Interested Article - Ваксман, Франц

Франц Ваксман ( англ. Franz Waxman , орфография фамилии при рождении – нем. Wachsmann ; 24 декабря 1906 года 24 февраля 1967 года ) — американский композитор . Известен как автор музыки к голливудским фильмам , в том числе « Невеста Франкенштейна », « Ребекка », « Сансет-Бульвар », « Место под солнцем », « Сталаг-17 », « Окно во двор », « Пейтон-Плейс », « История монахини » и « Тарас Бульба» . Удостоен премии « Оскар » за музыку к фильмам «Сансет-бульвар» и «Место под солнцем». За фильм «Тарас Бульба» удостоен премии « Золотой глобус ».

Им были сочинены музыкальные произведения, к числу которых относятся «Оратория Джошуа» (1959) и «Песня Терезина» (1965). В основе этих произведений лежит поэзия, написанная детьми в концентрационном лагере Терезиенштадт во время Второй мировой войны .

В 1947 году Ваксман стал основоположником музыкального фестиваля в Лос-Анджелесе. При участии его коллег-композиторов Западного побережья он представил несколько премьер .

Биография

Ранняя жизнь (1906—1934)

Родился в городе Кёнигсхютте ( Силезия ), в прусской провинции Германской империи (ныне Польша ), в еврейской семье . В возрасте трёх лет получил серьезную травму: ему обожгло глаза кипящей водой, что навсегда испортило его зрение.

В шестнадцать лет поступил в Дрезденскую музыкальную академию , где изучал композицию и дирижирование . Жил на деньги, которые он зарабатывал, играя популярную музыку. Благодаря этим заработкам он смог закончить учёбу .

Работая пианистом с танцевальной группой Weintraub Syncopators ( ), познакомился с Фридрихом Холландером , который и представил Ваксмана выдающемуся дирижеру Бруно Вальтеру .

Работая как музыкант в немецкой киноиндустрии, исполнил музыкальную партитуру в фильме « Голубой ангел » (1930). Его первая драматическая музыкальная композиция прозвучала в фильме « » (1934). В том же году подвергся жестокому избиению нацистскими сторонниками в Берлине , что заставило его покинуть Германию и переехать с женой в Париж , а вскоре после этого — в Голливуд .

Киномузыка и музыкальный фестиваль в Лос-Анджелесе (1935—1949)

В Голливуде Ваксман познакомился с Джеймсом Уэйлом , который был очень впечатлён музыкой Ваксмана в фильме «Лилиома». Ошеломительный успех написанной им музыки для фильма « Невеста Франкенштейна » (1935) привёл к назначению молодого композитора на должность музыкального руководителя Universal Studios .

Ваксмана, однако, больше интересовало сочинение музыки, а не музыкального сопровождения для кино, и в 1936 году он ушёл из Universal в Metro-Goldwyn-Mayer , где работал композитором .

В течение следующих нескольких лет Ваксманом были написаны музыкальные сопровождения для ряда кинокартин , однако известность к нему пришла за музыку к фильму « Ребекка » (1940) кинорежиссера Альфреда Хичкока . Ваксмана неоднократно приглашали к работе над фильмами ужасов или в приключенческих картинах, но всё же именно «Ребекка» для Ваксмана стала кульминацией жанрового кино . Ребекка была первым голливудским фильмом Хичкока в рамках его контракта с Дэвидом О. Селзником , симфоническое музыкальное сопровождение в которых впервые было поручено Ваксману .

Селзник финансировал фильм «Ребекка» в то же время, когда проходили съёмки и « Унесённых ветром ». Как выразился Джек Салливан, музыкальное сопровождение Ваксмана к фильму «Ребекка» — мистическое, неземное — буквально погружает в глубины подсознания .

В 1943 году Ваксман покинул MGM и перешёл работать в Warner Bros . Здесь он работал вместе с такими великими композиторами кино, как Макс Стайнер и Эрих Вольфганг Корнгольд . В течение этого периода им была написана музыка к фильмам « Мистер Скеффингтон » (1944) и « Цель — Бирма » (1945) . Музыкальное сопровождение к кульминационной сцене фильма «Цель — Бирма» получилось в форме фуги , впоследствии этот приём стал одной из визитных карточек Ваксмана — например, таких картин, как «Дух Сент-Луиса» (1957) и « Тарас Бульба » (1962) .

В 1947 году Ваксман основал музыкальный фестиваль в Лос-Анджелесе , в котором до конца своих дней он был и дирижёром , и музыкальным директором . По словам Тони Томаса, цель Ваксмана при создании этого фестиваля была в том, чтобы привить процветающему городу «европейские культурные стандарты» .

Помимо исполнения произведений великих мастеров ( Стравинского , например), он также сотрудничал со своими коллегами, такими как Миклош Рожа , дирижируя в скрипичных концертах .

Музыкальное сопровождение в послевоенное время (1947—1959)

Сотрудничество с Warner Brothers продлилось недолго, уже к 1947 году Ваксман покинул Warner Brothers. Став независимым кинокомпозитором , он работал только с тем, что было интересно ему, с большим желанием, нежели в студии .

Музыкальное сопровождение, написанное Ваксманом к фильму « Извините, ошиблись номером » (1948), благодаря использованию в нем пассакалии , было оценено очень высоко. Здесь Ваксманом искусно были использованы нетипичные музыкальные формы в фильме . Ранее Ваксман использовал классические формы: кульминационная «творческая» реплика из « Невесты Франкенштейна » (1935) (как утверждает Кристофер Палмер) «на самом деле является действием одной ноты» .

Первую премию Оскар , Ваксман получил за работу в фильме « Бульвар Сансет » (1950). Музыкальное сопровождение было динамичное и мощное, с использованием различных технических методов, что подчеркнуло безумие Нормы Десмонд. Были использованы низкие пульсирующие ноты (впервые прозвучавшие в «Невесте Франкенштейна») и частые трели. Согласно словам Мервина Кука, опера « Саломея » Рихарда Штрауса вдохновила Ваксмана написать те дикие трели, которые слышны во время безумного финального выступления Десмонд .

Вторую премию «Оскар», Ваксман получил за фильм « Место на солнцем » (1951). Начало 1950-х годов, было ознаменовано присуждением в кинематографе . Эта декада стала для Ваксмана тем временем, когда он начал писать серьезные музыкальные работы для концертов. Симфониетта для струнного оркестра и литавры прозвучала в 1955 году. В 1959 году, Ваксманом была завершена оратория «Иисус Навин» , сочиненная в память о покойной супруге. Активное влияние иврита и широкое использование образов, ярко продемонстрировало композиторские способности Ваксмана

Более поздняя жизнь (1960—1967)

В последние годы жизни Ваксмана, его карьера композитора стремительно развивалась. Кристофер Палмер пишет :

На момент своей смерти в 1967 году Ваксман был в расцвете сил

.

В 1960-х годах, работы Ваксмана, были, пожалуй, более сдержанными, чем в предыдущие, несмотря на это, в 1962 году он написал музыку к фильму «Тарас Бульба». В 1966 году Ваксман работал над несколькими телевизионными шоу, в том числе над телесериалом « Дымок из ствола ». В основу оратории «Песнь Терезина» (1965), легли стихи, написанные детьми в Терезинском гетто .

Возможно, причиной такой глубокой духовной связи Ваксмана с этой темой, стало то, что на улицах Берлина , в 1934 году, он сам столкнулся с нацизмом , но какой бы ни была причина глубокой приверженности Ваксмана этой теме, «Песнь Терезина» стала образцовым произведением жизни композитора . Музыкальное произведение написано для смешанного, детского хора, солистов сопрано и оркестра.

В феврале 1967 года , спустя два месяца после его шестидесятилетия, Ваксман умер от рака . Так и завершилась его карьера .

В наследие им было оставлено более 150 фильмов и множество коллекционных концертных работ.

Наследие

Записи некоторых музыкальных произведений Ваксмана продавались на пластинках и компактных дисках . Чарльз Герхардт и Национальный филармонический оркестр сыграли основные моменты из различных партитур Ваксмана для RCA Records в начале 1970-х годов, в которых использовали звуковоспроизведения Dolby . Музыка для «Тараса Бульбы» была записана Пражским Филармоническим Оркестром.

По мнению американского института кинематографии , музыкальное сопровождение Ваксмана в фильме «Бульвар Сансет» заняло 16 место в списке « лучшая музыка в американских фильмах за 100 лет ». За музыкальное сопровождение номинантами стали следующие фильмы:

Фильмография

Избранные концертные произведения

  • «Фантазия на темы из оперы „ Кармен “» (1946) для скрипки с оркестром
  • «Фантазия на темы из оперы „ Тристан и Изольда “» для скрипки, фортепиано и оркестра
  • «Четыре сцены из детства» (1948) для скрипки и фортепиано (написано для Яши Хейфеца по случаю рождения его сына Джея)
  • «Auld Lang Syne Variations» (1947) для скрипки и камерного ансамбля. Варианты: «Eine kleine Nichtmusik», «Moonlight Concerto», «Chaconne is son gout» и «Hommage to Shostakofiev»
  • "Песнь Терезина (1964—1965), основанная на стихах детей концентрационного лагеря Терезиенштадт
  • «Иисус Навин» (1959), оратория

Примечания

  1. Кристофер Фрэнсис Палмер. «Франц Ваксман», часть 4 в Композитор в Голливуде . Нью — Йорк: Марион Бояре, 1990, 96.
  2. Palmer, 96.
  3. от 2 июля 2018 на Wayback Machine Би-Би-Си Промс отдает дань уважения золотому веку Голливуда, Тим Роби смотрит на композиторов, которые пересмотрели партитуру фильма» Тим Роби 24 Августа 2013
  4. Тони Томас. «Франц Ваксман» ч. 4 в «Оценка фильма: искусство и ремесло киноигры». Бербанк, Калифорния: Ривервуд Пресс, 1991, 35.
  5. Томас, 35.
  6. Томас, 36.
  7. Palmer, 102.
  8. Джек Салливан. Музыка Хичкока ч. 5, «Ребекка: Музыка, воскрешающая мертвых.» Нью-Хейвен, Коннектикут: Пресс-центр Йельского университета, 2006, 60.
  9. Sullivan, 59.
  10. Cooke, 100.
  11. Palmer, 95.
  12. Palmer, 35.
  13. Cooke, Mervyn. A History of Film Music . Cambridge, NY: Cambridge University Press, 2008, 99.
  14. Palmer, 101.
  15. Cooke, 101.
  16. Томас, 37.
  17. Palmer, 97.
  18. . Дата обращения: 15 ноября 2018. Архивировано из 14 ноября 2018 года.

Литература

  • // (англ.) / Completely Revised by Nicolas Slonimsky . — Fifth Edition. — New York: G. Schirmer Inc. , 1958. — P. .

Ссылки

  • (биографический очерк, полная фильмография и дискография, список изданных сочинений и др.)
  • от 11 марта 2007 на Wayback Machine (краткая биография и фильмография)
  • от 13 августа 2006 на Wayback Machine
  • (нем.)
  • Сиракузского университета (каталожное описание без оцифровки артефактов)
Источник —

Same as Ваксман, Франц