Interested Article - Сатавадо

Сатавадо ( груз. სათავადო , букв. «удельное владение») — крупная феодальная и землевладельческая и феодально-иерархическая политическая единица в XV—XVIII веках в Грузии .

Историю тавади и эристави по сей день преподают в грузинских учебниках истории, причём потомки грузинской знати стараются максимально сохранить её как в Грузии, так и за границей, как знак культурного наследия и как способ почтить их предков.

История

Сатавадо сформировались во времена политического и экономического краха единого Грузинского царства , за счёт эксплуатации крестьян и подавления неприкосновенности феодалов, когда они сформировали новый класс тавади Российской империи титул был приравнен к князю ), или же герцог ( თავადი ). Тавади были одним из высших чинов грузинской знати, уступая только царской семье Грузии (различным ветвям царской династии Багратионов). Титул тавади был эквивалентен европейским титулам принца и герцога . В истории Грузии были разные ранги князей . Другие звания представляли собой мтавари (полунезависимый князь) и эристави (крупный князь).

Экономический упадок Грузии приводил к подрыву основ её политического единства. Многие города прекратили своё существование, другие влачили жалкую жизнь, резко сократилась выработка ремесленных изделий, и соответственно ослабли обмен и торговля.

Мтавары и дидебулы- азнауры добились права наследственного владения крепостными и землями, которые жаловали им цари в виде «дидеба». Мтаварам и эриставам , как патронам, подчинились азнауры и мдабиуры-воины, державшие земельные наделы в их самтавро и эриставствах.

Эриставы-эриставов воспользовались таким ослаблением царской власти и, при активной поддержке монголов, они, как мтавары, присвоили себе прерогативы царя и его полномочия.

В это же время на основе тех же социально-экономических отношений формировалась более мелкая, самодовлеющая организация, именно «дом» (сахли) дидебул-азнаура — сатавадо, который становится главной опорой усилившихся мтаваров или измельчавших царей.

К XIV веку дидебулы-азнауры, эти непосредственные социальные предки позднейших тавадов (князей), уже выделились из общего слоя азнауров и составили собою отдельное сословие. Теперь для окончательного формирования сатавадо не хватало только условия, чтобы государь (царь или мтавар) предоставил дидебул-азнауру право выставлять войско с территории своего дома. С реализацией этого условия отпал, как уже излишний, институт эриставов с соответствующим переходом его военной функции к тавадам.

Долгий период господства иноземных захватчиков крайне ослабил центральную политическую и экономическую власть, что и стало главной причиной восстания различных сатавадо. Грузинские регионы утратили между собой экономические взаимосвязи. В стране нарастала феодальная анархия. Ослабевший от этих факторов монарх не мог выполнять свою главную функцию — держать в покорности своих дворян и сохранять феодальный порядок в стране.

Сатавадо создавались союзом феодальных родов (объединением по присяге). Крупные феодалы, объединившиеся в сатавадо, присвоили территории бывшего царя или получили право управлять территориями (саэриставо, оно же княжество, сацикиставо, и другие) . Азнаури (дворяне) подчинялись и служили тавади (принцу или герцогу), выполняя все их приказы дипломатического, секретарского и военного характера . Тавади создали свои собственные правительственные учреждения независимо от царя (слуги, регулярная армия и тому подобные) и столкнулись с системой центрального правительства, царской системой. Некоторые ветви (побочные) царской династии Багратионов также носили тавадский титул (к примеру, Багратиони-Давитишвили ).

Когда Грузия была объединена (XI—XIII вв.), страна стала сильной в экономическом и социальном отношении, царская роль была могущественной, и такие феодальные институты существовали и в более едином государстве, а феодальные правители носили вместо этого титул эристави, лишь со временем оно превратится в тавади. Многие тавади начали своё правление в качестве замены умершим династиям эристави. Часть сатавадо была создана на базе саэриставств, княжеств, таких как:

Однако титул «эристави» возродился через несколько столетий, когда возникло несколько конфликтов между недавно провозглашёнными или самопровозглашёнными эристави, ведущими войну против династий с тавадским достоинством за право на власть. Это привело к смене правителей между эриставами и тавадами. В конце концов, многие эристави превратили свой титул в фамилию, как, например, Эристави-Арагвские .

Тавади же этого не сделали, вместо этого они сохранили свои фамилии нетронутыми и продолжали править многими землями, которыми владели и прежде. Замки и поместья создавались тавадами на протяжении долгого периода их истории. Среди них были пожалованные, награждённые, приданные и присвоенные силой имения. В разгар Средневековья , некоторые тавадские семьи на своей территории переросли власть и влияние некоторых ветвей царской семьи, но всё же многие тавади, хотя де-факто оставшиеся полностью независимыми, предпочли остаться верными различным ветвям царской династии Багратионов, часто работая с ними бок о бок, в качестве советников и послов.

Как тавади, так и эристави и мтавари сохранили свои дворянские права и зарегистрировали их также заграницей, наряду с царскими ветвями династии Багратионов, особенно в русских дворянских книгах, таких как « Бархатная книга », предназначенных только для высших чинов грузинской знати, Российский Императорский список княжеских родов Грузии и Имеретии и различные гербовые реестры. Многие тавады и эриставы эмигрировали в Европу, где заключали браки с иностранными дворянами и членами королевских династий.

Дальнейшая судьба

Система сатавадо разъединила феодальную Грузию и сделала воссоединение страны невозможным. Это облегчало влияние иноземных захватчиков (в частности, Османской империи и Персии ) и помогало им сохранять власть, поэтому они поддерживали сатавадо. Социально-экономических причин для их существования больше не было; сатавадо были разделены между разными частными дворянами. Сатавадо были упразднены в XIX веке, когда Грузия была полностью оккупирована Российской империей .

Виды сатавадо

Общее имение

«Общее имение» (« საერთო ») — имение, которым обычно пользовались семьи, принадлежащие к одному и тому же Сатавадо. Общим имением распоряжался тавади, назначаемый главами и других тавадских родов. Они платили «государственные налоги», а остальную часть доходов делили между родами.

Княжеское имение

«Княжеское имение» (« საუფლისწულო ») — жаловалось феодальному роду в управление им на некоторое время. Временное владение «княжеским имением» не разрешало ничего продавать или изменять по крепостно-феодальным правилам . Такие действия происходили только с согласия тавада, непосредственно владевшим имением, которое арендовалось.

Частное имение

«Частное имение» (« სათავისთაო ») — личные усадьбы тавадов были наиболее прогрессивным типом землевладения. Они находились в индивидуальной собственности только одной тавадской семьи, которая передавалась по наследству или была пожалована за хорошую службу царю или передана в приданое. Земли в индивидуальной собственности были частной собственностью. Владелец мог продать, отдать в приданое или сделать что-то ещё со своим имуществом. Этот вид собственности способствовал развитию интенсивного земледелия. Эксплуатация прислуги была более сдержанной, чем в «общих имениях» или «княжеских имениях».

Список сатавадо

Многие из сатавадо были названы в честь семей, которым они принадлежали.

Сатавадо в Картлийском царстве были:

В Имеретинском царстве :

  • Мхеидзета (князей Мхеидзе),

В Гурийском княжестве :

  • Мачутадзета (дворян Мачутадзе),

В Одиши (Мегрельском княжестве) :

  • Чиладзета,
  • Гошадзета,
  • Джайанта,
  • Чичуата (князей Чичуа),
  • Чиквнта, и другие.

В Абхазском княжестве :

  • Самурзакан

    Сатавадо в Кахетии не существовало, вместо этого за всё отвечали епископы. Это необычное решение кахетинских царей решило проблему с мятежными феодалами, которые истощали соседнюю Картли, пока в той же Кахетии царил относительный мир и порядок.

Примечания

  1. см. отдельную статью
  2. , с. 276.
  3. , с. 34—39.
  4. Багратиони-Давитишвили, Багратиони-Мухранские, Багратиони-Бабадишвили
  5. . www.royalark.net . Дата обращения: 6 декабря 2023.
  6. В конце 15 века и начале 16 века Кахетинское царство было более развитым, чем другие грузинские царства, как в экономическом , так и в политическом отношении. Укреплению Кахетии способствовало и её административное устройство — во главе знамён Кахетии не было князей и феодалов. Вместо них были епископы, лояльные царю. Это событие значительно укрепило правовые позиции кахетинского царя.

Литература

  • Анчабадзе З. В. . — Мецниереба, 1966. — 156 с.
  • Гвриташвили Д.В. Из истории социальных отношений в позднефеодальной Грузии. — Тбилиси: Издательство тбилисского государственного университета, 1961. — 275 с.
  • Рогава А. А. . — Saochota Sakurtvedio, 1974. — 264 с.
  • / под ред. Н. А. Бердзенишвили. — Гос. изд-во учебно-педагог. лит-ры, 1962. — Т. 1. — 522 с.
  • Закарая П. П. . — Merani, 1969. — 280 с.
  • ანთელავა ი., XI—XV საუკუნეები საქართველოს სოციალურ-პოლიტიკური ისტორიის საკითხები, თბ., 1980;
  • ასათიანი ნ., საადგილმამულო ურთიერთობისა და სათავადოების არსებობის საკითხისათვის XVI—XVII საუკუნეების კახეთის სამეფოში, «თსუ შრომები», 1959, ტ. 77;
  • ბერძენიშვილი ნ., საქართველოს ისტორიის საკითხები, წგნ.2, თბ., 1965;
  • გვრიტიშვილი დ., ფეოდალური საქართველოს სოციალური ურთიერთობის ისტორიიდან (ქართლის სათავადოები), თბ., 1955;
  • სოსელია ო., ნარკვევები ფეოდალური ხანის დასავლეთ საქართველოს სოციალურ-პოლიტიკური ისტორიიდან (სათავადოები), ტ. 1-2, თბ., 1973—1981;
  • მისივე, ფეოდალური ხანის დასავლეთ საქართველოს ისტორიიდან (სათავადოების სისტემა), თბ., 1966;
  • ქიქოძე მ., ქართლის სათავადოების ისტორიიდან XV—XVIII საუკუნეები (საამილახვრო), «მასალები საქართველოსა და კავკასიის ისტორიისათვის», 1963, ნაკვ. 35;
  • ჯამბურია გ., სათავადოთა საკითხისათვის, კრ.: საქართველოს ფეოდალური ხანის ისტორიის საკითხები, წგნ. 1, თბ., 1970;
  • მისივე, ქართული ფეოდალური ურთიერთობის ისტორიიდან (სომხით-საბარათიანოს სათავადოები), თბ., 1955;
  • Какабадзе С., Черты феодального строя и крестьянская повинность в Грузии в конце средних веков, Тфл., 1912;
  • Любимов С. В. Титулованные роды Российской империи: Опыт подробного перечисления всех титулованных российских дворянских фамилий, с указанием происхождения каждой фамилии, а также времени получения титула и утверждения в нём. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 368 с. — 3000 экз. — ISBN 5-8183-0777-8. Долгорукий-Аргутинский, Фёдор Сергеевич. Родословный сборник (с гербами) / кн. Фёдор Долгорукой. — СПб.: Тип. Т-ва п. ф. «Электро-тип. Н. Я. Стойковой», 1913. Вып. 1. — 1913., 65 с. Список княжеских родов. стр. 63-64. Русское Дворянское Собрание в Америке
  • Кавказский гербовник В. Цихинского. Рукописный гербовник, составленный в 1922 году неким В. Цихинским (о личности его ничего неизвестно). Подлинник рукописи утерян; сохранилась копия второй части — «Тавадские роды» — (о существование второй части неизвестно), сделанная приблизительно в 1980-х годах и переданная семьёй Абашидзе заместителю председателя Грузинского генеалогического общества И. Л. Бичикашвили. Гербовник включает 131 герб, 95 фамилий: в основном грузинских, за исключением восьми армянского и северокавказского происхождения, а также данные (не всегда достоверные) о некоторых родах.
Источник —

Same as Сатавадо