Interested Article - Я, робот
- 2020-10-19
- 2
«Я, робот» ( англ. I, Robot ) — сборник научно-фантастических рассказов Айзека Азимова , опубликованный в 1950 году американским издательством Gnome Press и оказавший большое влияние на современную научно-фантастическую литературу. В данном сборнике впервые были сформулированы Три закона роботехники .
Неоднократно переиздавался и переводился на многие языки. Впервые переведён на русский язык и издан в 1964 году (переводчик ), за исключением рассказов «Выход из положения» и «Разрешимое противоречие», которые переведены позднее.
Рассказы
- Предисловие от лица Сьюзен Келвин ( Introduction , 1950);
- « Робби » ( Robbie , 1940);
- « Хоровод » ( Runaround , 1942);
- « Логика » ( Reason , 1941);
- « Как поймать кролика » ( Catch that Rabbit , 1944);
- « Лжец! » ( Liar! , 1941);
- « Как потерялся робот » ( Little lost robot , 1947);
- « Выход из положения » ( Escape! , 1945);
- « Улики » ( Evidence , 1946);
- « Разрешимое противоречие » ( The Evitable conflict , 1950) .
История публикации
К началу 1949 года у Айзека Азимова накопилось достаточно материала для издания отдельного сборника о роботах . В марте 1949 года он начал отбирать рассказы и придумал общую идею. Тогда у Азимова родилось рабочее название цикла Mind and Iron («Разум и Железо»). Марти Гринберг из издательства Gnome Press , готовивший издание сборника, предложил позаимствовать название рассказа американского фантаста Эндо Биндера I, Robot (1939), который по смыслу не был связан с произведениями Азимова .
Рассказы о роботах и роботехнике , концепция «законов» приобрели большую популярность и стали основой для целой последующей серии произведений Азимова, включающей романы « Стальные пещеры », « Обнажённое солнце », « Роботы зари », «Роботы и Империя» и рассказы, включённые в более поздние сборники.
Содержание
Повествование сборника построено в форме интервью с доктором Сьюзен Келвин в 2057 году, в котором она делится воспоминаниями о своей работе на должности штатного робопсихолога мирового лидера в производстве позитронных роботов корпорации U.S. Robots and Mechanical Men, Inc.
Общая идея, объединяющая рассказы сборника, это разрешение проблем, связанных с роботами, которые можно отнести к столкновению железной логики законов робототехники и человеческого фактора .
Помимо Сьюзен, общими для цикла героями являются:
- Грегори Пауэлл и Майк Донован — инженеры, которые на местах разбираются с некорректным функционированием роботов у клиентов компании «U.S. Robots…» ;
- доктор Альфред Лэннинг — научный руководитель компании «U.S. Robots…» ;
- Питер Богерт — главный математик компании «U.S. Robots…» ;
- Стивен Байерли — политик; вероятно, робот, удачно притворяющийся человеком.
Время действия: первая половина XXI века.
Во вселенной роботов незадолго до рождения Сьюзен Келвин (1982 год) закончилась мировая война , был изобретён гипердвигатель и позитронный мозг, которые в конце XX века позволили начать колонизацию Солнечной системы. В 2002 году Альфредом Лэннингом был изобретён первый движущийся и разговаривающий робот.
Место действия большинства рассказов — планеты Солнечной системы . По закону всякая эксплуатация роботов была разрешена только за пределами Земли. И действительно, в суровых условиях других планет и астероидов деятельность роботов была особенно оправдана…
Культурное влияние
Критики отмечают, что образ робота в мировой фантастике в значительной степени сформирован такими произведениями как пьеса Карела Чапека « R.U.R. », где собственно и появилось впервые слово « робот », и рассказы Айзека Азимова.
Впервые появившись в фантастике примерно в 1920-х годах, роботы сразу вышли из-под контроля человека и начали бунтовать. В противоположность этому строгая логика и технократический подход Азимова сделали робота продуктом конвейерной технологии и предсказуемым помощником человека. В Законах роботехники есть свои уязвимости, что заставило впоследствии Азимова их доработать и пересмотреть. Однако законченная концепция поведения робота и понятие робопсихологии значительно повлияли на авторов, которые писали в этом жанре научной фантастики .
Рассказы Азимова оказали значительное влияние на культуру, науку и производство.
- В цикле юмористических фантастических рассказов Бориса Штерна об инспекторе Бел Аморе роботы подчиняются «законам» Азимова .
- Название компании U.S. Robotics , производящей модемы , появилось как результат влияния рассказов Азимова на основателей фирмы .
- Корпорация iRobot использует название сборника рассказов как торговую марку выпускаемых ею автоматических пылесосов.
- В 1977 году британская рок-группа The Alan Parsons Project выпустила альбом I Robot . Первоначально он должен был называться I, Robot , но Азимов продал название за 10 лет до этого.
Экранизации
Телевизионные постановки:
- 1962 — Little Lost Robot — 3-й эпизод британского научно-фантастического телесериала-антологии Out of This World , основано на рассказе « Как потерялся робот »;
- 1967 — The Prophet — 13-й эпизод 2-го сезона британского научно-фантастического телесериала-антологии Out of the Unknown , основано на рассказе « Логика »;
- 1969 — Liar! — 2-й эпизод 3-го сезона британского научно-фантастического телесериала-антологии Out of the Unknown , основано на рассказе « Лжец! » ;
- 1987 — «С роботами не шутят» — 12-й выпуск советской серии телеспектаклей « Этот фантастический мир », основано в том числе на рассказе Азимова « Лжец! » .
Фильм « Я, робот » 2004 года хотя и базируется на идеях сборника и законах роботехники, сюжетно ближе к роману « Стальные пещеры » и рассказу «Робот, который видел сны».
Примечания
- от 22 декабря 2015 на Wayback Machine — Лаборатория Фантастики.
- от 16 мая 2008 на Wayback Machine Part 3: 1944—1951.
- Василий Владимирский. от 7 марта 2008 на Wayback Machine
- Борис Штерн. от 27 ноября 2005 на Wayback Machine
- 28 сентября 2007 года.
- (англ.) . Дата обращения: 15 декабря 2015. Архивировано из 18 декабря 2016 года.
- . 8 сентября 2009 года.
Ссылки
- Щипков Б. Р. от 13 мая 2014 на Wayback Machine
- 2020-10-19
- 2