Interested Article - Горянка (фильм)

«Горя́нка» — советский художественный фильм Ирины Поплавской , основанный на сюжете поэмы Расула Гамзатова « Горянка » о дагестанской девушке, бросившей вызов традиционным устоям и отказавшейся выйти замуж за нелюбимого человека. Премьера фильма состоялась в марте 1977 года .

Создание

По воспоминаниям Ирины Поплавской, ни одна её картина «не подвергалась столь жёстокой и беспощадной ампутации ». Так, первую сцену фильма, в которой на Асият в горах набрасываются сторожевые собаки, изъяли ещё на стадии литературного сце­нария. Далее во время съёмок в Дагестане глав­ная редакция Мосфильма прислала предписание не снимать целый ряд эпизодов и кадров, хотя сценарий уже был утверждён. Наконец, когда уже в Москве был показан черновой вариант фильма, «началась настоящая вакханалия резни», было сделано 127 поправок . Ситуацию спас Сергей Бондарчук , который предложил разобраться в предлагаемых замечаниях вместе с Поплавской. В итоге пришлось перемонтировать фильм и некоторую часть правок всё-таки принять, от чего картина, по мнению Поплавской, не выиграла: «Картина стала обычной, приемлемой, но лишилась своего своеобразия». Так, была удалена сцена с канатоходцем на фоне неба, не были показаны авторские глиняные игрушки Зубайдат Умалаевой .

На предварительном показе фильма Дагестане произошёл курьёзный случай: в багаж по ошибке загрузили первую, не отцензурированную версию ленты, и она была показана начальству, которое горячо одобрило фильм. Дальнейшие копии для проката, однако, пришлось печатать уже с исправленной версии .

Сюжет

Действие происходит в дагестанском ауле. Юная аварка Асият, только закончившая школу и мечтающая об институте, неожиданно узнаёт, что через несколько дней состоится её свадьба с Османом, сельским бухгалтером . Она не любит Османа, жестокого и властного человека вдвое старше неё, однако родители не хотят ничего слышать и говорят, что она была обручена с Османом ещё с детства. Всё село уже знает о свадьбе и готовится к ней, в дом Асият приносят множество подарков, тем более что Осман является одним из самых обеспеченных людей села.

В отчаянии Асият обращается к своей учительнице Вере Васильевне. Та говорит, что отчаяние девушки вызвано её страхом, и что она должна поступить как свободный человек. На следующее утро во время традиционной церемонии на вопрос сватов, согласна ли Асият связать свою жизнь с Османом, она отвечает отказом. Её родители в шоке из-за неслыханного непослушания дочери и отмены свадьбы, и отец выгоняет Асият из дома. Она уезжает в город и поступает в институт. Осман в гневе сжигает все подарки, отданные Асият, и тут же женится на тихой и скромной Супойнат, которая и мечтать не смела о таком браке.

Проходит время. У родника Супойнат жалуется матери Асият, что Осман нередко бьёт её. От Асият приходят письма из города. Сельчане узнают, что она познакомилась с юношей по имени Юсуп. Осман распускает слухи о том, что в городе Асият потеряла честь.

Однажды Асият приезжает в село, чтобы познакомить родителей с Юсупом. Однако отец сурово говорит ей, что она ему больше не дочь. Осман завязывает драку с Юсупом и просит Асият вернуться к нему и не выходить замуж за «желторотого» Юсупа. Та отказывается. Ночью, обманом выманив Асият из дому, Осман в припадке гнева ударяет её кинжалом. После суда он садится в тюрьму.

В эпилоге родители Асият надеются, что их дочь вылечат. Мать Асият говорит, что судить надо было не Османа, а их, потому что это их желание выдать дочь замуж за Османа привело к трагическим событиям.

В ролях

В эпизодах

  • Валерий Эфендиев
  • П. Залова
  • Г. Гамзатов
  • У. Мусалаев
  • С. Мурадова
  • Л. Сапарчаева
  • Б. Шапиева
  • Айшат Курбанова
  • А. Гусейнова
  • Людмила Шереметова
  • М. Нашапигова
  • З. Магомедова
  • С. Меджидова
  • Ислам Гасанов (мальчик, читавший письма вслух)
  • Айшат Махсудова (Асият в детстве)

Проблематика

По словам режиссёра, в фильме её «волновала не столько проблема закрепощения и раскрепощения дагестанской женщины», но скорее более общая тема — хотелось говорить «о том, что наболело в России — о необходимости свободы не только для горской женщины, а для каждого человека на земле», что было важно «в условиях крайней несвободы советского строя ». Также в фильме речь шла «об опасности „ вещизма “, о страсти к деньгам и вещам, к их накопительству, которая завладела не только кавказскими рес­публиками» .

Факты

  • В эпизоде, когда несут подарки Османа в дом Асият, звучит аварская песня в исполнении народной артистки Дагестана Муи Гасановой .
  • На 4-й минуте (3:05) фильма звучат стихи собственного сочинения в исполнении Расула Гамзатова.
  • Городские сцены сняты в Махачкале .
  • В сцене, где Юсуп поджидает Асият, показан главный фасад ДГПИ.
  • В сцене, где показана встреча Османа и Асият, виден пешеходный переход над ж.-д. путями в Махачкале, по которому она (Асият) затем поднимается.

Примечания

  1. / Журнал «Женщина Дагестана».

См. также

  • « » — балет Мурада Кажлаева по поэме Расула Гамзатова

Литература

  • Хасбулатов Х. — «Горянка» (Худож. фильм) // Ленинан нек , 14 августа 1977.

Ссылки

Источник —

Same as Горянка (фильм)