Interested Article - Великий гражданин

« Вели́кий граждани́н » — советский двухсерийный художественный фильм 1937 и 1939 годов режиссёра Фридриха Эрмлера , политическая драма. В основу сюжета положена официальная точка зрения властей СССР на историю жизни и смерти Сергея Кирова .

Первая серия картины открыла историю телевидения СССР — пробную телетрансляцию 25 марта 1938 года из Московского телецентра на Шаболовке смогли увидеть несколько десятков москвичей .

Сюжет

1 серия

События вокруг крупного партийного руководителя Петра Шахова ( Николай Боголюбов ) разворачиваются в 1925 и 1934 годах (1 и 2 серии соответственно). История его борьбы с представителями троцкистско-зиновьевского блока и их лидером Карташовым ( Иван Берсенев ) становится делом всей жизни. Сюжет заполнен диалогами, острыми спорами между непримиримыми противниками. Шахов распознаёт в директоре завода «Красный металлист» Авдееве — противника рационализаторства и социалистического соревнования , и назначает вместо него молодого специалиста и настоящего большевика Надю Колесникову ( Зоя Фёдорова ). Чутьё не подводит партийного лидера: Авдеев оказывается вредителем .

2 серия

Кульминацией становятся пламенные выступления Шахова на митинге на заводе «Красный металлист» и на слёте передовиков. Слова Шахова находят поддержку у трудящихся и представителя ЦК партии товарища Максима ( Борис Чирков ). Но враги Шахова и ВКП(б) не дремлют. В финальной сцене Шахова застрелил убийца, притаившийся за одной из дверей дома культуры, который посетил руководитель. Советские граждане клянутся над могилой героя, что дело Шахова будет продолжено и никто из врагов не уйдёт от возмездия.

В ролях

Предыстория

В 1920-е годы Фридрих Эрмлер уже заслужил авторитет как режиссёр-нравоописатель в фильмах « Парижский сапожник » и « Обломок империи ». Последующими картинами политического толка « Встречный » и « » Эрмлер выдвинулся в число ведущих кинематографистов страны , заслужив личную аудиенцию со Сталиным, на которого творчество режиссёра произвело самое благоприятное впечатление. Как считают историки кино, называющие Эрмлера «партийным художником», он (Эрмлер) совершенно искренне верил в коммунистическую идеологию, будучи членом партии по убеждениям .

Убийство С. М. Кирова в 1934 году серьёзно повлияло на жизнь всей страны. Работа над фильмом началась в ноябре 1935 года. По воспоминаниям создателей, их вдохновляло реальное обострение политической борьбы. Центральным для картины, по отзыву Эрмлера , должен был стать вопрос о возможности построения социализма в отдельно взятой стране .

История создания

Работу над картиной вела та же творческая группа, что делала предыдущую картину Эрмлера «Крестьяне» и, прежде всего, Николай Боголюбов в главной роли — воплощая примерно один и тот же типаж большевика и непримиримого борца за советскую власть .

Основная сложность при подборе актёров возникла с образами врагов советской власти — никто из актёров не хотел браться за отрицательных персонажей . После длительных переговоров Иван Берсенев согласился воплотить на экране образ троцкиста Карташова . Небольшую, но важную роль представителя ЦК партии, Максима, сыграл Борис Чирков — это собственно герой «трилогии о Максиме», популярной киносерии в СССР 1930-х годов .

Сценарий фильма дорабатывался при непосредственном участии Сталина и под воздействием реальных громких политических процессов 1935—1938 годов в СССР. Ознакомившись со сценарием 2-й серии, вождь сделал несколько замечаний.

Дело надо поставить так, чтобы борьба между троцкистами и Советским правительством выглядела бы […] как борьба двух программ, из которых первая программа соответствует интересам революции и поддерживается народом, а вторая противоречит интересам революции и отвергается народом. Но из этого следует, что сценарий придётся переделать, сделав его по своему содержанию более современным, отражающим все то основное, что вскрыто процессом Пятакова Радека .

В ответ, Эрмлер с соавторами выступил со статьёй в журнале «Кино», в которой полностью поддержал поправки Сталина. Уточнения по сценарию «Великий гражданин» были сделаны 27 января 1937 года , когда приговор по «Процессу антисоветского троцкистского центра» ещё не был вынесен

В ходе съёмок, по вспоминаниям создателей, они неоднократно сталкивались со случаями вредительства , серьёзно мешавшего процессу работы над картиной . В один из съёмочных дней осветители обнаружили, что кабели к прожекторам были перерублены топором [ источник не указан 196 дней ] . За период работы над фильмом четверо членов съёмочной группы были арестованы, двое из них расстреляны .

Первая серия была закончена в 1937 году и вышла на экраны страны 13 февраля 1938 года , вторая — 27 ноября 1939 года .

Находившийся после статьи « Сумбур вместо музыки » (1936) за эксперименты в опере « Леди Макбет Мценского уезда » в категории неблагонадёжных, музыкой к «Великому гражданину» композитор Дмитрий Шостакович вернул к себе расположение .

Критика и значение

…Процесс заключается в том, что… партизанский сборный кинематографический отряд превращается в армию… Это есть борьба кинематографического руководства за полное подчинение кинематографии воле партии, за то, чтобы кинематография стала в полном смысле этого слова организованным орудием партии и правительства на всех фронтах

Михаил Ромм (1937)

Критик Джулия Кэссиди пишет: «„Великий гражданин“ демонстрирует, насколько важна была мученическая смерть Кирова в рамках сталинской мифологии, став парадигмой социалистического реализма » . История убийства всенародно любимого партийного лидера Сергея Кирова послужила отправной точкой сценария и, в итоге, фильм сам стал материалом для построения фундамента традиций социалистического реализма в советском кинематографе. Выход фильма на экраны сопровождался целой серией критических статей в СМИ СССР, всецело поддерживающих отображённый на экране конфликт — между представителями лучшего, наиболее благородного и высокого в человеческом роде с подонками человечества, отребьем, отвергнутым историей , осуждая путь троцкистско-бухаринских бандитов, выродившихся в штурмовой отряд фашизма . Несколько ходульные персонажи , однозначно разделённые в сценарии на «положительных» и «отрицательных», тем не менее, также привлекли внимание довоенной советской критики, в особенности работа Николая Боголюбова, воплотившего образ Шахова-Кирова .

После XX съезда фильм был подвергнут критике и в 1950-е годы практически исчез с экранов. Только с конца 1980-х годов, на волне перестройки , интерес к этой картине в СССР возродился вновь, и ей были посвящены несколько публикаций и передач .

Современные критики отмечают, что в основном конфликте ощущается влияние романа « Бесы », а сам фильм занял достойное место среди классики кинематографа — работ Рифеншталь , Уэллса и Хичкока .

Явно выделяющееся пропагандистское начало «Великого гражданина» не может скрыть художественных достоинств картины . Уже на этапе работы над сценарием Фридрих Эрмлер заметил, что создаёт совершенно новый материал для звукового советского кинематографа — фильм-диспут, фильм, где ключевую роль играют диалоги, споры и выступления героев . При этом сами споры героев риторичны и лишены конкретного смысла. Шахов, уничтожая противников в идеологическом споре, не предлагает ничего определённого. Герои становятся от этого абстрактными, что только усугубляет атмосферу иррационального саспенса , присущего картине . Помимо всех прочих поправок, которые сделал Сталин при прочтении сценария, он также попросил убрать все упоминания о нём самом (заменить на ЦК партии) и о конкретных убийцах Шахова. Концовка картины, по утверждению Г. Марьямова, оставляет пространство для толкования и тягостную недосказанность — зритель видит только тень убийцы, домысливая сам, кто же это мог быть .

Недостаток движения и действия заменяется словом. Режиссёр и оператор выстроили важнейшие мизансцены на внутрикадровом монтаже, совместном движении камеры и актёров. Этот приём придал дополнительную реальность происходящему на экране, что предвосхитило эксперименты с киномонтажом 1960-х годов .

В картине находят отражение все животрепещущие темы конца 1930 годов: стахановское движение , каналстрой (аллюзия на « Беломорканал »).

По мнению профессора РГГУ Леонида Козлова, фильм опередил своё время .

Что такое «Великий гражданин»? Это удивительный конгломерат. Строго говоря, это не вполне тоталитарный фильм… хотя мы сейчас знаем прекрасно, да и тогда знали, что по сути это всё враньё, что агентами иностранных разведок ни Троцкий, ни Бухарин не являлись. И хоть все догадывались, что это не так, на основании поэтики и эстетики Достоевского, на попытке анализа интеллигентского « самгинского » сознания Эрмлер создает историческое полотно. С точки зрения сопоставления с действительностью оно достаточно фальшиво, а с точки зрения психологической убедительности внутри произведения искусства, на мой взгляд, не утратило интереса по сей день.

Награды

Технические данные

  • Чёрно-белый, звуковой, 2 серии (12 частей, 3211 метров и 14 частей, 3640 метров)

Комментарии

  1. Пятаков и некоторые другие обвиняемые по «Процессу антисоветского троцкистского центра» были расстреляны 30 января 1937 года .
  2. В 1940 году за музыку к фильмам «Великий гражданин» и «Трилогия о Максиме» Дмитрия Шостаковича наградили орденом Трудового Красного Знамени .

Примечания

  1. от 5 июня 2009 на Wayback Machine (Дата обращения: 28 марта 2010)
  2. от 26 августа 2016 на Wayback Machine (Дата обращения: 28 марта 2010)
  3. от 7 января 2011 на Wayback Machine (Дата обращения: 28 марта 2010)
  4. (недоступная ссылка) (Дата обращения: 28 марта 2010)
  5. (недоступная ссылка) (Дата обращения: 28 марта 2010)
  6. от 17 сентября 2008 на Wayback Machine (Дата обращения: 28 марта 2010)
  7. (Дата обращения: 28 марта 2010)
  8. (недоступная ссылка) (Дата обращения: 28 марта 2010)
  9. (недоступная ссылка) (Дата обращения: 28 марта 2010)
  10. ISBN 0-7486-3445-2 (Дата обращения: 28 марта 2010)
  11. , с. 122.
  12. , с. 188.
  13. от 3 февраля 2010 на Wayback Machine (Дата обращения: 28 марта 2010)
  14. от 9 марта 2016 на Wayback Machine (Дата обращения: 28 марта 2010)
  15. от 26 марта 2012 на Wayback Machine (Дата обращения: 28 марта 2010)
  16. Бежин луг ( 1937 ) от 11 ноября 2012 на Wayback Machine (Дата обращения: 28 марта 2010)
  17. (англ.) (Дата обращения: 28 марта 2010)
  18. от 21 апреля 2017 на Wayback Machine (Дата обращения: 28 марта 2010)
  19. Под фашистами понимали тогда не нацистов , а представителей троцкистско-бухаринско-зиновьевского блока внутри страны.
  20. ISBN 0-520-04128-3 (Дата обращения: 28 марта 2010)
  21. от 27 октября 2016 на Wayback Machine (Дата обращения: 28 марта 2010)
  22. от 23 апреля 2017 на Wayback Machine (Дата обращения: 28 марта 2010)
  23. Первый советский звуковой фильм « Путёвка в жизнь » вышел на экраны в 1931 году
  24. от 24 июня 2008 на Wayback Machine (Дата обращения: 28 марта 2010)
  25. , с. 511.
  26. (недоступная ссылка) (Дата обращения: 29 марта 2010)

Литература

  • Блейман М. Ю., Большинцов М. Ю., Эрмлер Ф. М., Коварский Н. А. . — Л. : Ленфильм, 1940. — 128 с.
  • Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог / Сост. Н. А. Глаголева, М. Х. Зак, А. В. Мачерет, Л. А. Парфёнов, В. М. Розина, Э. Л. Сосновский, П. В. Фионов, О. В. Якубович под ред. А. В. Мачерета и др. — М. : Искусство, 1961. — Т. 2: Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — С. 122—123, 188—189. — 784 с. — 3000 экз.
  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. — 100 000 экз.
  • // Киноведческие записки : журнал. — 2003. — № 63 . — С. 148—168 . — ISSN .
Источник —

Same as Великий гражданин