Interested Article - Санкхья

Философия индуизма
Школы
Философы и мыслители

Санкхья , самкхья ( санскр. संख्या , IAST : saṃkhyā — «перечисление») — философия индийского дуализма , основанная Капилой . В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи.

Этимология

В основе слова «санкхья» лежит корень khya (ख्य), в качестве глагола обозначающий — «это называется»; пассивная форма — «известный», «названный», существительное — «взгляд», «мысль», «идея». С приставкой sam («вместе») корень образует глагольное имя saṃkhyā — «число», «счёт», что означает «исчисление».

Развитие санкхьи

Санкхья в своём развитии прошла четыре периода:

  1. Санкхья Капилы (VII—VI вв. до н. э.) утверждала как относительный монотеизм , так и абсолютный монизм , основные положения исходят из Вед и Упанишад .
  2. Теистическая санкхья Махабхараты , Бхагавад-гиты , Пуран . Проводилось различение между Пракрити и Пурушей , который выступал как «Познающий». Полное освобождение души достигается посредством познания подлинной природы Пракрити и Пуруши, слияния с Ишварой . Ведущие представители этого периода: и .
  3. Атеистическая санкхья буддийского периода , ставшая таковой под его воздействием. При помощи логики санкхья пыталась обосновать реальность «Я» перед нападками буддизма и пришла к логическому выводу о невозможности существования Ишвары. Ишваракришна : « Санкхья-карика ».
  4. Санкхья (VII в.). Возвращение к теистической санкхье. Впрочем, это направление хотя и описано в энциклопедиях, но реального распространения, по видимому, не получило. [ источник не указан 2333 дня ]

Е. А. Торчинов выделяет два типа санкхьи: эпическую и классическую . Эпическая санкхья нашла своё отражение в философских текстах «Махабхараты» (прежде всего, в «Бхагавад-гите»). Классическая санкхья представляет собой философскую систему, созданную Ишваракришной в первых веках н. э.

Эпистемология санкхьи

Источником достоверного знания являются три (мера):

  • пратьякша ( IAST : pratyakṣa — присутствующий перед глазами, видимый, воспринимаемый, непосредственный) — прямое восприятие при соприкосновении чувств с объектами ;
два вида восприятия:
  • нирвикальпа (принимающий без сомнения) — неопределённое восприятие, простое впечатление, не содержащее знание объекта;
  • савикальпа (с сомнением и изменением) — определённое восприятие, обработанное и дифференцированное впечатление, ведущее к знанию;
  • анумана (вывод) — логический вывод;
  • шабда — устное доказательство.

Вопрос «кто познаёт» является весьма запутанным в теории познания санкхьи.

Метафизика санкхьи

Исходный пункт метафизики санкхьи, и особенно её учения о материи, — учение о наличии следствия в причине; следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это приводит к поиску первопричины, не связанной непременно с богом, и к теории эволюции-инволюции в объяснении мира.

Онтология

Десять основных предметов учения Санкхьи

Десять основных положений философии санкхьи перечислены в « Таттва-самасе » и опираются на « Санкхья-карику » Ишваракришны в которой дается их обоснование.

  • Существование Пуруши и Прадханы
  • Единичность Прадханы
  • Объективность Прадханы и её манифестаций
  • Предназначенность Прадханы и её манифестаций
  • Инаковость Пуруши
  • Бездеятельность Пуруши
  • Соединение Прадханы и Пуруши
  • Разъединение Прадханы и Пуруши
  • Множественность Пуруши
  • Особое функционирование тела

Дуализм санкхьи

Санкхья, исходя из наличия в познавательной практике человека субъектно-объектных отношений, приходит к выводу о безначальном существовании двух независимых друг от друга реальностей — пуруша и пракрити. Пракрити выступает в роли бессознательного источника мира объектов, а пуруша — необъективируемое сознание, познающее пракрити.

Пуруша

Пуруша есть трансцендентальное Я или чистое сознание, это абсолютная, безначальная, неизменная, непознаваемая реальность. Пуруша не только не имеет причины существования, но и не выступает в роли причины чего-либо. В отличие от Адвайта-веданты и Пурва-мимамсы санкхья учит о множественности пуруш.

Пракрити

Пракрити есть беспричинная первопричина всех объектов в мире, лишённая сознания. Поскольку это первый принцип ( таттва ) Вселенной, она называется Прадхана («главное», «важнейшее»). Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун :

  • саттва — основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
  • раджас — основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
  • тамас — основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Все физические явления рассматриваются как проявления эволюции Пракрити.

Развитие пракрити

Когда гуны находятся в состоянии равновесия ( ), то развитие отсутствует, но под воздействием пуруши происходит нарушение равновесия гун, начинающих образовывать различные комбинации, что порождает мир объектов.

Первым проявляется махат (Великий), или буддхи , чистая потенция, в котором ещё отсутствуют субъектно-объектные отношения.

Затем возникает аханкара , или индивидуализация, в ней уже есть различие между субъектом и объектом.

В зависимости от преобладания одной из трёх гун аханкара бывает трёх видов: , или саттвика; , или раджаса, , или тамаса.

Из саттвики возникает одиннадцать органов: ум ( манас ), пять органов восприятия ( ), пять органов действия ( ).

Из тамаса — пять тонких элементов ( танматра ).

Раджаса обеспечивает саттвику и тамасу необходимой энергией для образования своих продуктов.

Пять органов восприятия : слух, осязание, зрение, вкус, обоняние.

Пять органов действия: руки, ноги, речь, орган выделения, орган размножения.

Пять тонких элементов: акаша (эфир), вайю (воздух), (свет), апа (жидкое), притхви (твёрдое).

См. также

Примечания

  1. Популярный словарь индуизма. Е. А. Торчинов «Обычно различают эпическую и классическую санкхью. Первая из них нашла своё отражение в философских текстах индийского эпоса Махабхарата (прежде всего, в Бхагавадгите). Вторая — представляет собой детально разработанную философскую систему, созданную Ишваракришной в первых веках н. э. Главное отличие между этими двумя видами санкхьи. состоит в том, что эпическая санкхья монистична и теистична (сешваравада), рассматривая материю (пракрити) в качестве начала, производного от божественного Абсолюта, причем материя в её тонкой форме образует творческую энергию, или силу Бога (йогамайя; майя), тогда как классическая санкхья дуалистична и нетеистична (ниришваравада): дух (пуруша) и материя (пракрити) рассматриваются в ней как совершенно независимые и самостоятельные субстанции, а существование единого абсолюта (как в личной, так и безличной форме) отрицается»
  2. Лысенко В.Г. термин «Пратьякша» // . — 2000. 18 мая 2014 года.

Литература

Источник —

Same as Санкхья