Иерархические награды Русской православной церкви
предназначены для поощрения архиереев и клириков
РПЦ
, за достойное прохождение ими церковного служения.
История наград
Награды, предназначенные только для священнослужителей. Формирование церковных наград проходило в течение XVIII — начала XX века.
А дабы священники могли за отличные заслуги удостоиться и особливых почестей, определяем в пользу белого священства: во-первых, получение
креста
для ношения на цепи на шее; во-вторых, употребление фиолетовой бархатной
камилавки
или
скуфьи
; и, наконец, третие, для знатнейших из них
митры
, каковую употребляют
архимандриты
, с тем, однако ж, что сии отличные почести не инако, как по воле или утверждению нашему даваемы или дозволяемы будут
Двойной
орарь
впервые был пожалован в
1908 году
отцу
Константину Розову
.
Фиолетовая камилавка для
диаконов
впервые была пожалована при
патриархе Тихоне
.
Набедренник для иереев ввёл в качестве награды архиепископ Московский
Платон
в середине XVIII века.
Скуфья — фиолетовая шапочка, которая надевается как на богослужения, так и вне его. В настоящее время не вручается.
Камилавка до
революции 1917 года
жаловалась
Синодом
, а после —
.
Наперсный крест выдавался не всем священникам, а только для настоятелей
кафедральных соборов
за особые заслуги. Более значимой наградой был наперсный крест с украшениями и непременно увенчанный короной, который выдавался
Кабинетом Его Императорского Величества
; его, в частности, имел святой
праведный
Иоанн Кронштадтский
.
Крайне редкой была награда митрой. Её выдавал Кабинет Его Императорского Величества. После 1917 года награждение митрой стало более частым явлением.
Архимандритам
после 1917 года начали выдавать второй наперсный крест. В середине XX века появился золотой патриарший наперсный крест. Он в полтора раза меньше обычных и отличался по форме. Лучи его (нижний был длиннее остальных) чуть расширялись к концам; от центра креста и примерно до середины также исходили лучи. Одним их первых, 21 мая 1947 года, этот крест получил протоиерей
, настоятель
Николо-Кузнецкого храма в Москве
.
Бриллиантовый крест для
митрополитов
, укрепляемый в навершии митры, подносился митрополитам
императором
. Проходило несколько лет после возведения в
сан
, прежде чем митрополиты получали такой крест. Например,
митрополит
Московский Владимир получил такой крест через два года после назначения на
кафедру
за организацию визита императора в Москву в 1900 году. После введения
патриаршества
этот крест стал принадлежностью митрополитов вообще. С 1988 года его предписали носить всем архиереям.
Бриллиантовый крест на клобук в настоящее время носят все архиепископы и митрополиты, но так было не всегда. До 1917 года это была отдельная награда, жалуемая императором и выдаваемая Кабинетом Его Императорского Величества. Например, архиепископ Финляндский
Сергий
получил эту награду через восемь лет после начала своего служения в сане
архиепископа
. В целом эту награду приходилось ждать пять—десять лет. В наше время крест жалуется одновременно с саном архиепископа.
Право ношения двух
панагий
ранее могло быть предоставлено митрополитам. Так, второй панагией были награждены митрополит Крутицкий и Коломенский
Пимен
, митрополит Ленинградский и Ладожский
Никодим
, митрополит Воронежский и Липецкий
Мефодий
, митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, Почётный Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев) и, согласно Уставу Русской православной церкви, митрополит Киевский и всея Украины.
Примерно в середине 1980-х годов появилась ещё одна разновидность наград — именная панагия. Ею удостаивали митрополитов, имевших право на ношение двух панагий, и епархиальных архиереев. Она заменила существовавшую до революции панагию с драгоценными украшениями, которую жаловал император.
Право
преднесения креста
за богослужением была чрезвычайно редкой наградой. До 1917 года этим правом жаловал император. В 1971 году этого права был удостоен митрополит
Никодим
. Право преднесения креста имеет также митрополит Крутицкий и Коломенский
Ювеналий (Поярков)
, митрополит
Филарет (Вахромеев)
и, согласно Уставу Русской православной церкви, митрополит Киевский и всея Украины
Онуфрий (Березовский)
.
Современные иерархические награды
Ныне действующая система иерархических наград установлена в 2004 году, реформирована в 2011 и в 2017 году.
Виды иерархических наград
-
повышение в сане.
-
элементы литургического облачения, несущие духовное значение.
-
богослужебные отличия (служение Божественной
литургии
с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни или до «
Отче наш
»).
Награды вручаются в строгой последовательности.
Награды для епископата
Возведение в сан
Определяется местом служения, архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию. Этого сана могут быть удостоены также архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания.
Определяется местом служения, митрополит — епархиальный архиерей главного города митрополии и митрополит области. Этого сана могут быть удостоены также архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания.
Право ношения второй
панагии
Согласно последнему «Положению о наградах», принятому в 2017 году, право ношения второй панагии принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси и митрополиту Киевскому и всея Украины. Также право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических территорий главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви.
В качестве награды правом ношения второй панагии может быть удостоен любой архиерей в сане митрополита за особые заслуги.
Правом преднесения креста за богослужениями обладают патриарх Московский и всея Руси и митрополит Киевский и всея Украины (в пределах
Украины
).
Правом преднесения креста могут быть награждены митрополиты, имеющие право ношения второй панагии, в пределах их канонических территорий.
Награды для священников
-
Набедренник
. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после хиротонии награждаемого (пять лет для иеромонахов и священноиноков). Навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро.
-
Камилавка
фиолетового цвета. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения набедренником (иеромонахи и священноиноки не награждаются). Носится во время богослужения и во время официальных и торжественных мероприятий.
-
Наперсный крест
. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через четыре года после награждения камилавкой (для иеромонахов и священноиноков — не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения набедренника). Надевается во время богослужения поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.
-
Палица
. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после возложения наперсного креста, но не менее чем через пятнадцать лет служения в сане пресвитера).
-
-
Правила ношения: навешивается под фелонь через плечо, причём палица носится справа, а набедренник — слева.
-
Крест с украшениями
. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения палицей. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати лет.
-
-
Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.
-
Сан протоиерея
.
Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста с украшениями. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати пяти лет (иеромонахи и священноиноки не награждаются).
-
Служение Божественной литургии с отверстыми
Царскими вратами
до
Херувимской песни
. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея (не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения наперсного креста с украшениями для иеромонахов и священноиноков).
-
Служение Божественной литургии с отверстыми
Царскими вратами
до «
Отче наш
»
. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…»
-
-
Примечание: по Указу Святейшего Патриарха, в храме может быть благословлено совершение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…». В кафедральных соборах всех епархий благословляется совершение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…».
-
Митра
(для протоиереев),
сан
архимандрита
(для монашествующих). Награждение производится указом Святейшего Патриарха за особые заслуги, но не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…». Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее сорока лет. Срок может быть сокращён в связи с назначением настоятелем кафедрального собора или наместником монастыря, священноархимандритом которого является епархиальный архиерей.
-
-
Правила ношения: во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных богослужебным уставом).
-
Примечание: При возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра.
-
Право ношения второго наперсного
креста с украшениями
. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения митры. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятидесяти лет.
-
Патриарший наперсный крест
. Награждение производится в исключительных случаях во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви по инициативе и решению Святейшего Патриарха, независимо от продолжительности служения и предшествующих наград.
-
-
Правила ношения: клирик, удостоенный права ношения Патриаршего наперсного креста, может носить его вместе с крестом с украшениями. Клирики, награждённые правом ношения Патриаршего наперсного креста и рукоположённые в сан епископа, могут носить данный крест во время богослужений вместо креста с украшениями.
-
Сан
протопресвитера
. Награждение производится в исключительных случаях, во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, независимо от продолжительности служения и предшествующих наград.
Награды для диаконов
-
Двойной
орарь
. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через пять лет после хиротонии награждаемого.
-
-
Правила ношения: на левом плече, поверх стихаря; передний конец ораря спускается с левого плеча под правую руку, затем орарём опоясывается спина, а затем он спускается вниз через левое плечо.
-
Камилавка
фиолетового цвета. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения двойного ораря (иеродиаконы не награждаются). Продолжительность служения в священном сане должна составлять не менее пятнадцати лет. Исключением могут быть случаи особого ходатайства епархиального архиерея перед Святейшим Патриархом о награждении старших диаконов кафедральных соборов и особо значимых обителей.
-
-
Правила ношения: Камилавка должна быть фиолетового цвета. Надевается во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных богослужебным уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий. Протодиакон, награждённый правом ношения камилавки, может носить скуфью фиолетового цвета (право ношения чёрной скуфьи принадлежит каждому клирику со дня его хиротонии).
-
Примечание: Право ношения чёрной камилавки во время богослужения принадлежит каждому иеродиакону со дня его хиротонии.
-
Сан
протодиакона
. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения камилавки. Продолжительность служения в священном сане должна составлять не менее двадцати лет (монашествующие клирики не награждаются). Исключением могут быть случаи особого ходатайства епархиального архиерея перед Святейшим Патриархом о награждении старших диаконов кафедральных соборов и особо значимых обителей.
-
Сан
архидиакона
. Награждение производится по инициативе Святейшего Патриарха независимо от продолжительности служения и предшествующих наград. Данной награды могут быть удостоены старшие протодиаконы Патриарших кафедральных соборов, старшие иеродиаконы в Лаврах, а также в особо значимых мужских ставропигиальных монастырях.
Награды настоятельниц и насельниц женских монастырей
-
Монахини, назначенные Священным Синодом настоятельницами монастырей, возводятся в сан игумении со вручением посоха и возложением наперсного креста золотого цвета. В случае оставления ими должности они сохраняют сан игумении и право ношения наперсного креста золотого цвета, но лишаются права использования посоха.
-
Во внимание к продолжительным трудам на благо Святой Церкви в должности настоятельницы, указом Святейшего Патриарха игуменья монастыря может быть удостоена права ношения наперсного креста с украшениями, которое сохраняется пожизненно.
-
За особые заслуги в трудах на благо Святой Церкви указом Святейшего Патриарха монахиня какого-либо монастыря, а также настоятельница архиерейского подворья может быть удостоена права ношения наперсного креста золотого цвета, которое сохраняется пожизненно.
-
В исключительных случаях, по инициативе и указом Святейшего Патриарха, независимо от выслуги лет и предшествующих наград, игумении могут быть удостоены права ношения Патриаршего наперсного креста. При этом Патриарший наперсный крест носится в качестве второго креста.
Об игуменском звании
Чин поставления в игумена, предусмотренный в архиерейском чиновнике, совершается над лицами, назначенными Священным Синодом настоятелями или наместниками монастырей, даже в тех случаях, когда таковыми являются архиереи или архимандриты. При этом игумену вручается посох. Игумен занимает первое место среди пресвитеров при совершении богослужений во вверенной ему обители в период его настоятельства. В случае оставления должности звание игумена сохраняется в память о понесённых трудах.
Правила использования жезла и посоха
-
Жезл служит знаком власти над подчинёнными и законного управления ими. Разновидностью жезла, используемого вне богослужения, является посох. Только Святейший Патриарх использует жезл без сулка за богослужением и входит с ним в алтарь через царские врата. То же право имеет Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви.
-
При посещении Святейшим Патриархом епархий Русской Православной Церкви епархиальный архиерей данной епархии имеет право использовать жезл и посох в присутствии Святейшего Патриарха. Во всех других случаях архиереи Русской Православной Церкви не используют жезл и посох в присутствии Святейшего Патриарха.
-
При соборном архиерейском служении вне Патриаршей епархии или ставропигиальной обители жезл используют первенствующий иерарх и епархиальный архиерей. Вне богослужения каждый архиерей может использовать посох.
-
Викарные архиереи не используют жезл при сослужении епархиальному архиерею и посох в его присутствии.
-
Настоятели (наместники) и настоятельницы монастырей имеют право использовать деревянный игуменский посох без креста и украшений по должности, в пределах своей обители. В случае оставления должности настоятель (наместник) или настоятельница не имеет права использовать игуменский посох.
-
Во время архиерейского богослужения сослужащие настоятели (наместники) не имеют права использовать игуменский посох. В присутствии молящегося в храме, но не совершающего богослужение Патриарха, а также епархиального архиерея данной обители, настоятель (наместник) не имеет права использовать игуменский посох при совершении богослужения. В присутствии молящегося в храме, но не совершающего богослужение иного архиерея настоятель (наместник) может использовать игуменский посох при совершении богослужения. В присутствии архиерея вне богослужения настоятели (наместники) и настоятельницы монастырей не имеют права использовать посох.
Право награждения
Награждение архиереев производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (в пределах УПЦ — блаженнейшего митрополита Киевского и Всея Украины).
Решение о награждении набедренником, камилавкой и наперсным крестом находится в компетенции епархиальных архиереев.
По всем остальным наградам епархиальные архиереи подают ходатайства о награждении достойных клириков и настоятельниц женских монастырей Святейшему Патриарху (в пределах УПЦ — блаженнейшему митрополиту Киевскому и Всея Украины).
См. также
Примечания
-
(неопр.)
. Дата обращения: 3 августа 2021.
3 августа 2021 года.
Ссылки
-
Положение о наградах 2004 года
-
Положение о наградах 2008 года
-
Положение о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви (2011)]
-
Положение о наградах Русской Православной Церкви 2013 г.
-
Положение о наградах 2017 г.
Литература
-
Балязин В. Н., Дуров В. А., Казакевич А. Н. Самые знаменитые награды России. — М.:Вече, 2000—416 с
ISBN 5-7838-0684-6