Книги по психологии
- 1 year ago
- 0
- 0
Нормáльное разви́тие в психоло́гии — развитие, которое ведёт за собой приобщение к .
Критериями такого развития являются:
Без чёткого понимания нормы в психологии практически невозможно отличить человека с психическими отклонениями от здорового. Это расходится с представлениями из фильмов, где "безумцы" бросались на стены или совершали другие подобные действия. В реальности неподготовленный человек при контакте с аномальной личностью скорее будет оправдывать её фразами вроде "а с кем такого не бывает". Понимание нормы в психологии поможет не только специалистам в этой области, но и вообще любому человеку, например, таким образом можно на ранней стадии заметить расстройство у близкого человека, что может помочь предотвратить нежелательные последствия.
Хотя в психологии и психиатрии понятие " нормы " до сих пор чётко не определено, можно изложить основные варианты толкования этого понятия:
Н орма понимается как нечто среднее, устоявшееся, не выделяющееся , при этом наиболее адаптивное к окружающей среде. Такое значение хорошо подходит в житейском смысле, однако в научной психологии подвергается критике. Так, К. Домбровский считал, что способность приспосабливаться к любым условиям говорит о недостаточной сформированности морально-нравственной сферы у человека, об отсутствии чёткой жизненной позиции и иерархии ценностей . Ю. Б. Гиппенрейтер в качестве критики статистической части этого подхода приводила рассуждения следующего характера: если у нас нормальное распределение какого-либо признака в популяции, то, допустим, в рамках нормы будет половина всей выборки. Это много, однако даже так 1/4 выборки с одного краю и 1/4 выборки с другого края будут являться патологией, аномалией. В сумме это та же половина. Если мы возьмём уже 2 каких-то признака, то при нормальном распределении ими в достаточной выраженности будет обладать только 1/4 часть людей, а уже 3/4 будут аномальными. Таким образом, чем больше признаков мы будем брать, тем меньшая часть выборки будет соответствовать "статистическому большинству" , а ведь в этом и заключалась главная идея данного подхода.
Норма принимается как отсутствие выраженных патологических симптомов . Однако, даже на интуитивном уровне понятно, что пользуясь таким подходом мы только сможем обнаружить границы , в рамках которых должна лежать норма, но никак её не определим .
Норму необходимо искать в соответствии с особенностями культуры отдельных социальных групп . Некоторые вещи, абсолютно обыденные для одной культуры, совершенно неприемлемы в другой. Но данный взгляд на проблему не далеко ушёл от статистически-адаптационного подхода , поскольку каждый индивид состоит как минимум в нескольких социумах , каждый из которых предъявляет свои требования .
Каждый человек обладает уникальным внутренним миром , к каждому нужен индивидуальный подход . Негативные аномалии личности не редко объяснялись патогенным влиянием общества . Основной функцией психиатрии считается угнетение, репрессия "неугодных" людей. Данный подход, по сути, вообще отрицал понятие нормы.
У каждого человека в той или иной степени можно выявить патогенные черты . Абсолютно гармоническое развитие личности возможно только в воображении. Норма, то есть здоровье, при таком взгляде определяется способностью "не переходить черту" , избегать ярко выраженных неврозов и психопатий . По сути, здоровье здесь определяется через нездоровье , однако главной положительной чертой такого подхода считается использование терминов психиатрии , наличие содержательной части .
Описание разными авторами свойств, которыми должна обладать здоровая личность . Например, целостность личности, способность устанавливать контакт с окружающими людьми, способность к юмору и другие. У многих приверженцев такого взгляда на норму среди критериев выделялись общие , также надо отметить попытку выделить позитивные качества нормальной личности , а не патологические черты больной. Однако, крайне редко при таких описаниях используется научной психологии и обычно в центре внимания уже сформировавшаяся личность , а не её становление. Также в качестве критики можно привести отсутствие чётких определений у используемых понятий.
Наиболее важным понятием является "целостность" . Если вдуматься в семантический смысл данного понятия и поискать однокоренные слова, то можно прийти к следующему ряду: "целостный", "целый", "целить", "исцелять". Это выделяет, подчёркивает связь здоровья и интегрированности личности.
Проблема нормы как таковая не ставилась вообще , однако под "нормальностью" подразумевается способность приспосабливаться , адаптироваться, быть в гомеостатическом равновесии с окружающей средой.
Данная проблематика также не рассматривалась , поскольку в данном направлении у невротичной личности и нормальной практически нет отличий. "Мотивация" и невротически больных и здоровых людей генетически и функционально связано с либидо , поведение определяется в основном бессознательными причинами , а главный принцип функционирования мотивации - гомеостазис .
Особенно важное значение придавалось роли самосознания в развитии здоровой личности, стремлению к самосовершенствованию , желанию быть уникальным и т. д. Однако в качестве аргументационной базы выдвигался а нализ наиболее выдающихся творческих личностей . Игнорируется сам путь к этой вершине, кроме того появляются з атруднения в объяснении причин патологий , по сути они заимствуются из теории Фрейда .
Пытаясь чётко разграничить норму и патологию, психология часто обращалась к другим наукам : статистике , биологии , праву и так далее. Однако собственный взгляд на данную проблему необходимо искать не в смежных областях, а на ступень выше , в науке, для которой психология является частной, которая в том числе через психологию реализует себя. Такой наукой является философия .
К. Маркс писал, что человек есть ансамбль всех общественных отношений.
Здесь важно отметить использование именно термина "ансамбль" , это не "совокупность", которая является для него лишь начальной точкой, ансамбль включает в себя "слаженность", "соподчинённость", "содружество", "организованное единство" . Таким образом, для нормального развития человеку не нужно арифметическим путём собирать в себе отражения вообще всех общественных отношений, это в принципе невозможно, нужны лишь некоторые отношения, способные и интериоризоваться .
Главной, системообразующей линией этого ансамбля является способ отношения к человеку , формирующийся в борьбе двух противоположностей: понимания человека как самоценности , способной развиваться безотносительно заранее установленному масштабу, и понимания человека как функции, средства , пусть очень дорогой и уникальной, но вещи.
Также важно, чтобы деятельность человека была творческой . Для этого она должна быть не порождена какими-то условиями, человек должен делать не "из-за", а "для" чего-то. При том это "для" не должно быть навязано откуда-то извне, оно должно идти изнутри человека . Даже самая монотонная, цикличная деятельность может считаться творческой в зависимости от её предмета - жизни, творимых отвергаемых и принимаемых отношений, главное из которых, как уже было сказано выше, отношение к другим людям .
Человек должен стремиться к свободе , но не к свободе от внешних ограничений, а к свободе вследствие положительной силы проявлять свою индивидуальность, к позитивной свободе . Он должен не подчиняться обстоятельствам , а изменять их в соответствии с хорошо представляемыми целями , благодаря своей воле . Однако это невозможно без веры в возможность, правильность и осуществимость своих проектов, ведь чтобы добиться чего-то нового, чего пока ещё никто не добивался, необходимо поверить в это так, как будто оно уже существует, как будто возможно этого достичь.
Человек не ограничен только лишь теоретическим знанием и актом веры в постижении себя. Парадоксально, но отношение к себе возникает через отношение к другому. В. Франкл писал, что нельзя истинно понять другого человека, не полюбив его. Нужно любить каждого ближнего и всё человечество в целом, не как пёструю массу, а как связь конкретных людей, при таком отношении возможно осознать себя как равноценную часть всего рода, как самоценность . И чем больше способность отречься от себя, децентрироваться , тем явственнее становится это осознание.
Наша жизнь конечна, и нужно быть ответственным за её содержание, за её смысл . Ответственность предполагает приобщение к нуждам, заботам, радостям и страданиям Человечества , а с мысл человека и Человечества просто не могут существовать один вне другого . Жизнь измеряется не годами, а наполненностью смыслом. Формой ответственности перед жизнью и Человечеством является совесть , её муки - следствие разобщения с человеческой сущностью.
Таким образом психология и вывела своё определение нормы , как развития, которое ведёт за собой приобщение к . Приведённые рассуждения в сжатом виде стали критериями такого развития :
|
На эту статью
не ссылаются другие статьи Википедии
.
|
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|