Interested Article - Бекеев, Марат Асылханович

Марат Бекеев — казахский художник - символист , родился в городе Актюбинске (переименован в Актобе ), проживает в городе Алматы .

Марат Бекеев выставлялся на аукционах Кристис и Сотбис , а группы « Guns N’ Roses » и « Адаптация » использовали его картины в оформлении своих альбомов . Картины Марата Бекеева находятся в галереях, музеях, частных коллекциях по всему миру, включая . Художник принял участие в более 130 выставках, 20 симпозиумах и провел более тридцати персональных выставок.

Детство и молодость

Марат Асылханович Бекеев родился 17 октября , 1964 году в городе Актюбинск , КазССР . С одиннадцати лет Марат начинает заниматься в ИЗОстудии городского Дворца школьников:

« В детстве мне нравилось рисовать, лепить из пластилина и рассматривать разные рисунки в книгах. Мою склонность заметил учитель рисования и направил меня в ИЗО студию городского Дворца Пионеров, где я занимался в течение нескольких лет. Наша учительница Надежда Алексеевна — прекрасный педагог, именно она привила нам любовь к искусству, желание свободно и творчески мыслить» .

В 1983 году после окончания художественно-оформительского отделения Актюбинского культпросветучилища Марат Бекеев работает художником детского кукольного театра в городском Дворце пионеров. С 1984 по 1990 год гг. проходил учёбу в Белорусском государственном театрально-художественном институте на отделении станковой живописи (мастерская профессора М. В. Данцига). Его первые произведения созданы в этот период и некоторые из работ приобретены Союзом художников и Министерствами Культуры Республики Беларусь , Казахстана и СССР .

« Однажды известный московский художник был проездом в Актюбинске и посетил нашу ИЗО студию. Просмотрев работы учеников, он пригласил меня поступить на его отделение в Московское художественное училище. Очень жаль, но мои родители тогда побоялись отпустить меня в столицу СССР, и пришлось поступить на художественное отделение Актюбинского культпросветучилища.

В то время мы с моим другом Василием Лыткиным много читали об искусстве, но особенно мне были интересны технологии и материалы. Мы изучали дневники художников, писали химические формулы на реакции красок, практиковались в различных школах рисунка. В результате я целый год писал „Трактат по школе рисунка“, но в конце концов сжег. Нашу энергию направил в нужное русло педагог Петр Петрович Калинниченко и зав. отделением Сагинтай Нурымбетович Алимбетов. Они посоветовали нам учиться дальше.

Мы вместе с Васей подали документы в 16 художественных ВУЗов СССР и с нетерпением ждали ответа. Получили десять приглашений и по некоторым причинам выбрали БГТХИ в Минске» .

С 1986 года Марат Бекеев постоянно участвует в международных выставках и симпозиумах.

В 1989 году принял участие в международном симпозиуме молодых художников в Доме творчества «Сенеж» , что стало важным и определяющим для его творчества.

В 1990 году вступает в члены Союза художников СССР .

В 1993 1994 гг. преподает живопись, рисунок и композицию в Актюбинском университете на художественном факультете, где и знакомится со своей будущей женой, художницей .

« В 1990 году я вернулся в Актюбинск, продолжил писать картины, заниматься графикой и проводить выставки. Наступали темные годы после развала Советского Союза. Было тяжело, но в 1994 году состоялась моя первая выставка в Алматы в галерее „Улар“. С тех пор так и пошло: выставки, симпозиумы, мастер-классы» .

Алматинский период

Mарат Бекеев в 1998 году с семьей переезжает в город Алматы .

В 2002 году Марат Бекеев создал серию больших картин по заказу компании для центрального офиса в Лондоне .

С 2003 года , он является представителем галереи «Евразия» Бельгия, г. Брюссель, по Средней Азии и Казахстану.

С 2004 года Марат Бекеев увлеченно занимается печатной графикой. В том же году побывал в Австрии и Таджикистане в рамках проекта «ВОСТОК — ЗАПАД». Организовал и провел первый в Казахстане международный симпозиум печатной графики «Танба».

В 2007 году году стал лауреатом Независимой премии Меценатов РК Тарлан в номинации «Новое имя» за 2006 год .

С 2009 года постоянный участник ежегодного международного симпозиума арт-колонии «Portakal Çiçeği» Сапанджа ( Турция ).

В 2009 году Марат Бекеев участвует в выставке «Art Kazakhstan» в рамках фестиваля «Казах гала», аукционный дом « Sotheby's », в Лондоне .

С 2014 года постоянный участник ежегодного международного симпозиума Kicevska Licovna colony, Кичево ( Северная Македония ).

С 2016 год постоянный участник ежегодного международного симпозиума ART STUDIO 110, INTERNATIONAL ART COLONY, Северный Кипр

В 2016 году был отобран финалистом Art Registry World Artist Grant от ART REGISTRY WORLD (USA).

В 2019 году присуждена I Премия «Wings Awards» в номинации «Искусство» на международном Фестивале Искусств «Star Wings» , Геленджик ( Россия ).

Творчество

Живопись

Живопись является главным направлением творчества Марата Бекеева. Большое влияние на него повлияли творчество таких гигантов как Руфино Тамайо , Пабло Пикассо , Ханс Хартунг , Пьер Сулаж , Освальдо Гуаясамин .

В оформлении музыкальных альбомов

« Адаптация »

С 2005 года земляки Марата из Актобе панк-рок группа « Адаптация » и их бессменный лидер Ермен Анти выпустили в Москве несколько CD-альбомов с использованием репродукций картин Марата Бекеева:

«Так горит степь» ( 2005 год ); «Время убийц» ( 2008 год ); Одноимённые сингл и альбом: «Цинга» ( 2015 год ); Ермен Анти — «Бурлаки и Добровольцы» ( 2015 год ); сингл «Так горит степь» ( 2015 год ) .

« Guns N’ Roses »

В 2009 году легендарная группа « Guns N’ Roses » нашли картину Бекеева в каталоге брюссельского музея «Евразия», чьим представителем он является с 2003 года. Таким образом картина «Эхо» Марата Бекеева вошла в специальное издание альбома « Chinese Democracy — Guitar Tab» — всего для оформления альбома были использованы 12 картин художников со всего мира .

В 2022 году, в интервью изданию Zakon.kz Марат вспоминал:

«Я делаю свое дело, остальное — награды, титулы, мне не интересно, не нужно. За рубежом меня спрашивают, есть ли у меня научная или академическая степень, я отвечаю, что я — просто художник. Там через одного — профессора, академики. А я к этому не стремлюсь, мне важно другое. Например, Guns N’ Roses в 2009 году нашли мою картину, им понравилось, взяли для оформления своего альбома Chinese Democracy — Guitar Tab вместе с 11 другими работами художников со всего мира. Такое признание для меня, как для человека творческого, лучше, чем если я был бы профессором, лауреатом.»

Обложки книг и журналов

Ермен Анти — «Так горит степь »

Обложка сборника стихов «Так Горит Степь» Ермена Анти с элементами картин «Эхо»(передняя обложка) и «На исходе дня»(задняя обложка) Марата Бекеева на обложке.

В 2018 году многолетний друг Марата, земляк, лидер группы « Адаптация» — Ермен Анти выпустил сборник своих стихотворений «Так горит степь» , основными элементами обложки которого стали картины Бекеева «Эхо»(передняя обложка) и «На исходе дня»(задняя обложка).

«Так горит степь» — это первая книга Ермена «Анти» Ержанова, лидера казахстано-российской рок-группы «Адаптация».

В книгу включены избранные песни со всех суще-ствующих на момент издания альбомов группы, тексты будущего альбома (под рабочим названием «Песни сбитых лётчиков») и сборник стихов «Смерть современного искусства».

— аннотация к книге .

М. Ш. Хасанов, А. М. Хасанова — «История Казахстанской Философии »

Обложка монографии «История Казахстанский Философии» с картиной «Серебро-I» Марата Бекеева на обложке.

В 2022 году, философский факультет Казахского национального университета выпускает монографию Хасановой Асии Маратовной и её отца Хасанова Марата Шамуратовича «История Казахстанской Философии». Основой обложки стала картина Марата Бекеева «Серебро-I».

Из аннотации к книге:

« В монографии рассматриваются предпосылки, истоки, состояние и перспективы развития современной казахстанской философии. Разъясняется применение двух взаимосвязанных, но неоднозначных с социально-исторической точки зрения терминов — казахская и казахстанская философия. Предложена периодизация становления национальной философии. Освещается развитие таких разделов казахстанской философии, как диалектическая логика, фарабиеведение, исламоведение, казахский этнос, национальная идентичность, евразийский нарратив и др».

Торговая палата США в Казахстане —"Investors' Voice"

Скриншот с официального сайта Торговой палаты США в Казахстане с выпусками журнала «Investors' Voice» с картинами Марата Бекеева на обложках.

С 2008 года Торговая палата США неоднократно печатает картины Бекеева М. на обложках выпусков своего журнала «investors' Voice» .

Картины по выпускам

Монументальная живопись

В 2009 году он создал две большие росписи общей площадью 150 м². в торговом центре « MEGA -Актобе» (ныне «Keruen City») в г. Актобе

В 2009 год он создал одну роспись общей площадью 17 м². в Автоцентре «Бавария» ( BMW ) в городе Астана .

В 2013 создал четыре росписи общей площадью 140 м². в торговом центре « MEGA Alma-Ata »в городе Алматы .

В 2014 году создал роспись «Мелодия странствий» общей площадью 140 м². в торговом центре « MEGA Park» в городе Алматы .

В 2017 году 16 росписей общей площадью 250 м² в « Mega Silk Way » EXPO 2017 в Астане .

Взгляды

«Тишина». 2007, холст, масло, 90 х 100 см.

О вдохновении

«Вдохновение будет всегда, если работаешь. Я „разгоняю“ себя, и когда в таком ритме пишешь, быстро развиваешься, то автоматически есть вдохновение. Конечно, я слушаю музыку, фильмы, это, безусловно, наталкивает на что-то, рождает мысль. Но это и есть часть рабочего процесса, когда художник настроен что-то увидеть, поймать мысль». «В моем случае появление сюжета — чаще всего постоянный поиск и размышления на тему. Делаю „тонны“ набросков, быстро фиксирую образы, так как отлично знаю, что завтра, возможно, я этого и не вспомню. Бывают эскизы, которые „дожидаются своего часа“ годами — то ли ты не готов внутренне, то ли твоя техника и мастерство не созрели. Есть работы, которые пишутся сразу и без эскиза — внезапно, эмоционально и быстро. Часто появляются работы под впечатлением музыки, прочитанной книги, просмотренного фильма, встречи с интересным человеком, состоянием природы — любого проявления жизни. Картины зарождаются по-разному, но для меня главное — не упустить тот момент, когда я „чувствую энергию“, иногда даже „слышу звук“ будущей картины, порой неясно представляя её в целом, и вот тогда надо сразу приступить к работе…»

О долге художника

«Художник не должен стоять на месте, вздыхать в ожидании лучших времен. Назвался художником — работай, двигайся! Не сдавайся — волшебства в нашем ремесле не существует. За красивым фасадом искусства скрывается лишь упорный труд. День за днем, год за годом — всю жизнь придется положить на холст. Не получается — учись, пробуй новое, думай, меняйся, оттачивай технику. Если ты художник, ты обязан писать, выставляться, брать новые вершины — не для других, для себя. Нет вдохновения? Меняй профессию. И ещё: никогда не зазнавайся, даже если достигнешь высот, — раздутое самомнение тормозит развитие».

О современном искусстве

« Все стремительно развивается: информационное поле и технологии, искусство — не исключение. Contemporary Art (современное искусство) уже давно часть культуры, оно берет свое начало около ста лет назад.

Много замечательного было создано в этой области и создается по-прежнему. Плохо лишь то, что в современное искусство ринулись те, кто не имеет элементарного профессионализма. Как-то я просмотрел один наш сайт актуального искусства. Очень слабые работы сопровождались весомым текстовым сопровождением, объясняющим, что означает та или иная работа. Пришлось вооружиться словарем, чтобы понять многие словосочетания и термины. Это нехороший симптом. Я не говорю, чтобы все занимались только станковым искусством. Нет, просто художественное образование у нас сейчас очень слабое и выходят художники без базы, без элементарных знаний гармонии цвета и композиции. Почти всегда их работы сопровождаются большим объяснением, что должно означать то или иное изображение и что мы должны чувствовать, когда видим его.

Как-то я долго на словах объяснял своему профессору про картину, которую хочу написать — он молча выслушал, потом сказал: „Устно — пять“. Этот хороший урок часто мне вспоминается. Очень легко придумать актуальную идею и рассказать её устно. Это, как если бы режиссёр вышел перед зрителями и стал говорить про какую-то ленту, которую он придумал, прочитал бы сценарий и все… Зрителю порой сложно отличить настоящее современное искусство от суррогата» .

Критика

Лалин Трехен Поллок написала статью под названием «Текстура» для книги Мэри О’Коннор «Вверх Тормашками»

« Успех Марата Бекеева в его непрерывном поиске философской истины здесь и сейчас, в духовном и религиозном мире, который окружает его. Богатые текстуры его картин предлагают великолепные, глубокие и таинственные фоны для тематик и символов, которые он соединяет в этом мире и которые полны движения и эмоций. В этом поиске он берет нас в качестве привилегированного спутника по миру, который иногда безмятежный, иногда напряженный, но который пронизан духовной радостью. Он ткет для нас яркие по форме, цвету и текстуре гобелены. Его своеобразием является вихрь смелых импульсов и быстрых ударов, которые заимствуются у солнца и земли, у священного мира; бурный и оживленный, никогда ещё не преобладавший над эмоциональным моментом, который он выделил в своих картинах.

Конец дня является важной частью для картин Бекеева; момент, чтобы оценить и обсудить усвоенные уроки, момент, который может быть как печальным, так и сокровенным. Порой на его картинах можно видеть фигуру, отдыхающую в вечернее время с собакой, символ че-ловеческой души; услужливая и умная, собака — его постоянная „спутница“. Он использует птиц, символизирующих духовную свободу степей и философские пространства, где разум может свободно передвигаться. Его фигуры окутаны экспрессией, постоянным движением и вечным поиском человека через трудности к просвещению, процесс, который никогда не закончится. Эти образы могут быть наполнены кусочками разочарования и страдания. Они могут быть светлыми с богатыми оттенкам, либо порой такими воздушными и легкими, что холст на мгновение кажется прозрачным сквозь сложные слои цвета и движения. Некоторые неясные фигуры, напротив, выражают монументальность и античность так, что чувство времени усили-вается, вызывая воспоминания о кочевой истории, знаниях, вере и единстве с природой, что, несомненно, вдохновляет. Тем не менее, этот момент может быть безмятежным и неуловимым. Вопросы и ответы наполняют холст поэтической и многообещающей энергией.

Казахстан многолик, но эта визуализация поиска Марата Бекеева свободы и истины через структуру жизни и любви, борьбы и глубокомыслия является одним из самых глубоких вдохновений».

Мурат Ауэзов для личного каталога Марата Бекеева

«Лучшие из людей — это, конечно же, художники. Чувствованием света горных миров они одарены в большей мере, чем альпинисты. Умением уловить смыслы затемнений гротов бытия наделены не меньше спелеологов.

Во все времена они были и остаются ропщущими комментаторами стараний творца и народов, антиподами философов и политиков, союзни-ками гармонии и индивида.

Точка, линия, цвет и композиция — им достаточен этот набор, чтобы разрушить твердеющие системы, наросты издержек исторического процесса. Порт приписки человеческой Свободы — жизнь и творения Художников.

Наша земля всегда, начиная с гравюр на скалах, была согрета созданием на ней шедевров пластических искусств. Эту закономерность мощно подтвердили во второй половине ХХ века Салихэтдин Айтбаев, Макум Кисамединов, Еркин Мергенов. Традиция не иссякает, напротив — являет себя в многообразии и в высшей степени эстетической убедительности работ новых художников Казахстана.

Работы одного из них, Марата Бекеева, хороши тем уже, что способны вызвать глубочайшие ассоциации и размышление, как это случилось, например, в прекрасном тексте Баян Барманкуловой, посвященном его творчеству.

Фонд Мухтара Ауэзова считает честью для себя поддержать Марата Бекеева в издании каталога этого одареннейшего художника».

Баян Барманкулова «Каждый пишет, как он дышит» для личного каталога Марата Бекеева

« Слова Булата Окуджавы вполне подходят к творчеству и личности Марата Бекеева. За полтора десятка лет, что он известен любителям искусства, художник предстает искренним, импульсивным, склонным к мгновенным выбросам энергии чувств и мыслей. Но и раздумчивым, философичным лириком — ведь ритм нашего дыхания зависит не только от эмоций, но и состояния ума, сменяющихся мироощущений и даже мировоззрений. С утра мир гармоничен, ласков, разумен, а к вечеру во всем видится разлад, зло, абсурд. Или наоборот. Любая оценка может быть высказана любым же способом. Язык искусства располагается в амплитуде предмет — знак, конкретное — абстрактное, реальное — символическое.

В течение многих лет Бекеев создает собственную реальность, в равной мере вымышленную и действитель-ную, рождённую фантазией и памятью, воображением и конкретностью пережитых мгновений. Художник соединяет все это нитями ассоциаций и сплетает из них что-то вроде волшебной сети, в которую стремится уловить нечто, что таится в душе или витает в воздухе, и хочет быть увиденным и изображенным, услышанным и названным.

Он увлеченно курсирует, дрейфует, колеблется, движется по спирали между несколькими группами сюжетов и языковых систем. Выбирает то родовое, национальное, типичное, то характерное, индивидуальное, личностное. И потому его работы обладают то звонким декоративным началом, то живописными переливами цветовых пятен, то соединением того и другого, ведь мир — суть переплетения общего и частного, объективного и субъективного, определённого и смутного.

Время от времени Бекеев ищет геральдическую ясность образа кочевника — чабана, воина, дервиша, философа и придает фигурам очертания, в которых легко угадывается этническая и всемирная принадлежность. Сверхзадача здесь — найти изобразительный аналог красоты, величия, драмы кочевой культуры („Воин сна“,1993).

Иногда его манит образ странника вообще — „им овладело беспокойство, охота к перемене мест“ („Когда выпадет снег“, 2004). Или идея странствия — метафоры жизненного пути. И художник тщательно улавливает мистические, интуитивные, светлые и темные, счастливые и трагические связи Странника с подвижным пространством неподвластного мира, магнетизирующего влюблен-ного в движение и новизну ощущений сильного и слабого человека („Через снега, снега“, 2003).

Случается, художник стремится прикоснуться к невнятным и смущающим интенциям мерцающего бессоз-нательного (коллективного и культурного), не знающего слов, но богатого зрительными образами, погруженными в поток свободных ассоциаций. И наступает время плавающих, скользящих означающих и сдвига понятий, но по ту сторону языка. И время поиска психологической идентичности, непрерывной самотождественности, принятия личностью неразрывного единства „я“ со всеми своими социальными связями. Возникает некое царство подразумеваемости, в котором безраздельно господствуют всевозможные складки, изгибы, искривления мнимого пространства — символические обозначения материального и духовного („Странствие“, 1994).

Бекеев увлеченно идет за этим неведомым, усколь-зающим. Возникающие образы остаются в сфере недос-казанности, отсылающей к символике смыслов. В таких полотнах торжествует подвижное вещество мира, подобное океану лемовского Соляриса, готового в ответ на страстное или нежное чувство выбросить из своих глубин фантомные формы, способные к чуткой мимикрии. Такие полотна обладают притягательностью таинственных цветных туманностей, в которых бег линий, подобно условным рисункам созвездий, создает пространство, чреватое намеками, предчувствиями, мифическими персонажами и сюжетами („На грани сна“, 1994).

Художника привлекает задача говорить о том, что лежит за границами простого жизненного опыта, за возможностями физического зрения. И потому цвет и линия в его полотнах стремятся приобрести поэтическую и даже метафизическую способность говорить о том, что не может быть высказано с помощью легко узнаваемых предметных форм („Башня луны“, 1999).

Однако время от времени художник обращается к жанровой живописи, когда неожиданно события детства плотно и зримо подступают к ближнему краю памяти, актуализируются в поле сознания. Тогда снова звучат лирика и романтика далекого повседнева, уходящих примет детской жизни. В 1994 году в алматинской галерее „Рух“ была показана серия работ, вызванных к жизни воспоминаниями. Запомнилось „Странствие арбузов“ легкая вязь из намеков на лошадь, телегу и ярко — горка из трех зеленополосатых плодов.

Вот и года три назад опять возникло яркое видение детства. Наступило время нового странствия в глубины своей памяти. Драгоценные сгустки детских ощущений и переживаний, иногда выпадающие из контекста многос-лойной жизни, превратились в грани волшебного кристалла, отбрасывающего магический свет на всю полноту бытия.

Небольшие полотна, связанные с аульным детством, кажутся живописными мемуарами, начатыми на пороге сорокалетия. Древние греки называли этот возраст акме. В нём человек счастливо соединяет в себе энергию молодости и мудрость зрелости. Пробудившееся прошлое хранило все эти годы запахи и звуки, факты и жесты, сочные тени и плотный свет, в общем, образы и приметы далекой теперь поры.

Каждая из работ дает представление о сути „я“ художника, в котором соединилось разное: нежность и суровость, доверчивость и ирония, серьёзность и веселость, податливость и упругость, чувствительность и рассудочность. Однако и в этих фигуративных изображениях наблюдается склонность художника видеть мир сквозь призму символа. И потому образ полотна „Жетынан“ отсылает не только к вкусному факту традиционной жиз-ни, но и к глубинному смыслу бытия, где значимы числа и запах пищи, где быт сплавлен с ритуалом, земная жизнь пронизана верой в постоянное присутствие аруахов из мира иных.

Замечательны холсты с маленьким человечком, оставшимся один на один со Вселенной. В них изображение строится по принципу почти блоковского называния составляющих мира. Только здесь зарифмованы не „ночь, улица, фонарь, аптека“, а чёрная лошадь, белогрудая птица на её спине, темное небо, зелень травы и синь воды. И все это рядом с мальчиком, пораженным величавой тишиной надвигающейся ночи („Сумерки“, 2004). До озноба задевает образ в картине 2005 года „Ночной дождь“: босоногая фигурка на золотистой полоске земли и огромное чёрное пространство ночи, гипнотизирующей ребёнка. Свет жилища и распахнутая дощатая дверь придают мальчику силы противостоять неведомому. Минимальными средствами создан запоминающийся образ экзистенциального одиночества и трогательного бесстрашия человека (пусть ещё ребёнка), стоящего на пороге прекрасного и таинственного мира.

И в 2006 году художник снова в поиске. В картине „Небо на земле“ он ещё достаточно близок к стилистике „детских“ картин. Однако в условно-конкретное прост-ранство, похожее на уютное лоскутное одеяло, внедряется инопланетное нечто. Оно контрастирует с миром, где ласково сияет белая гора с большими разноцветными птицами, цветут холмы, в небе дрейфуют мягкие треу-гольники, напоминающие бумажных змеев. И все же в хвосте его темного жесткого многопрофильного тела поселился кусочек неба с синим месяцем и золотыми сегментами солнечного света, быть может, дар далеких галактик.

„Ловцы луны“. Образ создан на границе ассоциативного поля между детскими и взрослыми ощущениями. Изображение — сочетание абстракции со стилистикой наивных рисунков, как будто бы в душе художника происходила тихая битва за первенство между детскими фантазиями и взрослым умением абстрагироваться от избытка конкретного, чтобы делать суждения о мире. Здесь соединились намек и поэтическая ясность: забавные условные фигуры троих персонажей и звучные цветовые эпитеты — чёрный месяц, ночная синь, зеленые, желтые, красные всполохи воспоминаний. Что-то вдали, что-то близко, что-то туманно, что-то ярко и сильно, как вспышка молнии, освещающей на мгновение непостижимость земли и небес.

В картине „Тишина“ всего лишь две Фигуры в ночи. Левая напоминает степную каменную бабу или женщину в кимешеке, тюрбане, парандже. В ней присутствует что-то природное, скрытое, неразгаданное. В середину темного блока вписана бело-голубая крестовина — то ли человеческая Фигурка, то ли символ перекрестия дорог с любым добровольно и случайно избираемым направлением. Фигура справа составлена из овала, контрастно разделенного густой тенью на две половины (голова), равнобедренного треугольника (плечи и руки, сложенные перед грудью) и цилиндра (торс). Внутри треугольника видны шевелящиеся голубые осколки чего-то, „сваленные“ в беспорядке. Информация, которую надо упорядочить? Элементы фигур написаны с особым почтением к фактурам: кажется, они содержат в себе отпечатки, следы, память обо всех событиях, запахах, цветах, чувствах и мыслях, которые прошли сквозь жизнь этих странных вечных персонажей культуры — мужчины и женщины. Пожалуй, в этой картине художнику удалось насытить красочное тесто, цветовую магму особой чувственностью, сдержанной темпераментностью, но и духовностью звучания.

Есть у художника излюбленные сюжеты и названия работ, неоднократно появляющиеся в разные периоды жизни, среди них: „На исходе дня“, „Смотрящие в небеса“, „Гадание на первом снеге“, „Птица“, „Всадник“, „Разговор“ (красный, случайный, с ангелом).

Уже первые прикосновения к той или иной теме пока-зали, что искомый образ не может быть найден раз и навсегда. Все время за границами остается что-то важное, на этот раз ускользнувшее. Поэтому нет конца попыткам дойти до самой сути и найти, наконец, исчерпывающий ответ. Ещё раз.

„Канбак“ (перекати-поле) — так называется одна из работ Марата Бекеева. В картине: человек погружен в пространство мира и отдан потоку времени, а мимо летят клубки стоанного легкомысленного и свободолюбивого степного растения — метафора случайности, мимолетности, событийности жизни.

Вот и художник занят бесконечным странствием, но только и не столько в пространстве земли, сколько в непостижимой глубине воображения и памяти. И знания в том числе.»

World Discovery Kazakhstan

«М. Бекеев — философ в жизни и в искусстве. Для него творчество — священнодействие. Демиург, творящий новые миры, активно воздействующие на миры уже существующие — таков художник в его мировоззренческой системе. Своими работами он пробуждает нашу генетическую память, представляя нам мир в то время, когда он ещё не состоялся окончательно, но был лишь в процессе становления. Поэтому объекты, феномены, истины в нём изначальны, а значит, и вечны. Для художника очень важно экспрессивное движение времени-пространства, времени-формы, иногда открытых среде, иногда замкнутых в объёме, но всегда активных, пытающихся вырваться за все и всяческие пределы, смести границы. Он кодирует изображение, и коды его обращены, как и все в его творчестве, вовне и внутрь одновременно, обозначая кровные связи двух миров: мира, созданного искусством, и мира реального, „объективно“ существующего „.

Юлия Чукмасова для журнала Tengri в 2009 году

Его искусство на грани нервного срыва, образы, пограничные реальности, словно выписаны мыслью и кровью. Картины Марата Бекеева невозможно рассматривать, временами дивясь мастерству художника, — только проживать, смешивать свои чувства с такими простыми и вместе с тем такими невероятно сложными историями, щедро выплеснутыми на холсты фантазийной памятью художника. Свою персональную реальность, полную свободы и символов, днями и ночами Марат творит на лоджии собственного дома, слушает рок, пьет крепкий чай, курит сигареты. Работает много и жадно, не гонясь за похвалой, независимо от происходящего вокруг — одержимо и страстно, по нескольку полотен одновременно. Пишет, как и мыслит, — свежо и дерзко, не признает полутонов, раздвигает рамки. Он, как ангел, который пересаживается на метлу, если ему ломают крылья. Так, однажды поняв, что в родном Актюбинске больше нет места для творческого роста, бросил все и отбыл в Алматы вместе с женой Акмарал Жиенгалиевой, тоже художницей. Чужой город, отсутствие работы, жилья и, самое главное — друзей, его не пугают. Он горяч, он полон надежд, он рвется в бой. Для таких, как Марат, преград не существует».

М. Мусина для книги «Лавровский сборник: материалы Среднеазиатско-Кавказских исследований: этнология, история, археология, культурология»

«Жанр, в котором работает Марат Бекеев, определить сложно — здесь и пейзаж, и многофигурные композиции, и бытовые сцены. Он сочетает реалистические способы письма с авангардистской условностью.

Сюжеты картин художник черпает из детских воспоминаний и фантазий: идиллические вечера в родном ауле („Тихий вечер“), громадная и таинственная ночь, затаившаяся за открытой дверью („В ночь“), воз сена, влекомый белым осликом („Облака“), — это все впечатления детства, реалистичные и трогательные. Стройный тополь на фоне сероватобелой стены и удлиненная человеческая фигура, словно натянутые струны, и все это перечеркнуто огромной тенью хищной птицы. Такая ритмическая организация полотна порождает ощущение звука („Шорох“). В иной манере, близкой кубизму, написан „Всадник“: фигуры коня и царственно восседающего наездника составлены из геометрических фигур контрастных цветов. Размытые контуры персонажа детских сказок Канбакшала („Канбак“) — это прямая аналогия с Агасфером, вечным скитальцем, неприкаянным и одиноким. Впечатление знойной пустыни усиливают шары перекатиполе.

Тема кочевника и странника постоянно присутствует в творчестве Марата Бекеева в качестве наблюдаемого и формулируемого явления.

Особое свойство картин Марата Бекеева — теплота, лирическая интонация, доверительность повествования. Хрупкий, трогательный мир детства, к которому неизменно обращается художник, — это нить Ариадны, ведущая человека по житейским лабиринтам. Острота мировосприятия, точность и выразительность в выборе живописных приемов — наиболее характерные черты творческой манеры Марата Бекеева. Самое замечательное качество художника — умение играть цветом. Каков бы ни был общий колорит любой его картины — построен ли он по принципу контраста, приглушены ли тона красок, все его полотна гармоничны, плотно скомпонованы и завершены.

Марат Бекеев разрабатывает собственную неповторимую визуальную трактовку образов. Выстраивая поступательность, системность восприятия, он как бы приглашает зрителя войти в это живое вибрирующее пространство. Кажущаяся хаотичность, лоскутность композиционных ритмов, объединяется аккумулирующим чёрным цветом, что придает его работам особый метафизический смысл».

Благотворительность

«Арт Номад» в « Christie’s »

В 2008 году участие в выставке «Арт-Номад» в залах Аукционного дома « Christie's », г. Лондон , Великобритания . На благотворительном аукционе была продана его картина «Смута». Выставка-аукцион стала определяющей вехой проекта благотворительного фонда «Саби»:

« С целью реализации масштабных планов проекта, в июне 2008 года в Алматы Фондом „Саби“ совместно с Дирекцией Художественных Выставок была организована выставка „Арт Номад“, задачей которой стало привлечь внимание общественности к проблемам людей с ограниченными физическими возможностями, а также познакомить зарубежных гостей с изобразительным и прикладным искусством Казахстана. Посещение этого мероприятия Председателем известнейшего Аукционного Дома Christie’s лордом Дэвидом Линли позволило осуществить следующий этап проекта — благотворительный аукцион и выставку в Аукционном Доме Christie’s в Лондоне. Это событие состоялось в октябре 2008 года и стало значимым не только для Фонда, но и для всей нашей страны, так как приоткрыло миру одну из составляющих культуры Казахстана. Впервые казахстанское искусство было представлено на таком высоком уровне. В результате аукциона и выставки был собран почти 1 000 000 долларов США. Все средства направлены на покупку первых 20 оборудованных по последнему слову техники специализированных автомобилей „Инватакси“ марки Volkswagen».

«Энергия»

В 2016 году , 27 апреля в Научном центре педиатрии и детской хирургии (НЦПиДХ) города Алматы состоялся мастер класс «Энергия», где мастер класс для детей с онкологическими заболеваниями творческие мастер класс провели фотограф Стефано Эрбер, художники Марат Бекеев и Андрей Нода, скульптор Эдуард Казарян. Мастер-класс прошёл в рамках социально-культурной программы «Наведение мостов между Востоком и Западом».

Днем позже, 28 апреля , в Алматы по итогам серии мастер-классов состоялся вернисаж детских работ под символичным названием «Энергия». В этот же день состоялась благотворительная распродажа работ казахстанских деятелей искусства. На вырученные средства была приобретена детская площадка для Научного центра педиатрии и детской хирургии города Алматы , где проходят лечение дети с онкозаболеваниями. В конце того же года в Женеве в рамках мероприятий по празднованию 25-летия Независимости Республики Казахстан Постоянным представительством Казахстана при поддержке Общественного фонда «Исмет», компании «MPL», благотворительного фонда «l’Etoile de Martin», а также представительства фармацевтической компании « Pfizer » была организована выставка рисунков на тему «Энергия» казахстанских детей, проходящих лечение в онкологических клиниках Казахстана.

«Вечные Ценности»

«Вечные Ценности» — город Алматы ( Казахстан ). Благотворительная выставка, организованая с целью собрать средства с продажи работ для лечения сына Марата — Тимура Бекеева, попавшего в дорожно-транспортное происшествие тем же месяцем. Тимур был экстренно отправлен в Южную Корею, где ему была проведена серия сложных хирургических и пластических операций. Марат полетел вместе с ним, где полностью посвятил себя сыну, находясь с ним рядом 24 часа в сутки, делая все возможное для скорейшего выздоровления Тимура. Тем временем, как бóльшую часть организационных обязанностей над выставкой взяли на себя близкие друзья и родственники Марата. Помимо самих Марата и его жены Акмарал Жиенгалиевой, мамы Тимура, свои работы предоставили его друзья, среди которых известные художники и скульпторы, такие как, Эдуард Казарян, Андрей Нода, Алмагуль Менлибаева, сестры ГаБо Куссаиновы, а также были представлены работы Александра Обедина и Марата из частных коллекций его друзей.

«Остановите войну

21-23 марта 2022 года , состоялась благотворительная выставка-продажа «Остановите войну в поддержку народа Украины. Организаторами выставки выступили супруги, художники Акмарал Жиенгалиева, Марат Бекеев, их сын — режиссёр Тимур Бекеев, а также дизайнер интерьеров, архитектор Жанна Спунер. Проект состоялся при поддержке социально-культурного пространства «Дом на Барибаева 36» и Посольства Украины в Казахстане. Все вырученные средства были переданы Посольству Украины в Казахстане.

Совместные выставки

1986 1989 года

1989 год

1990 год

1991 год

1995 год

1996 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

  • «3-я Новосибирская биеннале графики», сентябрь — Новосибирская картинная галерея, город Новосибирск ( Россия ).

2004 год

2005 год

2006 год

  • «Пункт наблюдения» — выставка-дуэт с Андреем Нода — галерея «Улар», город Алматы ( Казахстан ).

2007 год

2008 год

2009 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

Персональные выставки

1992 год

1994 год

1995 год

1996 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2003 год

  • Персональная выставка в офисе «АБН АМРО Банк Казахстан»
  • Персональная. Галерея «Евразия», г. Брюссель (Бельгия)
  • «Канбак» — персональная, галерея «Тенгри-Умай», город Алматы ( Казахстан ).

2005 год

2007 год

2009 год

2010 год

2015 год

2020 год

Симпозиумы

1989 год

1991 год

2002 год

2004 год

2005 год

2007 год

  • Международный арт-кэмп в «Karlik-Evi» — Каппадокия ( Турция ).
  • «TANBA», международный симпозиум печатной графики в Алматы . Организатор и участник. «TANBA» — Важный проект в культурной жизни страны, впервые к проблеме печатной графики было привлечено внимание и проведено на международном уровне. В то время, как печатная графика в Казахстане фактически исчезла.

2009 год

2011 год

2012 год

2013 год

  • 11th Aspat International Painting and Sculpture Symposium , Bodrum, Turkey
  • V Международный симпозиум арт-колонии «Portakal Çiçeği» Сапанджа ( Турция ).

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

  • III международный симпозиум арт-колонии «Art Studio 110» — Yeşilırmak, Lefke, Остров Кипр .

2019 год

  • IV международный симпозиум арт-колонии «Art Studio 110» — Yeşilırmak, Lefke, Остров Кипр .

Примечания

  1. . — Astana, 2018. — С. 76—79. — 263 с. — ISBN 978-9965-23-462-0 , 9965-23-462-0.
  2. www.caravan.kz . Дата обращения: 7 ноября 2022. 7 ноября 2022 года.
  3. . Официальный сайт группы «Адаптация» (2005). Дата обращения: 11 сентября 2022. 9 сентября 2022 года.
  4. . Официальный сайт группы «Адаптация» (4 марта 2015). Дата обращения: 11 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  5. . Официальный сайт группы «Адаптация» (2008). Дата обращения: 11 сентября 2022. 9 сентября 2022 года.
  6. . Официальный сайт группы «Адаптация» (16 сентября 2019). Дата обращения: 11 сентября 2022. 12 сентября 2022 года.
  7. . Официальный сайт группы «Адаптация» (1 января 2016). Дата обращения: 11 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  8. . официальный сайт группы "Адаптация" (2015). Дата обращения: 9 сентября 2022. 9 сентября 2022 года.
  9. (яп.) . tolmantokyo.com . Дата обращения: 12 сентября 2022. 9 сентября 2022 года.
  10. Пастух облаков: разговор с художником // World Discovery Kazakhstan : журнал. — 2013. — Июнь. — С. 39—46 .
  11. (тур.) . CNN Türk (13 июня 2009). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  12. Belgin Balanoğlu Alagöz. . Belginalagoz Yazıları (20 января 2012). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  13. Cüneyt Ülsever. (тур.) . Hurriyet (6 декабря 2009). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  14. Мари Вайт. . Vegvisir Media (11 сентября 2019). Дата обращения: 11 сентября 2022.
  15. Аделаида Затомская. . Версия (10 августа 2019). Дата обращения: 9 сентября 2022. 9 сентября 2022 года.
  16. Альберт Ахметов. . zakon.kz . Zakon.kz (24 мая 2022). Дата обращения: 11 сентября 2022. 11 сентября 2022 года.
  17. Ermen Anti, Ермен Анти. . — [Moskva], 2018. — 220 pages с. — ISBN 978-601-7840-48-8 , 601-7840-48-7.
  18. М.Ш.Хасанов, А.М. Хасанова. История Казахстанской Философии. — Факультет философии КазНУ, 2022. — ISBN 978-601-04-6018-8 .
  19. (англ.) . Официальный сайт Американской Торговой Палаты . Дата обращения: 15 сентября 2022. 14 сентября 2022 года.
  20. Галина Рыжкина. Buro 24/7 – Kazakhstan (15 июля 2014). Дата обращения: 12 сентября 2022. 12 сентября 2022 года.
  21. Татьяна Трубачева. . www.forbes.kz (16 июня 2014). Дата обращения: 14 сентября 2022. 30 октября 2016 года.
  22. Наталья Андреева. . Деловой портал Капитал.кз (3 сентября 2014). Дата обращения: 14 сентября 2022. 27 сентября 2022 года.
  23. Юлия Чукмасова. . www.kazakh.ru . Tengri (2009). Дата обращения: 1 ноября 2022. 2 ноября 2022 года.
  24. Мэри О'Коннор. . — Алматы: Составное произведение. Благотворительный фонд Дара, 2013. — С. 68—69. — 166 с. — ISBN 978-601-80292-2-6 . 7 ноября 2022 года.
  25. Марат Бекеев. Marat Bekeyev . — Алматы: Самиздат, 2007. — С. 7—15. — 124 с.
  26. Марат Бекеев // World Discovery Kazakhstan : журнал. — 2010. — Январь ( № 28 ). — С. 44—48 .
  27. . — СПб. : Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, 2007. — С. 254—259. — 294 pages с. — ISBN 978-5-88431-150-3 , 5-88431-150-8. 28 января 2018 года.
  28. Официальный сайт благотворительного фонда «Саби» (2009). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  29. . Информбюро Казахстан (13 декабря 2016). Дата обращения: 11 сентября 2022. 11 сентября 2022 года.
  30. Жанара Мухамедиярова. . Казинформ (15 декабря 2016). Дата обращения: 11 сентября 2022.
  31. . Ratel.kz (15 декабря 2016). Дата обращения: 11 сентября 2022. 11 сентября 2022 года.
  32. . Sxodim.com (25 апреля 2018). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  33. The Village Казахстан (25 марта 2022). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  34. . Настоящее время . Настоящее время (23 марта 2022). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  35. . bekeyev.kz . Дата обращения: 14 сентября 2022. 6 декабря 2022 года.
  36. . TimeOut.kz (2009). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  37. Дина Маратовна. . old.vecher.kz (29 июля 2019). Дата обращения: 14 сентября 2022.
  38. . Tengrinews.kz (25 ноября 2009). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  39. . Vesti.kz (25 ноября 2009). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  40. . Казинформ (4 февраля 2011). Дата обращения: 12 сентября 2022.
  41. . КазИнформ (18 декабря 2011). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  42. Рубен Казарян. . YouTube (3 декабря 2011). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  43. . Официальный сайт Почетного консульства княжества Монако в Республике Казахстан (2013). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  44. (англ.) . Visitmonaco.com (2013). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  45. . Tengrinews.kz (19 мая 2015). Дата обращения: 11 сентября 2022. 12 сентября 2022 года.
  46. (фр.) . Art Côte d'Azur (март 2015). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  47. (фр.) . Art Côte d'Azur (апрель 2015). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  48. . Медиа портал Caravan.kz (18 марта 2015). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  49. (англ.) . Mapanare.us Constantly.Consuming.Culture. (28 декабря 2016). Дата обращения: 10 сентября 2022.
  50. Baturina Olga V., Gracheva Svetlana M. // Actual Problems of Theory and History of Art. — 2017. — Т. 7 . — С. 733 . — doi : . 10 сентября 2022 года.
  51. Тимур Нургалиев. . Nur.kz (13 июля 2017). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  52. . Total Kazakhstan . Дата обращения: 11 сентября 2022. 12 сентября 2022 года.
  53. (амер. англ.) . ArtAnkara - Official Website . Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  54. Aidana Yergaliyeva. (англ.) . The Astana Times (28 ноября 2018). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  55. (англ.) . D-Contemporary (2019). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  56. (англ.) . view.publitas.com . Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  57. (англ.) . view.publitas.com . Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  58. (англ.) . view.publitas.com . Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  59. . ForteBank: Kulanshi Space - Official Website (2019). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  60. . www.forbes.kz (5 апреля 2019). Дата обращения: 11 сентября 2022. 12 сентября 2022 года.
  61. Nazira Kozhanova. (англ.) . The Astana Times (12 апреля 2019). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  62. . Информационный банковский портал «Первый Банковский! - Banker.kz» (5 апреля 2019). Дата обращения: 10 сентября 2022. 10 сентября 2022 года.
  63. . Ассоциация Финансистов Казахстана (5 апреля 2019). Дата обращения: 10 сентября 2022. 21 февраля 2020 года.
  64. . weart.media . Дата обращения: 11 сентября 2022.
  65. . Афиша | Караван . Дата обращения: 11 сентября 2022. 12 сентября 2022 года.
  66. . Gazeta "Diapazon" (4 ноября 2019). Дата обращения: 11 сентября 2022. 12 сентября 2022 года.
  67. (нем.) . NordArt - Official Website (2021). Дата обращения: 10 сентября 2022. 28 января 2023 года.
  68. . Давай Сходим! - Алматы (28 февраля 2022). Дата обращения: 11 сентября 2022. 12 сентября 2022 года.
  69. (англ.) . NordArt - Official Website . Дата обращения: 10 сентября 2022. 4 октября 2022 года.
  70. . discoveryartfair.com . Дата обращения: 10 декабря 2022. 10 декабря 2022 года.
  71. (англ.) . Mehran Contemporary . Дата обращения: 10 декабря 2022. 10 декабря 2022 года.
  72. . Time Out . Дата обращения: 12 сентября 2022. 12 сентября 2022 года.
  73. Гульсым Назарбаева. . Актюбинский вестник (8 декабря 2009). Дата обращения: 11 сентября 2022. 12 сентября 2022 года.
  74. . Радио Азаттык . Дата обращения: 11 сентября 2022. 12 сентября 2022 года.
  75. Владислав Кожухарь. . Диапазон - Главные Новости Актобе (27 мая 2015). Дата обращения: 11 сентября 2022.
  76. . . YouTube (15 декабря 2020). Дата обращения: 11 сентября 2022. 12 сентября 2022 года.
  77. . «Вечерняя Астана» (1 сентября 2021). Дата обращения: 11 сентября 2022. 11 сентября 2022 года.
  78. (англ.) . Aspat Tatil Köyü Bodrum Türkiye (22 ноября 2013). Дата обращения: 14 сентября 2022. 14 сентября 2022 года.
  79. (англ.) . Aspat Tatil Köyü Bodrum Türkiye . Дата обращения: 14 сентября 2022. 14 сентября 2022 года.
  80. (тур.) . Voice Kibris Haber (10 октября 2016). Дата обращения: 12 сентября 2022. 12 сентября 2022 года.
  81. Shah Alam Biennale 2016 Twitter Account. . Twitter . Дата обращения: 12 сентября 2022.
  82. (тур.) . Kibris Postasi (19 сентября 2017). Дата обращения: 12 сентября 2022. 12 сентября 2022 года.
  83. (тур.) . Haberatör (19 сентября 2017). Дата обращения: 12 сентября 2022. 12 сентября 2022 года.
  84. (тур.) . Gündem Kıbrıs Gazetesi (6 сентября 2019). Дата обращения: 12 сентября 2022. 12 сентября 2022 года.
  85. Kibris Today. (амер. англ.) . Kıbrıs Today (6 сентября 2019). Дата обращения: 12 сентября 2022. 12 сентября 2022 года.
Источник —

Same as Бекеев, Марат Асылханович