Interested Article - Государство Цигу

Государство Цигу , также Владение Цигу ( кит. трад. 契骨 , пиньинь Qigu ) — государственное образование енисейских кыргызов, основанное в 552 году в результате восстания против жужаней . В ходе своей истории неоднократно попадало в вассальную зависимость от более сильных государств.

Периодизация

  • V—VI вв. — енисейские кыргызы мигрировали в регион Минусинской котловины и поглотили местные племена.
  • 552 г. — енисейские кыргызы совместно с тюркютами подняли успешное восстание против жужаней , образовав собственное государство.
  • 555—581 гг. — государство Цигу попало в вассальную зависимость от Тюркского каганата вплоть до его ослабления.
  • 629—632 гг. — государство Цигу попало в вассальную зависимость от Телесского каганата , однако позже енисейским кыргызам удалось отвоевать свою независимость.
  • 648 г. — кыргызский эльтебер Шибокюй Ачжань установил первые дипломатические отношения между кыргызами и Китаем .
  • 693 г. — кыргызский эльтебер Барс-бек основал Кыргызский каганат .

История

В V—VI веках енисейскими кыргызами был захвачен регион Минусинской котловины, уже к VI веку енисейские кыргызы окончательно мигрировали на территории среднего Енисея , поглотив местное таштыкское население . Как сообщает китайский источник «одним из братьев легендарного тюркского правителя Надулу-шада создал свое государство между реками Афу ( Абакан ) и Гянь (Енисей), назвав его Цигу (Кыргыз)» , что свидетельствует о воцарении рода Ашина у енисейских кыргызов на рубеже V VI веков .

В 552 г. енисейские кыргызы приняли участие в анти- жужаньском восстании совместно с тюркютами, добившись восстановления своего государства. Однако в 554—555 годах государство енисейских кыргызов попало в вассальную зависимость от Мукан-кагана , добровольно подчинившись. Государство Цигу было обязано поставлять оружие и рабов-военнопленных, известно, что в 569 г. Истеми-хан подарил византийскому послу Земарху «пленницу из народа кыргыз» . В 572 г. вероятно земли кыргызов отдали под управление Або-хану в качестве «северного ханства» .

В 581 г. енисейским кыргызам удалось вернуть свою самостоятельность, уже в 583 г. кыргызы готовились к активным военным действиям за господство в Центральной Азии, как сообщают китайские источники «Цигу, которые властвуют к северу от Тупо, со скрежетом зубовным ожидают возможности отомстить» . В 629 г. енисейские кыргызы вновь потеряли самостоятельность и попали в вассальную зависимость от Сеяньтоского каганата , однако уже в 632 г. кыргызы отвоевали свою независимость .

В 640-е годы кыргызы попали в зависимость от тюркютского Чеби-хана , однако тот был разбит в 647 г. китайцами, а его государство уничтожено. Государство енисейских кыргызов решило идти на сближение с Империей Тан, в 648 г. ко двору императора Тай-цзуна прибыл кыргызский государь Сылифа Шибокюй Ачжань, которому было пожаловано звание генерала почётной гвардии и генерал-губернатора области Цзянгунь, кыргызский эльтебер «изъявил желание» стать вассалом Китая, однако реальной власти на землях енисейских кыргызов Китай не имел. В 653 и 675 годах Китай посещали кыргызские посольства . В 682 г. енисейские кыргызы приняли участие в войне против Второго Восточно-тюркского каганата в борьбе за господство в Центральной Азии , в 688 г. тюркюты разбили союзников кыргызов, однако сами кыргызы, которые не участвовали в этом сражении, значительно укрепили свои позиции и возглавили анти-тюркскую коалицию на северных рубежах. Неудачный поход Капаган-кагана против кыргызов в 693 г., привёл к тому, что кыргызский эльтебер Барс-бек принял титул кагана , в результате чего был основан Кыргызский каганат .

Культура

Изделия Таштыкской культуры, Красноярский краеведческий музей

В V веке своей наивысшей точки развития достигает Таштыкская культура , которая примет существенное участие в развитии культуры енисейских кыргызов. По мнению С. А. Теплоухова , некоторые кыргызские каменные курганы типа « Чаатас » являлись продолжателями таштыкских традиций. С. А. Теплоухов также выделял, что элементы таштыкской культуры, как керамика , погребальные скульптуры и тому подобное получили дальнейшее развитие в культуре енисейских кыргызов. Учёные почти едины во мнении, что культура енисейских кыргызов является прямым наследником таштыкской. Преемственность между таштыкцами и енисейскими кыргызами выразилась в обрядах трупосожжения ( кремации ), в деталях погребальных сооружений, керамике, украшениях, вооружении и так далее. Некоторые учёные называли поздний этап развития таштыкской культуры «протокыргызским» или «раннекыргызским»

Государственное устройство

На ранней стадии формирования государственности енисейских кыргызов страна управлялась триадной системой управления во главе с эльтебером. В «Цзю Тан-шу» упоминаются следующие должности: «Хэси-бэй» (великий командующий), следующий по чину «Ацзюйшэби-бэй» , следующий — «Ами-бэй» . С начала эпохи Кыргызского каганата в государстве появился институт тутукства .

Военное дело

Снаряжение армии

В VI—VIII веках обмундирование тяжеловооружённого кыргызского воина состояло из: нагрудный пластинчатый панцирь , конический шлем , деревянные накладные щиты-поножи и наручи . Одним из важных элементов защитного вооружения являлся деревянный щит , обтянутый кожей и усиленный металлическими пластинами. Воин был вооружён длинным обоюдоострым мечом , копьём на длинной втулке, боевым топором , сложносоставным луком и стрелами с трехлопастными наконечниками. Боевой конь был снаряжён войлочной и меховой попоной и жёстким седлом на деревянной основе со стременами .

Военная организация

Сведения о военной структуре енисейских кыргызов в VI—VIII веках немногочисленны. Поскольку главенствующее положение в государстве занимали феодальная аристократия беги ( князья ), войско енисейских кыргызов представляло из себя ополчение , возглавляемая предводителями родов и племён. В целях совершения грабительских рейдов, «чтобы добыть золота» , и успешного отражения вторжений тюрок и уйгуров , феодальная аристократия — эль ( государство ), объединялась вокруг военного вождя, который носил титулы «Сылифа» (Эльтебер) и «Ажо» .

Эльтеберы

Примечания

  1. Igorʹ Kolomiĭt︠s︡ev. . — ОЛМА Медиа Групп, 2005. — 399 с. — ISBN 978-5-224-04979-0 .
  2. Лев Николаевич Гумилев. . — Наука, 1967. — 514 с.
  3. С. Г. Кляшторный, Д. Г. Савинов. . — Филологический факультет Санкт-Петербургского гос. университета, 2005. — 382 с. — ISBN 978-5-8465-0246-8 .
  4. Павел Азбелев. .
  5. Алексей Михайлович Малолетко. . — Изд-во Томского университета, 2004. — 300 с. — ISBN 978-5-94621-107-9 .
  6. В. Я. Бутанаев. . — Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000. — 276 с. — ISBN 978-5-7810-0119-4 .
  7. , с. 65.
  8. Линху Дэфэнь. . www.vostlit.info . Дата обращения: 12 августа 2023.
  9. , с. 52.
  10. , с. 52—53.
  11. , с. 53.
  12. , с. 53.
  13. , с. 37—38.
  14. , с. 148.
  15. , с. 134—135.
  16. Юлий Сергеевич Худяков. . — Университет, 1995. — 108 с.
  17. , с. 138.

Литература

  • Бутанаев В. Я. , Худяков Ю. С. / под ред. А. Н. Гладышевского и В. И. Молодина. — Абакан: Хакасский государственный университет, 2000. — С. 52—54. — 272 с. — ISBN 5-7810-0119-0 .
  • Худяков Ю. С. / под ред. В. Е. Медведева. — Новосибирск: Наука, 1980. — С. 150—152. — 176 с.
  • Худяков Ю.С. История дипломатии кочевников Центральной Евразии. — Новосибирск, 2003.
  • Савинов Д. Г. . — Л. : ЛГУ, 1984. — 174 с.
  • Акеров Т. А. / под ред. Т. Д. Джуманалиева. — Б. : Институт истории и культурного наследия Национальной академии наук Кыргызской Республики, 2014. — 356 с. — ISBN 978-9967-32-101-4 .

Ссылки

Источник —

Same as Государство Цигу