В июле 2013 года Европейским Монархическим Движением Евгению Лавренчуку присвоен (возвращен) титул Графа (род Вышиньских) с внесением соответствующей записи в Единый Европейский Геральдический реестр.
В апреле 2003 года на сцене московского театра «
Et cetera
» на
Новом Арбате
состоялась премьера спектакля «Снег» по пьесе польского драматурга
Станислава Пшибышевского
— дипломная работа выпускника режиссёрского факультета театрального училища Евгения Лавренчука
. На одной сцене вместе с профессиональной актрисой Еленой Болдиной сыграли московские поляки Роман Ядзинский (Бронька), Антоний Фонтанов (Тадеуш), Владимир Терпугов (Казимеж)
. Спектакль одновременно рассматривался и в качестве экзамена – среди зрителей присутствовала председатель экзаменационной комиссии
народная артистка СССР
Елена Образцова
, которая и подписала режиссёрский диплом Евгения Лавренчука
. «Польский театр в Москве» ведет свой отсчет со спектакля «Снег»
.
Юридическая регистрация «Польского театра в Москве Евгения Лавренчука» состоялась в 2004 году. Концепция создания декларировала, что театр не играет спектакли каждый день, у него отсутствуют планы по количеству постановок в год, и они «не склонны вульгаризировать творчество и проверять гармонию рыночной алгеброй». Язык постановок заявлялся как «польский, русский и любой доступный исполнителям». Среди источников финансирования театра отмечались крупные международные фонды, правительства и министерства
Польши
и
России
, гранты из бюджета
Москвы
,
Варшавы
и европейских программ, что позволили бы проектам театра носить принципиально некоммерческий характер
.
После спектакля «Снег» Пшибышевского, в репертуаре появились спектакли «Maria Stuart»
Юлиуша Словацкого
на музыку
Гаэтано Доницетти
, «Ивонна, принцесса Бургундская» по пьесе
Витольда Гомбровича
, «Танго» по
Славомиру Мрожеку
, «Похищение Европы» по собственному сценарию в постановке Евгения Лавренчука. Кроме того выходили постановки других режиссёров: «Ромео и Джульетта» по
пьесе
Уильяма Шекспира
, «Закат Европы», «Эдип спящий»
.
В 2010 году в
Варшаве
был учрежден Международный фонд Евгения Лавренчука (Eugene Lavrenchuk International Foundation)
.
Весомым направлением работы театра были образовательные программы и актёрские тренинги для актёров театров Москвы и студентов театральных вузов. При театре работала Школа актёрского мастерства и режиссуры, проводился регулярный авторский тренинг личностного роста, работали курсы польского языка и театральная студия для детей.
С января 2015 года является преподавателем Королевской академии бизнеса и дипломатии (
польск.
Krolewska Akademia Biznesu i Dyplomacji we Wrocławiu
); г.
Вроцлав
,
Польша
)
.
С 2018 года – ректор Первой украинской школы театра и кино. Школа носит открытый характер, учащимися могут стать представители разных возрастных категорий с разной степенью подготовленности (от начального к профессиональному)
. Регулярно учащиеся школы выходят на профессиональные сцены, где демонстрируют публике свои достижения
. Ежегодно Школа Евгения Лавренчука проводит сезонные выездные мастер-классы в крупнейших городах Украины (Львов),
Польши
(
Варшава
,
Краков
,
Закопане
,
Гданьск
,
Сопот
,
Вроцлав
,
Свиноуйсьце
и др.), куда рядом с учащимися съезжаются заинтересованные студенты Польши и других европейских стран
.
2 марта 2018 победил в конкурсе на замещение вакантной должности главного режиссёра
Одесского национального академического театра оперы и балета
. Пост главного режиссёра оперного театра занял в возрасте 36 лет
. Возглавил Фонд Одесской национальной оперы
.
Свою работу в должности режиссёра начал с проведения тренингов для артистов: не только для солистов, но и для артистов хора. Поставил обучение как неотъемлемую составляющую жизни профессионального театрального организма
.
В Одесской опере времен руководства Лавренчука появляются практические шаги в сторону театрального
маркетинга
и
менеджмента
, берётся вектор на оперную режиссуру через музыкальное образование и умение читать
партитуру
. Этот тезис Лавренчук иллюстрирует парадоксом
Верди
в дуэте «
Libiamo ne’ lieti calici
» со второй сцены первого акта оперы «
Травиата
»:
«Там речь идет о публичном выражении, когда люди говорят банальные слова и поют про радость, но Верди ставит два пиано и очень осторожные интонации. Это единственный момент, когда главный герой признаётся главной героине в любви. Они остаются наедине, но между ними существует неправда: звучит фальшивый оркестр,
фаготы
и
кларнеты
, то есть музыкальные инструменты от ума, а не сердца. Парадокс, что люди остались сами, но вместо того, чтобы искренне признаться в любви, они говорят клишированные заготовки. Когда звучит хор, все поднимают бокалы с шампанским, герою удается тихонько сказать героини «Я тебя люблю» так, чтобы она это услышала. Поэтому культурный процесс – это сочетание интимного процесса художника и открытого публичного хайпа. Смысл и состоит в том, чтобы создать такую многослойную структуру»
.
Среди воплощенных постановок: «Последний романтик» по оперным произведениям
Рихарда Штрауса
(2018), «La Traviata»
Джузеппе Верди
(2019). К постановке готовилась и состоялась презентация проекта оперы «Дракон» по
одноимённой пьесе
советского драматурга
Евгения Шварца
, на тему
тоталитаризма
в оперном формате (перевод и либретто –
Павел Арье
, композитор — Антон Байбаков, художник — Наталья Лейкина)
.
«La Traviata»
Наиболее резонансной и выдающейся работой Евгения Лавренчука в Одесской опере стала постановка «La Traviata» –
оперы
Джузеппе Верди
. Из музыкальной части были убраны все существующие дополнения – звучит исключительно
итальянский язык
и строго соблюдается партитура Верди
. Премьерный показ состоялся в рамках 210-го театрального сезона Одесской оперы, 9 ноября 2019
. На премьеру в Одессу собрался «десант оперной элиты мира»: критики ведущих профильных и общественно-политических изданий (Online Merker, Klassik begeistert, Die Bühne, L'Opera – International magazine, Neue Zürcher Zeitung, Salzburger Nachrichten, Il Tempo), руководство театров, интенданты со всей
Украины
, из
Рима
,
Венеции
,
Гамбурга
,
Тарту
. Дирижёр-постановщик – Вячеслав Чернуха-Волич. Ефим Руах работал над воплощением художественного решения основной темы спектакля – стихии ветра –
«вечное внесение всего и вся в никуда. Все декорации будут трансформироваться и улетать. Всё будет кружиться, и в третьем действии поднимется такая вьюга, что над хором появится хоровод их платьев, которые будут летать»
. Партию Виолетты Валери исполнила сопрано Алина Ворох, Альфреда – тенор Олег Злакоман. Афиша спектакля выполнена таким образом, что зритель наблюдает рентгеновский снимок «дамы с камелиями» Виолетты Валери, где камелии «расцветают» на её лёгких. Само же действо наполнено движением и сценическими трансформациями, в ткань спектакля вплетен миф о
Миносе
,
Посейдоне
и
Пасифае
, метаморфозе влюбленного
Зевса
.
«La Traviata» собрала прессу, которая с одной стороны восторгалась новаторской режиссёрской работой, с другой – упрекала в доминировании визуальных образов над музыкальной составляющей оперы
. По мотивам постановки была сделана видеоверсия: отдельно записана аудиоверсия, под которую отсняли видеоряд с использованием дронов и крана. Проанонсирован выход книги о спектакле «La Traviata», название которого восходит к главной арии Виолетты «Addio, del passato»
.
Работа получила профессиональное признание в виде премии им. Леся Курбаса (2020)
, победы в номинации «Музыкальный спектакль в жанре оперы/операции/мюзикла» всеукраинского театрального фестиваля-премии «GRA» (2020)
, Евгений Лавренчук вошел в короткий список номинантов
Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко
(театральное искусство)
.
Завершение каденции
Резонанс «La Traviata» и полученные награды открыли путь к новым планам и задумкам. На 2021 год была проанонсирована постановка современной, инновационной оперы «
Запорожец за Дунаем
» в стилистике комикса, ряд других проектов
. Но уже 10 февраля 2021 Евгения Лавренчука официальным письмом было предупреждено о непродлении контракта с 15 марта текущего года
. В день 1 марта 2021 года Евгений Лавренчук сообщил о совершенном нападении в Одессе в декабре 2020-го. Неизвестные избивали его по лицу и голове, в результате чего было нанесено резаное ранение
. Одесская опера опубликовала собственную трактовку этой истории с проведением аналогий подробностей прошлогоднего избиения
. В тот же день Комитет
Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко
обнародовал заявление о получении писем (анонимных и за подписями уважаемых художников)
«с призывами ни в коем случае не награждать Евгения Лавренчука, главного режиссёра Одесского национального академического театра оперы и балета, за его постановку «Травиаты» Дж. Верди
и обращением внимания на то, что
«обвинения по разным, якобы не связанным между собой адресам содержат более или менее одинаковые аргументы местами одинаковыми словами»
. С поддержкой Евгения Лавренчука выступили деятели искусств Украины и зарубежья (в частности директор
Польского театра
в г.
Познань
, руководитель Института Театра им. Збигнева Рашевского Мацей Новак
и другие).
Подводя итоги своей работы в Одесской опере, среди ключевых решений за три года работы, качественно изменивших ситуацию в театре, Лавренчук назвал «налаживание внешней политики с экспертной средой, медиа и целевой аудиторией»
. Тем не менее, продления контракта на позицию главного режиссёра театра не произошло: Лавренчук подал свою кандидатуру на конкурс генерального директора-художественного руководителя Одесской оперы
, однако накануне конкурса, 21 июля, официальным видеообращением снял свою кандидатуру
.
Всеукраинский оперный форум
Евгений Лавренчук является основателем и председателем экспертного совета Всеукраинского оперного форума, который является центральным событием в области оперной индустрии Украины
. Форум проводится с участием руководителей основных украинских оперных театров, представителей академического сообщества, украинских и зарубежных музыкальных критиков, депутатов и лидеров мнений. В его рамках проводятся лаборатории критиков (куратор – профессор
Юрий Чекан
), оперные премьеры, презентации оперных стартапов (куратор – Евгений Лавренчук).
Задержание Евгения Лавренчука произошло в
итальянском
аэропорту Неаполь
17 декабря
2021
года по запросу России об
экстрадиции
– якобы он, восемь лет назад, работая в РФ, совершил финансовое правонарушение (якобы Таганским районным судом
Москвы
обвинён в мошенничестве, различных финансовых махинациях на сумму 4 млн рублей, и осуждён к 10 годам заключения)
. По запросу доказательной базы и документов сторона запроса не смогла ничего предоставить, аргументируя предварительным следствием и запросом экстрадиции
.
В начале января 2022 года инициативной группой была создана петиция в поддержку художника. Более 1200 деятелей искусства выступили с призывом «Free Eugene Lavrenchuk»
. Заявление в поддержку обнародовал
ПЕН-клуб
с подписями более 50 членов
,
Национальный союз театральных деятелей Украины
. С персональными заявлениями выступили председатель
Львовской городской общины
Андрей Садовой
, политический деятель
Ирина Подоляк
, общественный активист и писатель
Олег Сенцов
, журналист
Юрий Макаров
и многие другие. Решением суда от 21 января Лавренчук был отправлен под домашний арест (украинское консульство выделило квартиру и обеспечило необходимым
).
Интерпол
отказал РФ в выдаче задержанного из-за отсутствия доказательств его вины
.
Задержание Евгения Лавренчука приобрело политическую окраску, и к его освобождению присоединились десятки дипломатов, политиков, министров и культурных деятелей. Ходатайство по освобождению направил
Папа Римский
Франциск
. Вопрос ареста депутатом Риккардо Маги был вынесен на уровень
парламента Италии
. Ситуацию контролировала
министер юстиции Италии
Марта Картабья
. Ключевую роль с украинской стороны сыграло Генеральное консульство в Неаполе (генеральный консул Украины в Неаполе Максим Коваленко)
.
Апелляционный суд
Неаполя
25 марта
2022
года отклонил запрос Российской Федерации об экстрадиции на основании, что Лавренчук рисковал «поддаться в России жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство, наказанию или обращению, или [поведению], которое является нарушением основных прав [человека] , что в соответствии с итальянским законодательством (ст. 698 Уголовно-процессуального кодекса) исключает пассивную экстрадицию»
. В тот же день появилось сообщение от Евгения Лавренчука в социальной сети: «Друзья! Я свободен! Окончательно! Всем очень благодарен за все, что вы сделали для меня»
.
В результате все обвинения были сняты, а каждый день пребывания в незаконном аресте компенсирован в размере 250 евро (выплата Италии из полученных средств от России)
. СМИ, освещавшие процесс, использовали в отношении Лавренчука формулировку «Последняя жертва российского Интерпола»
.
Новое время
С июня 2018 – эксперт Украинского культурного Фонда
. С сентября 2018-го – ректор Первой украинской школы театра и кино
.
Компания «Лавренчук продакшн» выступала партнером постановки «La Traviata» в
Одесской опере
2019-го, в партнерстве с
Одесским театром им. Василия Василько
реализовала спектакль «Страшное китайское проклятие. Украина» по драматургическому дебюту Елизаветы Мельниченко в 2020 году
.
2008
, 20 февраля – пластическая драма
«Танахшпиль»
Евгенияя Лавренчука по мотивам современной израильской прозы и Книг
Ветхого Завета
(посвящение памяти
Пины Бауш
)
Впечатления шестиклассника, попавшего в театр со служебного хода, когда подняты все кулисы с падугами, раскрывая потрепанные стены, оказались настолько сильными, что Евгений Лавренчук продолжал искать эти потрепанные стены, посещая спектакли разных театров, и не находил, поскольку они были прикрыты кулисами. В память об этой эмоции, режиссёр использует в своих постановках прием отсутствующей «одежды сцены», когда голые стены театра подсвечиваются специально выставленными приборами, а сам факт наличия театрального занавеса в современном театре считается неприличным
.
Награды
2004
– Выставка
«Сцена России»
– золотая медаль, титула «Юбиляр года» и «Младший режиссёр года»
2016
, 9 августа – Высшее звание в области искусства –
«Выдающийся деятель культуры Государства
Израиль
»
(«Мицтаен бе-миюхат бе Тарбут Исраэли») – решением Комиссии
Министерства культуры Израиля
2020
– Лауреат
премии им. Леся Курбаса
– впервые в истории эту премию присудили за оперную постановку
2020 –
III Всеукраинская театральныая фестиваль-премия «GRA»
(г. Киев) – опера «La Traviata» – победитель в номинации «Музыкальный спектакль в жанре оперы/оператив/мюзикла»
2020 – Награда ежедневной всеукраинской
газеты «День»
–
Корона «Дня»
– за результативность творческих поисков в области украинского оперного театра
(неопр.)
.
postup.brama.com
. Дата обращения: 11 сентября 2016.
24 сентября 2016 года.
Т. СТАВСКАЯ.
(неопр.)
.
Отрывки из радиопрограммы «Театр и лица»: Радиостанция «Эхо Москвы в Томске»
. Жасминовая поляна. Дата обращения: 18 ноября 2013.
8 августа 2017 года.
(неопр.)
.
mkrf.ru
. Дата обращения: 11 сентября 2016.
16 сентября 2016 года.
(неопр.)
. The Moscow Times. Дата обращения: 11 сентября 2016.
14 июля 2018 года.
(неопр.)
. Общероссийский классификатор предприятий и организаций. Дата обращения: 18 ноября 2013. Архивировано из
11 июня 2015 года.
↑
(укр.)
.
ukr.radio
. Дата обращения: 28 марта 2020.
14 февраля 2022 года.
(неопр.)
(28 марта 2020). Дата обращения: 28 марта 2020.
28 марта 2020 года.
↑
Вікторія АНТОШЕВСЬКА.
(укр.)
.
«ART.CO»
(23 октября 2021). Дата обращения: 29 апреля 2023.
29 апреля 2023 года.
↑
(рус.)
.
Одесская Жизнь
(22 февраля 2020). Дата обращения: 28 марта 2020.
28 марта 2020 года.
↑
(укр.)
.
Портал «Theatre love»
(28 марта 2020). Дата обращения: 28 марта 2020.
28 марта 2020 года.
↑
(неопр.)
.
DT.ua
. Дата обращения: 28 марта 2020.
28 марта 2020 года.
(неопр.)
.
theoryandpractice.ru
. Дата обращения: 28 марта 2020.
28 марта 2020 года.
(укр.)
.
032.ua - Сайт міста Львова
. Дата обращения: 28 марта 2020.
28 марта 2020 года.
↑
Неда Неждана й Олеся Чайка.
(укр.)
.
«Пряма мова», стор. 193—213
(9 мая 2022). Дата обращения: 2020.
9 мая 2022 года.
↑
Микола БАБИН.
(укр.)
.
Проєкт «ВЕСНа»
(24 февраля 2022). Дата обращения: 12 февраля 2023.
12 февраля 2023 года.
↑
.
(укр.)
.
«
Укрінформ
»
(18 января 2021). Дата обращения: 5 февраля 2023.
6 февраля 2023 года.
Шемякин М.
(неопр.)
. Женский онлайн журнал Серебряный Клуб. Дата обращения: 18 ноября 2013.
14 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
mkrf.ru
. Дата обращения: 11 сентября 2016.
15 июля 2018 года.
Марина МУРЗИНА.
(рус.)
.
«Сто Личность»
(10 мая 2012). Дата обращения: 17 сентября 2016.
17 сентября 2016 года.
Katarzyna KRAUL.
(польск.)
.
«Gazeta Poznańska»
(9 июля 2006). Дата обращения: 12 сентября 2016.
7 апреля 2014 года.
Светлана ЧАЦКАЯ.
(неопр.)
.
«
МК
(Краднодар)»
(11 сентября 2016).
15 июля 2018 года.
Tamara-Elżbieta JAGRZYNA.
(польск.)
.
Kulturalno-Narodowa Organizacja Społeczna «Polonia» Republiki Chakasji
(март 2003). Дата обращения: 11 сентября 2016.
19 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
Agata KULCZYCKA.
(польск.)
.
Газета Выборча
(9 октября 2003). Дата обращения: 16 декабря 2022.
24 сентября 2015 года.
↑
Польский театр в Москве Евгения Лавренчука
(неопр.)
.
PTwM
. Дата обращения: 11 сентября 2016.
13 сентября 2016 года.
↑
(рус.)
.
Афиша
(10 мая 2012). Дата обращения: 18 ноября 2013.
23 июля 2015 года.
(польск.)
.
«Iuvenum Polonia»
. Дата обращения: 11 сентября 2016. Архивировано из
18 сентября 2016 года.
(польск.)
.
«Wiadomości»
(9 октября 2003). Дата обращения: 11 сентября 2016.
14 сентября 2016 года.
(польск.)
.
«Archiwum Rzeczpospolitej»
(14 ноября 2008). Дата обращения: 11 сентября 2016.
17 сентября 2016 года.
(польск.)
.
Warszawa.pl
(25 октября 2008). Дата обращения: 11 сентября 2016.
14 июля 2018 года.
(польск.)
.
«
Виленский курьер
»
(17 октября 2011). Дата обращения: 11 сентября 2016.
26 января 2016 года.
(польск.)
.
Wilnoteka
(18 октября 2012). Дата обращения: 11 сентября 2016.
21 сентября 2016 года.
(рус.)
(11 июля 2011). Дата обращения: 18 сентября 2016.
(неопр.)
. Дата обращения: 18 сентября 2016.
18 сентября 2016 года.
(укр.)
.
Інформагенція «Гал-інфо»
(14 февраля 2017). Дата обращения: 28 марта 2020.
28 марта 2020 года.
(укр.)
.
«Music-review Ukraine»
(15 февраля 2017). Дата обращения: 28 марта 2020.
9 октября 2017 года.
Олена КОРКОДИМ.
(укр.)
.
«
Детектор медіа
»
(6 января 2023). Дата обращения: 20 марта 2023.
7 января 2022 года.
↑
(неопр.)
.
opera.odessa.ua
. Дата обращения: 28 марта 2020.
28 марта 2020 года.
(неопр.)
.
www.ptwm.ru
. Дата обращения: 28 марта 2020.
25 февраля 2021 года.
↑
(укр.)
.
«Київський ранок» на UA:Київ
(26 ноября 2019). Дата обращения: 30 декабря 2022.
30 декабря 2022 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 13 мая 2023.
30 мая 2023 года.
(неопр.)
.
unienc.ru
. Дата обращения: 11 сентября 2016.
11 сентября 2016 года.
Sebastian GABRYEL.
(польск.)
.
«Kultura u Podstaw»
(27 октября 2022). Дата обращения: 18 января 2023.
18 января 2023 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 13 мая 2023.
12 февраля 2023 года.
Kulczycka, Agata
(неопр.)
. Gazeta Wyborcza.
24 сентября 2015 года.
Kraul, Katarzyna
(неопр.)
. Gazeta Poznańska.
7 апреля 2014 года.
(неопр.)
.
www.polonia.ru
. Дата обращения: 11 сентября 2016.
3 октября 2016 года.
(неопр.)
.
www.moscowshows.ru
. Дата обращения: 11 сентября 2016.
17 сентября 2016 года.
kultura, Resinet
(неопр.)
.
www.kultura.resinet.pl
. Дата обращения: 11 сентября 2016.
2 марта 2009 года.
(неопр.)
(28 февраля 2012). Дата обращения: 11 сентября 2016.
21 сентября 2016 года.
Polski Teatr w Moskwie (2014-02-21),
,
из оригинала
22 июля 2021
, Дата обращения:
11 сентября 2016
Polski Teatr w Moskwie (2014-03-18),
, Дата обращения:
11 сентября 2016
(неопр.)
.
wyborcza.pl
. Дата обращения: 11 сентября 2016.
18 марта 2018 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 11 сентября 2016.
13 сентября 2016 года.
(польск.)
.
gazetapl
. Дата обращения: 11 сентября 2016. Архивировано из
15 сентября 2016 года.
Москва 24 (2014-05-16),
, Дата обращения:
11 сентября 2016
{{
citation
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (числовые имена: authors list) (
ссылка
)
(неопр.)
.
jass-min.narod.ru
. Дата обращения: 12 сентября 2016.
17 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
postup.brama.com
. Дата обращения: 12 сентября 2016.
24 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
jass-min.narod.ru
. Дата обращения: 12 сентября 2016.
8 августа 2017 года.
(неопр.)
.
ck-magazine.ru
. Дата обращения: 12 сентября 2016.
14 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
jass-min.narod.ru
. Дата обращения: 12 сентября 2016.
17 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
postup.brama.com
. Дата обращения: 12 сентября 2016.
24 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
viknaodessa.od.ua
. Дата обращения: 12 сентября 2016.
21 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
porto-fr.odessa.ua
. Дата обращения: 12 сентября 2016.
17 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
rusteatr.odessa.ua
. Дата обращения: 12 сентября 2016.
20 сентября 2016 года.
(неопр.)
(20 декабря 2011). Дата обращения: 12 сентября 2016.
18 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
porto-fr.odessa.ua
. Дата обращения: 12 сентября 2016.
17 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
www.galerka.com
. Дата обращения: 12 сентября 2016. Архивировано из
24 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
today.od.ua
. Дата обращения: 12 сентября 2016.
19 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
26 февраля 2017 года.
(неопр.)
.
porto-fr.odessa.ua
. Дата обращения: 27 января 2017.
2 февраля 2017 года.
(рус.)
www.mk.mk.ua
. Дата обращения: 27 января 2017.
21 сентября 2016 года.
(рус.)
.
timer-odessa.net
. Дата обращения: 27 января 2017.
2 февраля 2017 года.
.
OdArt: территория культуры
. 2014-12-08. Архивировано из
20 декабря 2016
. Дата обращения:
27 января 2017
.
(неопр.)
.
Kurier Wileński
(17 октября 2011). Дата обращения: 27 января 2017.
26 января 2016 года.
ez.pl
(неопр.)
.
www.iuve.pl
. Дата обращения: 27 января 2017. Архивировано из
2 февраля 2017 года.
.
Związek Polaków na Litwie
(польск.)
. 2011-10-20.
из оригинала
2 февраля 2017
. Дата обращения:
27 января 2017
.
(неопр.)
.
www.biletexpress.ru
. Дата обращения: 27 января 2017.
2 февраля 2017 года.
(неопр.)
.
web.archive.org
(2 февраля 2017). Дата обращения: 12 января 2022.
2 февраля 2017 года.
Татьяна ВЕСНИНА.
(укр.)
.
Городской портал «В Томске»
(19 ноября 2013). Дата обращения: 4 марта 2016.
18 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
strast10.ru
. Дата обращения: 12 сентября 2016.
21 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
www.tv2.tomsk.ru
. Дата обращения: 12 сентября 2016.
17 сентября 2016 года.
(рус.)
(10 ноября 2009). Дата обращения: 12 сентября 2016.
18 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
afisha.westsib.ru
. Дата обращения: 12 сентября 2016.
19 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
strast10.ru
. Дата обращения: 12 сентября 2016.
21 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
begin-online.ru
. Дата обращения: 12 сентября 2016. Архивировано из
16 сентября 2016 года.
(польск.)
.
www.wilnoteka.lt
. Дата обращения: 27 января 2017.
21 сентября 2016 года.
(польск.)
.
www.wilnoteka.lt
. Дата обращения: 27 января 2017.
21 сентября 2016 года.
.
Горские евреи. СТМЭГИ - община горских евреев
. Архивировано из
17 сентября 2016
. Дата обращения:
27 января 2017
.
Инна Кац. Фото: Олег Владимирский.
(неопр.)
.
viknaodessa.od.ua, Информационное агентство «Вікна Одеса»
(8 сентября 2018). Дата обращения: 28 марта 2020.
22 октября 2018 года.
(неопр.)
.
m-r.co.ua
. Дата обращения: 28 марта 2020.
23 февраля 2019 года.
(укр.)
.
chornomorka.com
. Дата обращения: 28 марта 2020.
28 марта 2020 года.
(неопр.)
.
dumskaya.net
. Дата обращения: 28 марта 2020.
28 марта 2020 года.
(рус.)
.
timer-odessa.net
. Дата обращения: 28 марта 2020.
28 марта 2020 года.
(рус.)
.
«ГЛАС» (Одеса)
(5 ноября 2019). Дата обращения: 6 января 2023.
6 января 2023 года.
(польск.)
.
E-teatr
. Дата обращения: 18 января 2023.
18 января 2023 года.
(неопр.)
.
mosday.ru
. Дата обращения: 11 сентября 2016.
18 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
www.vashdosug.ru
. Дата обращения: 11 сентября 2016.
18 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
afisha.westsib.ru
. Дата обращения: 27 января 2017.
19 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
afisha.westsib.ru
. Дата обращения: 27 января 2017.
2 февраля 2017 года.
↑
(рус.)
.
glasweb.com
. Дата обращения: 27 января 2017.
2 февраля 2017 года.
.
Новости Одессы
.
из оригинала
2 февраля 2017
. Дата обращения:
27 января 2017
.
↑
Лилия ШТЕКАЛЬ.
(рус.)
«Odessa Daily»
(20 июля 2016). Дата обращения: 27 января 2017.
2 февраля 2017 года.
.
Лента новостей Одессы
.
из оригинала
2 февраля 2017
. Дата обращения:
27 января 2017
.
(неопр.)
.
2 февраля 2017 года.
(неопр.)
.
porto-fr.odessa.ua
. Дата обращения: 27 января 2017.
2 февраля 2017 года.
театр, Русский
(рус.)
.
www.rusteatr.odessa.ua
. Дата обращения: 27 января 2017.
2 февраля 2017 года.