Василий Васильевич Осипов
(1879, Москва — 1942) — русский, советский оперный певец (
бас
), вокальный педагог.
Биография
В 1898 году поступил в Московское музыкально-драматическое училище, окончив которое продолжил образование у
.
В 1901—1906 гг. — артист Московской частной русской опере (дебютировал в партии Мельника — «
Русалка
»
А. Даргомыжского
). В составе труппы гастролировал в
Нижнем Новгороде
(1904 и 1907),
Казани
(1907), Одессе (1910),
Вятке
(1922), Минске (1928).
В 1906—1908 и 1911—1914 гг. — солист
московской Оперы С. Зимина
.
В 1908—1911 и 1914—1928 гг. — солист московского
Большого театра
(дебютировал в партии Ивана Сусанина — «
Жизнь за царя
» М. Глинки).
В 1920-х гг. пел в московской Художественной опере под управлением
.
Пел п/у
М. М. Багриновского
,
Б. Вальтера
(в 1914),
Н. С. Голованова
,
М. М. Ипполитова-Иванова
,
Н. Кочетова
,
Э. А. Купера
,
В. В. Небольсина
,
А. Никиша
(1910),
А. М. Пазовского
,
И. О. Палицына
,
,
В. И. Сука
. Записывался на грампластинки (всего записал 8 произведений) в Москве (студия «Граммофон», 1907).
Вёл педагогическую деятельность. Среди его учеников —
М. Д. Михайлов
(в 1924—1930 гг.).
А. М. Пружанский
писал о певце:
Обладал хорошо поставленным голосом, ясной дикцией и чистой интонацией»
. Музыкальный критик
Ю. Энгель
(Энгель Ю. Д. Глазами современника. Избранные статьи о русской музыке. 1898—1918. — М., 1971. С. 278, 369, 370) отмечал:
«г. Осипов артист безусловно симпатичной складки и по голосовым данным, и по характеру исполнения. Полезным, дельным он умеет быть всегда, иногда же способен подниматься и до яркого, сильного.
Похоронен на
Ваганьковском кладбище
(37 уч.)
.
Оперные партии
-
1902 — «
» Н. Римского-Корсакова —
Буря-богатырь
(первый исполнитель)
-
1903 — «
» Н. Кочетова —
Стецько
(первый исполнитель)
-
1907 — «
Орлеанская дева
» П. Чайковского —
Тибо д’Арк
-
1908 — «
Евгений Онегин
» П. Чайковского —
Гремин
-
«
Дон Жуан
» В. А. Моцарта —
Лепорелло
-
«
Фауст
» Ш. Гуно —
Мефистофель
-
1909 — «
» К. Гольдмарка —
Камилло
-
1909 — «
Золотой петушок
» Н. Римского-Корсакова —
Додон
(впервые в Большом театре)
-
1911 — «
» Э. д’Альбера —
Томмазо
?
-
1912 — «
» А. Рубинштейна —
Иван Грозный
-
1913 — «
» А. Глуховцева —
Мишка
-
1913 — «
Млада
» Н. Римского-Корсакова, —
Мстивый
-
1915 — «
Манон
» Ж. Массне —
Граф де Грие
-
1922 — «
Аида
» Дж. Верди —
Рамфис
-
1925 — «
Гугеноты
» Дж. Мейербера —
Граф де Сен-Бри
-
1927 — «
Любовь к трём апельсинам
» С. Прокофьева —
Кухарка
-
«
Борис Годунов
» М. Мусоргского —
Борис Годунов
и
Пимен
-
«
Сказка о царе Салтане
» Н. Римского-Корсакова —
Царь Салтан
-
«
Царская невеста
» Н. Римского-Корсакова —
Василий Собакин
-
«
Руслан и Людмила
» М. Глинки —
Фарлаф
-
«
Хованщина
» М. Мусоргского —
Князь Иван Хованский
-
«
Князь Игорь
» А. Бородина —
Владимир Галицкий
-
«
Демон
» А. Рубинштейна —
Князь Гудал
-
«
Кавказский пленник
» Ц. Кюи —
Казенбек
-
«
Садко
» Н. Римского-Корсакова —
Варяжский гость
-
«
Опричник
» П. Чайковского —
Вязьминский
-
«
Чародейка
» П. Чайковского —
Мамыров
-
«
Гугеноты
» Дж. Мейербера —
Марсель
-
«
Лакме
» Л. Делиба —
Нилаканта
-
«
Севильский цирюльник
» Дж. Россини —
Дон Базилио
-
«
» А. Бойто
Мефистофель
-
«
Богема
» Дж. Пуччини —
Шонар
-
«
Паяцы
» Р. Леонкавалло —
Тонио
-
«
Валькирия
» Р. Вагнера —
Вотан
Литература
-
Энгель Ю. Д.
Глазами современника. Избранные статьи о русской музыке. 1898—1918. — М., 1971. С. 278, 369, 370;
-
Гозенпуд А. А.
Русский оперный театр между двух революций 1905—1917. — Л., 1975. С. 265;
-
Преснецов Р. Музыка и музыканты Вятки. — Горький, 1982. С. 156—157.
Примечания
Ссылки