Interested Article - Дьяков, Василий Николаевич

Василий Николаевич Дьяков (род. 21 июня 1935 , Чистовский сельсовет , Челябинская область ) — советский и российский художник , скульптор , график , поэт . Член Союза художников России (1982) .

Биография

Василий Николаевич Дьяков родился 21 июня 1935 года в деревне Тихоновке Чистовского сельсовета Щучанского района Челябинской области . Решением Курганского облисполкома № 106 от 23 марта 1964 года деревня Тихоновка, посёлок Подсобного хозяйства и посёлок Курорт «Озеро Горькое» объединены в посёлок Курорт «Озеро Горькое». Ныне посёлок Курорт Озеро входит в Щучанский муниципальный округ Курганской области . Мать происходила из крестьян- староверов .

Спасаясь от раскулачивания в 1938 году, семья перебралась сначала в город Карабаш Челябинской области, где отец устроился на золотые прииски; но вскоре переехали в посёлок Тургояк ; а потом в город Чебаркуль той же области. Мать, Татьяна Григорьевна, занималась подёнными работами; отец, Николай Филиппович, работал столяром-краснодеревщиком. Отца мобилизовали в первые дни войны, в 1944 году он «пал смертью храбрых за освобождение Нарвы» . После войны семья вернулась в Тихоновку, где Василий окончил 1-й класс школы.

В 1946 году семья вернулась в Чебаркуль. В школьные годы занимался в кружке рисования у Якова Дмитриевича Мохирева. В 1953 году окончил 7 классов, ездил в Пензу , но из-за болезни пропустил вступительные экзамены в художественное училище и вернулся в Чебаркуль.

В 1954—1959 годах обучался на живописно-педагогическом отделении Пензенского художественного училища имени К. А. Савицкого . Композицию его курсу преподавал Илларион Александрович Каштанов, живопись — Василий Иванович Худяков, рисунок — Георгий Панков .

В 1965−1968 годах вёл кружок рисования в Чебаркульской средней школе № 10, в которой раньше сам учился, а потом работал в ней же учителем рисования и черчения. Подрабатывал художником-оформителем в городской художественной мастерской.

С 1965 года участвует в коллективных областных, региональных и зональных художественных выставках.

В 1968 году создал студию изобразительного искусства при клубе им. А. М. Горького Чебаркульского металлургического завода, которой руководил 24 года. Коллектив студии неоднократно награждался дипломами I и II степени за участие в областных художественных выставках детского творчества. В 1973 году студии было присвоено звание «Народного коллектива» за «эстетическое воспитание молодѐжи и пропаганду изобразительного искусства». Многие ученики Василия Дьякова стали профессиональными художниками. В 1968—1983 годах был членом Чебаркульского городского художественного совета по наглядной агитации.

В 1982 году принят в члены Союза художников СССР , после распада СССР стал членом Союза художников России .

В 1986 году в Челябинске состоялась первая персональная выставка художника, которую обком партии попытался запретить. Когда при поддержке искусствоведов и коллег по цеху она все же открылась, городские власти запретили её рекламу, и намеренно задержали выпуск каталогов.

С 2013 года художник живет и работает в Санкт-Петербурге .

Творчество

В 1957 году на выставке искусства социалистических стран в московском Манеже Дьяков впервые столкнулся с абстрактными работами польских художников и румына Корнелиу Баба . Встреча с незнакомым искусством оказала влияние на все его дальнейшее творчество.

Вернувшись после училища в Чебаркуль, познакомился с магнитогорским художником-формалистом Виктором Николаевичем Антоновым, вместе с которым изучал новые течения западного модернизма. Как вспоминал Дьяков: «Было понятно, что государство не одобряло такое искусство, но атмосфера была уже другая, новое уже подкатывало, и мы неслись на этих волнах» .

В начале 1960-х познакомился с челябинским скульптором Виктором Петровичем Бокаревым , последователем Эрнста Иосифовича Неизвестного . Встреча послужила толчком начала работы Дьякова в скульптуре. Он вырубил из природного уральского гранита серию нео-примитивистких работ, ставших одним из пиков его творчества.

Оставив из-за проблем со здоровьем скульптуру, Дьяков переключился на графические техники — пастель, акварель, карандаш и создал во второй половине 1960-х ряд новаторских абстрактных работ «Мужской портрет» (1964), «Акробатка» (1965), «Женская фигура» (1965), «Скрипач» (1965). В этот же период он пробует новые материалы — его известная работа «Знакомая девушка» (1968) написана на грубой доске. Стиль Дьяковских работ резко противоречит господствующему соцреализму и на многие годы определяет его «отшельническую» творческую судьбу. Практически всю свою жизнь он прожил на берегу озера Чебаркуль и сравнивал себя с камнем, «омываемым жизнью и наблюдающим за ее течением».

В 1970-е годы он создал серию уральских пейзажей, лаконичных по цвету и композиции.

В 1980-е годы его излюбленными мотивами стали деревенский пейзаж, интерьер с фигурами людей («Осенние работы», «Последние дни осени» из серии «Осень в деревне». «В сумерках» из серии «Поэма о лошади», «Кувшин», «Путник» из серии «Андрей Рублев»).

В 1990-е годы, когда поколение шестидесятников испытало еще один шок смены власти, художник почти два года искал себя. До этого привыкший работать ежедневно, они почти два года не брал в руки кисть. Со второй половины 1990-х Дьяков обратился к религиозным мотивам, используя в графике известные христианские сюжеты («Женщины и рыбы. Трапеза», «За столом», «Ловля рыбы», серия «Золотые женщины», «Реквием»).

В 2000-е годы степень обобщения форм видимой реальности в произведениях В. Дьякова достигает предельных границ и выводит художника в беспредметные композиции — появляются циклы: «Абстракции», «Форма», «Серое на сером и немного черного», «Пространство и плоскость».

Признание

Работы Василия Дьякова находятся в:

Выставки

За последнее десятилетие прошли несколько знаковых персональных выставок Василия Дьякова.

2015 год — персональная выставка «И душа с душою говорит» в Курганском областном художественном музее, приуроченная к 80-летию мастера. После нее Дьяков подарил больше 200 листов акварельных и пастельных рисунков в разных техниках .

2017 год — персональная выставка «Равновесие» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX—XXI веков — это была первая выставка художника в городе на Неве. В экспозицию вошли более пятидесяти произведений живописи, графики и скульптуры, созданных в период с 1965 по 2017 год.

2018 год — выставка «Камень у воды» в зале Культурно-выставочного центра Русского музея в Мурманске. На ней были представлены картины, написанные в XXI веке .

2020 год — выставка «Ностальгия по пейзажу» в Курганском областном художественном музее. На ней зрители могли познакомиться со знаковыми работами, близкими по духу и стилистике древнерусскому искусству, которые мастер создал в 1980—2000-х годах .

Поэзия

С начала 1960-х Василий Дьяков постоянно пробует себя в поэтическом жанре. У него вышли 2 сборника стихов.

  • Дьяков В.Н. С высоты синевы. — Челябинск: Околица, 1995. — 69 с. — 5000 экз. ISBN 5-87527-023-3 .
  • Дьяков В.Н. Камень у воды. — Челябинск, 1997. — 255 с. — 3000 экз. ISBN 5-7135-0113-2 .

Награды и звания, премии

  • Лауреат международной премии «Филантроп», 2000 год

Семья

  • Отец, Николай Филиппович Дьяков (19 декабря 1905 — 13 февраля 1944), работал столяром-краснодеревщиком. погиб на фронте.
  • Мать, Татьяна Григорьевна Антонова (25 января 1908 — ?)
    • Сестра Анна (1927—?)
    • Сестра Тамара (1940—?)
  • Сын Иван (род. 1971), работает в технике горячей эмали; член Союза художников России (с 2000); член международной ассоциации эмальеров «Creativ-Kreis International» (с 2008). Его жена Анна Кирилловна Векслер, член Союза художников России, кандидат педагогических наук .

Примечания

  1. . Артхив .
  2. . Дата обращения: 27 июня 2020.
  3. .
  4. . «Музеи России» . Дата обращения: 19 апреля 2021.
  5. . «Уральская новь» . Дата обращения: 2004.
  6. .
  7. . «Мурманский вестник» . Дата обращения: 22 марта 2018.
  8. .
  9. Логотип YouTube
Источник —

Same as Дьяков, Василий Николаевич