Корабль-цель
- 1 year ago
- 0
- 0
« Движение — все, цель — ничто » (или полностью: «[Конечная] цель [, какова бы она ни была, для меня] ничто; движение все » нем. Dieses Ziel, was immer es sei, ist mir gar nichts, die Bewegung alles ) — тезис, сформулированный социал-демократом Эдуардом Бернштейном (1850—1932) , реформистским лидером II Интернационала и идеологом ревизии марксизма ( бернштейнианства ).
Эдуард Бернштейн подверг пересмотру («ревизии») теорию К. Маркса и выступал против идей « классовой борьбы », « диктатуры пролетариата » и «неизбежности социалистической революции» во главе с рабочим классом. Основную задачу рабочего движения Э. Бернштейн видел в борьбе за социальные реформы, улучшение материального положения наемных рабочих, защиту их прав («движение — всё»), но не пытаясь воплотить идеи К. Маркса о « пролетарской революции » в жизнь («цель — ничто»).
Эти идеи, заменявшие необходимость ниспровержения капиталистического строя его постепенным реформированием, Э. Бернштейн сформулировал, в частности, в статьях «Проблемы социализма» в журнале « Die Neue Zeit » за 1896/1897 год и книге «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии». Заключительная глава его книги «Социальные проблемы» носила соответствующее название «Конечная цель и движение». В своей программной работе «Возможен ли научный социализм?» (1901) он заключает: «рассматривая в качестве цели социалистического движения идеальный общественный строй будущего общества и подчиняя этой цели свои действия сегодня, социал-демократия превращает социализм до известной степени в утопию... Как цель общественного движения социализм ни в коем случае не должен рассматриваться в качестве неизбежного и необходимого результата общественного развития, осуществления которого ждут все социал-демократы, пусть с большей или меньшей степенью уверенности» .
Тезис часто воспринимался в социалистическом движении конца девятнадцатого — начала двадцатого века как отказ от революции и попытка перейти на реформистский путь . Резкой критике этот лозунг подвергали и российские марксисты, в том числе Сталин и Плеханов (на критику Плеханова Бернштейн ответил в статье «Эволюционный социализм») . Троцкий статье «Карл Каутский» (1919 г.) называл этот лозунг «бессмыслицей и пошлостью» .
Роза Люксембург в работе «Социальная реформа или революция?» указывала, что в этой фразе сам Бернштейн наиболее метко и остро сформулировал свои взгляды, идущие вразрез с тем, что «для социал-демократии существует неразрывная связь между социальной реформой и социальной революцией: борьба за социальную реформу — это средство, а социальный переворот — это цель», причём «именно эта конечная цель превращает все рабочее движение из бесплодного штопания, предпринимаемого для спасения капиталистического строя, в классовую борьбу против этого строя с целью его окончательного уничтожения» и «является единственным решающим моментом, отличающим социал-демократическое движение от буржуазной демократии и буржуазного радикализма».
Обычно фраза употребляется иронически по отношению к тому, кто придаёт большее значение процессу, чем результату .
Президент России Владимир Путин периодически цитирует её фразу, причем каждый раз приписывает его не Эдуарду Бернштейну, а Льву Троцкому (Бронштейну) и « троцкизму »: он использовал её в 2008 году на совещании в Сочи, посвящённом строительству олимпийских объектов , в 2011 году на заседании штаба Общероссийского народного фронта , в 2014 году на форуме действий Общероссийского народного фронта . В 2023 году на Восточном экономическом форуме Путин этими словами объяснил, почему Россия не может прекратить боевые действия, пока Украина ведёт контрнаступление .
По мнению некоторых авторов, постмодернизм определяется с принципом: «движение (или хаос) — всё, цель ничто» .
Это не ответ. «Будем стараться» — это процесс: движение — все, конечная цель — ничто. Это троцкизм, как известно. Я хочу услышать от вас, как от руководителя корпорации, прямой, ясный и однозначно понимаемый ответ.
Разумеется, и в нашей стране, да, собственно, в любой другой стране всегда есть, всегда были и всегда будут силы, которым важна не перспектива развития, а важно броуновское движение такое постоянное. Помните известный троцкистский лозунг «Движение — все, конечная цель — ничто»
Это у Троцкого было: движение — все, конечная цель — ничто. Нам нужна конечная цель
«Ну как же мы можем прекратить боевые действия, если противная сторона осуществляет контрнаступление. Мы что должны сделать? Они будут контрнаступать, а мы скажем: „А мы прекращаем?“ Мы же не троцкисты : „Движение — все, конечная цель — ничто“. Это плохая теория»