Interested Article - Канишка I
- 2021-03-04
- 2
Кани́шка I ( бактр. κανηϸκι [ Kaniš̟ka -] , древнекитайское 迦腻色伽) — кушанский царь , правивший с 103 по 125 год. Воцарился в возрасте 40 лет (таким образом годом его рождения мог быть 63) и прожил 62 года . Прославился как покровитель буддизма , при нём в 110 году в Кашмире прошёл Четвёртый буддийский собор .
При Канишке Кушанское царство достигло апогея своего развития, превратившись в крупную империю со столицей в Пешаваре (древнее название города — Пурушапура), включающую значительную часть Средней Азии ( Бактрия и юго-восток Согдианы с Бухарой и Самаркандом ), Ферганскую долину , часть Восточного Туркестана (бассейн Тарима , современный Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР с Яркендом, Хотаном и Кашгаром), современные Афганистан и Пакистан, а также северную Индию. Империя Канишки процветала в военно-политическом, экономическом и духовном аспектах, будучи основным оплотом греко-буддизма .
Канишка, происходивший из известной древним китайцам народности юэчжи , был правнуком основателя династии — Куджулы Кадфиза ( Кадфиза I ). Наряду с Ашокой и Менандром Канишку принято считать одним из величайших правителей, содействовавших буддизму (относительно вероисповедания самого Канишки ведутся дискуссии; вполне возможно, что он был зороастрийцем, а не собственно буддистом). На монетах времени Канишки попадаются изображения из индуистской, буддистской, греческой, зороастрийской и даже шумеро-эламитской мифологических традиций. Тем не менее, правление Канишки содействовало усилению позиций буддизма в Индийском субконтиненте и Центральной Азии. Благодаря ему утвердилась гандхарская традиция в греко-буддийском искусстве и архитектуре.
При дворе Канишки прославился как мыслитель и поэт Ашвагхоша , автор «Буддачариты» (канонизированной биографии Будды Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни) и один из патриархов буддизма .
После Канишки трон унаследовал его сын Васишка .
Образ в культуре
В честь великого кушанского царя был назван самолёт рейса 182 компании Air India (Торонто — Нью-Дели), взорванный 23 июня 1985 года над Атлантическим океаном у ирландского побережья. Во время террористического акта погибло 329 человек, в том числе 80 детей и 280 канадских граждан, и он был признан самым масштабным терактом в истории Канады.
Галерея
-
Кушанские территории (полная линия) и максимальная протяженность кушанских владений под Канишкой (пунктирная линия) согласно Рабатакской надписи .
-
Вероятная статуя Канишки, Сурхкоталь , II век н. э. Кабульский музей .
-
Канишка с божеством Моздоано
-
Монета Канишки
-
Монета Канишки, найденная в
-
Бронзовая монета Канишки
-
-
Остатки ступы Канишки
-
Канишка в окружении иранского Бога-Солнца и Бога-Луны (фрагмент)
-
Канишка открывает буддизм Махаяны
-
Монета Канишки с бодхисаттвой Майтрейей «Метраго Будо»
Примечания
- Эдельман Д. И. Этимологический словарь иранских языков / Институт языкознания РАН . — М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2011. — Т. 4 (i—k). — С. 222. — 416 с. — 800 экз. — ISBN 5-02-018124-2 , ISBN 978-5-02-036478-3 . (в пер.)
- , гл. V, с. гл. V.
- см. Хуэйнэн. Алтарная сутра. Перевод Н. В. Абаева, гл. 50, где он назван восемнадцатым буддийским патриархом — в кн.: Н. В. Абаев. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. М. 1989)
- « Рабатакская надпись утверждает, что в 1 год власть Канишки I была провозглашена в Индии, во всех сатрапиях и в разных городах, таких как Кунадеано (Кундина), Озено ( Удджайн ), Козамбо (Каусамби), Загедо ( ), Палаботро ( Паталипутра ) и Зири-Тамбо (Джанджгир-Чампа). Эти города лежали к востоку и югу от Матхуры, до которой Вима уже пронёс свою победоносную руку. Следовательно, они должны были быть захвачены или покорены самим Канишкой I». Древние индийские надписи , С. Р. Гоял, стр. 93. См. также анализ и Дж. Крибба, сыгравшие центральную роль в расшифровке: «Новой бактрийской надписи Канишки Великого» в Искусстве и археологии Шёлкового пути № 4, 1995–1996. См. также, Мукерджи, Б. Н. «Великий Кушанский Завет», Вестник Индийского музея.
- Lo Muzio, Ciro (2012). . Вестник Института Азии . 22 : 189—206. из оригинала 27 октября 2020 . Дата обращения: 28 февраля 2021 .
- «В Гандхаре появление ореола, окружающего всю фигуру, происходит только на последних этапах художественного творчества, в пятом и шестом веках. К этому времени в Афганистане ореол/мандорла стал довольно распространённым явлением, и этот формат получил распространение в буддийских храмах Центральной Азии». В . www.metmuseum.org . Дата обращения: 28 февраля 2021. 28 декабря 2019 года.
Литература
- Боровкова Л. А. . — М. : Институт востоковедения РАН, 2005. — 312 с. — ISBN 5-89282-265-6 .
- 2021-03-04
- 2