Прокофьев, Иван Прокофьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Варна́ва (в схиме — Евгений , в миру Влади́мир Никола́евич Проко́фьев ; 19 февраля 1945 , Курбевуа , Иль-де-Франс , Франция — 2 ноября 2017 , Козельский район , Калужская область ) — бывший епископ Русской православной церкви заграницей , лишённый священного сана.
Родился в семье русских эмигрантов. Его отец, Николай Павлович Прокофьев — дворянин и офицер. Мать — из аристократической грузинской семьи, дочь полковника Александра Натиева .
Получил образование в иезуитском интернате Святого Георгия в Медоне под Парижем .
Был послушником на Афоне , где обрёл духовника . Был рукоположён во священники при каннском Михаило-Архангельском храме . Служил в Каннах и в Ментоне . Впоследствии был возведён в сан протоиерея .
Через своих родственников, работавших в посольстве Франции в Москве , имел возможность легально посещать Советский Союз с середины 1960-х годов.
На основании постановления Архиерейского собора Русской православной церкви заграницей от 10/ 23 октября 1981 года священник Владимир Прокофьев по пострижении в монашество был тайно рукоположён 29 апреля 1982 года Свято-Троицкой церкви в Эрлангене ( Бавария ) во епископа Ментонского с целью тайного рукоположения в России епископа для катакомбной церкви. Наречение и хиротонию совершили архиепископ Женевский и Западно-Европейский Антоний (Бартошевич) и епископ Мюнхенский Марк (Арндт) .
27 апреля/ 10 мая 1982 года, находясь в СССР по туристической визе, единолично (ввиду исключительного положения преследуемой Церкви, с благословения Синода РПЦЗ) поставил в одной из московских квартир во епископы для «возрождения и руководства Церкви в России» катакомбного архимандрита Лазаря (Журбенко) . Единоличная архиерейская хиротония противоречит первому апостольскому правилу, но руководство РПЦЗ согласилось счесть её законной, так как она совершалась с благословения сонма других архиереев. Предполагалось совершить и другие архиерейские рукоположения — священников Михаила Рождественского и Никиты Лехана, однако их окружение побоялось устанавливать контакты с иностранцем, боясь привлечь внимание КГБ . Не имея возможности задержаться в Москве, епископ Варнава покинул СССР .
С 1987 года — настоятель Михайло-Архангельского храма в Каннах. Епископский сан хранился втайне, поскольку цель была исполнена, и обнародование не предполагалось, но новый глава РПЦЗ, митрополит Виталий, открыл иерархический статус епископа Варнавы.
12/ 25 июля 1990 года состоялось заседание Архиерейского синода РПЦЗ, на котором по необходимости произошло официальное объявление доселе тайных епископов Варнавы (Прокофьева) и Лазаря (Журбенко) .
В январе 1992 года Архиерейский синод РПЦЗ направил епископа Варнаву в Россию с поручением организовать постоянно действующее Синодальное подворье в Москве, которое осуществляло бы власть Архиерейского синода в России. Основная цель его нового назначения состояла в координации деятельности конфликтующих юрисдикций РПЦЗ в России, находившихся в подчинении Лазаря (Журбенко) и Валентина (Русанцова) .
Прибыв в Москву, епископ Варнава оказался под влиянием протоиерея Алексия Аверьянова, который стал его ближайшим помощником и секретарём, помогая зарубежному архиерею «правильно сориентироваться» в непростых коллизиях церковной и общественной жизни России. В марте 1992 года протоиерей Алексий Аверьянов пригласил епископа Варнаву в один из полузаброшенных корпусов бывшей Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке в центре Москвы, принадлежащий городской поликлинике № 68. Там разместилась кафедра епископа Варнавы .
С первых же дней существования Синодального подворья РПЦЗ в Марфо-Мариинской обители там же фактически разместился неофициальный штаб Национально-патриотического фронта «Память» , возглавляемого Дмитрием Васильевым . 19 марта в обители состоялась пресс-конференция, привлёкшая большое внимание прессы, на которой протоиерей Алексий Аверьянов от имени епископа Варнавы и митрополита Виталия, Первоиерарха РПЦЗ (который, как вскоре выяснилось, ничего об этом не знал), заявил об альянсе с «Памятью», которая «создаёт отряды быстрого реагирования» для защиты храмов РПЦЗ от захвата их Московской патриархией. Дмитрий Васильев, участвовавший в пресс-конференции, пообещал летом «взять Москву в тройное кольцо» блокады, чтобы таким образом добиться свержения «дерьмократического» режима .
19 мая 1992 года епископ Варнава принял участие в публичной демонстрации «Памяти» по Садовому кольцу в Москве .
Нередкими стали совместные поездки Дмитрия Васильева по стране в сопровождении протоиерея Алексия Аверьянова, а иногда и епископа Варнавы. Одним из самых скандальных событий того времени стал налёт «Памяти» с участием священника Олега Стеняева на редакцию газеты « Московский комсомолец » 13 октябре 1992 года . Епископ Варнава публично заявил, что эта хулиганская акция осуществлялась по его благословению .
Сближение епископа Варнавы с «Памятью» нанесло урон репутации РПЦЗ в России: «демократическая» пресса, ранее единодушно поддерживавшая гонимую Церковь, в которой многие видели альтернативу «красной патриархии», теперь говорила и писала об РПЦЗ преимущественно в негативных тонах. «Память» стала непреодолимым препятствием на пути в РПЦЗ для многих клириков и мирян, готовых к отделению от Московского патриархата. Неканонические вмешательства епископа Варнавы, а точнее его секретаря протоиерея Аверьянова, в церковные дела других российских епархий РПЦЗ, принятие запрещённых другими архиереями клириков, фактическое управление приходами, подчинёнными другим епископам, привели к полнейшему разладу церковного управления РПЦЗ в России .
13 мая 1993 года епископ Варнава решением Архиерейского собора РПЦЗ после покаяния и ряда обещаний был всё же утверждён в должности представителя Архиерейского синода РПЦЗ в России .
23 июля 1993 года направил на бланке Архиерейского синода РПЦЗ письмо с предложением о каноническом общении раскольническому «местоблюстителю Киевского патриаршего престола митрополиту Владимиру (Романюку) » .
Этот проступок и другие ошибки епископа Варнавы стали причиной его освобождения от должности Синодального представителя в России решением Архиерейского синода РПЦЗ от 9 ноября 1993 года .
9 июля 1994 году Архиерейский собор РПЦЗ на 5 лет запретил Варнаве въезд в Россию . В 1995 году Варнава был запрещён в священнослужении на 3 месяца за оскорбительное письмо архиепископу Илариону (Капралу) с обвинением в предательстве России.
11 января 1995 года Архиерейский синод назначил Варнаву епископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским .
Епископ Варнава провёл менее трёх недель в Австралии и вернулся к своему постоянному месту жительства на французской Ривьере в Каннах, отметив, что «он не собирается быть сосланным на другую часть света» (дословно «к антиподам »).
В сентябре 1995 года Архиерейский синод послал епископу Варнаве указ, в котором ему был сделан выговор за уклонение от исполнения своих обязанностей в Австралии. Этим же указом Варнава был освобождён от назначения в Австралию .
В 1996 году назначен представителем РПЦЗ в Святой земле . По его приказу в Елеонский монастырь не были допущены патриарх Алексий II и Ясир Арафат , что произошло вопреки предписанию из Архиерейского синода о невоспрепятствовании патриарху в посещении святынь, находящихся под управлением РПЦЗ. Результатом этого стала передача властями Палестинской автономии монастыря Святой Троицы в Хевроне Московскому патриархату (1997). Передача привела к обострению взаимоотношений между Церквами.
1 марта 2001 года выступил с окружным посланием, в котором заявил об «ограждении» себя, духовенства и мирян своей епархии от «нового курса» Зарубежной церкви, хотя ещё не выходя из канонического подчинения Архиерейскому синоду в Нью-Йорке . Поводом к заявлению стал протест епископа против принятия Архиерейским собором Русской православной церкви заграницей, состоявшемся в Нью-Йорке 17— 27 октября 2000 года , письма патриарху Сербскому Павлу . На Соборе епископ Варнава, ссылаясь на экуменизм и тесные связи патриарха Павла с Русской православной церковью, отказался подписать письмо Сербскому Патриарху, о чём объявил только спустя несколько месяцев, 12 февраля 2001 года, присоединившись в этом к епископам Симферопольскому и Крымскому Агафангелу (Пашковскому) и Черноморскому и Кубанскому Вениамину (Русаленко) .
25 апреля 2001 года был запрещен в священнослужении Синодом РПЦЗ. 20 июня 2001 года митрополит Виталий своим указом снял это запрещение .
Вместе с митрополитом Виталием , архимандритом Сергием (Киндяковым) , протоиереем Сергием Петровым и иереем Никитой Орловым в Мансонвилле участвовал в составлении «Окружного послания» от 22 июня 2001 года, распространённого от имени митрополита Виталия (Устинова) .
Архиерейским собором РПЦЗ, прошедшим с 23 по 31 октября 2001 года, был запрещён в священнослужении, а затем извергнут из священного сана. Соборное постановление о лишении его сана было вручено бывшему епископу Варнаве 3 ноября 2001 года в присутствии трёх свидетелей в 9 часов утра, то есть до начала богослужения .
В тот же день прибыл в Спасо-Преображенский скит в Мансонвилле , где положил начало неканонической « Русской православной церкви в изгнании » под формальным возглавлением митрополита Виталия . Совершил хиротонию архимандрита Сергия (Киндякова) во епископа Мансонвильского, викария Канадской епархии. По утверждению епископа Александра (Милеант) «рукоположение было совершенно в присутствии стоящего рядом в мантии (и по старческой немощи немогущего служить) Митрополита Виталия» . При этом есть фотография, на которой сам митрополит Виталий выводит из царских врат архимандрита Сергия после его рукоположения . Тогда же Варнава стал заместителем митрополита Виталия.
5 ноября на первой сессии Синода новообразованной неканонической «Русской православной церкви в изгнании» Варнава (Прокофьев) был возведён в сан «архиепископа Каннского и Европейского»
Спустя непродолжительное время были рукоположены Владимир (Целищев) (6 ноября 2001) и Варфоломей (Воробьёв) (11 ноября 2001) — «против воли и без участия митрополита Виталия» .
2 февраля 2002 года вопреки решению Собора РПЦЗ 1998 года об освобождении Румынской епархии от подчинения РПЦЗ принял под свой омофор двух румынских священников, запрещённых в священнослужении архиепископом Нафанаилом (Поппом) не только как отдельных священнослужителей, но в их лице и всю Румынскую епархию, с назначением Василия Урда как администратора-викария епархии .
В 2002 году предпринял ряд мер по переводу в собственность приходских обществ новой раскольнической организации храмов РПЦЗ в Брюсселе , Каннах , Марселе, Касабланке и др.
Вступил в конфликт с секретарём Синода РПЦЗ(В) протоиереем Вениамином Жуковым и архиереями РПЦИ.
26 июня 2003 года издал указ, в котором осудил протоиерея Вениамина Жукова за «антиканоничное поведение» и потребовал вернуть печать епархии и факсимильную подпись, подозревая их незаконное использование. Вениамин Жуков пренебрёг указом, отказался вернуть печать и подпись и опубликовал компрометирующие Варнаву материалы, в результате чего шесть из восьми французских приходов вскоре стали требовать от Синода «сменить правящего архиерея» и «лишить сана архиепископа Варнаву». Варнава был вынужден покинуть епархию. Через несколько недель после этого архиепископ Варнава получил от Вениамина Жукова по почте печать и факсимильную подпись .
На прошедшем с 27 по 29 ноября 2003 года совещании Синода были созданы три независимых епархии. Русская часть епархии архиепископа Варнавы была у него взята и разделена между епископом Молдовским Антонием (Рудеем) (Украина, Белоруссия, Литва, Латвия и Эстония) и епископом Южнорусским Виктором (Пивоваровым) (северо-запад, центр, Поволжье, южные районы России и Грузия) с «отделением тех приходов, которые хотят поминать архиепископа Варнаву». Под управлением Варнавы остались лишь приходы в Западной Европе .
Затем епископы объявили неканоничным принятие архиепископом Варнавой в свою епархию нескольких румынских новостильных приходов, убрали у него титул «заместителя первоиерарха» и лишили сана одного из его клириков, иеромонаха Серафима (Баранчикова), за аморальное поведение .
19 января 2004 года освобождён от должности правящего архиерея Западно-Европейской епархии и определён на покой . 8 июля 2004 года Архиерейский синод РПЦЗ(В) ввиду «нарушений, явно свидетельствующих о неподчинении Архиеп. Варнавы решениям Высшей Церковной Власти по ряду существенных вопросов церковного благоустройства и нравственного уклада церковной жизни, и учитывая письменные отзывы всех Архиереев» запретил Варнаву в священнослужении, «вплоть до принесения им покаяния» . На этом заседании Синода РПЦЗ(В) Антонию (Орлову) было поручено передать это постановление в руки Варнавы, что было сделано в Каннах 24 июля 2004 года .
Решений не признал и продолжил управлять верными ему приходами, в том числе и в России, куда ездил в октябре того же года, служил в Подольске с лишённым сана протоиереем Алексием Аверьяновым, а также в Петербурге в домовой церкви архимандрита Алексия (Макринова) . Варнава утверждал, что указы, касающиеся его определения на покой, носят фальшивые подписи; с его благословения как архиепископа Каннского и Западно-Европейского был открыт интернет-узел, названный официальным органом Западно-Европейской епархии .
19 ноября 2004 года решением Архиерейского собора РПЦЗ(В) был лишён сана .
7 февраля 2006 года обратился с письмом к Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви митрополиту Лавру:
«приношу покаяние за нестроения [внесенные мной] в Церковную жизнь и за мои поступки, которые могли смутить собратьев. Раскаиваюсь в моем участии в неканонических действиях в Мансонвилле (Канада). Прошу меня принять в Лоно Русской Зарубежной Церкви и отнестись со снисхождением к моему возрасту и здоровью. Желаю быть с Русским народом и по мере своих сил служить Русской Церкви. Не желаю и не собираюсь участвовать в каких-либо спорах или диспутах. Прошу всего лишь иметь право возносить Ваше имя на каждом Богослужении» .
2 апреля в беседе с прихожанами храма святого Архистратига Михаила в Каннах заявил о своём намерении присоединиться к МП «на любых условиях» .
Практически все приходы, подчинявшиеся епископу Варнаве во время его пребывания в расколе, отказались последовать за ним и изъявили желание войти в состав раскольнической РИПЦ . За Варнавой последовал только Серафим (Баранчиков) и часть прихожан храма святого Архистратига Михаила.
Прошение епископа Варнавы рассматривалось на архиерейском соборе в мае того же 2006 года. Наконец в июне Архиерейский Синод РПЦЗ , рассмотрев прошение епископа Варнавы, после достаточно долгих и напряженных обсуждений, пришёл к убеждению, что в свое время проситель был лишен сана с некоторой поспешностью, не будучи в достаточной мере выслушан. Руководствуясь милостью к павшему и пользой церковной, архиереи решили принять просителя в общение, восстановив его в епископском сане, с почислением на покой и правом служения в Михаило-Архангельском соборе . При этом, будучи на покое, не имел права рукоположения или награждения клириков, а также участия в заседаниях Архиерейского Синода или в работе Архиерейских Соборов Русской Зарубежной Церкви; ему также была запрещена какая-либо деятельность за пределами каннского прихода. 2 июля 2006 года епископ Варнава сослужил епископу Манхэттенскому Гавриилу за Божественной литургией, проведённой в Архангело-Михайловской церкви .
Указом Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Илариона от 20 августа 2009 года епископ Варнава (Прокофьев) и его келейник монах были временно «отстранены от всех должностей» на каннском приходе и запрещены в священнослужении .
9 февраля 2010 года вместе с келейником окончательно отстранён от служения в каннском храме и от любой деятельности, связанной с его приходской ассоциацией .
В ноябре 2010 года французский суд приговорил епископа Варнаву к шести месяцам лишения свободы условно за хищение в 2006 году 405 тысяч евро, подаренных местному Обществу Святого Архангела Михаила. Суд также приговорил к трём месяцам условно Серафима (Баранчикова) за сокрытие краденого .
В феврале 2012 года епископ Варнава снова назначен настоятелем Михаило-Архангельской церкви указом митрополита Илариона , Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, что стало известно на заседании Архиерейского Синода РПЦЗ 6 марта 2012 года в связи с решением апелляционного суда города Экс-ан-Прованса от 2 февраля 2012 года, признавшего устав и состав приходской ассоциации Святого Архангела Михаила в Каннах по состоянию на 2006 год . Несмотря на синодальный запрет на совершение им хиротоний (2006), в первой половине 2012 года с целью установления контроля над административным советом приходской ассоциации рукоположил в Каннах двух священников и двух диаконов. Также, будучи на покое и вопреки условиям своего разрешения в священнослужении , 12 апреля 2012 года возвёл иеромонаха Серафима (Баранчикова) в сан архимандрита .
Летом 2013 года после перехода Михаило-Архангельского храма в другую церковную юрисдикцию Первоиерарх РПЦЗ направил распоряжение епископу Варнаве: «Архиерейский Синод, ознакомившись со всеми материалами, решил освободить Вас и иеромонаха Серафима (Баранчикова) от всех административных и пастырских обязанностей». В новосозданной при арендованном католическом храме общине РПЦЗ им позволялось молиться и причащаться, не участвуя в приходских делах. Особо говорится о незаконных рукоположениях: «Все рукоположения и награждения, совершенные Вами без ведома и благословения Священноначалия, будут отдельно изучены и, в случае благоприятного решения Архиерейского Синода, исправлены» .
7 декабря 2013 года вновь запрещён в священнослужении Архиерейским синодом РПЦЗ . 17 февраля 2014 года была признана хиротония священника Марка Лопнева, но без наград .
24 июня 2014 года Архиерейский собор РПЦЗ подтвердил своё решение от 2001 года, согласно которому епископ Варнава был лишён священного сана .
Скончался 2 ноября 2017 года и был погребён на кладбище в селе Нижние Прыски рядом с часовней, недалеко от могилы схиархимандрита .