Interested Article - Бодхичарьяватара

Бодхичарья-аватара — санскритский термин «Бодхичарья-аватара» переводится как «Вхождение в путь, ведущий к просветлению». Это главное произведение мадхьямиков , принадлежащее Шантидеве (7–8 век), сыну одного из правителей полуострова Саураштра , современного Гуджарата . Шантидева является автором нескольких сочинений, которые систематизируют учение Махаяны , и являются знаменитыми текстами буддизма, написанными им в восьмом веке. Сам Шантидева был буддийским монахом, проживавшим и преподававшим в монашеском университете Наланда в Индии.


Содержание:

1. История возникновения

2. Структура произведения

3. Лекции с комментариями разных учителей

4. Издания на русском языке

5. Cсылки

История возникновения

Согласно сохранившимся описаниям его жизни, монахи пригласили его на собрание с целью продекламировать сутры наизусть. Шантидева спросил у них, хотят ли они услышать то, что уже знают, или предпочли бы изучить нечто новое. После получения утвердительного ответа на последний вопрос, Шантидева представил миру свои учения, которые впоследствии стали известны как «Бодхичарья-аватара».

Его Святейшество Далай-лама подчеркивает, что его глубокое понимание сострадания и пути бодхисаттвы в значительной мере обязано тексту «Бодхичарья-аватары». Он выражает уверенность в том, что даже для людей, не разделяющих веру в реинкарнацию или не исповедующих определенные убеждения, размышления и изучение учения Шантидевы приносят огромную пользу и способствуют развитию внутренней мудрости и сострадания. Это указывает на универсальность и глубину принципов, представленных в тексте «Бодхичарья-аватары», способных вдохновить и преобразить жизни людей независимо от их религиозных убеждений или уровня духовности.

Структура произведения

1. Хвала Бодхичитте (желание достичь полного просветления на благо других).

2. Осмысление сотворённого зла (раскаяние в совершении дурных дел).

3. Зарождение Бодхичитты (радость от пробуждения при порождения Бодхичитты).

4. Самоконтроль (внимательность к препятствиям, чтобы не свернуть с пути).

5. Бдительность (непрерывное осознавание состояния ума и тела).

6. Парамита терпения (ясность и невозмутимость ума при прохождении трудностей).

7. Парамита усердия (развитие усердия для обретения заслуг и Пробуждения).

8. Парамита медитации (сосредоточение ума на совершенном объекте).

9. Парамита мудрости (порождение мудрости для устранения страдания).

10. Посвящение заслуг (пожелание всем живущим ступить на путь к Пробуждению).

Небольшие описания глав

Глава I «Бодхичарья-аватары» Шантидевы начинается возвышенным посвящением мысленного стремления к «просветлению» (бодхичитта), решительностью стать буддой для «освобождения» всех живых существ. Шантидева сам принимает это грандиозное решение, радуется всем добрым поступкам обитателей земли, умоляет будд за всеми границами мира зажечь огни дхармы для тех, кто находится во тьме неведения, и убеждает бодхисаттв «отложить» свою собственную нирвану, чтобы помочь другим достичь её.

В третьей главе Шантидева обращается к самому себе в качестве последователя пути бодхисаттвы, торжественно давая обязательство использовать свою скопленную «добродетель» (пунья) для уменьшения душевных терзаний, служа бальзамом, лекарем и опекуном всем, кто не освободился от недугов сансары. Он стремится стать защитником тех, кто нуждается в поддержке, проводником для тех, кто заблудился в пустыне, судном и пристанью для тех, кто ищет выход из моря страданий сансары, источником света для слепых, убежищем для уставших, и слугой для всех, кто в нем нуждается.

Лекции с комментариями от различных учителей

С 2014 года Его Святейшество Кармапа с теплотой дарует свои ежегодные уроки, посвященные «Бодхичарья-аватаре», на открытых курсах. В ходе последнего курса, который проходил с 3 по 10 марта 2023 года, он продолжил свое глубокое погружение в шестую главу «Бодхичарья-аватары», вдаваясь в суть и значимость парамиты терпения.

В 2018 году Его Святейшество Далай-лама провёл учения по «Бодхичарья-аватаре» Шантидевы через прямую трансляцию из интернета. Эти практики оказались настоящим даром в центральном тибетском храме Дхарамсалы, открыв доступ к глубокой мудрости и просветлению для многочисленных почитателей за пределами традиционной аудитории.

Геше -лхарамба Дакпа Джампа, резидентный учитель, ведет периодические онлайн уроки по «Бодхичарья-аватаре» на платформе Ганден Тендар Линг, стремясь передать и укрепить махаянскую традицию.

Издания на русском языке

Шантидева. Путь бодхисаттвы (Бодхичарья-аватара). Перевод: Юлия Жиронкина. Издательство: Фонд «Сохраним Тибет». Год издания: 2016, ISBN 978-5-905792-46-5

Шантидева. Бодхичарья-аватара. Путь бодхисатвы. Перевод: Тензин Сангмо. Издательство: Ганга. Год издания: 2017, ISBN 978-5-9909022-2-0

Бодхичарья-аватара. Путь Бодхисаттвы. Поэтический перевод Романа Гаруды. Издательство: Издательские решения. Год издания: 2018, ISBN 978-5-4490-1350-7

Путь Бодхисаттвы (Бодхичарья-аватара). Перевод: Юлия Жиронкина. Издательство: Карма Йеше Палдрон, Уддияна. Год издания: 2000, ISBN: 5-87908-001-Х

Далай-лама. Совершенная мудрость. Комментарий к девятой главе «Бодхичарья-аватары» Шантидевы. Перевод: Юлия Жиронкина. Издательство: Фонд «Сохраним Тибет». Год издания: 2016, ISBN 978-5-905792-23-6

Далай-лама. Вспышка молнии во мраке ночи. Краткий комментарий к «Бодхичарья-аватаре» Шантидевы. Перевод: Юлия Жиронкина. Издательство: Фонд «Сохраним Тибет». Год издания: 2016, ISBN 978-5-905792-22-9

Примечания

  1. Lama, The 14th Dalai (англ.) . The 14th Dalai Lama (16 ноября 2023). Дата обращения: 16 ноября 2023.
  2. (амер. англ.) (27 ноября 2022). Дата обращения: 16 ноября 2023.
  3. (рус.) . Дата обращения: 16 ноября 2023.
  4. (рус.) . fpmt.ru (9 ноября 2023). Дата обращения: 16 ноября 2023.
Источник —

Same as Бодхичарьяватара