Interested Article - Центр имени Всеволода Мейерхольда

Центр имени Всеволода Мейерхольда ( ЦИМ ) — московский театрально-культурный центр, основанный в 1991 году по инициативе Комиссии по творческому наследию Всеволода Мейерхольда и её председателя режиссёра Валерия Фокина . С 2001 года располагался в собственном здании на Новослободской улице , 23 .

ЦИМ позиционирует себя как культурный центр и государственную площадку для независимых театральных компаний. Залы центра сдаются в аренду для проведения фестивальных спектаклей, съёмок телепередач, церемоний вручения премий и т. д., но основная задача центра — дать пространство для художественного высказывания резидентам. Помимо собственно театральных событий, в центре проводятся дискуссии, презентации, концерты и образовательные кружки для горожан.

Художественный руководитель — Дмитрий Волкострелов (2020—2022), директор — (2013—2022).

История создания

Идея создания театра, осуществляющего свою творческую деятельность за счёт коммерческих проектов, возникла у главного режиссёра московского Театра имени Ермоловой Валерия Фокина в 1986 году. Прототипом послужил театр « Пикколо ди Милано », который совмещал зрительный зал, музей, библиотеку, магазины и офисы. Изначально Фокин планировал создать подобное культурно-общественное пространство с собственной сценой, кафе и гостиницей на базе Театра Ермоловой. Разногласия в труппе о необходимости реорганизаций привели к распаду коллектива на одноимённые театр и центр. Тем не менее совместная работа организаций в здании театра на Тверской улице оказалась невозможной, и в 1992 году Фокин покинул свою должность .

Одновременно в 1988 году Фокин был назначен председателем Комиссии по творческому наследию Всеволода Мейерхольда , имя которого ассоциируется в театральной среде с экспериментальным творчеством. И свой замысел театра, ориентированного на новаторские постановки, Фокин решил реализовать на базе Центра имени Мейерхольда. Он был создан в 1991 году при поддержке Союза театральных деятелей России и Союза архитекторов России . Через год в Концертном зале имени П. И. Чайковского состоялось официальное открытие ЦИМ, на котором был представлен макет будущего здания . По задумке архитектора Владилена Красильникова , фасад одного из корпусов декорировали художественной композицией по мотивам мейерхольдовского спектакля « Великодушный рогоносец ». Подвижную конструкцию из стилизованных мельничных крыльев и кругов закрепили на шестом этаже, акцентировав архитектурной подсветкой. Нижние этажи комплекса в стиле постмодернизма облицевали мрамором , угловую башню, вынесенную на колонны первого яруса, оформили стеклянным фасадом. Самый высокий корпус, расположенный с внутренней части здания, выделили под гостиницу. Напротив него предполагали разместить театральное крыло, декорированное круглыми оконными проёмами и облицовкой зелёного мрамора .

Фокин стал директором и художественным руководителем нового театра, долгое время не имевшего собственной сцены. Её строительство неоднократно откладывалось. Изначально выделенную мэрией Москвы землю на Новослободской улице намеревались освоить при участии французского инвестора. По договорённости с властями застройщик получал скидку на долгосрочную аренду земли и 80 % площадей возведённого центра. Оставшуюся часть должен был занять культурный центр. Но после революционных событий 1993 годов иностранные инвесторы отказались от участия в проекте. Фокин обратился к отечественным предпринимателям, которые оставили инициативу после экономического кризиса 1998 года . Третьим инвестором стала группа компаний « Интеррос Эстейт », получившая налоговые льготы от правительства Москвы. Одновременно для завершения работ руководители ЦИМ получили целевой кредит Европейского банка . В процессе строительства также неоднократно сменялись архитекторы. Проект 1993 года разработали президент Союза архитекторов Юрий Гнедовский , Владилен Красильников и Галина Савченко. В последующие годы проект возглавляли архитектор Андрей Меерсон и бюро Skidmore, Owings & Merrill . На итоговом этапе строительства к работам снова присоединились первоначальные разработчики .

Всё это время центр осуществлял свою деятельность на сторонних площадках, приглашая к сотрудничеству молодые театральные коллективы. В 1999 году решением правительства Москвы Центр имени Мейерхольда получил статус государственного унитарного предприятия . Документ закрепил обязанности ЦИМ по пропаганде «достижений театральной культуры, создание организационно-творческих и экономических условий для реализации художественно-творческих проектов в области театрального искусства, а также других видов творчества». Равными собственниками недвижимости ЦИМ стали правительство Москвы и объединение « Творческие мастерские », которое было создано по инициативе Союза театральных деятелей и передало свои права центру на срок 25 лет .

Всего реализация концепции Центра имени Мейерхольда заняла около 15 лет, только шесть из которых осуществлялось непосредственное строительство комплекса общей площадью 26 тысяч м 2 . Торжественное открытие здания состоялось в 2001 году . Театральная площадка заняла около 4 тысяч м 2 , остальная часть была отдана под офисы, отель Novotel и другие коммерческие помещения. Часть стоимости от их аренды перераспределяется на финансирование ЦИМ . Изначально правительство Москвы планировало закрепить за театром часть номеров примыкающей к театру гостиницы для размещения приглашённых артистов, но позднее от этой идеи отказались .

К моменту открытия 12 февраля 2001 года театр являлся одним из наиболее технически оснащённых в стране. Конструкция зала позволяла изменять количество мест от 20 до 400. Сцена была оборудована раздвижной крышей, чтобы проводить спектакли под открытым небом и при естественном освещении . Пространство сцены поделили на 72 поднимающихся и опускающихся квадрата, шестиметровый лифт для декораций был изготовлен специально по заказу технического директора ЦИМ Сергея Даниленко. Эмблемой нового театра стало стилизованное изображение чёрной дыры .

В октябре 2021 года помимо существующей в том же здания на Новослободской открылась новая сцена-трансформер, строительство которой осуществлялось в течение трёх лет на площади, которую ранее занимал банк. Новая площадка рассчитана на 100 зрителей .

В 2022 году Волкострелов был уволен из-за антивоенной позиции по поводу вторжения России на Украину, Ковальская ушла в отставку из-за невозможности дальше продолжать нормальную работу, тогда как 1 марта в московском руководстве сообщили о ликвидации центра Мейерхольда и слиянии его с театром « Школа драматического искусства » .

Руководители ЦИМа

Должность директора-распорядителя новой театрально-культурной площадки занял Альфред Лернер , с 1980-х возглавлявший «Творческие мастерские». Он принимал деятельное участие в реализации концепции ЦИМ и возглавил его коммерческую деятельность. Под руководством Лернера организация выступала заказчиком проекта здания Оперной школы Галины Вишневской , вела строительство театрального центра на углу Страстного бульвара и Большой Дмитровки , нового здания театра « Et Cetera » и других объектов. В июне 2003 года бизнесмен был застрелен возле собственного дома. Следствие и общественные деятели связывали убийство с коммерческой деятельностью Лернера в ЦИМ, но через четыре года расследование приостановили, не найдя исполнителей .

В 2004 году арт-директором Центра имени Мейерхольда стал театровед Павел Руднев . Он проработал в должности более шести лет и покинул театр в день его двадцатилетия. Среди причин он назвал трудности в работе из-за коммерческой ориентированности руководителей ЦИМ. Так, последним самостоятельным проектом центра он считал спектакль « Калека с острова Инишмаан » режиссёра Ирины Керучеенко 2006 года. Попытки арт-директора продвигать региональные и малоизвестные проекты якобы не находили поддержки у руководителей театра, опровергавших эти обвинения .

В июле 2007 года ЦИМ получил статус государственного учреждения культуры города Москвы. Всё имущество театра перешло в собственность столичного правительства, которое стало оказывать финансовую поддержку от Департамента культуры . Через четыре года деятельность центра приостанавливали по решению Тверского суда, так как он попал в список пожароопасных объектов МЧС России . Когда комплекс вернулся к работе, Фокин сменил должность директора и художественного руководителя ЦИМ на его президента . Освободившиеся должности занял Виктор Рыжаков . Через два года арт-директором театра стала бывший театральный обозреватель журнала « Афиша » и куратор театральных фестивалей Елена Ковальская .

В начале 2020 года художественный руководитель ЦИМ Виктор Рыжаков занял аналогичный пост в театре « Современник », освободившийся после смерти Галины Волчек . Вскоре Департамент культуры города Москвы назначил ему на смену режиссёра, основателя независимого театра post и лауреата « Золотой маски » Дмитрия Волкострелова . Должность директора заняла Елена Ковальская .

Репертуар

В 1991—2001 годах Центр имени Мейерхольда представлял свои проекты на сторонних площадках. Например, он сотрудничал с « Табакеркой », « Сатириконом », Александринским театром , Московским театром под управлением Марка Пекарского . В 1997 году центр участвовал в Европейском театральном форуме и в « Русском сезоне » Авиньонского фестиваля , а также в фестивале Passage в Нанси . Совместно с Александром Боровским Фокин работал над спектаклем «Ещё Ван Гог…», представленным публике в 1998 году на сцене Театра на Таганке . Через год ЦИМ поставил спектакли « Три сестры » в Финском национальном театре в Хельсинки и «Воздушный город» на площадке Исторического музея Варны .

Даже после строительства собственного комплекса руководители Центра имени Мейерхольда отказались от постоянных труппы и репертуара, предпочитая концепцию «театра-модуля». Центр предлагает временные спектакли, где участвуют приглашённые актёры, а также постановки трупп, арендующих помещения. Отбор спектаклей учитывает их значимость для современного театрального сообщества и инновационность. Например, первыми постановками на собственной сцене стали авторские спектакли Валерия Фокина, проекты, посвящённые деятельности Антонена Арто и творчеству древнегреческих авторов «Античная программа». В разные годы на сцене комплекса представляли российский аналог американского моноспектакля « », постановку « Чернобыльская молитва » и другие театральные эксперименты . Резидентами ЦИМ являлись труппы Николая Рощина , Сергея Женовача , Владимира Панкова , Дмитрия Крымова , Валюса Тертелиса , Дмитрия Брусникина и других театральных деятелей . На сцене центра представляли программы Всемирной театральной олимпиады , фестивалей « Золотая маска », «Родина авангарда», «Другой театр и не только» , Net и других .

На момент открытия Центра имени Мейерхольда в нём действовала единственная в стране видеотека фильмов по искусству, а также издательский центр, книжный магазин, выставочный зал . Комплекс выступает площадкой для семинаров, мастер-классов, стажировок и лабораторий для театральных деятелей. Например, в 2006 году издательство «Запасной выход» провело в его стенах музыкальный вечер «День носорога» . Через шесть лет на территории центра состоялся благотворительный квартирник Бориса Гребенщикова и группы « Аквариум » .

Параллельно Центр имени Мейерхольда осуществляет продюсерскую деятельность. Так, в 1991 году он организовал программу обмена театральным опытом между чикагским ансамблем «МедеяМатириам» и труппой « Творческих мастерских », в 1993-м — гастроли постановки «Кафе Мюллер» хореографа Пины Бауш . В разные годы ЦИМ курировал прокаты в Штутгарте , Бремене , Берлине . Спектакли, продюсируемые ЦИМ или представляемые на его сцене, неоднократно удостаивались премии « Золотая маска ». Так, в 2016 году награды в номинации «Современный танец/Лучший спектакль» была удостоена постановка «Кафе Идиот», на следующий год её получил спектакль «Все пути ведут на Север». В 2019-м премией в номинации за «Эксперимент, ставший открытием» наградили постановку «Родина» .

Критики концепции ЦИМ также называли его исключительно прокатной площадкой, руководители которой сосредоточены на получении арендной платы от молодых режиссёров. Хотя руководители центра неоднократно подчёркивали обратное . Например, только в 2006 году центр бесплатно предоставил площадку для более 150 экспериментальных проектов. ЦИМ также участвует в фестивале «Открытая сцена», проводимом Комитетом по культуре с целью знакомства публики с авторскими проектами режиссёров разных поколений .

Культурно-социальные инициативы

Центр занимается популяризацией деятельности и идей Мейерхольда. Так, через год после открытия ЦИМ организовал в Москве и Санкт-Петербурге «Мейерхольдовские дни», где, в частности, был представлен «Мейерхольдовский сборник». Также руководители площадки реализуют проект «Мейерхольд и Германия», знакомящий публику с наследством режиссёра. С 1995 года ЦИМ присуждает ежегодные именные стипендии перспективным студентам режиссёрских факультетов . В 1996 году по согласованию с Министерством культуры центр начал финансирование Музея-квартиры Всеволода Мейерхольда . В начале 2000-х годов совместно с Александринским театром ЦИМ реализовал трёхлетнюю художественно-исследовательскую программу «Новая жизнь традиции», в рамках которой были представлены обновлённые вариации культовых пьес Мейерхольда и других крупных театральных режиссёров. В 2014 году к 140-летию со дня рождения Мейерхольда в ЦИМ прошёл театральный фестиваль «Я — Мейерхольд» .

Центр стремится поддерживать постоянную коммуникацию между театральными деятелями и аудиторией, вовлекать посетителей в театральную жизнь посредством социальных и образовательных программ. В комплексе действует ряд курсов по театральной критике , онлайн-кружки, студенческие программы лояльности, детские театральные инициативы и магистратура. В 2005 году в стенах центра была представлена просветительская программа « Польский театр . Вчера и сегодня», год спустя — «Театральные школы в современном театре» . Мастер-классы проводили Лев Додин , Кшиштоф Ворляковский и другие видные театральные деятели . С 2012 года при поддержке Департамента культуры Москвы в ЦИМ действует Школа театрального лидера, нацеленная на знакомство молодых режиссёров и продюсеров с современной драматургией и особенностями театрального менеджмента . Первые два года организацию совместно с Виктором Рыжаковым возглавляла театральный критик Елена Ковальская . Одновременно центр запустил конкурс-лабораторию «Резиденция BlackBox», победители которой получают возможность представить свои проекты на сцене театра. Резиденция проходит ежегодно в течение шести месяцев, во время которых участники исследуют теорию и практику современного театра . Совместно с инклюзивной театральной студией « » Центр имени Мейерхольда реализует фестиваль особых театров «Протеатр. Международные встречи», направленный на изучение театральной практики с участием людей с ограниченными возможностями здоровья, поиск новых социальных перспектив и моделей коммуникации .

Комментарии

  1. Существуют указания, что строители отказались от этой задумки, ограничившись световым фонарём .

Примечания

  1. . Коммерсантъ (13 февраля 2001). Дата обращения: 6 октября 2020. 3 июля 2020 года.
  2. Н. Малинин. . Товарищество театральных архитекторов (2001). Дата обращения: 6 октября 2020. 14 октября 2020 года.
  3. , с. 59—63.
  4. . Правительство города Москвы (9 апреля 1999). Дата обращения: 6 октября 2020.
  5. . Время новостей (13 февраля 2001). Дата обращения: 6 октября 2020. 26 апреля 2021 года.
  6. . Forbes.ru (4 апреля 2011). Дата обращения: 6 октября 2020.
  7. . Государственный академический Большой театр России. Дата обращения: 6 октября 2020.
  8. . Россия – Культура (1 июня 2006). Дата обращения: 6 октября 2020. 14 октября 2020 года.
  9. . Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Национальный драматический театр России (Александринский театр)» (2020). Дата обращения: 6 октября 2020. 24 октября 2020 года.
  10. . Профиль (19 марта 2007). Дата обращения: 6 октября 2020.
  11. . Лента.ру (3 октября 2009). Дата обращения: 6 октября 2020. 14 августа 2020 года.
  12. Е. Васенина. . Новая газета (9 августа 2007). Дата обращения: 6 октября 2020. 13 октября 2020 года.
  13. Наталья Соколова. . Российская газета (7 октября 2021). Дата обращения: 13 октября 2021. 16 октября 2021 года.
  14. Елена Смородинова. . Афиша Daily (5 марта 2022). Дата обращения: 18 ноября 2022. 22 апреля 2022 года.
  15. А. Клюев. . Известия (3 июня 2003). Дата обращения: 6 октября 2020.
  16. . Независимая газета (1 июня 2007). Дата обращения: 6 октября 2020. 17 сентября 2019 года.
  17. . Коммерсантъ (4 июня 2003). Дата обращения: 6 октября 2020. 2 марта 2022 года.
  18. К. Матвиенко. . Colta.ru (10 июня 2011). Дата обращения: 6 октября 2020. 29 ноября 2020 года.
  19. . Правительство Москвы (29 января 2011). Дата обращения: 6 октября 2020.
  20. . БФМ.РУ (7 сентября 2011). Дата обращения: 6 октября 2020.
  21. . Санкт-Петербургский международный культурный форум (2019). Дата обращения: 6 октября 2020. 26 октября 2020 года.
  22. . ТАСС (28 января 2020). Дата обращения: 6 октября 2020. 3 июля 2020 года.
  23. . Журнал «Театр.» (28 января 2020). Дата обращения: 6 октября 2020. 17 сентября 2020 года.
  24. . Дата обращения: 6 мая 2023. 6 мая 2023 года.
  25. Березкин В. // Вопросы театра. — 2000.
  26. . Лента.ру (20 апреля 2006). Дата обращения: 6 октября 2020. 25 апреля 2006 года.
  27. П. Филиппова. . Сетевое издание INFOX.ru (27 января 2009). Дата обращения: 6 октября 2020.
  28. Т. Чирскова. . Независимая газета (3 июня 2011). Дата обращения: 6 октября 2020.
  29. . The Village (2020). Дата обращения: 6 октября 2020. 5 декабря 2020 года.
  30. . Театр имени Евгения Вахтангова (2020). Дата обращения: 6 октября 2020.
  31. . Лента.ру (12 февраля 2001). Дата обращения: 6 октября 2020.
  32. . Лента.ру (18 июня 2008). Дата обращения: 6 октября 2020. 2 июля 2008 года.
  33. . Colta.ru (26 октября 2016). Дата обращения: 6 октября 2020. 23 сентября 2020 года.
  34. . Ведомости (25 марта 2020). Дата обращения: 6 октября 2020. 26 ноября 2020 года.
  35. . Лента.ру (30 августа 2005). Дата обращения: 6 октября 2020.
  36. . Лента.ру (4 сентября 2012). Дата обращения: 6 октября 2020. 8 сентября 2012 года.
  37. . Театр «Практика» (22 апреля 2020). Дата обращения: 6 октября 2020.
  38. . VOGUE (9 апреля 2016). Дата обращения: 6 октября 2020. 8 декабря 2016 года.
  39. . Сноб (2 февраля 2017). Дата обращения: 6 октября 2020. 29 октября 2020 года.
  40. . Лента.ру (22 января 2014). Дата обращения: 6 октября 2020. 6 марта 2022 года.
  41. Е. Авдеева. . Журнал «Театр.» (23 июля 2020). Дата обращения: 6 октября 2020. 27 сентября 2020 года.
  42. О. Страховская. . The Village (20 марта 2012). Дата обращения: 6 октября 2020. 20 января 2022 года.
  43. . Marieclaire.ru (16 января 2020). Дата обращения: 6 октября 2020. 24 сентября 2021 года.
  44. . RTLB.ru (13 августа 2013). Дата обращения: 6 октября 2020. 8 марта 2020 года.
  45. А. Павлова. . Журнал «Театр.» (21 августа 2019). Дата обращения: 6 октября 2020. 15 августа 2020 года.
  46. . Журнал «Театр.» (31 января 2019). Дата обращения: 6 октября 2020. 26 октября 2020 года.
  47. . Esquire (17 февраля 2020). Дата обращения: 6 октября 2020. 24 ноября 2020 года.

Литература

  • Батенина Е. А. // Обсерватория культуры. — 2006. — С. 59—63 .

Ссылки

  • Центра имени Всеволода Мейерхольда.
  • с художественным руководителем ЦИМ Виктором Рыжаковым.
  • с руководителем ЦИМ Валерием Фокиным о наследстве Всеволода Мейерхольда.
  • с Дмитрием Волкостреловым и Еленой Ковальской.
  • Елены Ковальской о просветительских проектах Центра имени Мейерхольда.
Источник —

Same as Центр имени Всеволода Мейерхольда