Гессе, Людвиг Фердинанд
- 1 year ago
- 0
- 0
Людвиг Фердинанд Клаус ( нем. Ludwig Ferdinand Clauß , 8 февраля 1892 года — 13 января 1974 года ) — немецкий психолог и расовый теоретик , ученик Эдмунда Гуссерля .
Людвиг Фердинанд Клаус родился в Оффенбурге . В 1933 г. он вступил в НСДАП , и вскоре при помощи национал-социалистов стал лектором в Берлинском университете .
В национал-социалистической Германии Л.-Ф. Клаус был вторым по популярности расовым теоретиком после Ханса Гюнтера . Он опубликовал множество работ по расовой тематике, изданных большим тиражом .
Будучи весьма самоуверенным, Л.-Ф. Клаус считал себя ведущим авторитетом в расовых вопросах. Однако он подвергался травле со стороны Альфреда Розенберга и руководителя Расово-политического управления НСДАП Вальтера Гросса за неортодоксальные взгляды: «нордическое» было для Клауса синонимом благородного и возвышенного, которое могло встретиться и в южных широтах, и даже среди семитов . В результате судебного разбирательства, по иронии судьбы инициированного самим Клаусом, его исключили из НСДАП и лишили места в университете. Одним из обвинений было то, что ассистенткой Клауса была еврейка . В конце концов, глава СС Генрих Гиммлер защитил учёного. В письме к Мартину Борману он обрушился с критикой на «партийных плебеев». Клауса отправили с экспедицией на Балканы .
В Израиле в Музее памяти жертв Холокоста открыта памятная стела Л.-Ф. Клаусу «за спасение евреев с риском для собственной жизни» .
Л.-Ф. Клаус стремился создать «расовую психологию» ( нем. Rassenseelenkunde ): «С точки зрения психологии под расой мы понимаем не хаотический набор „свойств“ или „признаков“, а общий стиль переживания, определяющий цельность характера» .
В отличие от других расовых теоретиков, Клаус считал невозможным создать объективную иерархию рас :
каждая раса имеет высшую ценность в себе самой. Каждая раса носит в себе самой свою традицию и свой масштаб ценностей, которые нельзя измерять масштабом другой расы. Противно здравому смыслу и ненаучно смотреть на средиземноморскую расу глазами нордической расы и оценивать её по нордической шкале ценностей, равно как и наоборот. В практической жизни это постоянно случается и неизбежно, в науке же это совершенно нелогично. О ценности человеческой расы «объективно» мог бы судить лишь человек, стоящий над расами. Но такого человека нет: быть человеком — значит быть расово обусловленным. Может быть, Бог знает, какие места занимают расы по рангу, мы не знаем.
Итальянский традиционалист Юлиус Эвола называл теорию Клауса «расизмом второго уровня» и считал идеи Клауса заслуживающими внимания:
Расизмом второго уровня называется теория душевных рас и типология расовых душ. Этот расизм выявляет первичные, несводимые элементы, которые действуют изнутри, так что группы лиц ведут определенный образ жизни и отличаются определенным стилем действий, мыслей и чувств. <...> Мы можем считать «теорию расовых душ» или «психоантропологию» Л. Клауса расизмом второго уровня. Он подчеркивал необходимость такого рода исследований на убедительных примерах. <...> Возможность понимания, подлинная солидарность могут существовать только при общности «душевной расы».