Interested Article - Список первых цветных фильмов
- 2021-09-18
- 1
Ниже представлен список первых цветных полнометражных кинофильмов (включая в основном чёрно-белые фильмы, которые имеют несколько цветных сцен-вставок). С 1936 года трёхплёночный процесс Техниколор прочно утвердился в качестве фаворита крупных киностудий, и цветные фильмы перестали быть редкостью.
Примерно половина из перечисленных ниже фильмов считаются утерянными . Несколько картин из списка сохранились не полностью или только в чёрно-белых копиях, сделанных (с цветного оригинала) для телевизионного вещания в 1950-х годах.
В список не включены « колоризированные фильмы » .
В целях разумности охвата списка ниже указаны только те цветные фильмы, премьера которых состоялась до 1 января 1926 года.
Предыстория
Первые попытки производства цветных фильмов включали в себя либо широкое с помощью смывок или ванночек с красителями, либо кропотливую ручную покраску определённых областей каждого кадра фильма прозрачными красителями (ручным раскрашиванием занимались в основном женщины, используя мощные увеличительные стёкла и кисточки толщиной в один верблюжий волос) . Основанные на трафарете методы, такие как , были трудозатратной альтернативой, если нужно было раскрасить много копий фильма: каждый краситель наносился по всему отпечатку с использованием соответствующего трафарета, чтобы ограничить краситель выделенными областями каждого кадра . Поскольку прозрачные краски не влияли на чёткость или детализацию изображения, видимого на экране, результат мог выглядеть довольно натуралистично, но выбор того, какие цвета использовать и где, делался человеком, поэтому они могли быть весьма произвольными и не особо похожими на реальные цвета.
Технология Эдварда Тёрнера , опробованная в 1902 году, была первой для получения полного естественного цвета на киноплёнке, но она оказалась механически непрактичной. Упрощённая двухцветная версия, представленная как Kinemacolor в 1908 году, имела некоторый успех в течение нескольких лет, но требовавшийся для неё специальный проектор и присущие ему серьезные технические дефекты привели к полному отказу от этой технологии в 1914 году . Техниколор , первоначально также двухцветный процесс , способный воспроизводить только ограниченный диапазон оттенков, был представлен в 1922 году и вскоре стал наиболее широко используемым из нескольких подобных процессов, доступных в 1920-х годах .
Список
- Сортировка по умолчанию — хронологическая. Также любой столбец можно упорядочить по алфавиту / в обратном порядке и по возрастанию / убыванию, нажав на заголовок столбца.
1903—1919
Год | Название ( рус. / ориг. ) | Страна | Режиссёр | Технология раскрашивания | Комментарии, ссылки |
---|---|---|---|---|---|
1903 |
Жизнь и страсти Иисуса Христа
La Vie et la passion de Jésus-Christ |
Франция |
Люсьен Нонге
Фернан Зекка |
Выпущен не как отдельный полнометражный фильм, а как 32 отдельных короткометражных фильма в трёх разных группах и снятых в разное время. | |
1912 |
With Our King and Queen Through India |
Великобритания | В титрах не указан, неизвестен | Kinemacolor | Документальный фильм . Также широко известен под названием « Делийский дарбар ». |
1912 |
The Miracle |
Великобритания |
Мишель Антуан Карре
|
Патехром | Фильм не предполагалось показывать как обычный фильм традиционным способом, но было задумано для показа как часть «Лирической пьесы». Это было необычное (если не беспрецедентное) зрелищное театральное представление, которое — в его наиболее продуманном и полном выражении — включало в себя: спроецированный цветной фильм; симфонический оркестр и хор в натуральную величину, исполняющие партитуру Энгельберта Хумпердинка ; живые звуковые эффекты (церковные колокола и шум толпы); декорации вокруг проекционного экрана, которые менялся во время представления ; живые (роли без слов) актёры и танцоры в средневековых костюмах . Раскрашиванием ленты занималось 70 человек . |
1914 |
The World, the Flesh and the Devil |
Великобритания | Kinemacolor | ||
1914 |
Little Lord Fauntleroy |
Великобритания | Ф. Мартин Торнтон | Kinemacolor | |
1915 |
Britain Prepared |
Великобритания | Чарльз Урбан | Kinemacolor (вставки) | Пропагандистский фильм . Снят по заказу тайной британской пропагандистской организации «Бюро военной пропаганды» (ныне более известной как ). |
1916 |
Женщина Жанна
Joan the Woman |
США | Сесил Демилль | (вставки) | «Первое кинематографическое зрелище о Жанне д’Арк » . |
1917 |
The Gulf Between |
США | Техниколор | Единственная лента с фильмом сгорела при пожаре в 1961 году. | |
1917 |
The Devil-Stone |
США | Сесил Демилль | Handschiegl color process (вставки) | |
1918 |
Cupid Angling |
США | Natural Color |
1920—1925
Год | Название ( рус. / ориг. ) | Страна | Режиссёр | Технология раскрашивания | Комментарии, ссылки |
---|---|---|---|---|---|
1920 |
Остров сокровищ
Treasure Island |
США | Морис Турнёр | Ручное раскрашивание | |
1920 |
Roman Candles |
США | (вставки) | ||
1920 |
Путь на Восток
Way Down East |
США | Дэвид Гриффит | Техниколор (вставки) | Также широко известен под названиями «Далеко на Востоке» и «Водопад жизни». Ныне сохранился только в чёрно-белом варианте. |
1921 |
Три мушкетёра
The Three Musketeers |
США | Фред Нибло | Handschiegl color process (вставки) | В 2021 году фильм был отреставрирован . |
1922 |
The Toll of the Sea |
США | Техниколор | Первый полнометражный фильм Техниколор , который не требовал использования специального проектора для показа . | |
1922 |
Сделка вслепую
A Blind Bargain |
США | Handschiegl color process (вставки) | Один из самых востребованных утерянных фильмов в карьере Лона Чейни . | |
1922 |
The Glorious Adventure |
Великобритания | Джеймс Блэктон | ||
1922 |
Flames of Passion |
Великобритания | Prizma (вставки) | Первый послевоенный британский фильм , который был продан в США. | |
1922 |
Глупые жёны
Foolish Wives |
США | Эрих фон Штрогейм | Ручное раскрашивание (вставки) | Эротический фильм . Самый дорогой фильм в истории кинематографа на тот момент: его бюджет составил 1 100 000 долларов ( ок. 16,8 млн долларов в ценах 2022 года) . Режиссёр запланировал длину картины в 360-600 минут, но руководство выступило против, поэтому лента получилась длиной 117 минут (142 минуты в отреставрированном варианте). |
1923 |
Red Lights |
США | Handschiegl color process (вставки) | Фильм-тайна . | |
1923 |
Десять заповедей
The Ten Commandments |
США | Сесил Демилль | Техниколор (вставки), Handschiegl color process (вставки) | При огромном бюджете в 1,5 млн долларов (ок. 24,5 млн долларов в ценах 2022 года) , в прокате фильм собрал 4,2 млн долларов. |
1923 |
Vanity Fair |
США | Prizma (вставки) | ||
1923 |
The Virgin Queen |
Великобритания | Джеймс Блэктон | Prizma (вставки) | |
1923 |
Майские дни
Maytime |
США | Луи Ганье | Техниколор (вставки) | Пятая (из 59) роль в кино Клары Боу . |
1924 |
The Uninvited Guest |
США | Ральф Инс | Техниколор (вставки) | |
1924 |
Cytherea |
США | Джордж Фицморис | Техниколор (вставки) | |
1924 |
Wanderer of the Wasteland |
США | Техниколор (вставки) | Первый цветной вестерн . | |
1924 |
Venus of the South Seas |
США | Prizma (вставки) | В главной роли — известная пловчиха Аннет Келлерман . Съёмки прошли в Новой Зеландии. Большое количество (для того времени) подводных съёмок . | |
1924 |
The Heritage of the Desert |
США | Ирвин Уиллат | Техниколор (вставки) | |
1924 |
Алчность
Greed |
США | Эрих фон Штрогейм | Handschiegl color process (вставки) | Режиссёр снял картину длиной более 540 минут , но руководство такой формат не устроил, поэтому лента была сокращена до 140 минут (239 минут в отреставрированном варианте); лишь 12 человек успели посмотреть этот фильм в полной режиссёрской версии. Фильм провалился в прокате: бюджет — 665 603 доллара, сборы — 274 827 долларов, однако позднее был признан одним из . |
1924 |
So This Is Marriage |
США | Хобарт Хенли | Техниколор (вставки) | |
1925 |
Бен-Гур: история Христа
Ben-Hur: A Tale of the Christ |
США | Фред Нибло | Техниколор (вставки) | |
1925 |
Cyrano de Bergerac |
Италия
Франция |
Аугусто Дженина | IMDb указывает, что премьера фильма состоялась 30 ноября 1923 года (во Франции, в чёрно-белой версии); однако ещё два года ушло на раскрашивание фильма — именно в таком, наиболее запомнившемся, формате состоялась его премьера в Японии, США и Франции ( ) в 1925 году. | |
1925 |
Призрак Оперы
The Phantom of the Opera |
США | Руперт Джулиан | Техниколор (вставки), Kelley Color, Handschiegl color process | |
1925 |
Весёлая вдова
The Merry Widow |
США | Эрих фон Штрогейм | Техниколор (вставки) | Одно из первых появлений на экране (до прихода славы, без указания в титрах) Джоан Кроуфорд и Кларка Гейбла . |
1925 |
Stage Struck |
США | Аллан Двон | Техниколор (вставки) | |
1925 |
Pretty Ladies |
США | Монта Белл | Техниколор (вставки) | |
1925 |
His Supreme Moment |
США | Джордж Фицморис | Техниколор (вставки) | |
1925 |
Большой парад
The Big Parade |
США |
Кинг Видор
|
Техниколор | Один из лучших фильмов о Первой мировой войне . |
1925 |
The Splendid Road |
США | Фрэнк Ллойд | Handschiegl color process (вставки) | |
1925 |
Семь шансов
Seven Chances |
США | Бастер Китон | Техниколор (вставки) | Режиссёр фильма также исполнил в нём главную роль. Одно из первых появлений на экране (без указания в титрах) будущей кинозвезды Джин Артур . |
1925 |
The King on Main Street |
США | Монта Белл | Техниколор (вставки) | Фильм также широко известен под названием «Король» . |
1925 |
Lights of Old Broadway |
США | Монта Белл | Техниколор (вставки), Handschiegl color process (вставки) | |
1925 |
Peacock Feathers |
США | Техниколор (вставки) |
Другие фильмы
- Ниже перечислены несколько кинофильмов, которые с некоторыми оговорками также можно отнести к категории «первые цветные».
- 1908 — Визит к морю (Великобритания) — первый успешный цветной (короткометражный) кинофильм .
- 1909 — Ухарь-купец (Россия) — первый цветной (короткометражный) фильм кинематографа Российской империи ; раскрашен вручную .
- 1939 — Волшебник страны Оз (США) — согласно широко распространённому заблуждению, является «первым цветным фильмом» .
- 1946 — Каменный цветок (СССР) — первый советский полнометражный цветной фильм .
- 1955 — К новому берегу (СССР) — первый цветной фильм латышской кинематографии , но в Латвии сохранилась только чёрно-белая копия фильма .
См. также
Примечания
- от 12 сентября 2022 на Wayback Machine (англ.) на сайте nfi.edu
- Артём Сутягин. от 11 сентября 2022 на Wayback Machine (рус.) // hi-news.ru // 11 апреля 2020
- Аманда Шеркер. от 12 сентября 2022 на Wayback Machine (англ.) // artsy.net // 10 апреля 2019
- от 11 сентября 2022 на Wayback Machine (рус.) // letopis.info
- Кристофер МакКиттрик. от 12 сентября 2022 на Wayback Machine (англ.) // liveabout.com // 21 июня 2019
- от 11 сентября 2022 на Wayback Machine (рус.) // google.com
- Люк МакКернан. от 12 сентября 2022 на Wayback Machine (англ.) // academic.csuohio.edu (Film History) // 2009 г. // vol. 21, стр. 122—136 // изд. John Libbey Publishing // ISSN 0892-2160
- Джеймс Харди. от 12 сентября 2022 на Wayback Machine (англ.) // historycooperative.org // 3 сентября 2019
- В титрах оба указаны как «сорежиссёры», собственно «режиссёра» у фильма нет.
- от 12 сентября 2022 на Wayback Machine (англ.) // Slough, Eton & Windsor Observer ( sloughhistoryonline.org.uk ) // 26 июля 1913 // стр. 8
- от 12 сентября 2022 на Wayback Machine (англ.) // ( trove.nla.gov.au ) // 21 июля 1914 // стр. 2
- от 12 сентября 2022 на Wayback Machine (англ.) // ( paperspast.natlib.govt.nz ) // 6 марта 1914 // стр. 3
- от 13 октября 2022 на Wayback Machine (англ.) // The New York Times ( timesmachine.nytimes.com ) // 9 декабря 1912
- Джон Аберт. от 12 сентября 2022 на Wayback Machine (2003) // Глава 6. «Movies and the Maid: Joan of Arc Films» // изд. Psychology Press // ISBN 9780415938860
- Джеффри Белл. от 12 сентября 2022 на Wayback Machine (1984) // изд. // стр. 151 // ISBN 9780845347508
- от 3 сентября 2022 на Wayback Machine (англ.) // YouTube // Видео 1:59:42
- от 12 апреля 2021 на Wayback Machine (англ.) // moma.org // 12 июня 2015
- Джон Т. Сойстер, Генри Николелла, Стив Джойс. от 12 сентября 2022 на Wayback Machine (2012) // изд. McFarland & Company // стр. 55 // ISBN 9780786435814
- от 12 сентября 2022 на Wayback Machine (англ.)
- от 12 сентября 2022 на Wayback Machine (англ.)
- Его единственная режиссёрская работа.
- Один из последних фильмов, снятых по этой технологии.
- Роджер Эберт . (англ.) // rogerebert.suntimes.com // 12 декабря 1999 // Архивировано из 23 декабря 2010
- Также режиссёрами ленты, но без указания в титрах, выступили , Кристи Кэбэнн , от 12 сентября 2022 на Wayback Machine и Рекс Ингрэм .
- Также режиссёрами ленты, но без указания в титрах, выступили Лон Чейни , и Эдвард Седжвик .
- В титрах не указан.
- Чарльз Сильвер. от 7 февраля 2017 на Wayback Machine (англ.) // moma.org // 23 февраля 2010
- Карл Беннетт. от 12 сентября 2022 на Wayback Machine (англ.) // silentera.com // 21 марта 2015
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Даниэль Лопес. от 15 сентября 2022 на Wayback Machine (1993) // изд. McFarland & Company // стр. 53—54 // ISBN 9780899507804
- от 12 сентября 2022 на Wayback Machine (рус.) // velikayakultura.ru // 26 сентября 2016
- Николас Аяла. от 2 августа 2020 на Wayback Machine (англ.) // screenrant.com // 4 марта 2022
- от 12 сентября 2022 на Wayback Machine (англ.) // speeli.com // 25 апреля 2022
- Константин Бахарев. от 12 сентября 2022 на Wayback Machine (рус.) // Российская газета // 28 апреля 2021
- Pērkone, Inga.Estētika /Inscenējumu realitāte. Latvijas aktierkino vēsture. R., 2011. — 142 lpp.
Ссылки
- (англ.) на IMDb
- Кайл Дегузман. (англ.) // studiobinder.com // 21 ноября 2021
- (англ.) на сайте filmcolors.org
- (англ.) на сайте silentera.com
- (англ.) // freewebs.com // Архивировано из 10 августа 2008
- Стивен Хеллер. (англ.) // theatlantic.com // 25 июня 2015
- Дрейк Бёрд. (англ.) // ranker.com
- Алиса Таёжная. (рус.) // lookatme.ru // 29 июля 2013
- 2021-09-18
- 1