ↑ , p. 11.
- , p. 91.
- , p. 11.
- , p. 12.
- , pp. 553-554.
- , pp. 552-553.
- , p. 84.
- , pp. 94-95, заметка 50.
- ↑ , p. 85.
- , p. 95.
- , p. 96.
- , p. 91.
- , pp. 99-100, заметка 16 и 17.
- , p. 101.
- ↑ , p. 456.
- ↑ , p. 102.
- , p. 92.
- , pp. 120–121.
- , p. 184.
- , pp. 18, 23.
- , pp. 187-188.
- , p. 89.
- , pp. 93–94.
- , pp. 182-184.
- , p. 264.
- , pp. 214-215.
- , p. 1, заметка 1.
- , p. 103.
- , p. 17.
- , p. 126.
- , pp. 262-264.
- , pp. 671, 672.
- ↑ , p. 669.
- , p. 672–674.
- , pp. 939–940.
- , p. 940.
- , p. 75.
- Plumley, 1983, p. 162.
- , pp. 249—250.
- , p. 113.
- Plumley, 1983, pp. 162-163.
- ↑ , p. 248.
- , p. 76.
- , pp. 93-94.
- ↑ Plumley, 1983, p. 164.
- , p. 124.
- , p. 522.
- , p. 121—122.
- ↑ , p. 84.
- , p. 117.
- , p. 117, заметка 16.
- , p. 93.
- ↑ , p. 118.
- ↑ , p. 95.
- , p. 554.
- , p. 554, заметка 2.
- , p. 244.
- , pp. 120-122.
- ↑ , p. 254.
- , pp. 122-123.
- , pp. 45, 49-50.
- , p. 48.
- ↑ , p. 1000.
- , pp. 999-1000.
- ↑ , p. 110.
- , pp. 307-311.
- , pp. 35-46.
- , p. 128.
- , p. 111.
- , pp. 114-116.
- , pp. 103-106.
- , p. 133.
- ↑ , pp. 134-135.
- , pp. 162-263.
- , p. 106.
- , p. 43.
- , p. 17.
- , p. 248.
- , p. 138.
- , p. 139—140, заметка 25.
- , p. 82.
- , p. 140.
- , p. 140—141.
- , pp. 154-155.
- , pp. 253-254.
- , p. 141—143.
- , p. 248—250.
- , p. 143—144.
- , p. 144.
- ↑ , p. 253.
- ↑ , p. 145.
- , p. 9.
- , p. 130—131.
- ↑ , p. 256.
- , p. 149.
- , pp. 85.
- , p. 536.
- , p. 36—37.
- , p. 39—40.
- , p. 150.
- , p. 148, 157, заметка 68.
- , p. 256.
- , p. 557—558.
- ↑ , p. 29.
- , p. 562.
- , p. 559—560.
- , p. 154.
- , p. 21.
- , p. 188, заметка 26.
- , p. 26, заметка 44.
- , p. 495.
- , pp. 236-239.
- , p. 186.
- , pp. 25-26.
- Rilly, de Voogt, 2012, p. 75.
- , p. 187.
- , p. 36.
- ↑ , p. 41.
- , pp. 36-37.
- , p. 37.
- , pp. 193-194.
- , pp. 43-44.
- , p. 196.
- , p. 14.
- , p. 80.
- , p. 93.
- , p. 255-256.
- ↑ , p. ?.
- , p. 570.
- ↑ , p. 248.
- ↑ , p. 344.
- , p. 243.
- , pp. 237-238.
- , pp. 236-237.
- , p. 344-345.
- , p. 235.
- , pp. 170–171.
- , p. 97.
- , p. 135.
- , pp. 171–172.
- ↑ , p. 172.
- , p. 373.
- , p. 581.
- , p. 204.
- , p. 117.
- , p. 243.
- , p. 258.
- Jakbielski, 1992, с. 211.
- , p. ?.
- , p. 259.
- , p. 440.
- , p. 441.
- . Дата обращения: 17 февраля 2020. 3 января 2018 года.
- , p. 583.
- , p. 472.
- , p. 478.
- , p. 257.
- , p. 101.
- ↑ , p. 106.
- ↑ , p. 468.
- , p. 155.
- , pp. 15–16.
- , p. 147.
- , p. 107.
- Godlewski, 2013, p. 117.
- , p. 16.
- , p. 71, заметка 44.
- , pp. 121-122.
- , pp. 137-140.
- ↑ , pp. 155-156.
- , p. 265.
- , pp. 460—462.
- , p. 59.
- , p. 158.
- , p. 181.
- ↑ , p. 540.
- , p. 543.
- , p. 544.
- , pp. 180-181.
- , p. 556.
- , p. 269.
Источники
- Adams, William Y. (неопр.) . — Princeton: Princeton University , 1977. — ISBN 978-0-7139-0579-3 .
- Adams, William Y. The United Kingdom of Makouria and Nobadia: A Medieval Nubian Anomaly // Egypt and Africa: Nubia from Prehistory to Islam (англ.) / W.V. Davies. — London: British Museum Press, 1991. — ISBN 978-0-7141-0962-6 .
- al-Suriany, Bigoul. Identification of the Monastery of the Nubians in Wadi al-Natrun // Christianity and Monasticism in Aswan and Nubia (англ.) / Gawdat Gabra; Hany N. Takla. — Saint Mark Foundation, 2013. — P. 257—264. — ISBN 9774167643 .
- Bechhaus-Gerst, Marianne. Sprachwandel durch Sprachkontakt am Beispiel des Nubischen im Niltal (нем.) . — Köppe, 1996. — ISBN 3-927620-26-2 .
- Beckingham, C.F.; Huntingford, G.W.B. The Prester John of the Indies (англ.) . — Cambridge: Hakluyt Society , 1961.
- Borowski, Tomasz. Placed in the Midst of Enemies? Material Evidence for the Existence of Maritime Cultural Networks Connecting Fourteenth-Century Famagusta with Overseas Regions in Europe, Africa and Asia // Famagusta Maritima. Mariners, Merchants, Pilgrims and Mercenaries (англ.) / Walsh, Michael J. K.. — Brill, 2019. — P. 72—112. — ISBN 9789004397682 .
- Bowersock, G. W.; Brown, Peter; Grabar, Oleg. Nubian language // A Guide to the Postclassical World (неопр.) . — Harvard University Press , 2000.
- Bruning, Jelle. The Rise of a Capital: Al-Fusṭāṭ and Its Hinterland, 18-132/639-750 (англ.) . — Brill, 2018. — ISBN 978-90-04-36636-7 .
- Burns, James McDonald. A History of Sub-Saharan Africa (неопр.) . — Cambridge: Cambridge University Press , 2007. — С. 418. — ISBN 0-521-86746-0 .
- Chojnacki, Stanislaw. Wandgemälde, Ikonen, Manuskripte, Kreuze und anderes liturgisches Gerät // Das christliche Äthiopien. Geschichte, Architektur, Kunst (нем.) / Walter Raunig. — Schnell und Steiner, 2005. — S. 171—250. — ISBN 9783795415419 .
- Danys, Katarzyna; Zielinska, Dobrochna (2017). "Alwan art. Towards an insight into the aesthetics of the Kingdom of Alwa through the painted pottery decoration". Sudan&Nubia . 21 : 177—185. ISSN .
- Edwards, David. The Nubian Past: An Archaeology of the Sudan (англ.) . — Routledge , 2004. — ISBN 978-0415369879 .
- Fritsch, Emmanuel. The Origins and Meanings of the Ethiopian Circular Church // Tomb and Temple. Re-Imagining the Sacred Buildings of Jerusalem (англ.) / Robin Griffith-Jones, Eric Fernie. — Boydell, 2018. — P. 267—296. — ISBN 9781783272808 .
- Gazda, M. Mameluke invasions on Nubia in the 13th Century. Some Thoughts on Political Interrelations in the Middle East (англ.) . — Gdansk Archaeological MuseumGdansk Archaeological Museum, 2005. — Vol. 3. — P. 93—98.
- Godlewski, Wlodzimierz. The Birth of Nubian Art: Some Remarks // Egypt and Africa: Nubia from Prehistory to Islam (англ.) / W.V. Davies. — London: British Museum, 1991. — ISBN 978-0-7141-0962-6 .
- Godlewski, Wlodzimierz. Introduction to the Golden Age of Makuria (неопр.) // Africana Bulletin. — 2002. — Т. 50 . — С. 75—98 .
- Godlewski, Wlodzimierz. (англ.) // Polish Archaeology in the Mediterranean : journal. — 2013a. — Vol. 22 . — P. 663—677 .
- Godlewski, Włodzimierz. (итал.) . — Polish Centre of Mediterranean Archaeology, University of Warsaw, 2013b. — ISBN 978-83-903796-6-1 .
- Godlweski, Wlodzimierz. The Kingdom of Makuria in the 7th century. The struggle for power and survival // Les préludes de l'Islam. Ruptures et continuités (фр.) / Christian Julien Robin; Jérémie Schiettecatte. — 2013c. — С. 85—104. — ISBN 978-2-7018-0335-7 .
- Godlewski, Włodzimierz. // Ein Forscherleben zwischen den Welten. Zum 80. Geburtstag von Steffen Wenig (нем.) / Angelika Lohwasser; Pawel Wolf. — 2014.
- Grajetzki, Wolfram. (неопр.) // Internet-Beiträge zur Ägyptologie und Sudanarchäologie. — 2009. — Т. X .
- Greisiger, Lutz. Ein nubischer Erlöser-König: Kus in syrischen Apokalypsen des 7. Jahrhunderts // (неопр.) / Sophia G. Vashalomidze, Lutz Greisiger. — 2007.
- Hagen, Joost (2009). "Districts, Towns and Other Locations of Medieval Nubia and Egypt, Mentioned in the Coptic and Old Nubian Texts from Qasr Ibrim". Sudan & Nubia . 13 : 114—119.
- Hasan, Yusuf Fadl. The Arabs and the Sudan. From the seventh to the early sixteenth century (англ.) . — Edinburgh University Press , 1967.
- Hesse, Gerhard. Die Jallaba und die Nuba Nordkordofans. Händler, Soziale Distinktion und Sudanisierung (нем.) . — Lit, 2002. — ISBN 3825858901 .
- Hendrickx, Benjamin. (англ.) // Pharos Journal of Theology : journal. — 2018. — P. 1—21 . — ISSN .
- Holt, P. A. A History of the Sudan (неопр.) . — ISBN 1405874457 . , 2011. —
- Jakobielski, S. Christian Nubia at the Height of its Civilization // UNESCO General History of Africa. Volume III (англ.) . — University of California , 1992. — ISBN 978-0-520-06698-4 .
- Khan, Geoffrey. // Qasr Ibrim, between Egypt and Africa (неопр.) . — Peeters , 2013. — С. 145—156.
- Kropacek, L. Nubia from the late twelfth century to the Funj conquest in the early fifteenth century // UNESCO General History of Africa. Volume IV (англ.) . — 1997.
- Kołosowska, Elżbieta; El-Tayeb, Mahmoud. Excavations at the Kassinger Bahri Cemetery Sites HP45 and HP47 (англ.) // Gdańsk Archaeological Museum African Reports : journal. — 2007. — Vol. 5 . — P. 9—37 .
- Lev, Yaacov. (неопр.) . — BRILL, 1999. — ISBN 978-90-04-11221-6 .
- Łajtar, Adam; Płóciennik, Tomasz. A man from Provence on the Middle Nile: A graffito in the Upper Church at Banganarti // Nubian Voices. Studies in Christian Nubian Culture (англ.) / Łajtar, Adam; van der Vliet, Jacques. — Taubenschlag, 2011. — P. 95—120. — ISBN 978-83-925919-4-8 .
- Lajtar, Adam; Ochala, Grzegorz. An Unexpected Guest in the Church of Sonqi Tino (неопр.) // Dotawo. — 2017. — Т. 4 . — С. 257—268 .
- Lajtar, Adam. (нем.) // The Journal of Juristic Papyrology. — 2009. — Т. XXXIX . — С. 83—119 . — ISSN . 25 сентября 2018 года.
- Lajtar, Adam. Qasr Ibrim's last land sale, AD 1463 (EA 90225) // (англ.) . — 2011.
- Lepage, Clade; Mercier, Jacques. Les églises historiques du Tigray. The Ancient Churches of Tigrai (неопр.) . — Editions Recherche sur les Civilisations, 2005. — ISBN 2-86538-299-0 .
- Lohwasser, Angelika. Das „Ende von Meroe". Gedanken zur Regionalität von Ereignissen // Ägypten und sein Umfeld in der Spätantike. Vom Regierungsantritt Diokletians 284/285 bis zur arabischen Eroberung des Vorderen Orients um 635-646. Akten der Tagung vom 7.-9.7.2011 in Münster (нем.) / Feder, Frank, Lohwasser, Angelika. — Harrassowitz, 2013. — S. 275—290. — ISBN 9783447068925 .
- Martens-Czarnecka, Malgorzata. (неопр.) // Studia Ceranea. — 2015. — Т. 5 . — С. 249—265 . — ISSN .
- McHugh, Neil. (англ.) . — Northwestern University , 1994. — ISBN 0810110695 .
- Michalowski, K. The Spreading of Christianity in Nubia // UNESCO General History of Africa , Volume II (англ.) . — University of California, 1990. — ISBN 978-0-520-06697-7 .
- Obłuski, Arthur. (англ.) // Polish Archaeology in the Mediterranean : journal. — 2017. — Vol. 26/1 .
- Obłuski, Arthur. The Monasteries and Monks of Nubia (неопр.) . — The Taubenschlag Foundation, 2019. — ISBN 978-83-946848-6-0 .
- Obłuski, Artur; Godlewski, Włodzimierz; Kołątaj, Wojciech; Medeksza, Stanisław. (англ.) // Polish Archaeology in the Mediterranean : journal. — Polish Centre of Mediterranean Archaeology, University of Warsaw, 2013. — Vol. 22 . — P. 248—272 . — ISSN .
- Ochala, Grzegorz. A King of Makuria in Kordofan // Nubian Voices. Studies in Christian Nubian Culture (англ.) / Adam Lajtar, Jacques van der Vliet. — Journal of Juristic Papyrology, 2011. — P. 149—156.
- Ochala, Grzegorz. (англ.) // Dotawo: A Journal for Nubian Studies : journal. — Journal of Juristic Papyrology, 2014. — Vol. 1 . — ISBN 0692229140 .
- O'Fahey, R. S.; Spaulding, Jay. Kingdoms of Sudan (неопр.) . — Methuen Young Books, 1974.
- Osypinska, Marta. Animals: archaeozoological research on the osteological material from the Citadel // Dongola 2012-2014. Fieldwork, conservation and site management (англ.) / Włodzimierz Godlewski; Dorota Dzierzbicka. — Polish Centre of Mediterranean Archaeology, University of Warsaw, 2015. — P. 259—271. — ISBN 978-83-903796-8-5 .
- Rilly, Claude. // (англ.) . — PAM, 2008. — P. 211—225. — ISBN 978-83-235-0271-5 .
- Ruffini, Giovanni R. Medieval Nubia. A Social and Economic History (англ.) . — Оксфордский университет , 2012.
- Ruffini, Giovanni. Newer light on the Kingdom of Dotawo // Qasr Ibrim, between Egypt and Africa. Studies in Cultural Exchange (NINO Symposium, Leiden, 11–12 December 2009) (англ.) / J. van der Vliet; J. L. Hagen. — Peeters, 2013. — P. 179—191. — ISBN 9789042930308 .
- Seignobos, Robin. (фр.) // Afriques. — 2010.
- Seignobos, Robin. The other Ethiopia: Nubia and the crusade (12th-14th century) (англ.) // Annales d'Éthiopie : journal. — Table Ronde, 2012. — Vol. 27 . — P. 307—311 . — ISSN .
- Seignobos, Robin. Nubia and Nubians in Medieval Latin Culture. The Evidence of Maps (12th-14th cent.) // The Fourth Cataract and Beyond: Proceedings of the 12th International Conference for Nubian Studies (англ.) / Anderson, Julie R; Welsby, Derek. — Peeters Pub , 2014. — P. 989—1005. — ISBN 9042930446 .
- Seignobos, Robin. La liste des conquêtes nubiennes de Baybars selon Ibn Šadd ād (1217 – 1285) // (фр.) / A. Łajtar; A. Obłuski; I. Zych. — Polish Centre of Mediterranean Archaeology, 2016. — С. 553—577. — ISBN 9788394228835 .
- Shinnie, P.L. The Culture of Medieval Nubia and its Impact on Africa // Sudan in Africa (неопр.) / Yusuf Fadl Hasan. — Khartoum University, 1971. — С. 42—50.
- Shinnie, P.L. (неопр.) . — London: Kegan Paul, 1996. — ISBN 978-0-7103-0517-6 .
- Shinnie, P.L. Christian Nubia. // The Cambridge History of Africa. Volume 2 (англ.) / J.D. Fage. — Cambridge: Кембриджский университет , 1978. — P. 556—588. — ISBN 978-0-521-21592-3 .
- Shinnie, P.L. New Light on Medieval Nubia (англ.) // Vol. VI, 3 . : journal. — 1965. —
- Simmons, Adam. The Changing Depiction of the Nubian king in Crusader Songs in an Age of Expanding Knowledge // Croisades en Africa. Les expeditions occidentales à destination du continent africain, XIIIe-VVIe siècles (фр.) / Benjamin Weber. — Presses universitaires du Midi Méridiennes, 2019. — С. 25—. — ISBN 2810705577 .
- Smidt, W. An 8th century Chinese fragment on the Nubian and Abyssinian kingdoms // Afrikas Horn (неопр.) / Walter Raunig; Steffen Wenig. — Harrassowitz, 2005. — С. 124—136.
- Spaulding, Jay. Medieval Christian Nubia and the Islamic World: A Reconsideration of the Baqt Treaty (англ.) // Vol. XXVIII, 3 . : journal. — 1995. —
- Vantini, Giovanni. The Excavations at Faras (неопр.) . — 1970.
- Vantini, Giovanni. (неопр.) . — Heidelberger Akademie der Wissenschaften, 1975.
- von den Brincken, Anna-Dorothee. Spuren Nubiens in der abendländischen Universalkartographie im 12. bis 15. Jahrhundert // Vom Troglodytenland ins Reich der Scheherazade. Archäologie, Kunst und Religion zwischen Okzident und Orient (нем.) / Dlugosz, Magdalena. — Frank & Timme, 2014. — S. 43—52. — ISBN 9783732901029 .
- Welsby, Derek. The Medieval Kingdoms of Nubia. Pagans, Christians and Muslims along the Middle Nile (англ.) . — The British Museum., 2002. — ISBN 0714119474 .
- Welsby, Derek. The Kingdom of Alwa // The Fourth Cataract and Beyond: Proceedings of the 12th International Conference for Nubian Studies (англ.) / Julie R. Anderson; Derek A. Welsby. — Peeters Publishers , 2014. — P. 183—200. — ISBN 978-90-429-3044-5 .
- Werner, Roland. Das Christentum in Nubien. Geschichte und Gestalt einer afrikanischen Kirche (нем.) . — Lit, 2013.
- Williams, Bruce B.; Heidorn, Lisa; Tsakos, Alexander; Then-Obłuska, Joanna. Oriental Institute Nubian Expedition (OINE) // (англ.) / Gil J. Stein. — 2015. — P. 130—143. — ISBN 978-1-61491-030-5 .
- Wozniak, Magdalena. Royal Iconography: Contribution to the Sudy of Costume // The Fourth Cataract and Beyond. Proceedings of the 12th International Conference for Nubian Studies (англ.) . — Leuven, 2014. — P. 929—941.
- Wyzgol, Maciej; El-Tayeb, Mahmoud. Early Makuria Research Project. Excavations at Tanqasi: first season in 2018 (англ.) // Polish Archaeolgoy in the Mediterranean : journal. — 2018. — Vol. 27 . — P. 273—288 . — ISSN .
- Wyzgol, Maciej. A decorated bronze censer from the Cathedral in Old Dongola (англ.) // Polish Archaeology in the Mediterranean : journal. — Polish Centre of Mediterranean Archaeology, 2018. — Vol. 26/1 . — P. 773—786 . — doi : .
- Zabkar, Louis. The Eparch of Nobatia as King (англ.) // : journal. — 1963.
- Zielinska, Dobrochna. Representations of Archangel Michael in Wall Paintings from Medieval Nubia // The Archangel Michael in Africa. History, Cult and Persona / Dobrochna Zielinska, Alexandros Tsakos. — Bloomsbury Academic, 2019. — P. 79–94. — ISBN 9781350084711 .
- Zurawski, Bogdan. Kings and Pilgrims. St. Raphael Church II at Banganarti, mid-eleventh to mid-eighteenth century (англ.) . — IKSiO, 2014. — ISBN 978-83-7543-371-5 .
Другие источники
- Eger, Jana. The Land of Tari and Some New Thoughts on Its Location // The Archaeology of Medieval Islamic Frontiers: From the Mediterranean to the Caspian Sea (англ.) . — , 2019. — ISBN 978-1607328780 .
- Godlweski, Wlodzimierz. The Rise of Makuria (late 5th-8th cent.) // Nubian Studies. 1998. Proceedings of the Ninth International Conference of Nubian Studies, August 20–26 (англ.) / Timothy Kendall. — Northeastern University, 2004. — P. 52—72. — ISBN 0976122103 .
- Innemée, Karel C. (англ.) : journal. — 2016.
- Pachoras, Faras, The wall paintings from the Cathedrals of Aetios, Paulos and Petros (англ.) / Jakobielski, Stefan et al.. — 2017. — ISBN 978-83-942288-7-3 .
- Martens-Czarnecka, Małgorzata. The Wall Paintings from the Monastery on Kom H in Dongola (англ.) . — 2011. — ISBN 978-83-235-0923-3 .
- Seignobos, Robin. Les évêches Nubiens: Nouveaux témoinages. La source de la liste de Vansleb et deux autres textes méconnus // (фр.) / Adam Lajtar; Grzegorz Ochala; Jacques van der Vliet. — Raphael Taubenschlag Foundation, 2015. — ISBN 8393842573 .
- Seignobos, Robin. La liste des conquêtes nubiennes de Baybars selon Ibn Šadd ād (1217 – 1285) // (фр.) / A. Łajtar; A. Obłuski; I. Zych. — Polish Centre of Mediterranean Archaeology, 2016. — С. 553—577. — ISBN 9788394228835 .
- Then-Obłuska, Joanna. (англ.) // Polish Archaeology in the Mediterranean : journal. — 2017. — Vol. 26/1 . — P. 687—718 .
- Wozniak, Magdalena. (неопр.) .
- Wozniak, Magdalena. (фр.) .
- Wozniak, Magdalena. (англ.) . — 2016.
Ссылки
- // РГ, 2.03.2023
- вики
- (группа во ВКонтакте )
- / от 3 марта 2016 на Wayback Machine
- (недоступная ссылка с 27-01-2018 [2221 день])
- (недоступная ссылка с 27-01-2018 [2221 день])
- 2021-03-02
- 1