Interested Article - Нонспектакулярное искусство

Нонспектакуля́рное иску́сство — направление в современном искусстве , отвергающее зрелищность и театральность.

Примером такого искусства является перформанс польского художника Павла Альтхамера «Script Outline», на выставке « » в 2000 году . Manifesta биеннале современного искусства проходит в Европе, начиная с 1996 года. Первая выставка была организовна в Роттердаме . Выставка Manifesta–3 проходила в Словении . Как отмечает куратор выставки Виктор Мизиано , в отличие от других значительных форумов Манифеста «была с самого начала определена как биеннале именно европейских молодых художников; но зато Европа здесь должна была быть представлена вся, т. е. не только Западная, но и непременно Восточная» .

В России «поворот к нонспектакулярому искусству» связывают с именем Анатолия Осмоловского . Развиваемое им направление следовало моде, наметившейся в мировой культуре на дерзкие и эпатажные формы искусства. Вместе с тем оно отражало широко распространившийся опыт «художественных микропрактик, поставивших себе целью «тихое», атомистическое преобразование окружающего пространства» . В то же время, буквальный перевод слова нонспектакулярность как незрелищность не отражает в полной мере глубину понятия. Эта модное течение в культуре родилось как своеобразный протест против существующей тенденции предлагать зрителю визуальные образы в максимально простой для восприятия форме. Поэтому смысл нонспектакулярного произведения становится доступным зрителю после определённых усилий с его стороны .

В России вариант нонспектакулярного искусства имеет свои особенности. Высказывается мнение, что направление, развиваемое Осмоловским, не было оппозиционным и не претендовало на альтернативу современным художественным практикам . По мнению Клавдии Смолы :

Независимо от того, как понимал и как долго практиковал нонспектакулярное искусство сам Осмоловский, связанный с такими практиками «социальный поворот», или принцип перформативного «сосуществования» (conviviality), имеет в России своих предшественников и вдохновителей: русский авангард, советский андерграунд, глобальные практики движений DIY (Do It Yourself) и левую философия 1990–2000-х.

С тех пор, как Анатолий Осмоловский в 2004 году опубликовал в Художественном журнале свою статью «Несколько тезисов нонспектакулярного искусства» , ситуация изменилась. Интерес к этом виду искусства с некоторых пор выражается как реакция «не только на мейнстримизацию и автоматизацию провокационных художественных форм, но и на политику притеснения» . Анализируя искусство 2000-х годов, художественный критик Александр Евангели считает, что нонспектакулярное искусство разработало иной способ ви́дения и подготовило место «для чистого формалистического высказывания» .

Примечания

  1. Бурханова-Хабадзе С. от 2 марта 2021 на Wayback Machine // Художественный журнал . 2017 № 103.
  2. Осмоловский А. Нонспектакулярное искусство. // от 1 августа 2021 на Wayback Machine – М.: База. 2015. – ISBN 978-5-905572-05-0 .
  3. Мизиано В. от 22 апреля 2021 на Wayback Machine // Художественный журнал . 2000 № 33.
  4. Клавдия Смола от 16 октября 2021 на Wayback Machine // Новое литературное обозрение . №1 (155), 2019.
  5. Печерская П. от 16 октября 2021 на Wayback Machine // Газета.ru . 11 сентября 2002
  6. Епихин С. от 16 октября 2021 на Wayback Machine // Искусство . № 2 (526), 2003.
  7. Смола К. // Новое литературное обозрение . № 5 (121), 2018.
  8. Осмоловский А. Несколько тезисов нонспектакулярного искусства // Художественный журнал . 2002. № 43–44
  9. Евангели А. До и после миллениума // Диалог искусств. № 2, 2011. С. 72.
  10. Софронов Е. Нонспектакулярное искусство как периодизирующая категория// Художественный журнал . №100, 2017
Источник —

Same as Нонспектакулярное искусство