Осада Салоник (1422—1430)
- 1 year ago
- 0
- 0
Осада Алкасер-ду-Сал длилась с 30 июля по 18 октября 1217 года . Хорошо укрепленный город Алкасер-ду-Сал был пограничным форпостом халифата Альмохадов , стоящего на границе с Португалией. Он был осажден войсками Португалии, Леона, военными орденами и участниками Пятого крестового похода . Последними руководил граф Вильгельм I Голландский . Экспедиция была детищем епископа Соэйро II Лиссабонского, епархии которого угрожали регулярные набеги мавров из Алкасер-ду-Сал. Король Португалии Афонсу II не принимал участия лично, но город был включен в состав его королевства после его капитуляции. Крестоносцы, принимавшие участие в осаде, в основном из Рейнской области и Нидерландов, сделали это без разрешения папы, и впоследствии им было приказано продолжить путь в Святую Землю.
Есть два латинских свидетельства очевидцев осады. Анонимный написан с точки зрения немецких крестоносцев . была написана Госвином из Боссута, священником из герцогства Брабант, для епископа Соэйро .
De itinere Frisonum — это современный отчет о фризских крестоносцах, которые отплыли с немцами в Португалию, но не участвовали в осаде Алькасера. Он был включен в хронику Эмо Фрисландскому . Отчет о Пятом крестовом походе Оливера Падерборнского включает некоторую информацию об экспедиции на Алкасер-ду-Сал .
Сразу после победы были отправлены три письма, которые являются важным источником для осады. Один был послан графом Вильгельмом папе римскому Гонорию III; один был послан духовенством к Гонорию; и один — ответ Гонория. Эти письма хранятся в Апостольском архиве Ватикана .
Осада кратко пересчитана Роджером Вендоверским .
Основные источники с мусульманской стороны на арабском языке. К ним относятся «Равд аль-Киртас» и «Равд аль-Митар» аль-Химьяри .
В конце IX века Алкасер-ду-Сал (Каср Аби Данис на арабском языке) был построен Омейядами в устье Садо как крепость против викингов . В 1108 году он подвергся нападению норвежского крестового похода, но остался в руках мусульман . После завоевания Лиссабона с помощью солдат Второго крестового похода в 1147 году Алькасер лежал на границе Альмохадов и Португалии. Король Афонсу I предпринял неудачные атаки на Алкасер-ду-Сал в 1147 , 1151 и 1157 годах . В 1158 году он осадил и захватил город . В 1191 году Альмохады осадили его и отбили .
Согласно Ибн аль-Аббару, после его повторного захвата город был переименован в Каср аль-Фатх («замок победы»). Возможно, он был объявлен рибатом, пограничным постом с особыми привилегиями. Возможно, поэтому португальское духовенство в своем письме папе придавало городу религиозное значение . Губернатором Алкасер-ду-Сал в 1217 году был Абдаллах ибн Мухаммад ибн Сидрай ибн Абд аль-Ваххаб Вазир аль-Кайси, сменивший своего отца в 1212 году . Он совершал регулярные набеги на Португалию с суши и моря. По словам Кармен, он смог перевести ежегодную дань в размере 100 христианских пленников халифу Альмохадов в Марокко .
На Четвёртом Латеранском соборе в 1215 году епископ Лиссабона Соейру II попросил у папы римского Иннокентия III разрешения использовать крестоносцев в запланированном португальском наступлении на Альмохадов, но папа отказался. Сражение в Португалии противоречило бы клятвам крестоносцев . Несмотря на этот папский запрет, есть свидетельства того, что северные крестоносцы ожидали участия в войне в Португалии, как это сделали предыдущие группы крестоносцев при осаде Лиссабона во время Второго крестового похода (1147 г.) и осаде Силвиша во время Третьего крестового похода (1189 г.). Соэйро проповедовал крест в своей епархии, готовясь к ожидаемой кампании .
29 мая 1217 года флот из почти 300 кораблей отплыл из Влардингена . Он содержал армию крестоносцев, набранных в основном из Рейнской области и Фризии . Лидерами экспедиции были граф Джордж Вид и граф Вильгельм I Голландский, хотя есть некоторая путаница относительно их точного статуса . Согласно De itinere, Джордж был первоначальным главнокомандующим, а Уильям отвечал за арьергард флота . Согласно Gesta, в котором упоминаются оба графа, Уильям был избран единоличным лидером в Дартмуте , когда крестоносцы «постановили при нём законы и новые правила, касающиеся соблюдения мира» .
После инцидента у берегов Бретани произошла смена руководства . Корабль из был потерян на скалах, а остальная часть флота укрылась в Сен-Матье . Уильям был помещен в общее командование с Джорджем в качестве его лейтенанта . Это говорит о том, что в проигрыше обвиняли Джорджа . Флот прибыл в Лиссабон 10 июля, где его встретили епископы Соейро II Лиссабонского и Соэйро II Эворского, а также местные лидеры тамплиеров, госпитальеров и Ордена Сантьяго .
Епископ Лиссабона пытался убедить крестоносцев помочь ему атаковать Алкасер-ду-Сал . Фризы отказались. Имея примерно треть флота, они взяли припасы и отправились в путь. Остальные две трети флота по подсчетам согласились сотрудничать в атаке. Португальская армия численностью 20 000 человек была быстро собрана. Армия двинулась по суше на встречу с флотом, который покинул Лиссабон в конце июля и поплыл вверх по Садо . Епископ Лиссабона был с армией, как и Педро, аббат Алкобасы .
Король Португалии Афонсу II , возможно, сыграл роль в подготовке, но он не участвовал в нападении на Алькасер .
Альмохады подготовились к предстоящей осаде, уничтожив все деревья в непосредственной близости, чтобы их нельзя было использовать в качестве топлива для огня или строительного материала для осадных машин . Осада началась 30 июля . Осаждающие атаковали с помощью башен, катапульт и мин . Крестоносцы разобрали восемь своих кораблей, чтобы сделать осадные машины . Carmen de expugnatione Salaciae поэтически описывает, как нападавшие пытались заполнить ров смоковницей и оливковыми деревьями, но защитники подожгли засыпку .
Согласно Рауд аль-Киртас, альмохадский халиф Юсуф II приказал губернаторам Кордовы, Хаэна , Севильи и других мест в Гарб аль-Андалусе собрать армию помощи . Письмо духовенства Гонорию также подтверждает присутствие армии Бадахоса . 8 сентября армии по оказанию помощи прибыли в районе Алкасер-ду-Сал . Автор Геста оценил размер сил по оказанию помощи в 100 000 человек. В ответ осаждающие вырыли оборонительный ров вокруг своей позиции. Они были усилены прибытием ещё 32 кораблей, но все ещё были в меньшинстве и не хватало лошадей .
Когда прибыла мусульманская армия помощи, христианские подкрепления, собранные несколькими португальскими и леонскими баронами, двинулись в путь. В их число входили контингенты госпитальеров, тамплиеров и Ордена Сантьяго. Тамплиеров возглавлял Педро Альварес де Альвито, магистр ордена в Испании; рыцари Сантьяго — Мартим Баррегао, командор Пальмелы; и госпитальеров — приор Португалии . Своевременное прибытие этой армии было позже заявлено как чудо духовенством в их письме к папе . Кроме того, Цезарий Гейстербахский сообщает, что очевидец рассказал ему, как «галеры, которые [сарацины] привели за море против христиан, были обращены в бегство ужасом небесного видения» «одетого в белое воинства с красными крестами на груди»" .
11 сентября две армии встретились в битве у Санта-Катарины на берегу Ситимоса. Христиане победили. Рауд аль-Митар сообщает, что армия Альмохадов пришла в ужас, увидев отряд из 70 рыцарей . Равд аль-Киртас винит в этом память о битве при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 году . Многие повернулись и бежали, в то время как христиане преследовали их, «пока не убили их всех». Это преувеличение, поскольку в «Рауд аль-Митар» упоминаются заключенные .
Поражение армии в поле убедило защитников крепости в невозможности победы . 18 октября город сдался . Папа Гонорий приписал победу двум осадным башням . Большинство защитников были взяты в плен . Губернатор Абдаллах ибн Вазир принял крещение. Город был передан Ордену Сантьяго .
После победы епископы Лиссабона и Эворы и присутствовавшие лидеры трех орденов написали Гонорию III с тремя просьбами: чтобы папа приказал крестоносцам остаться в Португалии на один год для зачистки операций; чтобы индульгенция крестового похода была распространена на тех, кто принимал участие, и на тех, кто примет участие в португальских операциях в будущем; и что иберийские доходы от налога двадцатого (vicesima), взимаемого Иннокентием III с церковных доходов в булле Ad liberandum (1215 г.) для Святой Земли, должны быть выделены для операций в Иберии. Эти просьбы были основаны на оговорке в булле Quia maior (1213 г.), что «если бы это было необходимо, мы [папа] позаботились бы о том, чтобы уделить внимание любой серьёзной ситуации, которая возникает» . Духовенство также сообщило Гонорию о трех чудесах, которые подтвердили операцию: своевременное прибытие подкрепления и появление в небе креста и небесного воинства. Эти три чуда также упоминаются в и в Кёльнской королевской хронике .
В то же время Вильгельм Голландский написал папе, чтобы спросить, должен ли он продолжать вести свою армию в Святую Землю или остаться воевать в Португалии. Гонорий не был убежден ни апелляции. Он не распространял индульгенцию на португальскую кампанию и приказал крестоносцам продолжать путь к Святой Земле . Исключение было сделано для любых обедневших крестоносцев и для тех, кто был на восьми кораблях, используемых для изготовления осадных машин. Эти две группы были освобождены от своих клятв . Гонорий действительно признал триумф при Алкасер-ду-Сал , когда 11 января 1218 года он переиздал буллу Manifestis probatum, подтверждающую независимость Португалии, в которой он приписал победу Афонсу II .
В январе 1218 года король Афонсу II официально передал Алкасер-ду-Сал под командование Мартима Баррегана, чей зять Гонсало Мендес де Соуза был мажордомом Афонсу. Город находился под церковной юрисдикцией епархии Эворы . Он больше никогда не был захвачен мусульманами, но его значение уменьшилось по отношению к Сетубалу .