Interested Article - Андий (тайп)

Андии —( чечен. Iандий ) один из аварских

тайпов расселенный в Чечне и в Дагестане.

Этимология

«Iаьндой» — от «Iаьнда» — «жилище овцеводов» (состоящее из длинного дома и ночного загона для овец, на тыльной стороне которого расположены оконные и слуховые проемы). Топоним «Iаьнда» встречался в Чечне часто. Дагестанские «андийцы», согласно поверью, произошли от чеченцев — бенойцев, а соседние им кагатлинцы — от белгатойцев. Тайпы «Iаларой» и «зандакъой» также родственны с белгатойским тайпом .

История

До депортации чеченцев в 1944 г. в с. Анди большое число андийцев индитефицировали себя как чеченцы .

В конце 30-х годов ХХ века многие небольшие народности Дагестана Советская власть искусственно объединила с более многочисленными, в том числе и 40-тысячный андийский народ с аварцами. И в пятой графе паспорта у андийцев появилась другая национальность .

На самом деле, хотя андийцы и очень похожи на аварцев в быту, но андийский язык значительно отличается от аварского, а по своему менталитету, культуре, обычаям андийцы все же ближе к чеченцам. И экономически андийские села были значительно более связаны с Веденским районом Чечни, чем с Ботлихом .

Испокон веков знание чеченского языка для андийцев считалось престижным. Многих андийских юношей даже специально посылали учиться для этого в Ведено. До недавнего времени, то есть до развала Советского Союза и прихода к власти в Чечне Джохара Дудаева, для андийцев была одна дорога на Хасавюрт и Махачкалу — через Веденский район Чечни. Браки между чеченцами и андийцами в те времена были не редкостью .

Топонимика сельхозокруги и окрестностей каждого из этих аулов приблизительно до 30 % андийская, в том числе гидроним Гьакъуриб, приток Андийского Койсу в районе Чирката, вблизи упомянутого села Гадари.

Расселение

Живут в селах Алхан-Юрт , Автуры , Курчалой , Чанко , Анди , Шатой , Ачхой-Мартан , Урус-Мартан , Бено-Юрт , Герзель-Аул , Хасавюрт , Шали , Ведено , Катар-Юрт , Дуба-Юрт , Шалажи , Старая Сунжа , Балансу , Ники-Хита , Старые Атаги , , Кень-Юрт , Анди́йцы/андии, на равне с цезами, одни из немногих носителей кавкасионского типа в Дагестане. Исторические аулы расположены на южных отрогах Андийского хребта по обоим берегам Андийского Койсу. Исторически андийские земли это современные Ахвахский, Гумбетовский, Цумадинский и Ботлихский районы Дагестана. На сегодняшний день андийцы Ахвахского, Гумбетовского, Цумадинского районов называют себя аварцами, и только жители Ботлихского района, несмотря на все усилия советской власти и аварцев, так и не «стали» аварцами.

Сохранившиеся андийцы живут в селах Кванхидатли, Анди, Гагатли, Гунха, Ашали, Зило, Муни, Рушуха, Чанко, Ботлих, Миарсо, Анхо, Ашино и Риквани Ботлихского района, в селе Батлахатли Цумадинского района, в селе Новогагатли Хасавюртовского района, в посёлке Андийский города Хасавюрт и в селе Бутуш Бабаюртовского района. Совместно с другими народами также живут в селах Аксай, Пятилетка, Кокрек, Дзержинское Хасавюртовского района и в городах Махачкала, Кизилюрт, Буйнакск и др. Много переселенцев также живут в Кизилюртовском, Бабаюртовском, Новолакском, Кизлярском и Тарумовском районах.

По переписи 1926 года в СССР проживало 7840 андийцев. В последующих переписях населения СССР андийцы не указывались как нация, а включались в состав аварцев.

Говорят на андийском языке, который имеет два диалекта — верхнеандийский и нижнеандийский. Среди андийцев распространён аварский, русский а также чеченский язык.

Андийцы являются самым крупным из андийских народов (гаров), к которым также относятся ахвахцы, багулалы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы. (Ряд «историков» выделяют жителей сел Ботлих, Миарсо, Анхо, Ашино и Батлахатли Цумадинского района отдельно от андийцев и называют их ботлихцами. Но это не верно, ибо жители вышеназванных сел себья не выделяют от остальных андийцев. «Разделяй и Властвуй».)

Плюс к этому ботлихцы, которые с 1926 году учитывались отдельно от андийцев, которых насчитывают около 6 тыс. человек .

Язык

Говорят на чеченском и андийском языке. Письменность на основе кириллицы. На 2010 год в Мире 30,132 человек идентифицировали себя как андийцы, из них 26,132 в Дагестане. [ источник не указан 905 дней ]

Состав

Ахва́хцы (самоназвание ашвадо) проживают в сёлах Изано, Тад-Магитль, Цвакилколо, Кванкеро, Кудиябросо, Лологонитль (Ахвахский район) и в селах Тлянуб, Цекоб, Ратлуб (Шамильский район). Много ахвахцев-переселенцев проживает в Кизилюртовском, Хасавюртовском, Бабаюртовском и Кизлярском районах. Ахвахцы-горожане живут в гг. Махачкала, Буйнакск, Кизляр, Хасавюрт, Кизилюрт. С XVII—XVIII вв. часть ахвахцев поселилась в пределах нынешнего Закатальского района Азербайджана. В настоящее время проживают в селе Ахвах-дере/Охах-дере Закатальского района, являющийся единственным ахвахским селением в Азербайджане. Там живут переселенцы из разных ахвахских селений Ахвахского района.

Ахвахский язык делится на северный и южный диалекты. Северный Ахвах имеет этническое название «Цунта-Ахвах», а территория, населённая южными ахвахцами, называется Ратлу-Ахвах. К селениям северных ахвахцев относятся аулы Кванкеро, Цвакилколо, Тад-Магитль, Лологонитль, Кудияб-Росо, Изано и окружающие их хутора Ахвахского района, селениями южных ахвахцев являются аулы Цекоб, Тлянуб и Ратлуб Шамильского района (аварский район).

З. М. Магомедбекова, указывая на языковую разницу между северными и южными ахвахцами, отмечает и их этнографические отличия:

В этнографическом отношении северяне и южане также сильно отличаются. У южан обычаи ближе стоят к аварским, вернее, к батлухским аварцам, с которыми они в соседстве. По внешнему облику они так же мало отличаются от аварцев. Большинство из них брюнеты, с чёрными глазами, среднего роста… Внешне северные ахвахцы светлые, очень часто встречаются рыжие и даже огненно-рыжие, глаза голубые, рост чаще выше среднего, особенно среди мужчин. Североахвахцы гостеприимны, любят пошутить, и, по сравнению с окружающими племенами, более острые на язык. В этнографии северных ахвахцев много своеобразного и интересного .

Численность ахвахцев по переписи 2010 г.

Всего в России — 7930 ч. Ахвахский район — 7065 ч. Закатальский район Азербайджана — 2600 ч.

В грузинских хрониках XIV века среди племён Дагестана упоминаются народ ахуали, ахвали. (Агеева Р. А. «Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы». Словарь-справочник. Академия, 2000 г. стр. 57-58.) Процесс исламизации ахвахцев завершился не ранее второй половины XVIII века. (Лугуев С. А. «Ахвахцы // Народы Дагестана» Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. — М.: «Наука», 2002 г. стр. 168—169.). Более 200 ахвахцев участвовали в Великой Отечественной войне, больше половины из них погибли, около 70 человек были награждены орденами и медалями .

Багулалы/багвалинцы самоназвание не имеют. Этноним «багвалинцы» (от авар. багвалал) использовалось для обозначения жителей правобережья р. Андийское Койсу — собственно багвалинцев и тиндинцев (о которых поговорим ниже). Сами багулалы называют себя по названию селения: хусари — хуштадинцы, гьиндури — тлондодинцы, гьемери — гимерсинцы, кIванди — кванадинцы, гьибищирди — тлибищинцы. Багулалы (багвалинцы) живут в селах Цумадинского района — Хуштада, Чало, Талитель, Тленхори, Тлондода, Кванада, Гимерсо, в селах Ахвахского района — Тлибишо, Тлиси, а также, частично, в селах Хасавюртовского района — Кокрек и Муцалаул. Также много багвалинцев-переселенцев живут и в других селах Хасавюртовского, Кизлярского, Бабаюртовского и Кизилюртовского районов. По переписи 1926 года в СССР проживало 3054 багулала. В последующих переписях населения СССР багулалы не выделялись как нация, а указывались как аварцы.

Численность багулал по переписи 2009 г около 10 тыс. человек.

Ахвахский район — 1130 ч. Цумадинский район — 5300 ч. Годоберинцы — название от сел Годоберди. Численность около 8 тыс. человек. Проживают в селах Верхний и Нижный Годобери, Зибирхали и Беледи Ботлихского района, в селении Теречное Хасавюртовского района. Много годоберинцев также живут в селах Хасавюртовского, Кизилюртовского и Бабаюртовского районов, также в городах Махачкала, Кизилюрт, Хасавюрт. По переписи 1897 годоберинцев насчитывалось 1172 человек. По переписи 1926 года в СССР проживало 1425 годоберинца. В последующих переписях населения СССР годоберинцы не выделялись как нация, а указывались как аварцы.

К концу XIV века часть годоберинцев исповедовала христианство, часть — традиционные верования. Исламизированы годоберинцы в XVI веке. Распространение ислама, а затем и арабской письменности способствовали ускорению культурного развития годоберинцев. После присоединения Дагестана к Российской империи в 1813 году приняли участие в войне горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. В 1921 году вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 года — Республика Дагестан. В феврале 1944 года жители села Зибирхали были переселены в Чечено-Ингушетию, в 1957 году в Дагестан на равнину в Хасавюртовский район, село Теречное.

Каратинцы название от села Карата. Самоназвание — кIкIирди. В Ахвахском районе каратинцы живут в сёлах Карата, Анчих, Цумали, Арчо, Верхнее Инхело, Маштада, Рацитль, Рачабулда и Тукита. В Ботлихском районе они проживают в селе Нижнее Инхело. В Хасавюртовском районе каратинцы живут в сёлах Сиух, Тукита, Анчих-кутан (Андуз, Индира, Гавриил-кутан), Кирпич-Кутан, частично в Кокреке и Муцалауле, а также на многих прикутаных хозяйствах. Каратинцы-переселенцы также живут в Бабаюртовском, Кизилюртовском и Кизлярском районах. По переписи 1926 года в СССР проживало 5305 каратинцев. По данным на 1 января 1938 года 6,700 человек. В последующих переписях населения СССР каратинцы не выделялись как нация, а указывались как аварцы. Численность по оценке на 2009 год — 8382 человека.

После окончания Кавказской войны каратинцы вошли в состав Каратинского наибства Андийского округа, состоящего из шестнадцати сельских обществ. По данным Памятной книжки Дагестанской области от 1895 года каратинцы населяли десять сельских обществ Каратинского наибства (Алакское, Анчикское, Арчоевское, Верхне-Инхелинское, Гимерсинское, Каратинское, Конодинское, Нижне-Инхелинское, Рацитлинское и Хелетлюринское), а также проживали в Гумбетовском наибстве (Сиухское общество) общей численностью 6,162 человека .

Тиндинцы имеют самоназвание идери. Название тиндинцы от села Тинди, а самоназвание идери — от того же села, которое тиндинцы на своем языке называют Идари. Живут в селениях Тинди, Акнада, Ангида, Тисси, Эчеда, Гундучи, Аща, Санух, Мухарх, Тенла, Гадайчи, Гвиначи, Халих, Бехватлучи, Тисси-Ахитли и Шугури Цумадинского района), также в селах Акнада и Ангида Кизилюртовского района, частично в селе Пятилетка Хасавюртовского района. Также много тиндинцев-переселенцев встречаются в других селах Хасавюртовского, Кизилюртовского, Бабаюртовского и Кизлярского районов. По переписи 1926 года в СССР проживало 3812 тиндинцев. В последующих переписях населения СССР тиндалы не выделялись нация, а указывались как аварцы. В настоящее время в Дагестане живут около 6500 тиндинцев, из них около 4000 ч. живет в Цумадинском районе.

Тиндинцы впервые упоминаются в исторической хронике XIV—XVI вв. «Тарихи Дагестан» (Агеева Р. А. «Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы». Словарь-справочник. — Академия, 2000. — С. 313—314.). Во время Кавказской войны тиндинцы активно выступали на стороне имама Шамиля вплоть до падения Гуниба и прекращения военных действий (Магомедханов М. М., Лугуев С. А. «Тиндинцы. Народы Дагестана». Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. — М.: «Наука», 2002. — С. 216.). Став подданными Российским империи, тиндинцы вошли в состав Дагестанской области, а после установления Советской власти в состав Дагестанской АССР.

Чамалалы/чамалинцы — самоназвание чамала-ди, чама-ига. Живут в селениях Цумада, Верхнее и Нижнее Гавкари, Гигатли, Гадири, Агвали, Ричаганих, Эгдада, Гачитли, Гигатли-Урух, Батлахатли, Цунди, Ургуда, Цидатль, Аркаскент и Цумада-Урух Цумадинского района, в селе Цветковка Кизлярского района, в селе Шава Бабаюртовского района, в селе Кенхи Шаройского района Чеченской Республики. Много чамалинцев встречаются в других селах Бабаюртовского, Кизилюртовского, Хасавюртовского и Кизлярского районов. Общая численность около 20 тыс. чел. Распространены аварский, русский, частично шаройский диалект чеченского языка. По материалам посемейной переписи населения Дагестана 1886 года чамалалов насчитывалось 3889 человек. По переписи 1926 года — 3438 чамалалов. В последующих переписях населения СССР чамалалы не выделялись как нация, а указывались как аварцы.

Примечания

  1. А. С. Сулейманов. . — Нальчик, 1997. — С. 297,369, 370. — 656 с. 22 января 2023 года.
  2. , с. 56.
  3. . Дата обращения: 25 июля 2020. 10 ноября 2021 года.
  4. Вячеслав Измайлов, "КАК АНДИЙЦЫ СПАСЛИ РОССИЮ ОТ ПОЗОРА
  5. , с. 509.
  6. , с. 486.
  7. , с. 340.
  8. , с. 316.
  9. Е.Л. Капустина. . 26 января 2021 года.
  10. Полевые археологические исследования в … году Мецниереба, 1988
  11. Виноградов В. Б., Великая Н. Н., Нарожный Е. И. На терских берегах. — Армавир, 1997. — 62 с.
  12. . Дата обращения: 2 сентября 2021. 25 июля 2020 года.
  13. Магомедбекова З. М. «Ахвахский язык». Тбилиси: Мецниереба, 1967 г. стр. 9-10
  14. Лугуев С. А. «Ахвахцы // Народы Дагестана» Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. — М.: «Наука», 2002 г. стр. 168—169.
  15. Е. И. Козубскій. «Темиръ-Ханъ-Шура» «Русская типографія», 1895. — С. 194—205.

Литература

  • Саидов. И. М. . — Архивный вестник, 2013. — № 1 . — ISSN .
Источник —

Same as Андий (тайп)