Интервенция Центральных держав в России
- 1 year ago
- 0
- 0
Интерве́нция сою́зников на Юге Росси́и — вмешательство вооруженных сил ( интервенция ) Великобритании , Франции и Греции в Гражданскую войну в России в 1918—1920 годах.
Интервенция велась с целью помочь Вооруженным силам Юга России (ВСЮР) в борьбе с большевиками , а также ради обеспечения собственных геополитических интересов участников.
Основным идеологом и организатором помощи генералу А. И. Деникину был военный министр Великобритании У. Черчилль . Практически всё материально-техническое снабжение ВСЮР держалось на поставках союзников. Однако бо́льшая часть грузов представляла собой содержимое военных складов, оставшихся после Первой мировой войны . Износ вооружения составлял до 40 %, возникали постоянные проблемы с комплектацией и запасными частями.
Военную миссию на юге России возглавляли:
Штат миссии, которая располагалась в Екатеринодаре , насчитывал 99 офицеров и 132 рядовых и гражданских служащих. Это были добровольцы, которых Военное министерство нанимало по контракту.
Англо-французской конвенцией , подписанной в декабре 1917 года, Закавказье было включено в сферу влияния Великобритании .
Российский историк Л. И. Мирошников указывает, что Великобритания в Закавказье и Закаспии преследовала цели полного доминирования в регионе и поддержки российской контрреволюции . Республики Закавказья, образовавшиеся в результате распада Закавказской Федерации, интересовали государства Антанты в первую очередь в качестве союзников Белого движения в борьбе с большевистской Россией. В Антанте полагали, что большевизм можно будет остановить на кавказском стратегическом рубеже. С другой стороны, Великобритания сомневалась в жизнеспособности закавказских республик и была убеждена, что Россия по окончании Гражданской войны вернётся в Закавказье .
Как указывает азербайджанский историк C. Юсиф-заде, цели Великобритании раскрываются в одной из сводок британской разведки, где отмечаются преимущества географического и стратегического положения Южного Кавказа и дается четкая ориентация на то, что «через Закавказье проходят пути, по которым надо следовать тем, кто хочет попасть во внутренние районы Азии по коммерческим или военным соображениям» . Другими важными факторами, определяющим британский интерес к региону, историки упоминают бакинскую нефть , препятствование установления контроля над регионом со стороны Центральных держав и обеспечение безопасности Месопотамии , создание «оборонительной заслонки» во избежание проникновения большевизма в азиатские владения Британии .
Британское вмешательство в Закавказье началось ещё до окончания Первой мировой войны. На фоне наступления Кавказской исламской армии на контролируемый эсерами Баку, 7—17 августа 1918 года в Баку высадился британский деташемент Денстерфорс во главе с генералом Лионелем Денстервилем с целью их поддержки и, как следствие, овладение бакинской нефтью . Причина внезапного ухода британцев из Баку 14 сентября же связывается с факторами военно-экономического характера, как то тяжелое продовольственное положение в Баку, с вопросом финансирования, с малочисленностью английских войск, с недееспособностью местных вооруженных отрядов, с хорошей военно-технической оснащенностью наступающих турецких войск .
Окончание Первой мировой войны и вывод из региона войск Центральных держав создали новые условие для британской интервенции в Закавказье. Уже через день после Мудросского перемирия , 31 октября 1918 года министерство обороны Великобритании направило британскому командованию в Месопотамии приказ об оккупации Баку, которое возложило эту миссию на британского генерала Уильяма Монтгомери Томсона , командующего войсками в Северной Персии . Практически сразу же после заявления турецких войск об уходе, азербайджанское правительство послало делегацию, состоящую из Н. Усуббекова , А. Агаева и Рафиева в Энзели на переговоры с Томсоном. В ходе переговоров Томсон сделал ультимативное заявление :
1. К 10 часам утра 17 ноября Баку должен быть очищен от всех войск, как азербайджанских, так и турецких; 2. Баку с его нефтяными промыслами будет оккупирован, тогда как остальная часть страны останется под контролем азербайджанского правительства и его войск; 3. Азербайджан официально не признается, но представители Англии, Франции и Америки установят связи с его правительством де-факто; 4. Все организации и учреждения будут функционировать как обычно, за исключением следующих изменений: а) генерал Томсон будет генерал-губернатором Баку; англичанин возглавит городскую полицию; в) Городской Думе снова будет предоставлена свобода действий; г) Азербайджан не будет исключен из дискуссии относительно принципа национального самоопределения на Парижской мирной конференции ; д) Лазарь Бичерахов и его части вступят в Баку вместе с британскими войсками; е) вооруженные армяне не будут допущены в Баку.
Союзные войска во главе с генералом Томсоном прибыли в Баку в 13:00 17 ноября и были встречены министром внутренних дел Джаванширом , и. о. министра иностранных дел А. Зиятхановым , представителями городского самоуправления, совета съезда нефтепромышленников, русского национального совета, проживающего в Азербайджане русского офицерства. В городе было объявлено военное положение .
Хоть и генерал Томсон сперва напрямую отказался признавать Азербайджан и поддержал белые силы, вскоре его позиция стала изменяться. Фатали-хан Хойский , премьер-министр Азербайджана, искуссно доказал полную безрассудность и бескомпромиссность Русского Национального Совета, в чём вскоре Томсон и сам убедился. Создание национального Парламента ещё раз должно было доказать приверженность Азербайджана к демократии, а реорганизация кабинета министров на более широкой политической основе избавить Азербайджан от стигматизации ввиду бывших связях с Османской империи. Наконец, 28 декабря 1918 года Томсон признал азербайджанское правительство единственно законной до соответствущего решения послевоенной Версальской конференции .
Тем временем, хоть и оккупация Закавказья уже началась, в Лондоне продолжались переговоры между различными фракциями военного руководства и правительства (партия «индийцев» и партия «салоникцев» в военном министерстве; министерство иностранных дел и другие заинтересованные стороны) касательно официального курса британской политики в Закавказье. Итогом долгих обсуждений с участием Форин-оффиса , Восточного комитета и Генштаба стал приказ военного министерства от 11 декабря 1918 года, в котором были изложены цели Великобритании в Закавказье: выполнение турками условий перемирия; контроль за железной дорогой и трубопроводом между Чёрным морем и Каспием; оккупация Баку, Батума и, возможно, Тифлиса. При этом военный кабинет принял точку зрения министра иностранных дел Уинстона Черчилля, что рано или поздно Россия вернется в Закавказье .
В декабре 1918 года — январе 1919 года в Закавказье через батумский порт была переброшена 27-я дивизия. Основные силы сошли 22—23 декабря, 24 декабря в Батуме была учреждена штаб-квартира генерал-губернатора Кука-Коллиса, а 26 декабря, несмотря сопротивления премьер-министра Грузии Н. Жордании, подразделения под командованием генерала Форестье-Уолкера были направлены в Тифлис . 12 января было создано британское генерал-губернаторство в Карсе , а 26 января — в Шарур-Нахичевани (подробнее см. Армяно-азербайджанская война (1918—1920) ). Всего на Южном Кавказе численность английских войск в конце 1918 году достигала 20 тысяч человек, из них 5 тысяч были в Баку .
Как указывает американский конфликтолог Арсен Сапаров, британская политика в Закавказье была обусловлена двумя факторами — желание контроля над регионом и недостаточное количество войск для силового воплощения этого желания. В подобных условиях британцы не могли отвергать местные силы, и их решения в регионе, в том числе в бушующем в Закавказье этно-территориальном противостоянии азербайджанских и армянских сил, часто обсусловливались политическими требованиями времени и ситуацией на месте . Как правило, британцы предпочитали действовать в соответствии со старыми границами. Согласно А. Сапарову, лучше всего британскую политику в отношении спорных территорий между Азербайджаном и Арменией описывает меморандум разведки британского флота от апреля 1919 года :
… татары и армяне проживают смешанно, поэтому даже приблизительно этнографическую границу нарисовать невозможно. По этой причине граница между русскими губерниями Эривани и Елизаветполя предлагается как наиболее приемлемая, будучи лучшей с географической точки зрения и оставляющее одинаковое количество армянского и татарского меньшинства по обе стороны границы.
Так, в соответствии с границами Елизаветпольского и Эриванского губерний, Великобритания в первой поддержала притязания Азербайджана на Карабах и Зангезур (см. разделы о противостоянии в Зангезуре и противостоянии в Карабахе ), а во второй притязания Армении на Араксскую долину (см. раздел о противостоянии в Шарур-Нахичевани ) .
Интересно, что высказывались идеи об обмене населением. Так, генерал Томсон говорил о необходимости временного ликвидирования армянского эксклава в Карабахе и мусульманских районов юго-западной части Эриванской губернии, и лишь после регулирования конфликта жители могли бы вернуться в родные места; начальник британской разведки на Кавказе генерал-бригадир Уильям Бич предлагал ещё более радикальные меры: Нахичевань должен был перейти Азербайджану, а армяне из Нахичевани, Карабаха и Зангезура переселены в Карсскую область и заменены мусульманами из Карсской, Эриванской (кроме Нахичевани) и возможно Батумской провинций .
Ричард Ованнисян высказывает и свое видение поддержки Великобританией притязаний Азербайджана на Карабах и Зангезур. Так, имея многомиллионное мусульманское население в своей империи, британцы желали задобрить его поддержкой первой республики на мусульманском Востоке; кроме того политическая и экономическая стабильность оградила бы Азербайджан от пантюркистской и панисламистской агитации и османского влияния. Также, считая, что Армении будут переданы восточные турецкие провинции, британцы считали целесообразным передать Азербайджану Карабах и Зангезур. Большую роль играл и основной фактор британской политики в Закавказье — нефть; доступ к бакинской нефти была бы легче при наличии в Баку благодарного правительства .
Британское военное присутствие в Закавказье, хоть и создавало условия для превращения региона в опорный пункт империи, не продолжалось долго. Причиной было появление в 1919 году серьёзных угроз для империи в куда более важных регионах для неё — Ирландии, Индии, Афганистане, Египте и Турции. В этих условиях британское правительство сочло военное присутствие в Закавказье нецелесообразным и 3 июля 1919 года приняло решение об эвакуации из региона до 15 августа . На тот момент было принято решение оставить британский военный гарнизон только в Батуме по ряду причин . К уходу британских сил из Закавказья отрицательно отнеслись как в Азербайджане, так и в Армении — азербайджанское правительство опасалось осложнений с Добровольческой армией после ухода британцев, игравших роль сдерживающего фактора ; а армянское правительство не желало ухода обеспечивающих мир английских войск, ввиду вспыхнувших по всему югу и юго-востоку Армении мусульманских восстаний , которые представляли для государства серьёзную угрозу . Последние ратовали за оставление британских сил особенно сильно, обращаясь к правительствам Великобритании и других стран Антанты, английской рабочей партии для оказания давления на правительство и т. д. . Эти попытки провалились, и на заседании армянского парламента 15 августа 1919 года, посвященного военной угрозе стране со стороны мусульман, было озвучено разочарование многими депутатами в Антанте; была выдвинута и идея переориентации на Россию .
Однако и после вывода войск Великобритания продолжала играть первенствующую роль в жизни Кавказа вплоть до 1920 года, когда приход XI Красной Армии вытеснил англичан из политической и экономической жизни региона .
Деникин и часть его окружения надеялись, что Великобритания пришлет на помощь белогвардейцам войска. Переговоры об этом шли вплоть до осени 1919 года, но после поражения Колчака союзники разуверились в способности белых выиграть войну с большевизмом. «Предательство союзников» сильно повлияло на моральный дух Белой армии, так как превосходство красных в людских и материальных ресурсах было настолько велико, что без поддержки извне думать о победе не приходилось.
В ноябре 1919 года на банкете, данном мэром Лондона , британский премьер-министр Ллойд Джордж объявил, что поддержка белых является напрасной тратой сил и средств, и военная помощь Деникину была прекращена. Однако на занятой им территории продолжали работать гуманитарные миссии.
При эвакуации Новороссийска на берег высадился второй батальон (Royal Scots Fusiliers). Под его прикрытием в обстановке паники на британские суда удалось эвакуировать восемь тысяч военнослужащих и их семей и обеспечить погрузку более 25 тысяч человек на другие суда.
США заняли по отношению к Добровольческой армии позицию наблюдателя. Американскую военную миссию возглавлял адмирал МакКалли, а его ближайшим помощником был полковник Форд. Большая работа по уходу за больными и ранеными белогвардейцами была проведена Американским Красным Крестом.
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
Греция была представлена Первым армейским корпусом (I Army Corps) под командованием генерал-лейтенанта Константиноса Нидера (Konstantinos Nider). Корпус воевал против большевиков в Одессе и Крыму. Оккупационные силы в Одессе составляли 2000 человек. В апреле 1919 года греческие вооруженные силы покинули территорию бывшей Российской империи.
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|