Июньский переворот
- 1 year ago
- 0
- 0
Июньский рейд на Актауское укрепление — нападение на Актауское укрепление со стороны казахских повстанцев во время восстания Кенесары Касымова . Часть наступательной операции в период мая-июня 1838 года .
После осады Акмолинской крепости , ровно через 20 дней после, была проведена операция по атаке хорошо защищенного Актауского укрепления. Гарнизон ее состоял из двух рот №7 Сибирского линейного батальона, казаков трех полков Сибирского войска, конно-казачьей и пешей артиллерии 15-й гарнизонной бригады, всего 6 орудий. В общем гарнизон укрепления насчитывал 27 унтер-офицеров , 6 музыкантов , 207 рядовых и 7 нестроевых; казаков - 30 урядников , 1 трубач, 77 строевых и 2 резервных .
Наступление началось в 7 часов утра, 22 июня . Численность войск Кенесары составило около 2 тысячи человек. В начале нападавшими были разбиты четыре пикета , в каждом из них находилось до три казака и уряднику. Часть их была перебита или взята в плен, остальные успели спастись в крепости или в камышах у реки. Основную часть отряда, которую возглавил сам Кенесары, стремительно окружили укрепление и более часа держали ее в осаде, атакующие расположились за версту и огонь крепостных орудий не нанес им вреда. Прямой атаки крепости восставшие не совершили ввиду сильного пушечного и ружейного огня со стороны гарнизона. В итоге они угнали табун из 500 голов скота и через час скрылись в горах. Оборонявшие потеряли двух солдат убитыми, один получил ранения, у казаков с пикетов был ранен урядник и три казака, один попал в плен.
На преследование повстанцев 23 июня вышел сотник Кудрявцев с 94 казаками, объехав расстояние до 50 верст и не найдя следов, они вернулись обратно. Успех Кенесары обеспечили внезапность нападения, стремительность атак с разных сторон, в рассыпном строю, плотное окружение укрепления, нарушение связи с пикетами и угон строевых лошадей, что не позволяло казакам устраивать организованные и качественные преследования.
Расследовавший этот случай адъютант Командира Отдельного Сибирского корпуса штабс-капитан Спиридонов докладывал Омскому областному начальнику Талызину , что во всем виноваты казаки, проявлявшие трусость при виде большой массы повстанцев, поэтому не оказали помощи пикетным казакам, не имели готовых лошадей, кони на выпасе не были даже спутаны и поэтому их легко угнали, казаки больше думали о своей безопасности, чем о табунах .