Interested Article - Торе (право)

Торе ( др. кырг. 𐱅𐰇𐰼𐰈, др. тюрк. ‏𐱅𐰇𐰼𐰈‎ , Törü , «закон», «обычное право» ) — обычное право , правовая идеология и законодательство , использовавшаяся в таких кочевых государствах , созданных древними тюрками и енисейскими кыргызами . Практиковалось в Тюркском , а позднее в Кыргызском каганате .

Этимология

В памятниках древнекыргызской письменности встречается слово «𐱅𐰇𐰼𐰈» ( törü, закон, обычное право ) . Тексты памятников содержат следующее: «мой народ, будь тверд, не отступайся от законов государства!» (памятник Е-10 Элегест-I ), «я, генерал-губернатор, во имя своей чести устраивал твою [жизнь, народ], по законам» (памятник Е-92 Демир-Суг ) и др.

Кыргызский каганат

В Кыргызском каганате существовало обычное право — «торе», служившее основой государственных законов. При возведении на трон, кыргызские каганы должны были начинать свое правление с официальным признаем свода законов государства, в дальнейшем такая практика существовала и в Хонгорае . В китайских источниках эпохи Тан приводились ряд преступлений в законодательстве енисейских кыргызов, которые карались смертной казнью :

  1. Замешательство перед сражением — смерть
  2. Плохое исполнение должности посла — смерть
  3. Неблагоразумный совет государю — смерть
  4. Воровство — смерть
  5. Разбой — смерть
  6. Измена государству — смерть
  7. Дезертирство — смерть
  8. Поднятие мятежа — смерть

В государстве енисейских кыргызов существовало развитое судопроизводство . Верховный судья в государстве имел титул «Байла» или «албот» (производное от «алпагут» — «богатырь»), исполнительной властью в регионах являлись князья- беги . Для поддержания правопорядка существовал специальный штат доносчиков, именуемых «сумзук» . Гражданское право жителей Кыргызского каганата также предусматривало, что отец казнённого преступника был обязан носить на шее его отсечённую голову сына вплоть до своей смерти .

Тюркский каганат

В Тюркском каганате основной правовой идеологией «торе» являлась идея того, что правитель являлся верховным собственником всего материального в границах своего государства. Такого рода идеология могла быть позаимствована из Китая. Базой для идеологии стали функции и полномочия кагана , позволявшие ему воздействовать на многие стороны жизни социума древних тюрок . Важнейшим элементом государственного права у тюрок являлась государственно-охранительная функция. В Тюркском каганате существовали меры принуждения, покушение на кагана или военное дезертирство каралось казнью виновного и всех его ближайших родственников .

Принцип наследования власти у тюрок относился к «малому торе». В случае смерти кагана происходило организованное смещение людей на должностях, все члены правящей династии передвигались на одну ступень внутреннего статуса вперед. У членов рода Ашина это проявлялась в пространственных формах, в то время как у рядовых кочевников статус индивида менялся в случае достижения определенного возраста, с изменением статуса семьи и рождением детей и внуков. В структуре престолонаследия практиковалась пантрономическая иерархия. В эпитафии в честь Кюль-тегина данный закон описан следующим образом: «после них стали каганами их младшие братья, а потом и их сыновья стали каганами» .

Примечания

  1. , с. 293.
  2. , с. 101—102.
  3. , с. 156.
  4. , с. 122.
  5. , с. 40.
  6. , с. 123.
  7. , с. 41.
  8. , с. 68.
  9. , с. 69.

Литература

  • Жуманганбетов Т.С. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. : журнал. — 2006. — Вып. 3 . — С. 66—72 . — ISSN .
  • Борубашов Б.И. // Российско-азиатский правовой журнал : журнал. — 2021. — Вып. 3 . — С. 39—43 .
  • Кормушин И. В. Тюркские енисейские эпитафии: Грамматика, текстология / под ред. Д. М. Насилова. — Москва: Наука, 2008. — С. 101—293. — 342 с. — ISBN 978-5-02-036260-4 .
  • Бутанаев В.Я. , Бутанаева И.И., Амразаков П.Б., Буров В.Ф., Верник А.А., Кыржинаков А.А., Торбостаев К.М., Тутаркова Н.В. / под ред. В.И. Молодина. — Абакан: Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, 2008. — С. 122—123. — 672 с. — ISBN 978-5-7810-0542-0 .
Источник —

Same as Торе (право)