Википедия:Эссе:Патрулирование
- 1 year ago
- 0
- 0
Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение объёмом до 5 страниц, (зависит от класса) иногда и больше, свободной композиции , подразумевающее впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету. Научное определение жанра дано в энциклопедическом словаре-справочнике «Культура русской речи!»: «Жанр глубоко персонифицированной журналистики, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с её изложением, ориентированным на массовую аудиторию. Основой жанра является философское, публицистическое начало и свободная манера повествования. Эссе относится к жанрам с нестрого заданными характеристиками» .
В отношении объёма и функции эссе граничит, с одной стороны, с публицистической
статьёй
и литературным
очерком
(с которым эссе нередко путают), с другой — с философским
трактатом
. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций,
афористичность
, нередко
антитезность
мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с
эпосом
, лирикой и драмой, род художественной литературы.
В качестве особой жанровой формы ввёл, опираясь на опыт предшественников, Мишель Монтень в своих «Опытах» . Свои сочинения, изданным в виде редакций книги " Опыты, или наставления нравственные и политические" в 1597, 1612 и 1625, Фрэнсис Бэкон впервые в английской литературе называл "эссе". Английский поэт и драматург Бен Джонсон впервые использовал слово эссеист в 1609.
В своем эссе «О книгах» Монтень соединяет теорию и практику предложенного им жанра, указывая, что «нет другого связующего звена при изложении мыслей, кроме случайности» — таким образом, текст передаёт естественный процесс думания . А спонтанность процесса осмысления своего «я» создает атмосферу сиюминутной естественности, располагает к доверительности, стимулирует ответные реакции. Монтень дает определение новой науки — науки самопознания, где главная категория — свободное мнение обо всём . «Как элементы текста автор использовал философские и физиологические наблюдения, заметку из дневника, художественный образ, практический совет, комментарии к высказываниям других авторов, нравоучение, афористическое обобщение», — считает исследователь жанра эссе, доктор филологических наук Л. Г. Кайда .
«Эссе держится как целое именно энергией взаимных переходов, мгновенных переключений из образного ряда в понятийный, из отвлечённого — в бытовой», — уверен литературовед, культуролог и философ М. Н. Эпштейн . Если какой-то из способов миропостижения (образный или понятийный, сюжетный или аналитический) возьмёт верх, эссе разрушится как жанр, превратится в одну из своих составляющих — беллетристическое повествование или философское рассуждение, интимный дневник или исторический очерк .
В XVIII — XIX веках эссе — один из ведущих жанров английской и французской журналистики, возросший в салонном коммуникативном пространстве, где, в противоположность пространству академическому, шёл непринуждённый обмен мнениями, а поиск истины в значительной мере подменялся обменом мнениями «по поводу истины и её поисков» . Выдвижение в центр внимания личности и нашло отражение в эссе, где «автор через всё говорит о себе, взятом в приватном, частном модусе».
Развитию эссеистики содействовали в Англии Дж. Аддисон , Ричард Стил , Генри Филдинг , во Франции — Дидро и Вольтер , в Германии — Лессинг и Гердер . Эссе было основной формой философско-эстетической полемики у романтиков и романтических философов ( Г. Гейне , Р. У. Эмерсон , Г. Д. Торо ).
Жанр эссе глубоко укоренился в английской литературе : Т. Карлейль , В. Хэзлитт , М. Арнолд ( XIX век ); М. Бирбом , Г. К. Честертон ( XX век ). В XX веке эссеистика переживает расцвет: к жанру эссе обращались крупнейшие философы, прозаики, поэты ( Р. Роллан , Б. Шоу , Г. Уэллс , Дж. Оруэлл , Т. Манн , А. Моруа , Ж.-П. Сартр , Н. Хикмет , О. Хаксли ).
Практически параллельно развитию эссе в европейской литературе этот жанр обосновался и в русской литературе .
Однако Л. Г. Кайда уверена, что корни эссе в России восходят к « Слову » — оригинальному жанру древнерусской литературы . Внешняя близость — «в манере древних русских авторов размышлять над проблемами философии, религии, бытия. Близость внутренняя — в композиционно-речевой модели спонтанного развития мысли» .
Образцы эссеистического стиля обнаруживаются у А. Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), В. Г. Белинского («Письмо к Гоголю»), А. И. Герцена («С того берега»), Ф. М. Достоевского («Дневник писателя»). В начале XX века к жанру эссе обращались В. И. Иванов , Д. С. Мережковский , Андрей Белый , Иван Бунин , Осип Мандельштам , Лев Шестов , В. В. Розанов , Владимир Набоков («Эссе о драматургии»), позднее — Илья Эренбург , Юрий Олеша , Виктор Шкловский , Константин Паустовский , Иосиф Бродский , Лидия Гинзбург , Пётр Вайль , Александр Генис . В этом жанре работали учёные М. М. Бахтин , Ю. М. Лотман .
Расширение эссеистического принципа мышления на другие жанры и типы творчества получило название «эссеизма» . Синтетическая природа жанра эссе и порождённые им общие структуры восприятия, анализа и описания реальности в рамках интеллектуальной культуры дают необходимые параллели для междисциплинарного перехода .
Появилось множество подражаний эссе и откровенной графомании, самолюбования, «якания», что потребовало более чёткого описания жанра. А. Л. Дмитровский считает, что в эссе присутствует три вида взаимоотношений: линейный (разворачивание мысли на глазах читателя, «публичная медитация»), циклический (построение по принципу каталога) и фрагментарный (короткие мысли, духовные озарения, ощущения, тонкие наблюдения, «но без углублённой литературной обработки») .
«Эссе — жанр спонтанный, неожиданный, а значит, и оригинальный. Для умеющих думать и обладающих эрудицией… Не часто встретишь человека, умеющего мыслить спонтанно и оригинально. Надежный способ понять, что такое эссе — читать, „вычитывая“ из текста личность пишущего. А творчеству научить нельзя», — утверждает Л. Г. Кайда .
В литовской критике термин эссе ( лит. esė) впервые использовал Балис Сруога в 1923 . Характерными чертами эссе отмечены книги «Улыбки Бога» ( лит. «Dievo šypsenos» , 1929 ) и «Боги и смуткялисы» ( лит. «Dievai ir smūtkeliai» , 1935 ) Йонаса Коссу-Александравичюса . К примерам эссе относят «поэтические антикомментарии» «Лирические этюды» ( лит. «Lyriniai etiudai» , 1964 ) и «Антакальнисское барокко» ( лит. «Antakalnio barokas» , 1971 ) Эдуардаса Межелайтиса , «Дневник без дат» ( лит. «Dienoraštis be datų» , 1981 ) Юстинаса Марцинкявичюса , «Поэзия и слово» ( лит. «Poezija ir žodis» , 1977 ) и Папирусы из могил умерших ( лит. «Papirusai iš mirusiųjų kapų» , 1991 ) Марцелиюса Мартинайтиса . Антиконформистская моральная позиция, концептуальность, точность и полемичность отличает эссе Томаса Венцловы .