Interested Article - Михаил (Чуб)

Архиепи́скоп Михаи́л (в миру Михаи́л Андре́евич Чуб ; 18 февраля ( 2 марта ) 1912 , Царское Село 25 апреля 1985 , Тамбов ) — епископ Русской православной церкви ; с сентября 1974 года архиепископ Тамбовский и Мичуринский.

Биография

Родился в семье диакона Андрея Трофимовича Чуба, служившего в храме в честь Божией Матери «Всех скорбящих Радость» , в Царском Селе (впоследствии был рукоположён в иерея к выделенному в отдельный приход нижнему Константино-Еленинскому храму , в котором прослужил около 20 лет).

С детства посещал храм, в котором служил его отец. У него рано появилась любовь к молитве (с детства он наизусть знал акафист Божией Матери), к уединению, к чтению святоотеческих творений, которые стали постоянными спутниками его жизни.

Окончил первую трудовую школу Детского (бывшего Царского) Села . С 1930 учился в заочном гидрометеорологическом институте, а затем в заочном институте иностранных языков , который окончил в 1940 году . В совершенстве владел французским, немецким и английским, знал другие европейские языки, а также древнееврейский.

Преподавал иностранные язык в различных учебных заведениях. В том числе во время Великой Отечественной войны — в танковом училище в городе Рыбинске .

В 1947 году поступил в открытую годом ранее Ленинградскую духовную академию ; окончил курс в 1950 году со степенью кандидата богословия (тема работы: «Св. Мефодий Олимпский. Его жизнь, творения и богословие»). Большое влияние во время учёбы на него оказал профессор А. И. Сагарда .

С 1950 года преподаватель общей церковной истории в Ленинградской духовной академии . Впоследствии он преподавал различные предметы, в том числе читал лекции по истории древней церкви и патрологии.

11 июня 1950 года епископ Лужским Симеоном (Бычковым) рукоположён в сан диакона целибатом. 12 июня того же года рукоположён тем же епископом во пресвитера к академическому храму во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

4 декабря 1953 года пострижен в монашество с тем же именем, только теперь в честь Архистратига Михаила и возведён в сан архимандрита .

Архиерейское служение

13 декабря 1953 года хиротонисан во епископа Лужского , викария Ленинградской епархии . Ему было поручено управление Патриаршими приходами в Финляндии .

Будучи епископом Лужским, много сделал для престарелых старцев Валаамского монастыря . За проявленную заботу старцы в знак благодарности преподнесли ему образ преподобного Серафима Саровского, написанный на части камня, освященного тысячедневной молитвой Преподобного.

11 ноября 1954 года освобождён от управления приходами в Финляндии и назначен епископом Старорусским , викарием Ленинградской епархии.

1 февраля 1955 года освобождён от преподавания в академии и назначен епископом Вяземским с временным управлением Смоленской епархией.

С 5 апреля 1955 года — епископ Смоленский и Дорогобужский .

С 15 августа 1957 года — епископ Берлинский и Германский и управляющий Смоленской епархией.

Во время празднования 40-летия восстановления Патриаршества в РПЦ, 13 мая 1958 года , выступил с докладом на торжественном акте а Московской духовной академии, в котором свидетельствовал, что «устроение церковных дел» в СССР происходит «в обстановке ничем не ограничиваемой свободы совести».

С 5 марта 1959 года — епископ Ижевский и Удмуртский . В марте 1961 года патриарх Алексий I поставил ему ультиматум: «назначение его на другую епархию может быть лишь в том случае, если он решительно удалит следующую за ним по пятам особу, присутствие которой его компрометирует» .

С 29 марта 1961 года временно управлял Тамбовской епархией , с 8 августа 1961 — епископ Тамбовский и Мичуринский.

В июне 1961 был командирован в Симферополь совершить погребение архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) .

С 16 ноября 1962 года — епископ Ставропольский и Бакинский .

25 февраля 1965 года возведён в сан архиепископа .

20 августа 1966 года ему было поручено временное управление Краснодарской епархией , а 8 октября того же года освобожден от временного управления данной епархией.

С 27 февраля 1968 года — архиепископ Воронежский и Липецкий .

В августе 1957 был назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии и оставался до 5 марта 1959 года. Был участником многих собеседований с представителями различных христианских конфессий.

С 11 октября 1972 года — архиепископ Вологодский и Великоустюжский .

По воспоминаниям протоиерея Георгия Иванова: «Этот владыка был добрый человек, молитвенник. Богослов — да. А руководитель он был совершенно беспомощный. Он был запуган этой советской системой. Папа — священник у него был умучен в лагерях. Владыка Михаил в 1953 году рукоположён в епископы, и всё жил под прицелом КГБ. Всякие статьи клеветнические тогда печатали. В Вологодской епархии числилось 17 церквей. Из 17-ти служили только в 12. Пять церквей на замках было! Нет священников. А он здесь за все время рукоположил только одного диакона Василия Глазова. И Вологодскую епархию после всех смятений, после всех запустений поговаривали сделать приписной к Ярославской или Архангельской. Так вот, ленинградский владыка Никодим (Ротов) сказал тогда: нельзя допустить, чтобы такая древняя кафедра утратила самостоятельность!»

В 1974 году удостоен степени магистра богословия диссертацию «Св. священномученик Мефодий и его богословие».

С 3 сентября 1974 года — архиепископ Тамбовский и Мичуринский .

Со времени основания сборника « Богословские труды » (1959) был бессменным членом его редакционной коллегии. Делом его жизни было исследование и богословское осмысление творений священномученика Мефодия Олимпского (Патарского). Его работы публиковались как в России, так и за границей в « Журнале Московской Патриархии » (ЖМП), в «Богословских трудах», «Голосе Православия», «Вестнике Русского Западно-Европейского Экзархата». Писал историко-агиографические работы, посвященные отечественным святым и подвижникам благочестия (свят. Тихону Задонскому , преп. Герману Аляскинскому , свят. Игнатию (Брянчанинову) , афонскому старцу Силуану . Талантливый проповедник.

Член Комиссии при Священном Синоде по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора (1963—1968). Руководил работами по I разделу «Вера и догмат».

В последний год жизни часто болел, но в летние месяцы в каждый воскресный день посещал городские и сельские приходы своей епархии. Несмотря на болезнь, служил в пасхальные дни 1985 года, доставив большую радость своим прихожанам. До последних дней жизни не оставлял своих научных занятий. После его кончины на письменном столе, рядом с одром почившего, были найдены выписки из Добротолюбия, сделанные, очевидно, незадолго до кончины.

Погребён на Петропавловском кладбище Тамбова.

Книжное собрание архиепископа Михаила, насчитывавшее свыше двух тысяч книг, после его кончины было перевезено из Тамбова в Данилов монастырь в Москве и легло в основу фонда Синодальной библиотеки Московского Патриархата .

Труды

статьи
  • Пребывание делегации Русской Православной Церкви в Болгарии // Журнал Московской Патриархии. 1953. — № 7. — С. 16-21.
  • Из Афонской старины (договор 1466 года между Рыльским монастырем и обителью св. Пантелеимона на Афоне) // Журнал Московской Патриархии. 1953. — № 9. — С. 31-35.
  • Аграфы в творениях св. священномученика Мефодия // Журнал Московской Патриархии. 1954. — № 6. — C. 43-50.
  • Патриаршая Покровская община в Хельсинки // Журнал Московской Патриархии. 1954. — № 11. — C. 41-47
  • Славный путь служения Церкви (к восьмидесятипятилетию Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория) // Журнал Московской Патриархии. 1955. № 3. — C. 21-28.
  • Еще раз о договоре 1466 года // Журнал Московской Патриархии. 1955. — № 4. — C. 64-67
  • «Kerygma und dogma». Zeitschrift fur Theologische und Kirchlichelehre. Heft I. 1955 // Журнал Московской Патриархии. 1955. — № 7. — C. 76-78.
  • Курт Аланд. «Церковная история в жизнеописаниях» (Часть I. Ранняя эпоха). Берлин, 1954, стр. 304 (Kurt Aland. «Kirchengeschichte in Lebensbildern». I Teil. Die Fruhzeit. Berlin, 1954) // Журнал Московской Патриархии. 1955. — № 12. — C. 71-73.
  • Памятники древнехристианской письменности // Журнал Московской Патриархии. 1955. — № 12. — C. 56-65.
  • Старец Силуан // Журнал Московской Патриархии. 1956. — № 1. — C. 48-59.
  • Из поучений старца Силуана // Журнал Московской Патриархии. 1956. — № 2. — С. 54-58; № 3. — С. 42-49.
  • Четвероевангелие 891 года // Журнал Московской Патриархии. 1956. — № 4. — С. 43-49.
  • Успенский кафедральный собор в Смоленске // Журнал Московской Патриархии. 1956. — № 7. — C. 28-33.
  • Делегация богословов Англиканской Церкви в Советском Союзе // Журнал Московской Патриархии. 1956. — № 9. — С. 24-33.
  • Знамение времени [о книге Г. И. Шульца «В это пасхальное время» (Гамбург, 1955, на нем. яз.)] // Журнал Московской Патриархии. 1956. — № 4. — С. 71-74.
  • Из истории взаимоотношений Русской и Англиканской Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1956. — № 10. — С. 38-43.
  • Поездка в Германскую Демократическую Республику // Журнал Московской Патриархии. 1956. — № 10. — С. 32-37.
  • К десятилетию открытий на берегах Мертвого моря // Журнал Московской Патриархии. 1957. — № 12. — С. 54-64.
  • Никольский храм и приход в Хельсинки (к 30-летию со дня основания) // Журнал Московской Патриархии. 1957. — № 3. — С. 34-36.
  • Пребывание в СССР делегации Финляндской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1957. — № 8. — С. 24-32.
  • Г-ну Геральду Геттингу — Берлин, ГДР [соболезнование в связи с кончиной д-ра Отто Нушке] // Журнал Московской Патриархии. 1958. — № 1. — C. 21.
  • Значение восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви (речь на торжественном акте в Московской духовной академии 13 мая 1958 года) // Журнал Московской Патриархии. 1958. — № 6. — С. 73-79.
  • Иоанн Креститель и община Кумрана // Журнал Московской Патриархии. 1958. — № 8. — С. 65-72.
  • Отношение Русской Православной Церкви к социально-политической жизни (доклад на встрече с представителями ВСЦ в Амстердаме) // Журнал Московской Патриархии. 1958. — № 9. — С. 34-35.
  • Плащаница Смоленского Успенского собора // Журнал Московской Патриархии. 1958. — № 4. — С. 44-50.
  • Предисловие к извлечению из славянского сборника творений св. священномученика Мефодия // Богословские труды. 1961. — № 2. — С. 145—151.
  • Слово на праздник Вознесения Господня // Журнал Московской Патриархии. 1962. — № 5. — С. 8-10.
  • Слово перед Плащаницей // Журнал Московской Патриархии. 1963. — № 3. — С. 16-18.
  • Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице [О любви и милосердии к ближнему] // Журнал Московской Патриархии. 1963. — № 11. — С. 27-29.
  • Предисловие к диалогу св. священномученика Мефодия «О свободе воли» // Богословские труды. 1964. — № 3. — С. 187—191.
  • Дополнительные сведения о результатах находок в Кумране // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1964. — № 48. — С. 234—251.
  • Симеон Новый Богослов. Огласительные слова // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1964. — № 48. — C. 258—262.
  • «Конституция о Церкви» // Журнал Московской Патриархии. 1966. № 5. — С. 65-77; № 6. — С. 71-79.
  • Епископ Игнатий (Брянчанинов) // Журнал Московской Патриархии. 1967. № 5. — С. 75-77; № 6. — С. 58-73.
  • Доклад на III Всехристианском Мирном Конгрессе (Прага, 31 марта 1968 года) // Журнал Московской Патриархии. 1968. — № 5. — С. 35-46.
  • Христологические проблемы в западном богословии (о сб. статей «Исторический Иисус и проповедуемый Христос». Берлин, 1960) // Богословские труды. 1969. — № 4. — С. 281—288
  • Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице [О искушающем законнике, о чистоте сердца] // Журнал Московской Патриархии. 1969. — № 12. — С. 32-35.
  • Преподобный Герман Аляскинский, чудотворец // Журнал Московской Патриархии. 1970. — № 11. — С. 60-72.
  • Проповеди архиепископа Луки (Симферопольского и Крымского) // Журнал Московской Патриархии. 1971. — № 6. — С. 69-75.
  • Учение святителя Тихона Задонского о истинном христианстве // Журнал Московской Патриархии. 1971. — № 10. — С. 60-75.
  • Св. священномученик Мефодий и его богословие // Богословские труды. 1973. № 10. — С. 7-58; № 11. — C. 5-54.
  • Духовность Православия в выдающихся его представителях // Богословские труды. 1973. — № 10. — С. 117—120.
  • «Пир десяти дев» священномученика Мефодия // Журнал Московской Патриархии. 1974. — № 9. — С. 67-78.
  • К вопросу об источниках богословия св. священномученика Мефодия. Священное Писание в творениях св. Мефодия // Богословские труды. 1975. — № 13. — С. 172—180.
  • Предание Церкви в богословии св. Мефодия // Богословские труды. 1975. — № 14. — С. 126—133.
  • Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия // Богословские труды. 1975. — № 14. — С. 134—143.
переводы
  • Мефодий Патарский, священномученик. Молитва (из сочинения «О воскресении») / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. 1961. — № 2. — С. 152—153.
  • Мефодий Патарский, священномученик. О жизни и о разумной деятельности (слово второе «О житии и деянии разумъне») / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. 1961. — № 2. — С. 154—159.
  • Мефодий Патарский, священномученик. О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники (о разлучении яди и о юници менимеи в левитице еяже пепеломь грешнии кропяхуся) / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. 1961. — № 2. — С. 160—172.
  • Мефодий Патарский, священномученик. К [С]истелию о проказе (к Истелию о прокажении) / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. 1961. — № 2. — С. 173—183.
  • Мефодий Патарский, священномученик. О пиявице, о которой говорится в книге Притчей, и о (словах) «Небеса проповедуют славу Божию» (О пиявици сущии в притчах и о Небеса исповедают славу Божию") / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. 1961. — № 2. — С. 184—205.
  • Мефодий Патарский, священномученик. О свободе воли / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. 1964. — № 3. — С. 192—208.

Награды

Примечания

  1. № 204. Алексий I — В. А. Куроедову. 11 марта 1961 г. // . — М. : РОССПЭН, 2010. 29 января 2019 года.
  2. от 25 ноября 2020 на Wayback Machine / Г. Иванов // Благовестник. — 2008. — № 4-6.
  3. . Дата обращения: 11 июня 2006. 16 июля 2006 года.
  4. . Дата обращения: 11 февраля 2015. 15 июня 2011 года.

Литература

  • Кученкова В. А. Житие архиереев тамбовских. — Тамбов : Компьютер. центр, 1998. — С. 65-67. — 77 с.
  • Чеботарев С. А. Тамбовская епархия 40-60 гг. XX в. — Тамбов, 2004. — С. 240—241, 337—341, 349
  • Зонов О., протодиак. Хрущевские гонения в Удмуртии // Вестник ПСТГУ. Сер. 2. История. История РПЦ. 2003. — Вып. 2(5). — С. 54-68
  • Сафонов Д. В. // Альфа и Омега. — 2006. — № 1. — С. 185—195
  • Уваров С., диакон Участие епископа Михаила (Чуба) во внешних церковных связях Русской Православной Церкви в 1950—1960-е годы // Церковь и время: научно-богословский и церковно-общественный журнал. 2017. — № 1 (78) — С. 196—224
  • Уваров С., диакон // Угрешский сборник. Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. 2017. — № 7. — С. 328—334
  • Шкаровский М. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2017. — Т. XLV : « Мерри Дель Валь — Михаил Парехели». — С. 663-666. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-052-3 .

Ссылки

  • на сайте «Русское православие»
  • на сайте Воронежской епархии

Галерея

Источник —

Same as Михаил (Чуб)