Платонова, Юлия Фёдоровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Юлия Фёдоровна Абаза́ (урожд. Штуббе ; 1830? ― 28 апреля [ 11 мая ] 1915 , Петроград ) ― салонная певица (меццо-сопрано), музыкант, общественный деятель, директриса петербургского Приюта для арестантских детей.
Родилась в Германии , в семье прусского подданного доктора медицины Генриха Штуббе. Обладая незаурядными вокальными данными, выступала как салонная певица в Париже и Германии. Исполняла в публичных концертах арии из произведений Моцарта , Баха , романсы Шумана и других. В начале 1850-х годов познакомилась с композитором Шарлем Гуно (1818–1893), который посвятил ей два своих романса. В конце 1850-х годов была принята лектрисой ко двору великой княгини Елены Павловны . Фрейлина А. Ф. Тютчева писала в октябре 1858 года о своём знакомстве с Юлией Штуббе :
Вечером, уложив великую княжну, я пошла в Арсенал. Там была музыка. Играл Рубинштейн, пела некая m-elle Штубе, обладающая прекрасным голосом, которую великая княгиня Елена Павловна привезла из Германии.
По словам современницы, независимые манеры Юлии Штуббе с трудом укладывались в рамки придворных обычаев. Свой артистический талант она ставила выше всех прочих и возмущалась, когда после обеда, на который она не была звана, её приглашали петь, не считаясь с её настроением. Княжне Львовой, гофмейстерине великой княгине, было порушено воспитать м-ль Штуббе и «обуздать это дикое дитя богемы». В обществе Юлия Штуббе имела большой успех. Высокого роста, решительная, одетая немного по-мужски, красивая, оригинальная и властная, она привлекала к себе внимание мужчин. Граф Агуст Мальцан и гофмейстер великой княгини (в будущем министр финансов) Александр Агеевич Абаза (1825—1895) вместе ухаживали за ней , последний 4 февраля 1862 года в Висбадене женился на ней . Граф Ю. Витте вспоминал :
Великая Княгиня Елена Павловна очень любила музыку и постоянно устраивала у себя концерты, у неё кроме фрейлин были ещё разные молодые барышни: чтицы, барышни, которые играли на фортепиано и пели, эти последние были большею частью из иностранок. В числе молодых особ была одна, с которой Абаза завёл шуры-муры. В конце концов он должен был на ней жениться. Иностранку эту, известную музыкантшу и певицу, звали Юлия Фёдоровна Штуббе. Нельзя сказать, чтобы брак этот был особенно счастлив, так как хотя Абаза и жил со своею женою в одном доме, но жили они совершенно розно друг от друга. И это совершенно понятно, потому что такая особа, как его жена – музыкантша и une demoiselle de compagnie (девушка в центре всеобщего внимания) конечно, не могла удовлетворить такую натуру, какою была натура Абазы. Позднее, Абаза постоянно бывал в доме и жил совершенно открыто с Еленой Нелидовой (урождённой Анненковой ).
Выйдя замуж, Юлия Фёдоровна была вынуждена прекратить свои публичные выступления, отныне она выступала исключительно на благотворительных мероприятиях и в большой зале своего богатого петербургского дома на Фонтанке, д. 23 . Директор Императорских театров князь С. М. Волконский вспоминал, что гостиная Юлии Абазы долгие годы была музыкальным центром в Петербурге. Она была очень прямолинейна в своих отзывах, строга в музыкальной и художественной оценке. Артисты дорожили её мнением . Пользовалась дружбой Листа, Рубинштейна, Тургенева, Тютчева и всех столичных меломанов. Ф. И. Тютчев посвятил ей в 1869 году проникновенные стихи . Она переписывалась с Густавом Малером . В 1864 году И. С. Тургенев писал А. Фету : «Мне бы следовало отвезти Вас с романсами к г-же Абазе… и вы бы насладились! Вчера я показал ей два первых напечатанных романса, и она их так провела сразу и так аккомпанировала, что я растаял…» .
В марте 1879 года впервые в салоне Юлии Абазы была исполнена в присутствии автора опера «Евгений Онегин» П. И. Чайковского . В 1880 году она написала повесть «Лебединое сердце» ― по её словам, «фантастическую сказку», послав её Ф. М. Достоевскому . Ни повести, ни письма не сохранилось, есть только ответное письмо Достоевского из Старой Руссы от 15 июня 1880 года, которое приобрело некоторую известность благодаря пассажу Достоевского о евреях: «Мысль эта, что породы людей, получивших первоначальную идею от своих основателей и подчиняясь ей исключительно в продолжение нескольких поколений, впоследствии должны необходимо выродиться в нечто особливое от человечества, как от целого, и даже, при лучших условиях, в нечто враждебное человечеству, как целому, ― мысль эта верна и глубока. Таковы, например, евреи, начиная с Авраама и до наших дней, когда они обратились в жидов. Христос (кроме его остального значения) был поправкою этой идеи, расширив ее в всечеловечность. Но евреи не захотели поправки, остались во всей своей прежней узости и прямолинейности, а потому вместо всечеловечности обратились во врагов человечества, отрицая всех, кроме себя, и действительно теперь остаются носителями антихриста, и, уж конечно, восторжествуют на некоторое время. Это так очевидно, что спорить нельзя: они ломятся, они идут, они же заполонили всю Европу; всё эгоистическое, всё враждебное человечеству, все дурные страсти человечества ― за них, как им не восторжествовать на гибель миру!» .
С великой княгиней Еленой Павловной принимала участие в организации Петербургской консерватории . Была избрана почётным членом консерватории. Вместе с А. Г. Рубинштейном участвовала в создании Русского музыкального общества . Занималась благотворительностью и сорок лет была попечительницей петербургского приюта имени Евгении Ольденбургской для арестантских детей.
После смерти мужа Юлия Абаза покинула особняк на Фонтанке и жила в квартире на Сергиевской улице . Архивные материалы о её жизни находятся в Российской национальной библиотеке , Российском государственном архиве литературы и искусства , Государственном архиве Российской Федерации .
Похоронена на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры .