Interested Article - Рожа, Миклош

Миклош Рожа ( венг. Rózsa Miklós , англ. Miklos Rozsa ; 18 апреля 1907 , Будапешт 27 июля 1995 , Лос-Анджелес ) — венгерско - американский композитор, известный как академическими сочинениями, так и киномузыкой.

Биография

С пятилетнего возраста играл на скрипке, подаренной дядей-скрипачом, в дальнейшем освоил также фортепиано и альт. В 1925 году покинул Венгрию, поступив в Лейпцигский университет , однако вскоре перевёлся в Лейпцигскую консерваторию , где изучал композицию у Германа Грабнера . Занимался также хоровой музыкой под руководством , органиста Церкви Святого Фомы , затем некоторое время был его ассистентом. Окончив консерваторию в 1929 году, он некоторое время оставался ассистентом Грабнера и опубликовал два первых сочинения, струнное трио Op. 1 и фортепианный квинтет Op. 2.

В 1931 году по предложению Марселя Дюпре перебрался во Францию . Несмотря на определённые успехи некоторых его новых сочинений (особенно написанного для оркестра Op. 13 Тема, вариации и финал), ради того, чтобы обеспечить себя материально, композитор был вынужден писать лёгкую музыку для невзыскательной аудитории, используя для неё псевдоним Ник Томе ( фр. Nic Tomay ), — согласно позднейшим воспоминаниям Рожи, это был именно тот тип развлекательной музыки, который он так ненавидел до этого, однако ему пришлось утешаться тем, что даже Рихард Вагнер , оказавшись в Париже столетием раньше, не брезговал для заработка заниматься фортепианными переложениями опер Гаэтано Доницетти .

В 1935 году Рожа покинул Париж ради Великобритании . Двумя годами позже началась его многолетняя карьера кинокомпозитора: в 1937 году он почти одновременно написал музыку к исторической драме Жака Фейдера « » и фильму « ». На протяжении нескольких лет он работал для продюсерской компании Александра Корды London Films — в частности, над лентой « Четыре пера ». В Англии началась и работа Рожи над музыкой к « Багдадскому вору », однако с началом Второй мировой войны съёмки были перенесены в США, куда композитор и последовал за Кордой в 1940 году . В 1946 г. Рожа получил американское гражданство.

После успеха «Багдадского вора» (1940) Рожа написал музыку ко множеству голливудских фильмов (общим числом свыше сотни). За музыку к фильмам « Заворожённый » (1945), « Двойная жизнь » (1947) и « Бен-Гур » (1959) удостоился премий « Оскар ». Другие выдающиеся киноленты, где звучит музыка Рожи, — « Двойная страховка », « Потерянный уикэнд », « Убийцы », « Асфальтовые джунгли », « Леди Гамильтон », « Эль Сид », « Провидение ».

В то же время на протяжении всей жизни Рожа продолжал писать и академическую музыку — особой известностью пользуются его концерт для скрипки с оркестром (1954, написан для Яши Хейфеца ) и концерт для виолончели с оркестром (1968, написан для Яноша Штаркера ).

Примечания

  1. Miklós Rózsa. Double Life. — New York: Wynwood Press, 1982. — P. 53-54.

Литература

  • // (англ.) / Completely Revised by Nicolas Slonimsky . — Fifth Edition. — New York: G. Schirmer Inc. , 1958. — P. 1382.

Ссылки

Источник —

Same as Рожа, Миклош