Interested Article - AMOS (язык программирования)

AMOS (часто, AMOS BASIC) — первоначально проприетарный язык программирования высокого уровня для ПК Amiga , основанный на синтаксисе BASIC . Продукт был впервые выпущен в издательстве и разрабатывался Франсуа Лионетом ( François Lionet (фр.) ) из компании .

История

AMOS является потомком для Atari ST появившимся на Amiga в 1990 году (через 2 года после на Atari ST ). Основным конкурентом для нового языка стал Blitz BASIC от компании . AMOS и Blitz BASIC сильно отличались от других диалектов BASIC на разных платформах тем, что позволяли легко создавать довольно требовательное мультимедийное программное обеспечение, написанное понятным и хорошо структурированным кодом, использующее множество высокоуровневых функций для загрузки и воспроизведения изображений, анимаций, звуков и музыки самыми разными способами.

Первые версии AMOS являлись интерпретатором BASIC , который обладал недостатками характерными для всех интерпретируемых языков. Однако, даже в качестве интерпретатора AMOS оказался самым производительным среди интерпретируемых языков на Amiga . Это подтверждалось тем, что расширение языка AMOS 3D позволило писать 3D -игры работающие даже на классической нерасширенной Amiga 500+ вышедшей в 1991 году и имеющей процессор mc68000 @7,14 МГц. Позже был разработан оптимизирующий компилятор языка AMOS, который ещё больше увеличил производительность создаваемых с его помощью приложений. Ещё одной причиной популярности языка у пользователей стала возможность использования в коде AMOS включений на языке ассемблера m68k . Это позволило писать критичные с точки зрения производительности участки приложений наиболее производительным способом и привело к появлению библиотек таких включений.

Чтобы упростить анимацию спрайтов, AMOS включает в себя как подмножество язык AMAL ( AMOS Animation Language ) программы на котором выполняются независимо от выполнения основного кода написанного на AMOS. Это позволяет осуществлять независимое управление эффектами происходящими на экране и выводить градиентные заливки. Фактически, сценарии на языке AMAL создают т.н. CopperLists, это небольшие подпрограммы выполняемые чипом Agnus входящим в чипсет классической Amiga ( OCS , ECS , AGA ). Таким образом, обработка эффектов и градиентов поддерживается аппаратно и выполняется в реальном времени.

Следом за AMOS, издательство выпустила компилятор языка (AMOS Compiler) и две интегрированные среды разработки: Easy AMOS, нацеленную на начинающих программистов и AMOS Professional, содержащую дополнительную функциональность в редакторе кода, поддержку ARexx , новый пользовательский API и новые управляющие конструкции .

Основной сферой применения AMOS стало создание мультимедийного программного обеспечения, видеоигр (платформеры и графические приключения) и образовательное программное обеспечение. Язык оказался умеренно успешным в сообществе пользователей платформы Amiga . Простота использования сделала его особенно привлекательным для начинающих.

Возможно, самым большим недостатком AMOS, было его происхождение из мира компьютеров Atari ST , что повлекло за собой его несовместимость с функциями и интерфейсами операционной системы AmigaOS . Вместо того чтобы пользоваться развитыми системными средствами AmigaOS , язык программирования AMOS напрямую управляет компьютером, из-за чего приложения, написанные на нём, имеют нестандартный пользовательский интерфейс и имеют проблемы в совместимости с новыми компьютерами Amiga и расширениями для них.

В конце 2002 года все приложения AMOS (Easy AMOS, AMOS the creator, AMOS Professional, AMOS 3D, AMOS Compilers) стали доступны для свободного скачивания из архива .

Настоящее время

Сегодня небольшое сообщество энтузиастов все ещё использует этот язык, он популярен для создания открытых и коммерческих ретро-игр для классических моделей Amiga , и представлен в архиве отдельной веткой «dev/amos».

Исходный код AMOS был открыт примерно в 2001 году под лицензией BSD компанией Clickteam, в которой на тот момент работал программист создавший этот язык. Исходный код AMOS Professional был открыт и размещён в архиве их владельцем Пьетро Гиццони 1 декабря 2012 года , а также изменена форма права собственности на общественное достояние .

4 апреля 2019 года Франсуа Лионет объявил о выпуске AMOS2 на своем сайте от 14 мая 2020 на Wayback Machine . Язык AMOS2 должен (по идее автора) стать заменой STOS и AMOS, и, используя JavaScript в качестве интерпретатора кода, позволить разработчику программировать на нём в браузере. Интегрированная среда разработки AMOS 2 получила название . Исходный код AMOS2 является открытым.

В 2020 году Франсуа Лионет выложил на GitHub оригинальные исходные коды AMOS Professional, в том виде, в каком они были на его винчестере в 1993 году. Независимый разработчик Фредерик Кордье ( Frederic Cordier (фр.) ) создал новую версию AMOS Professional AGA на основе оригинального исходного кода и выложил исходники на GitHub под лицензией MIT В новой версии появились двойной буфер с поддержкой экранов до 256 цветов, поддержка до 8 бит-планов, поддержка 24-битной палитры и режима HAM8 . По состоянию на 2021 год проект получил название AMOS Professional Unity, развивается и имеет официальный сайт.

Программное обеспечение

Игры и приложения созданные с использованием AMOS:

  • Игры от , наиболее известна трилогия
  • (в версии для Amiga носит название ) от Microïds
  • от
  • — игра изданная на диске-приложении к журналу
  • — проприетарная игра от Rasputin Software

См. также

Примечания

  1. , by Frangois Lionet, 1990, "AMOS Basic includes special facilities which allow you to combine assembly language routines with your Basic programs."
  2. . Дата обращения: 22 ноября 2010. 8 декабря 2010 года.
  3. . Дата обращения: 2 февраля 2021. 5 февраля 2021 года.
  4. . Дата обращения: 6 декабря 2020. 11 апреля 2022 года.
  5. . Дата обращения: 2 февраля 2021. 19 марта 2021 года.
  6. . Дата обращения: 2 февраля 2021. 1 января 2021 года.
  7. . Дата обращения: 2 февраля 2021. 4 апреля 2021 года.
  8. . Gamasutra . Дата обращения: 1 января 2016. 26 июня 2021 года.

Ссылки

  • — 68000 ASM от pianetaamiga.it (архивировано, ) (англ.)
  • — 68000 ASM от clickteam.com (archived, ) (англ.)
  • — сайт сообщества/поддержки AMOS (англ.)
  • — содержит глубокие исследования и руководства для программирования на AMOS (англ.)
  • : как они стали издаваться в Великобритании (англ.)
  • — один из членов группы создатель AMOS Франсуа Лионет (англ.)
  • — Свободный интерпертатор AMOS (Open Source)
  • — Свободный AMOS написанный на Java (Open Source)
  • — Свободный интерпретатор для AMOS (Open Source)
Источник —

Same as AMOS (язык программирования)