Interested Article - Москва слезам не верит

«Москва́ слеза́м не ве́рит» — советский мелодраматический фильм режиссёра Владимира Меньшова , лидер кинопроката 1980 года в СССР (около 90 млн зрителей) . Премьера состоялась в конце 1979 года в московском кинотеатре «Звёздный» .

В 1981 году фильм был удостоен премии « Оскар » в номинации « Лучший фильм на иностранном языке » и государственной премии СССР . Мировая премьера состоялась 11 февраля 1980 года.

Сюжет

Москва , 1958 год . В столичном общежитии живут три 20-летние подруги, приехавшие из провинции. Их судьбы складываются именно так, как предполагает характер каждой из девушек. Целеустремлённая и сдержанная Катерина, не добрав баллов при поступлении в институт, работает штамповщицей, а позже — слесарем-наладчиком на машиностроительном заводе. Стеснительная и простая Антонина трудится маляром на стройке и замуж выходит за москвича-рабочего. Самоуверенной и весёлой Людмиле Москва представляется лотереей, в которой она должна выиграть своё особенное счастье. Она работает на хлебозаводе, но мечтает выйти замуж за статусного москвича — артиста, управленца, спортсмена, учёного. Она знакомится с Сергеем Гуриным — восходящей хоккейной звездой. Катерина, которая пошла на поводу у Людмилы и вместе с ней выдала себя за профессорскую дочь, горько расплачивается за свою авантюру. Она полюбила красавца-телеоператора Рудольфа, забеременела от него, а он, узнав, где она на самом деле работает и что она обманула его, бросает её.

Прошло 20 лет. Антонина по-прежнему работает маляром на стройке, любит мужа и любима им, у них растут три сына. Людмила выдаёт заказы в химчистке. Она развелась с Сергеем, который, не выдержав бремени славы и внимания окружающих, предлагавших выпить, забросил хоккей и превратился в алкоголика. Катерина в одиночку вырастила дочь Александру, окончила институт и стала директором крупного предприятия, депутатом Моссовета . Её профессиональная карьера в полном порядке, однако личная жизнь так и не сложилась. Она до сих пор не замужем, а отношения с женатым любовником только умножают тоску по полноценной семье.

Однажды, побывав на даче в гостях у Антонины и возвращаясь домой на электричке, Катерина знакомится со слесарем Гошей, который совсем не похож на простого человека рабочей специальности: он интеллигентен, обаятелен, отличается широтой и оригинальностью жизненных взглядов. Катерина быстро влюбляется в него. Однако возлюбленный, несмотря на невысокий социальный статус, — сильная личность и привык быть лидером, поэтому у героини возникает острая проблема: как он будет к ней относиться, если узнает о её высокой должности? К тому же на жизненном горизонте неожиданно для Катерины вновь появляется Рудольф (ныне предпочитающий называться Родионом), отец уже взрослой дочери Александры, который умудряется одной случайно брошенной фразой поссорить влюблённых, рассказав Гоше о высоком социальном статусе Катерины.

Гоша уходит, даже не закончив ужина, и исчезает. Не зная фамилии, адреса и места работы, найти человека в Москве практически нереально. Но Николай, муж Антонины, разыскивает Гошу, который, переживая случившееся, всю неделю пьянствовал в одиночестве. Николай объясняет ему причины поведения Катерины и уговаривает вернуться к ней. Георгий возвращается, с Николаем они договариваются «дружить семьями», после чего Людмила, Антонина и Николай быстро ретируются из квартиры. Усевшись ужинать, Катерина говорит Гоше: «Как долго я тебя искала…», на что Гоша обыденно отвечает: «Восемь дней», но Катерина со слезами на глазах повторяет: «Как долго я тебя искала…».

В ролях

Съёмочная группа

Песни

История создания

В основу фильма лёг сценарий «Дважды солгавшая» Валентина Черных , который был им написан за 19 дней для конкурса сценариев о Москве и занял на этом конкурсе 3-е место .

Владимир Меньшов поначалу хотел отказаться от мелодраматического сценария, но всё же он его привлёк. Сначала интересным поворотом показался момент, когда героиня ложится спать, заводит будильник и просыпается через двадцать лет . Как позже признавался Меньшов, возможно, что в будущем фильме была некоторая автобиографическая для него и его супруги Веры Алентовой нотка. Они, как и герои фильма, прошли через общежитие, завоёвывали Москву как приезжие провинциалы и лимитчики . Бюджет фильма был достаточно скромен, составив 550 тысяч рублей .

Актёрский состав кинокартины сложился не сразу. Первоначально на роль Катерины Меньшов планировал взять Ирину Купченко , Маргариту Терехову или Анастасию Вертинскую , но все они отказались. Евгению Ветлову не утвердил худсовет . Отчаявшись, он взял на эту роль свою жену, хотя самой Алентовой сценарий тоже не понравился. Галина Польских отказалась от роли Тоси, Инна Макарова и Клара Лучко — от роли матери Рудольфа Рачкова .

Производственные сцены фильма снимались в цехах ПО «Химволокно» в Клину, на время съёмок предприятие не останавливалось. Премьера фильма, которую посетили Владимир Меньшов и Вера Алентова, также состоялась в Клину, в заводском клубе посёлка Майданово .

После выхода картины на экран её создатели поначалу получили довольно прохладные отзывы как об упаднической по духу и довольно дешёвой мелодраме, эксплуатирующей низменные чувства зрителей. Премия «Оскар» и огромный кассовый успех картины стали полной неожиданностью для кинематографического руководства и критиков .

Владимир Меньшов и команда создателей не приехали на церемонию вручения «Оскара». По версии самого Меньшова, в то время он был «невыездным» и попасть в Лос-Анджелес не мог в принципе . О том, что он получил премию американской академии киноискусств и наук, Меньшов узнал из программы «Время» , причём новость прозвучала в эфире 1 апреля 1981 года ( церемония проходила 31 марта), и Владимир Меньшов счёл это за розыгрыш. Вместо него участвовал в торжественной церемонии и получал золотую статуэтку атташе по вопросам культуры посольства СССР в США Анатолий Михайлович Дюжев .

Примечательно, что картина Меньшова опередила и фильм — лауреат « Золотой пальмовой ветви » Каннского кинофестиваля « Тень воина », снятый японским режиссёром Акирой Куросавой , который ранее получал «Оскар» в этой номинации за советский фильм « Дерсу Узала ». Довольно долго статуэтка хранилась в Госкино СССР .

Только в 1988 году Владимир Меньшов на первой церемонии вручения наград премии « Ника » получил своего «Оскара», причём ему хотели только дать подержать статуэтку и потом забрать, но Меньшов подержал, не вернул и больше уже с ней не расстался .

Фильм «Москва слезам не верит» посмотрело около 90 миллионов зрителей; по результатам годового проката он занял второе место среди всех советских фильмов после картины « Пираты XX века » .

Наследие

По утверждению корреспондента журнала «Коммерсантъ Власть» Андрея Плахова, в 1985 году Рональд Рейган посмотрел не менее восьми раз фильм «Москва слезам не верит» перед первой встречей с Михаилом Горбачёвым , пытаясь постичь «загадочную русскую душу» . Владимир Меньшов, однако, сказал в интервью, что, насколько он знает, Рейган смотрел картину в 1985 или 1986 году два раза. «Буквально для того, чтобы несколько повернулись мозги, и чтобы он понял, что такое Россия, помощники этот фильм, что называется, ему „впарили“. Это тоже очень, конечно, приятный момент» .

В 2006 году вышла книга Ирины Агаповой и «Москва слезам не верит: шесть женских судеб», описывающая биографии шести актрис, снявшихся в фильме ( Муравьёва , Алентова , Рязанова , Ханаева , Фёдорова , Вавилова ).

В 2007 году на первом канале выпустили новогодний телефильм « Первый дома », в одном из эпизодов которого действовали Катерина Тихомирова (Вера Алентова), Гоша ( Владимир Меньшов ) и Александра ( Юлия Меньшова ).

Премии и призы

Примечания

  1. . Радио Свобода, ведущий Сергей Юрьенен. Дата обращения: 16 сентября 2021. 3 июня 2013 года.
  2. Фильм стал третьим по счёту советским художественным фильмом, удостоенным премии « Оскар », после « Войны и мира » (1968) и « Дерсу Узала » (1975).
  3. Мурзина, Марина. // Аргументы и факты . — 2014. — № 12 (1741) за 19 марта . — С. 46 . 12 июня 2016 года.
  4. . Аргументы и факты (16 февраля 2005). Дата обращения: 4 февраля 2019. 4 февраля 2019 года.
  5. . НашФильм.ру . Дата обращения: 4 февраля 2019. Архивировано из 15 июля 2008 года.
  6. . Культурология . Дата обращения: 30 декабря 2021. 4 декабря 2020 года.
  7. . Дата обращения: 1 февраля 2020. 27 сентября 2020 года.
  8. Evgen1978. . Сайт собора Святой Троицы г.Клин (25 апреля 2016). Дата обращения: 4 февраля 2019. 4 февраля 2019 года.
  9. . ИнфоБизнесРеклама Клин . Дата обращения: 4 февраля 2019. Архивировано из 4 февраля 2019 года.
  10. smoking-room.ru. Дата обращения: 4 февраля 2019. 10 февраля 2019 года.
  11. от 4 февраля 2019 на Wayback Machine // goodcinema.ru .
  12. (недоступная ссылка) // Мегаэнциклопедия km.ru
  13. . Власть . Коммерсант (10 октября 2005). Дата обращения: 4 февраля 2019. 21 февраля 2022 года.
  14. . RTVi . В Нью-Йорке с Виктором Топаллером. Дата обращения: 4 февраля 2019. Архивировано из 16 июля 2011 года.

Литература

  • Балынина Н. — Москвичи и гости столицы (О худож. фильме «Москва слезам не верит», 1979 г.) // Искусство кино , № 8, 1997. — С. 60-63.

Ссылки

  • // «Русская семёрка».
Источник —

Same as Москва слезам не верит