Interested Article - Креативность

Креативность (от лат. creatio — творчество) — умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов. К тому же креативность предполагает присутствие прогрессивного подхода, воображения и оригинальности. Прослеживается в различных видах деятельности, её продуктах, а также в отдельных сторонах качества личности. «Креативность» и «Творчество» — схожие, но не одинаковые понятия. Творчество — это процесс создания предметов искусства человеком. Креативность же является особым обязательным условием для занятия творчеством. В результате чего, творческая личность всегда обладает креативностью, это неотъемлемая её часть.

Отличия креативности от творческих способностей

Основное различие заключается в определениях, креативность — это комбинация известной информации, необходимой для создания новой. Творческие способности — это умение мыслить креативно.

Каждый термин сочетает в себе несколько аспектов, креативность включает в себя интеллект и воображение, возможность думать и работать с информацией, а также способность человека выходить за пределы привычных инструментов и шаблонов. Творческие способности отличает смекалка — способность быстро находить нестандартный подход к решению задач.

Теоретический анализ научных исследований, проведенный В. Н. Дружининым , позволяет выделить три ключевых подхода, касающихся творческих способностей:

1. Творческие способности включают в себя мотивацию и личностные качества. Качества творческой личности включаются в себя развитое воображение и мышление, восприимчивость к проблемам, самостоятельность в решении сложных ситуаций.

2. Творческие способности — это самостоятельный фактор, независимый от каких-то отдельных познавательных процессов, а также и от интеллекта. К особенностям творческой личности относят креативность как общую творческую способность, не сводимую к определённым мыслительным процессам, таким как память, мышление.

3. Высокая степень интеллектуального развития подразумевает высокую степень творческих способностей, как и наоборот. К главным составляющим творческих способностей относят интеллект как единственный показатель и фактор творческой личности.

Таким образом, творческие способности — это комплекс мотивационных и личностных черт, образующих психологическую систему, побуждающую личность к созидательной деятельности, поиску новых оригинальных идей, ценностей и т. д.

Как видно из представленного определения, креативность как таковая является составной частью творческих способностей. Отличие творческих способностей от креативности заключается в том, что творческие способности определяются как качества личности, а креативность как проявление этих качеств в мыслительной деятельности. Креативность, предполагает возможность для личности воспринимать, преобразовывать и создавать новую информацию. В соответствии с этим, по мнению Р. Стернберга, для креативности недостаточно проявлений творческих способностей и высокого интеллекта. Необходимо обладать набором определённых психологических свойств, таких как низкая потребность в стремлении к успеху, повышенный уровень самооценки и уровень притязаний.

История креативности

Согласно словарю Merriam-Webster’s Collegiate Dictionary, впервые слово creative появилось в 1678 году, а слово creativity упоминалось в 1875 году.

Исследования креативности неоднозначны и вызывают разнообразные споры, в связи с различными эмпирическими фактами. В XX в. появились многие исследования, связанные с изучением этого понятия. Одним из таких исследований занимался З. Фрейд, который вначале XX в. предположил, что творческие личности, такие как писатели и художники творят для того, чтобы показать свои скрытые желания, с помощью средств, которые приемлемы с точки зрения культуры. К этому выводу он пришел, опираясь на идею того, что истоки креативности появились из противоречий между осознанными и неосознанными побуждениями человека.

Сам термин «креативность», появился уже после исследований З. Фрейда. Впервые его можно найти в работе Д. Симпсона(1922 год), в которой креативность понималась, как навыки человека отказываться от стереотипных и исторически сложившихся способов мышления.

В 1950-е годы, появилось множество работ, в которых можно найти определения термина «креативность», полученные в результате исследований, к концу 1960-х годов, таких определений было уже больше 60. Наиболее популярным исследователем в этой области стал Дж. Пол Гилфорд, который в 1950 году предложил термин «креативность» и описал, что это способность порождать новые идеи, отличающиеся от традиционных схем мышления, а также навыки, способствующие быстрому решению проблемных ситуаций. Позднее в 1967 году Гилфорд выпустил книгу «Природа человеческого интеллекта», эта работа стала важнейшим этапом в исследовании понятия креативности. В книге выделялось конвергентное и дивергентное мышление. В 1958 году американского психолога Элис Пол Торренса привлекли тесты о креативном мышлении Гилфорда и, основываясь на них, в 1972 году была создана исследовательская программа, которую он посвятил изучению психометрических свойств данных тестов. В исследовании изучалась применимость тестов Гилфорда на людях разных возрастов. А как же была проведена работа над исследованием прогностической валидности и влиянием особенностей инструкции на исходящие данные тестов. Результатом этих исследований стали тесты Торренса, на определение креативного мышления.

Ближе к концу XX в. большинство работ в изучении креативности, основывались на влиянии неких факторов, влияющих на её развитие. В 1980-х годах в основном исследования были посвящены влиянию окружающей культурной среды, на креативность личности. Наиболее успешным в этой области стал Дин Саймонтон. В своих «историометрических» исследованиях он пришел к выводу, что некоторые характеристики социального общества, напрямую влияют на показатели креативности его членов на протяжении всего исторического развития. Другим фактором стала внутренняя мотивации человека, связанная с проявлением его креативности. Её изучением занимались специалисты в области социальной психологии, которых в 1990-х годах привлекла связь креативности с конативными переменными. Наиболее популярными стали исследования Терезы Амабиле, которая пришла к выводу, что внутренняя мотивация стимулирует развитие креативности человека, в то время как внешняя мотивация способна её подавить или даже убить.

В 2002 году М. А. Холодная в своей работе отметила, что изучение креативности необходимо разделить на 2 направления и исследовать его в узком и широком плане. Креативность в узком плане — дивергентное мышление, которое выделял Дж. Гилфорд. Креативность в широком плане, рассматривалась интеллектуальные способности человека и его творческие особенности.

Л. Я. Дорфман в 2010 году выделил несколько предметных областей в исследовании креативности. Это креативное мышление, а также связанные с ним когнитивные процессы, креативная личность и иные особенности личности, вносящие вклады в креативность, креативное поведение и внешние креативные продукты, социально-культурные факторы, фазы творческого процесса и креативный процесс, рассматриваемый как поток сознания.

С каждым годом тематика креативности становится более востребованной. По данным библиографической базы EBSCO, в 2008 году было обнаружено около 400 публикаций, связанных с исследованиями различных аспектов креативности и к 2015 году их стало более 500. Особенно интенсивно проблематика креативности исследуется в странах с бурным развитием экономики.

Показатели креативности

Показатели креативности по Гилфорду

  1. Способность к обнаружению и постановке проблем — взгляд на субъект, позволяющий обнаружить в нём проблему.
  2. «Беглость мысли» — создание идей с определённой скоростью.
  3. Оригинальность мышления — способность придумывать принципиально новые способы решения проблемы в данной ситуаций.
  4. Гибкость мышления — способность нахождения новых ассоциаций, разработка новых идей.
  5. Способность совершенствовать объект путем добавления деталей — способность к синтезу новых идей.
  6. Способность находить решение проблемы с помощью анализа и синтеза — решение проблемы с помощью анализа старых и введения новых идей.

Показатели креативности по Холодной

  1. Беглость мышления — количество различных идей за определённую единицу времени.
  2. Оригинальность — способность выдвигать новые и необычные идеи.
  3. Восприимчивость — тонкое ощущение окружающих факторов, готовность к быстрому решению альтернативных идей.
  4. Метафоричность — склонность к символическому, работа в необычном контексте.

Виды креативности

По Э. П. Торренсу :

  • Наивная креативность — механизм создания креативных идей у дошкольников. так как креативность детей является естественным поведением в связи с отсутствием необходимости преодоления стереотипов
  • Культурная креативность — осознанное стремлении уйти от обыденности и устоявшихся шаблонов.
  • Вербальная креативность — вид когнитивной креативности, отражающий умение человека отходить от стереотипных способов мышления. Выражается в словесной форме, например, в предложении оригинальных идей в области проблемных ситуаций, в возможности находить отдаленные словесные ассоциации
  • Невербальная креативность — вид когнитивной креативности, отражающий проявление творческих способностей в виде художественных образов, рисунков и т. д.

По М. Чиксентмихайи , , Р. Стернбергу и :

  • Интеллектуальная креативность — вид креативности, проявляющийся в профессиональной сфере и требующий узких знаний в области применения
  • Творческая креативность — вид креативности, проявляющийся в искусстве, создании образов
  • Предпринимательская креативность — вид креативности, проявляющийся в профессиональной сфере при генерации идей создании новых компаний и отраслей

По :

  • Малая (личностная) креативность — вид креативности, отвечающий за повседневное решение проблем и творческое выражение
  • Большая (историческая) креативность — вид креативности, отвечающий за идеи, оставившие след в истории и существенно повлияло на культуру и общество

По А.Маслоу :

  • Креативность таланта — вид креативности, проявляющийся в «великих и очевидных продуктах творчества»
  • Креативность самоактуализации — вид креативности, проявляющийся в повседневной жизни в виде мелочей.

По :

  • Всеобщечеловеческая креативность — широкий уровень креативности, отражающий способность к изменению общих способов и механизмов существования человека
  • Потенциальная креативность — промежуточный уровень креативности, отражающий потенциальную предрасположенность человека, выражающуюся в форме проявления его творческих способностей, полезных для общества
  • Актуальная креативность — узкий уровень креативности, характеризующий её проявление в данной ситуации и данных условиях, создание нестандартных продуктов высокого уровня и качества

По и :

  • Невербальная — креативность образной сферы
  • Вербально-символическая — креативность вербальной сферы, включающей слова и предложения, основанная на символах
  • Вербально-ассоциативная — креативность вербальной сферы, основанная на ассоциативном мышлении

По и («Four C» модель) :

  • Mini-c — вид креативности, включающий идеи, имеющие персональное значение для одного конкретного человека
  • Little-c — вид креативности, включающий идеи, являющиеся способами решения повседневных проблем
  • Pro-c — вид креативности, возникающий у узкоспециализированных профессионалов и относящийся к их сфере деятельности, не выходя за её рамки
  • Big-c — вид креативности, порождающий идеи, признанные гениальными в своей сфере, такие идеи зачастую приводят к глобальным изменениям в мире

В начале 21 века принято использовать все вышеперечисленные классификации в зависимости от ситуации, в которой рассматривается креативность.

Личные качества креативной личности

Дж. П. Гилфорд выделял поведенческие проявления, такие как:

  • способности — готовность обучаться чему-либо определённому
  • интересы — склонность включаться в некоторый тип деятельности
  • установки — тенденции предпочитать или нет какой-либо тип объекта или ситуации
  • качества темперамента — оптимизм, расположение духа, уверенность в себе, нервозность

Среди характеристик, коррелирующих с креативностью, Дж. П. Гилфордом были выявлены: независимость суждений, автономность, твердое ощущение себя как «креативного», интуиция, уверенность в себе.

Также, П. Торренс выделил повышенную проницательность к проблемам, нехватке знаний, действия по идентификации и поиску гипотетических решений этих проблем, по формулированию результата решения как характеристики креативной личности.

Помимо этого, М. Чиксентмихайи сформулировал своё определение: «…креативность появляется посредством диалектического процесса среди талантливых индивидов, области знаний и практики, а также поля компетентных судей. Это подразумевает существование у индивида некоторого числа отдельных способностей или интеллектуальных сил. Креативные индивиды особенно характеризуются напряжением между элементами продуктивной работы — плодотворная асинхрония»

Барьеры креативности

Барьеры креативности — это своеобразные препятствия, различные формы внешних и внутренних ограничений, которые люди создают друг другу и сами себе.

По мнению , к этим препятствиям можно отнести такие барьеры как:

  • Функциональная зацикленность — склонность видеть очевидные способы решения проблемы, неспособность выйти из зоны комфорта при решении задач.
  • Самоцензура — внутренние механизмы, которые сдерживают вас, пытаются помочь вам не выглядеть глупцом в глазах окружающих.
  • Микроконтроль — обращение внимания на множество деталей связанных с проблемой, даже самых незначительных.
  • Рационализация — использование только логической стороны сознания при решении проблемы.
  • Визуализация рисков — концентрация не на самих идеях, а на впечатлениях, которые они произведут.
  • Нехватка времени и возможностей — невозможность уделить достаточное время творческому процессу.
  • Нарушение режима дня — нехватка сна, нездоровое питание и усталость тормозят творческий процесс и мешают генерации идей.
  • Критицизм — неодобрение и критика окружающих людей.

В дополнение, рассмотрел ряд барьеров креативности, среди которых можно выделить следующие:

  • Малая база знаний — что бы мыслить креативно при решении вопроса, зачастую необходимо знать материальную часть вопроса и разбираться в ней.
  • Отсутствие решимости — что бы начать не только мыслить креативно, но и воплощать свои идеи в жизнь, необходима изрядная доля мужества и уверенность в себе.
  • Общественное мнение — трудно воплощать креативные идеи в обществе, которое их боится и не поддерживает. В целом, общество не любит, когда кто-то выделяется из общей массы и пытается заявить о себе и предлагает новый взгляд на вещи.
  • Перфекционизм — стремление к совершенству, желание получить идеальный результат, который, зачастую, достичь не представляется возможным.
  • Избыточно конкретное мышление — оперирование конкретными категориями и идеями, отсутствие иного взгляда на ситуацию или вопрос.
  • Личные фильтры — Внутренние правила, которые развились с опытом. Они определяют, какой подход будет уместен, чем стоит пренебречь и к чему это может привести. Зачастую это мешает объективно взглянуть ситуацию, сужает мышление.

Примечания

  1. .
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .
  6. .
  7. .
  8. .
  9. .
  10. .

Литература

  • Torrance, E. P. // Forms A and B-Figural Tests, Forms A and B. — 1974.
  • Csikszentmihalyi, M., & Csikszentmihalyi, I. S. . — 1988.
  • Kaufman & Beghetto. . — 2009.
  • Feldman, H.A., Goldstein, I., Hatzichristou, D.G., et al. // The Journal of urology. — 1994. — Т. 151 , № 1 . — С. 54—61 .
  • Sternberg, R. J., & Lubart, T. I. . — 1995.
  • Boden, M. A. Understanding creativity // The Journal of Creative Behavior. — 1992.
  • А. Маслоу. . — 1954.
  • Г. А. Глотова. Творческая одаренность личности : Проблемы и методы исследования. — Екатеринбург: УрГУ, 1992.
  • Дерманова И. Б., Крылова М. А. Креативность, личностные особенности и стратегии совладания старших школьников // Ананьевские чтения. — 2004. — С. 384—386 .
  • Боровинская Д. Н. . — Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 2016. — Т. 5 . — С. 114—123 .
  • Е. П. Ильин. . — М. - СПБ: Издательский дом "Питер", 2013.
  • Яголковский С. Р. . — 2007.
  • Дрейзин И. В. // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2007. — Т. 2 , № 1 (29) . — С. 198—201 .
  • Мороз В. В. // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2016. — № 12 (200) . — С. 35—41 .
  • Аренко А. А. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология : Реферативный журнал. — 2020. — № 3 . — С. 93—103 .
  • Щербакова Е. Е., Левичева Е. В. // Вестник НГТУ им. РЕ Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». — 2012. — № 4 .
  • McQuillan J., Conde G. (англ.) // Reading Psychology : An International Quarterly. — 1996. — Vol. 17 , no. 2 . — P. 109—135 .
  • Дорфман Л. Я. // Психологический журнал. — 2015. — Т. 36 , № 1 . — С. 81—90 .
  • Барышева Т. А. // Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. — 2013. — № 158 . — С. 26—36 .
  • Курышева И. В. // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 4 (29) . — С. 243—246 .
  • Мороз В. . — Litres, 2017.
  • Michael Mikalko. Взлом креатива : как увидеть то, что не видят другие. — 2016. — 320 с.
  • Jill Burrus. // Gifted Child Quarterly. — 1997. — Т. 41 , вып. 3 . — С. 114–116 . — ISSN . — doi : .

Источники

Источник —

Same as Креативность