Interested Article - ASCII-графика
- 2021-04-04
- 1
___ _____ ______________ ___ ____ ______ / | / ___// ____/ _/ _/ / | / __ \/_ __/ / /| | \__ \/ / / / / / / /| | / /_/ / / / / ___ |___/ / /____/ /_/ / / ___ |/ _, _/ / / /_/ |_/____/\____/___/___/ /_/ |_/_/ |_| /_/ |
ASCII-гра́фика (читается как «эски» от англ. ASCII artwork ) — форма изобразительного искусства, использующая символы ASCII на моноширинном экране компьютерного терминала ( терминальный сервер ) или принтера для представления изображений. При создании такого изображения используется палитра, состоящая из буквенных, цифровых символов и символов знаков пунктуации из числа 95 символов таблицы ASCII. По причине высокой вероятности различий в представлении на системах с национальными вариантами таблицы остальные 160 символов, как правило, не используются (могут быть использованы символы псевдографики ).
Предтечи
Исторически предшественником ASCII-арта были образцы арабского и персидского каллиграфического письма бисмилла , в котором буквы каллиграфической надписи образуют рисунок. В Европе близкие к ASCII-арту изображения начали появляться в XVIII—XIX веке. Одним из их проявлений стал фигурный текст в поэзии — каллиграммы . Общеизвестным примером может стать поэзия Гийома Аполлинера , активно использовавшего каллиграммы в своих стихах. Ещё один общеизвестный пример — творчество Льюиса Кэрролла (например, в произведении « Алиса в Стране чудес »).
(\___/)
(='.'=)
(")_(")
С изобретением пишущей машинки в середине XIX века создание изображений с помощью литер стало восприниматься как вид искусства. В 1890-х годах производители печатных машинок и агентства по найму и обучению секретарш устраивали конкурсы на самый быстрый набор текста, а также на самый лучший рисунок, созданный с помощью машинки. Один из наиболее ранних сохранившихся примеров такого искусства — рисунок бабочки, созданный в 1898 году Флорой Стэйсси и опубликованный в журнале «Pitman’s Phonetic Journal» от 15 октября 1898 года. Картинка составлена из множества скобок, дефисов, звёздочек, точек и нескольких прописных букв «O».
Во второй половине 1920-х годов в Советской России создание изображений с помощью наборной кассы стало одним из популярных приемов оформления книги. Мастером такого оформления являлся график-конструктивист Соломон Телингатер . Также активно участвовали в создании абстрактных композиций для изданий и другие представители конструктивистского направления .
История
___ __, ( / ( o _/_ / / __, _ _ `. _ _ , / /_ / (_/(_/ /_(/_ (___)/ / /_(_(__/ /_ // (/ |
В первых поколениях компьютеров не было возможности отображать графику. Поэтому программисты заинтересовались возможностью отображения графики с помощью текстовых символов и вывода полученных изображений на экран терминала и печать. Начиная с 1960-х годов, это стало популярным развлечением программистов: написать программу, которая «рисует» заданное изображение текстовыми символами. Примеры этому можно наблюдать в советских фильмах « Служебный роман » (репродукция Моны Лизы ) и « Берегите мужчин » (портрет Графа). Позднее эти развлечения получили название ASCII-арта. ASCII-арт развивался, в частности, в середине 1980-х на платформах Amiga и Commodore 64 . Стандартный шрифт компьютера Amiga содержал очень высокие символы «/» и «\», из которых, располагая их в разных строках, можно было составить совершенно ровные непрерывные линии. Чаще всего такими линиями изображались названия групп, чем и объясняется, что говоря об ASCII-арте, говорят прежде всего именно о шрифтах. В самом начале шрифты были чёткими, хорошо читаемыми. Позднее шрифты усложнялись, делались интереснее. Так впервые заговорили о школах «Oldschool» и «Newschool».
Платформу IBM PC искусство текстового режима облюбовало с появлением нового стандарта ANSI , давшему реальное преимущество перед Amiga . ANSI позволял задавать цвет символу, что, в совокупности с имеющимися в таблице символов блоками, породило новое мощное ответвление — ANSI-графику . Первой арт-группой, показавшей изобразительные возможности на высоком уровне, стала Aces of ANSI Art (A.A.A.), за которой потянулись последователи.
И лишь позже было замечено, что если использовать символ, почти полностью заполняющий ячейку (например, $), а к нему добавить менее плотный символ, то таким образом можно сглаживать общую форму (этот приём получил название « антиалиасинг » от англ. antialiasing ). Так, в конечном итоге зародилась современная школа рисования ASCII.
К середине девяностых сцена полностью сформировалась, главными направлениями рисования в текстовом режиме стали ASCII scene, ANSI scene и Amiga style (который часто называют oldschool).
…Тут важно сказать, что на PC textmode-искусство началось с имитации Amiga style, а закончилось картинками с множеством «$» и без единого «\» или «/». PC-художники, вполне естественно, назвали старый стиль oldschool, а новый, с долларами, — newschool. Им, конечно, было невдомёк, что на Amiga названия уже были зарезервированы. В результате произошла путаница, а художники Amiga получили ещё один повод презирать PC и всё с ним связанное .
…Однако известно, что это арт-направление существовало намного раньше 60-х годов, а именно в 1948 году . «Рисовали» тогда на печатных машинках. Но это было очень трудоёмким видом искусства. Ведь одна ошибка — и придётся начинать сначала.
Формат и распространение
Традиционной формой распространения картин ASCII-арта является так называемый «артпак» (от англ. art package ) — архив файлов работ, включающий в себя обычно файл-описание file id.diz и .nfo -файл группы, выпустившей артпак. Артпаку всегда присваивается порядковый номер, а именуется он обычно по имени группы. Например, группа Mimic, выпустив свой 82-й артпак, называет его Mimic#82.
ASCII-анимация
ASCII-анимация является одним из направлений ASCII-арта. В этом направлении рисуются наборы ASCII-картинок, при пролистывании которых получаются мультфильмы . Обычно высота картинки выбирается равной стандартной высоте программы-просмотровщика текста, под которую он оптимизируется. При этом смена кадров производится нажатием клавиши .
Также на PC в среде DOS возможен вывод ASCII-анимации из BAT-файлов через драйвер ANSI.SYS с использованием Esc-последовательностей . Этот метод не получил широкое распространение из-за того, что он требует загрузку драйвера, который редко используется по назначению и занимает место в памяти.
Известны также анимационные ролики, реализованные посредством протокола telnet . Наиболее известным среди них является ASCII-версия IV эпизода космической саги « Звёздные войны » .
Автоматизация
Существуют различные компьютерные программы для создания ASCII-графики. Их можно поделить на две группы. Первая представляет собой некое подобие графических редакторов, только в текстовом режиме. Во вторую группу входят программы, конвертирующие графическое изображение в ASCII-графику .
Вывод видео в ASCII-арте
В мультимедийном проигрывателе MPlayer существует поддержка , позволяющая выводить видео в режиме ASCII. Медиапроигрыватель VLC может выводить видео в ASCII. В оболочке для мультимедийного проигрывателя XINE , , также присутствует возможность смотреть видео в ASCII (для этого видео запускается через отдельную команду aaxine ).
Более того, существует по выводу графики X-сервера через эту библиотеку. Тем самым вся графическая оболочка может отображаться в виде ASCII-арта.
Применение
Помимо «чистого искусства» (рисунка ради рисунка), ASCII-арт часто используется в оформительских целях у варез -групп, у демомейкеров . Варезные группы обычно включают файлы .nfo в своё программное обеспечение, креки или другие нелегальные релизы. Такой ASCII-арт обычно включает имя варез-группы и, возможно, несколько ASCII-картинок. Примером такой группы является Echelon .
ASCII-арт часто используется для оформления 1-2-3-строчной подписи в электронных письмах. К примеру,
@}->---
изображает розочку,
*,…,*
изображает оскал.
Во времена BBS ASCII-арт использовался для графического оформления оных, так как применять другие виды графики возможности не было.
Мероприятия
До сегодняшнего дня среди программистов и ИТ-специалистов сохранилась традиция проводить развлекательные мероприятия (учебные курсы или конкурсы ) с демонстрированием работ ASCII графики.
См. также
- ANSI-графика
- Нет-арт
- Смайлики
- cowsay
- Rogue
- « Кошечка » — советский пример ASCII‐анимации
- « Коробка конфет »
Примечания
- от 1 марта 2020 на Wayback Machine Журнал «СПб Собака Ру», статья «Палочный шрифт Родченко, лица из точек и пробелов и рисунки Самохвалова: смотрим обложки 20–30-х годов»
- от 30 января 2014 на Wayback Machine Crasher, журнал «Хакер», статья «За кулисами арт-сцены»
- от 17 апреля 2012 на Wayback Machine Modern Mechanix, октябрь 1948
- telnet towel.blinkenlights.nl
- Jansen, Simon (англ.) . — ASCII-версия IV эпизода «Звёздных войн», адаптированная для просмотра в обычном интернет-браузере. Дата обращения: 27 октября 2008. Архивировано из 25 июня 2012 года.
- от 25 февраля 2016 на Wayback Machine BG_ASCII — интерактивная программа для работы с ascii графикой
- . Дата обращения: 3 мая 2022. 10 апреля 2022 года.
Ссылки
- в каталоге ссылок Curlie (dmoz)
- — бесплатный инструмент для преобразования текстовых надписей в ASCII графику.
- 2021-04-04
- 1