Interested Article - Обеспокоенная возлюбленная
- 2021-04-15
- 2
«Обеспокоенная возлюбленная» (от фр. L’Amante inquiète ) — картина французского живописца Антуана Ватто , различными исследователями датируемая периодом от 1715 до 1720 годов. На протяжении XVIII и XIX веков картина имела хождение в нескольких частных коллекциях, прежде чем оказаться в собственности принца Генриха Орлеанского, герцога Омальского , завещавщего её со своей коллекцией в усадьбе Шантийи в собственность Института Франции в 1884 году. В настоящее время картина является частью собрания музея Конде ( инв. PE 372). Техника исполнения произведения — масляная живопись по дереву, размер полотна — 24 × 17,5 см.
«Обеспокоенная возлюбленная» — часто встречающийся в творчестве Ватто пример миниатюрных однофигурных композиций с изображением персонажей в различных костюмах; в данном случае художник изобразил молодую девушку, сидящую на скамье посреди парка и придерживающую сорванные розы — по версии некоторых авторов символ поглощающей любви. С незначительными изменениями изображение женщины на картине восходит к двойному этюду сангиной, находящемуся в частной коллекции; также известен ранний офорт Ватто из серии « », изображающий сидящую молодую женщину в позе, близкую к изображённой на полотне. В свете истории бытования «Обеспокоенная возлюбленная» связывается с двумя другими известными работам Ватто: « Гитаристом » и « Мечтательницей ».
Провенанс и датировки
Самым ранним известным владельцем «Обеспокоенной влюбленной» считается аббат Пьер-Морис Аранже (около 1655—1735) — каноник парижской церкви Сен-Жермен-л’Осеруа и один из ближайших друзей Ватто, унаследовавший после смерти живописца большое количество его рисунков . В 1729 году «Обеспокоенная возлюбленная» и « Мечтательница » — другая работа Ватто в коллекции аббата Аранже — были опубликованы в виде зеркальных гравюр, исполненных . Гравюры не сообщают сведений о принадлежности обеих картин аббату; тем не менее, этот факт подтверждается в рукописях Пьера-Жана Мариетта , равно как и тем обстоятельством, что в « » обе гравюры появляются на одном листе. На основании последнего обстоятельства некоторые авторы предполагали, что обе картины были написаны Ватто как панданы ; возражая этой позиции, куратор и впоследствии директор Лувра Пьер Розенберг считал, что таковыми они стали лишь в собрании аббата . Также предполагалось, что картина значилась под номером 33 в описи имущества Аранже (1735; опубликована в 1985 году), однако расплывчатый и неясный характер описи делает такое предположение маловероятным .
Десятилетия спустя после смерти аббата Аранже «Обеспокоенная влюбленная» появилась у пристава-оценщика парижского суда Шатле Антуана Клода Шариота ( фр. Antoine Claude Chariot ; 1733—1815); она и « Гитарист » — другая картина Ватто из коллекции Шариота — были выставлены на аукцион в январе 1788 года (лот 44), где были приобретены за 221 ливр живописцем и торговцем картинами (1748—1813), мужем известной портретистки Элизабет Виже-Лебрен . У Лебрена оба полотна находились недолго — известно, что он выставил их на аукцион в апреле 1791 года (лот 210), где выкупил их обратно за 132 ливра. Пара появилась вновь на анонимном аукционе в феврале 1792 года (лот 25), прежде чем оказаться в XIX веке в коллекции маркиза Андре Жозефа Мезона ( фр. André Joseph Maison ; 1798–1869), сына маршала Франции Николя Жозефа Мезона ; с частью данной коллекции картина была приобретена пятым сыном короля Луи-Филиппа I принцем Генрихом Орлеанским, герцогом Омальским . Как часть коллекции герцога Омальского, собранной в его резиденции в усадьбе Шантийи , картина была завещана в собственность Института Франции в 1884 году .
Исследователями «Обеспокоенная влюбленная» относится к сравнительно поздним годам в творчестве Ватто . На рубеже XIX—XX веков хранители коллекции музея Конде относили полотно к периоду 1717—1720 годов ; в альбоме-каталоге 1912 года немецкий историк относит его к 1717 году — времени создания луврской версии композиции « Паломничество на остров Киферу » . В монографии 1950 года сотрудница Лувра Элен Адемар относит картину к весне-лету 1716 года ; в 1959 году живописец и знаток Жак Матей даёт датировку периодом около 1715 года . В каталоге-резоне 1968 года итальянский искусствовед оценивал «Обеспокоенную влюбленную» как позднюю работу, отнеся её к периоду около 1720 года ; этой же датировкой пользуется Федерико Дзери . В более позднем каталоге 1980 года французская исследовательница Марианна Ролан-Мишель относит картину к 1716—1718 годам .
Галерея связанных работ
-
Антуан Ватто. Два наброска сидящей женщины. Около 1712. Бумага, сангина
Местонахождение неизвестно -
Антуан Ватто. Дама с веером. Лист из серии «Модные картинки». Около 1709–1710. Бумага, офорт
Институт искусств , Чикаго
Примечания
- Комментарии
-
Традиционное французское наименование композиции, как и в ряде других случаев, появилось после смерти Ватто — под названием
L’Amante inquiète
картина была опубликована в 1729 году в виде гравюры
. В коллекции герцога Омальского картина была известна как
L'Attente
(с
фр.
—
«Ожидающая»)
.
В источниках на русском языке известны следующие наименования композиции: «Обеспокоенная возлюбленная» ; «Обеспокоенная влюбленная» ; «Девушка с розами» ; «Задумчивая влюбленная» . - В коллекции маркиза Мезона находилось четыре картины Ватто: «Гитарист», «Обеспокоенная возлюбленная», « » и « » ( , p. ; , pp. – , , ).
- Источники
- , p. 156.
- , с. 88, 128.
- , с. 23.
- ↑ , с. 48.
- , с. 61.
- , p. 38; , p. ; , p. 55; , pp. 165, 168.
- , p. , cat. no. 48; , p. , cat. no. 49; , p. .
- , p. ; .
- , p. ; , p. – .
- , p. 304; , p. 156.
- , p. 62; , p. 156; .
- ↑ .
- , p. 78: «[…] The Anxious Lover (Musée Condé, Chantilly; DV 165, CR 211), which, for lack of other works executed in a similarly airy and sketchy style, is generally dated toward the end of Watteau's career»; , p. 156: «La datation est controversée».
- , pp. – : «Watteau a sans doute exécuté cette peinture entre 1717 et 1720, époque à laquelle appartiennent ses œuvres les plus brillantes et les plus spirituelles, l Embarquement pour l'ile de Cythère au musée du Louvre, qui est de 1717, la Leçon de musique de la collection Wallace, qui est de 1719, etc. Le génie du dix-huitième siècle, en son premier élan d'émancipation pittoresque, est triomphant dans l' Amante inquiète »; , p. : « L'Amante inquiète qui se trouvait originairement dans le cabinet de l’abbé Haranger, en pendant au Donneur de sérénades a dû être exécuté entre 1717 et 1720, époque à laquelle appartiennent les œuvres les plus brillantes et les plus spirituelles du maître».
- , p. 186: «P. Aveline sculp. (G. 81). Der Katalog von Chantilly datiert das Bild zu spät: 1717—20. Es gehört in die Zeit vor dem Embarquement».
- , cat. no. 127, p. 216.
- , p. 68.
- , p. 122, английский перевод: , cat. no. 211, pp. – .
- , S. 80, Kat. 225.
- Воспр. в: , vol. 1, p. 253, cat. no. 162; .
Литература
- Белова Ю. Н. Закат барокко и утро рококо : Жак Калло и Антуан Ватто : монография / Ю. Н. Белова. — СПб. : СПбГУТД, 2014. — С. 61. — 81, [1] с., [44] с. ил. : ил., цв. ил., портр. — ISBN 978-5-7937-1002-2 .
- Брежнева А. Ф. Замок Шантийи. Музей Конде : альбом / А. Ф. Брежнева. — М. : АСТ, 2003. — С. 88, 128. — 135 с. : цв. ил. — (Музеи мира). — ISBN 5-17-019445-5 . — ISBN 5-271-06445-X .
- Антуан Ватто / В. Вольская. — М. : Изогиз, 1933. — С. 23. — 45, [2] с. : ил. — (Художественное наследство / под общей редакцией И. Луппола). — OCLC .
- Дзери Ф. Ватто : Отплытие на остров Цитеры = Watteau : imbarco per Citera / Ф. Дзери; Пер. с ит.: И. Прусс. — М. : Белый город , 2001. — С. 48. — 48 с. : цв. ил. — (Сто великих картин). — ISBN 5-7793-0444-0 . — OCLC .
- Watteau : sa vie, son oeuvre : [ фр. ] / Précédé de L'univers de Watteau, par René Huyghe ; catalogue des peintures et illustration par Hélène Adhémar. — Paris : P. Tisné, 1950. — P. 57, 183, 216. — 261 p., 155 p. de pl. : ill. — № 127. — OCLC .
- : [ англ. ] / Introduction by John Sunderland; notes and catalogue by Ettore Camesasca. — New York : Harry N. Abrams, 1971. — P. — . — 132 p. — (Classics of the World's Great Art). — Translation of L'opera completa di Watteau. — ISBN 0-8109-5525-3 . — . — OCLC .
- , Vuaflart A. : [ фр. ] / [par É. Dacier et A. Vuaflart]. — Paris : M. Rousseau, 1922. — VIII, 172 p. — (Jean de Julienne et les graveurs de Watteau au XVIII-e siècle : in 4 vol. / par Émile Dacier, Albert Vuaflart et Jacques Hérold ; 1921–1929, vol. II). — OCLC .
- Dacier É., Vuaflart A. : [ фр. ] / [par É. Dacier et A. Vuaflart]. — Paris : M. Rousseau, 1922. — 152 p. — (Jean de Julienne et les graveurs de Watteau au XVIII-e siècle : in 4 vol. / par Émile Dacier, Albert Vuaflart et Jacques Hérold ; 1921–1929, vol. III). — Cat. no. 165. — OCLC .
- Dargenty G. : [ фр. ] / par G. Dargenty. — Paris : Librarie de l'Art, 1891. — P. . — 139 p. — (Les Artistes Célèbres). — OCLC .
- DeJean J. E. Man of Mode : Watteau and the Gendering of Genre Painting / Joan E. DeJean, University of Pennsylvania // French Genre Painting in the Eighteenth Century : [ англ. ] : [proceedings of the symposium held at the National Gallery of Art, Washington, December 12–13, 2003] / ed. Philip Conisbee. — Washington, New Haven, London : National Gallery of Art, Yale University Press, 2007. — P. 38–47. — 319 p. : ill. — (Studies in the History of Art; ISSN / Center for Advanced Study in the Visual Arts. Ser. 49. Symposium Papers ; vol. 72). — ISBN 978-0-300-12024-0 . — ISBN 0-300-12024-9 . — . — . — OCLC .
- . A Watteau Abecedario (август 2014). Дата обращения: 19 октября 2020. 11 декабря 2021 года.
- Watteau : [ фр. ] : en 4 vol. / ouvrage publié sous la direction de Jean Ferré. — Madrid : Athéna, 1972. — xvi, 1238, [6] p. : ill. en noir et en coul. — Cont.: I: Critiques / avec le concours de Georges Mathieu [e.a.]. II: Planches / avec le concours de Raoul Brié. III: Catalogue / avec le concours de Raoul Brié. IV: Tables / avec le concours de Raoul brié et Carlos Lugo. — OCLC .
- Garnier-Pelle N. Chantilly, musée Condé. Peintures du XVIIIe siècle : [ фр. ] / par Nicole Garnier-Pelle; [préf. de Francis Salet]. — Paris : Réunion des musées nationaux, 1995. — P. 155–156. — 222 p. : ill. en noir et en coul., couv. ill. en coul. — (Inventaire des collections publiques de France; ISSN ; no. 38). — ISBN 2-7118-3285-6 . — OCLC .
- : un grand maître du XVIII-e siècle : [ фр. ] / par Louis Gillet. — Paris : Librarie Plon, 1921. — P. , . — 246 p. — OCLC .
- Glorieux G. Watteau : [ фр. ] / Guillaume Glorieux. — Paris : Citadelles & Mazenod, 2011. — P. 165, 168. — 383 p. — (Collection Les Phares). — ISBN 978-2-85088-340-8 . — OCLC .
- Goncourt E. de . : [ фр. ] / par Edmond de Goncourt. — Paris : Rapilly, 1875. — P. . — viii, 374 p. — OCLC .
- Grasselli M. M. ; Rosenberg P. ; Parmantiere N. . : National Gallery of Art, June 17—September 23, 1984; Galeries Nationales du Grand Palais, Paris, October 23, 1984—January 28, 1985; Schloss Charlottenburg, Berlin, February 22—May 26, 1985 : [ англ. ] / Margaret Morgan Grasselli and Pierre Rosenberg, with the assistance of Nicole Parmantier. — Washington : National Gallery of Art, 1984. — 580 p. : ill. (some color). — ISBN 0-89468-074-9 . — . — OCLC .
- Gryuer F.-A. : [ фр. ] : en 2 vol. / par F.-A. Gruyer. — Paris : Plon-Nourrit, 1898. — Vol. 2 : École française. — P. – . — 502 p. — OCLC .
- Gryuer F.-A. : notice des peintures : [ фр. ] / par F.-A. Gruyer. — Paris : Braun, Clément et cie, 1899. — P. . — 534 p.
- : catalogue de son oeuvre : [ фр. ] ; Watteau, III / P. Hédouin // . — 1845. — 30 novembre. — P. 78–80.
- Hédouin P. : Peintres, musiciens, littérateurs, artistes dramatiques à partir du 15e siècle jusqu'à nos jours : [ фр. ] / par P. Hédouin. — Paris : Heugel, 1856. — P. . — IX, 598, [V] p. — OCLC .
- Josz V. : [ фр. ] / par Virgile Josz, avec une introduction de Léonce Bénédite. — Paris : H. Piazza et cie, 1904. — P. , . — xvii, 226 p. — OCLC .
- : [ фр. ] // Revue de l'Art. — 1985. — No. 69. — P. 62–68. — 72 p. — ISBN 2-222-96-415-6 . — ISSN . — doi : . — OCLC .
- Lemonnier H. : [ фр. ] / Henry Lemonnier, de l'Institut // Gazette des Beaux-Arts. — 1925. — A. 67, 5éme période, T. 11, livr. 754 (février). — P. 61–76.
- : [ фр. ] : ouvrage illustré de 36 planches hors texte en phototypie et de trois plans / Gustave Macon. — Paris : H. Laurens, 1910. — P. . — 300 p. — OCLC .
- Mathey J. Antoine Watteau : peintures réapparues inconnues ou négligées par les historiens : [ фр. ] / J. Mathey. — Paris : F. de Nobele, 1959. — P. 68. — 83 p. : pl. en noir et en coul., portr. — OCLC .
- Mirimonde A. P. de. Les sujets musicaux chez Antoine Watteau : [ фр. ] / A. P. de Mirimonde // Gazette des Beaux-Arts : fondée en 1859 par Charles Blanc / Georges Wildenstein, directeur. — 1961. — A. 103, 6éme période, T. 58, 1114 e livr. (novembre). — P. 249–288. — OCLC .
- L’opera completa di Watteau : [ итал. ] / Presentazione di Giovanni Macchia; apparati critici e filologici di E. C. Montagni. — Milano : Rizzoli, 1968. — P. 122. — 132 p. : in gran parte ill., tav. — (Classici dell’Arte / Ettore Camesasca, redattore capo ; vol. 21). — OCLC .
- Pilon E. : [ фр. ] / par Edmond Pilon. — Deuxième éd., revue et corrigée. — Paris, Bruxelles : Librarie Nationale D'art dt d'histoire, G. Van Oest & cie, 1924. — P. . — xvii, 240 p., [49] p. fig. — OCLC .
- Posner D. : [ англ. ] / Donald Posner. — London : Weidenfeld & Nicolson, 1984. — P. . — 300 p. : ill. (some color). — ISBN 0-297-78324-6 . — . — OCLC .
- Réau L. Watteau / par Louis Réau // Les peintres français du XVIII-e siècle : Histoire des vies et catalogue des œuvres : [ фр. ] : en 2 vol. / Ouvrage publ. sous la direction de m. Louis Dimier; Avec la collaboration de nombreux savants et spécialistes. — Paris; Bruxelles : G. Van Oest, 1928–1930. — Vol. 1. — P. 38. — XII, 405 p. — Cat. no. 95. — OCLC .
- : das Gesamtwerk : [ нем. ] / Marianne Roland Michel. [Aus dem Franz. übers. und bearb. von Rudolf Kimmig]. — Frankfurt/Main u.a. : Ullstein, 1980. — S. . — 94 S. : zahlr. Ill. — (Die großen Meister der Malerei). — No. 225. — ISBN 3-548-36019-X . — OCLC .
- Roland Michel M. Watteau : un artiste au XVIII-e siècle : [ фр. ] / Marianne Roland Michel. — Paris : Flammarion, 1984. — P. 55, 156, 306. — 320 p. : ill. en noir et en coul. — ISBN 978-2-08-012020-4 . — OCLC .
- Rosenberg P. : [ фр. ] / Pierre Rosenberg // Revue de l'Art. — 1985. — No. 69. — P. 47–54. — 72 p. — ISBN 2-222-96-415-6 . — ISSN . — doi : . — OCLC .
- Rosenberg P., Prat L.-A. Antoine Watteau : catalogue raisonné des dessins : [ фр. ] : en 3 vol. / Pierre Rosenberg, Louis-Antoine Prat. — Paris : Gallimard-Electa, 1996. — XXXII, 1516 p. : nombreuses ill. en noir et en coul. — Cont.: Tome I. Introduction. Dessins originaux, nos. 1 à 364. - Tome II. Dessins originaux, nos. 365 à 669. Deux études d'un homme assis renversé en arrière, les bras levés. - Tome III. Dessins rejetés. Dessins connus par une gravure. Dessins connus par une mention. — ISBN 2-07-015043-7 . — OCLC .
- : biographie critique, illustrée de vingt-quatre reporduction hors texte : [ фр. ] / par Gabriel Séailles. — Paris : H. Laurens, 1900. — P. . — 128 p. — OCLC .
- Temperini R. Watteau : [ фр. ] / Renaud Temperini. — Paris : Gallimard, 2002. — 149 p. : ill. en noir et en coul., jaquette ill. en coul. — (Maîtres de l'art; ISSN ). — Cat. no. 115. — ISBN 2-07-011686-7 . — OCLC .
- : [ англ. ] / by R. H. Wilenski. — Boston : Hale, Cushman & Flint, 1931. — P. , . — 350 p. : col. front., plates (part col.). — . — OCLC .
- : des Meisters Werke : [ нем. ] : in 182 Abbildungen / herausgegeben von E. Heinrich Zimmermann. — Stuttgart, Leipzig : Deutsche Verlags-Anstalt, 1912. — S. , . — XXVI, 200 S. : Ill. — (Klassiker der Kunst in Gesamtausgaben ; Bd. 21). — OCLC .
Ссылки
- на официальном сайте Музея Конде
- 2021-04-15
- 2