Interested Article - Критерии добросовестного использования звуковых фрагментов

Короткая ссылка-перенаправление

В Википедии существуют статьи о понятиях и персоналиях, которые неразрывно связаны со звуками. Например, к таковым относятся статьи о певцах и дикторах, музыкальных стилях или отдельных музыкальных произведениях. В этих статьях звуковые иллюстрации так же важны для раскрытия темы, как наличие портрета в статье об актёре. В то же время мы не всегда можем получить свободную звуковую иллюстрацию. Музыкальные произведения охраняются авторскими правами, и многие значимые для Википедии певцы (например, Джон Леннон ) уже мертвы. Поэтому в некоторых статьях нам не остаётся ничего другого, кроме как использовать несвободные звуковые фрагменты (НЗФ). Однако при этом необходимо соблюдать и авторские права и не использовать звуковые фрагменты сверх необходимого. Это правило призвано регулировать использование подобных несвободных фрагментов. Основные требования, предъявляемые к несвободным файлам, изложены в ВП:КДИ . В частности, к ним относятся требования значимости файла, минимального использования несвободных файлов и приведения качества этих файлов к минимально необходимому.

Все требования ВП:КДИ данное правило оставляет в силе и лишь уточняет их. Таким образом, если какой-либо файл допустим в соответствии с общими КДИ, но недопустим в соответствии с этими правилами — пользуйтесь общими КДИ. И наоборот, если какой-либо файл допустим в соответствии с этими правилами, но недопустим в соответствии с общими КДИ (например, нарушает коммерческую ценность оригинала) — не загружайте его. В дополнение к этому правилу могут приниматься локальные уточнения. Они имеют приоритет над данным правилом, но не имеют приоритета над требованиями ВП:КДИ .

Требования к НЗФ

Некоторые моменты ВП:КДИ требуют уточнения применительно к НЗФ.

Общие требования к НЗФ

  1. Длительность фрагмента — 30 секунд или 33 % (выбирается более краткий вариант), допускается 10 секунд в сверхкоротких произведениях длительностью менее 30 секунд. При этом использование нескольких удовлетворяющих критериям фрагментов для фактического укрупнения приведённой части произведения недопустимо.
  2. В соответствии с ВП:КДИ#2 , использование НЗФ не должно нарушать коммерческой ценности оригинального произведения. Ввиду этого, общий объём цитат из данного произведения ограничен одной третьей частью общего объёма произведения.
  3. Выход за ограничения на длительность фрагмента, предписанные данными правилами, возможен только при наличии отдельного обоснования и должен быть минимально необходимым для выполнения поставленной цели.
  4. Битрейт — 64 кбит/с для моно, 96 кбит/с для стерео. Если отрывок не теряет энциклопедической ценности при конвертации из стерео в моно, то такая конвертация с соответствующим понижением битрейта должна производиться. При необходимости (большее число каналов, утеря значимых фрагментов произведения при конвертации и пр.) допустим больший битрейт при наличии отдельного обоснования.
  5. Число каналов — допускается стерео, но при возможности должна производиться конвертация в моно. Использование 2 и более каналов должно быть дополнительно обосновано и использовано только в случаях явной энциклопедической необходимости, когда при конвертации отрывок теряет информационную целостность.

Формат

  1. Все файлы загружаются в медиаконтейнере Ogg .
  2. Файлы должны быть сжаты звуковым кодеком Opus , Vorbis или Speex .

Данные ограничения связаны с тем, что:

  • Большое разнообразие форматов используемых файлов ведёт к необходимости для читателя держать большое число кодеков;
  • Википедия должна стремиться использовать свободные форматы файлов.

Значимость

Согласно ВП:КДИ#8 , несвободный материал должен быть значим для статьи — идентифицировать её основной объект или специфично иллюстрировать важные её пункты или разделы. Вы не можете использовать материал в декоративных целях. Значимость того или иного несвободного материала, как и важность иллюстрируемого им пункта статьи — в конечном счёте субъективные понятия, и могут стать предметом споров. Во избежание подобных споров в Википедии принимаются правила, описывающие конкретные случаи использования несвободных материалов. В отсутствие таковых правил задача демонстрации значимости несвободного материала лежит на загрузившем файл участнике.

Оформление

Как сказано в ВП:КДИ#10 , все несвободные файлы должны содержать полностью заполненные шаблоны {{ Изображение }} и {{ Обоснование добросовестного использования }} . На практике это означает следующее:

{{Изображение
 | описание = Описание использованного фрагмента
 | источник = Максимально точное указание оригинального произведения. Например,
     если речь идет о песне, взятой из альбома — укажите здесь и название песни,
     и название альбома
 | время создания = Время создания оригинального произведения. Не указывайте
     здесь время создания вами фрагмента.
 | автор = Автор оригинального произведения, исполнители оригинального
     произведения. Не следует указывать здесь имя участника, загрузившего фрагмент,
     так как он не имеет на него никаких авторских прав.
}}
{{Обоснование добросовестного использования
 | статья = Статья, в которой требуется использовать НЗФ
 | цель = ВП:КДИ#8 требует, чтобы файл отвечал критерию значимости. Поэтому
     в этом поле следует указать цель, для которой вам потребовался НЗФ.
 | заменяемость = Информация о возможности свободной замены. Так как ВП:КДИ#1
     запрещает использование несвободных файлов, при наличии возможности получить
     свободную замену — здесь следует обосновать невозможность найти таковую.
 | прочее =
}}

Примеры оформления файлов см. в категории Файлы:Звуковые фрагменты .

Рекомендации по оформлению

Данный текст призван описать правила размещения в подобных статьях звуковых иллюстраций.

  1. Для оформления ссылок на аудиофрагменты существуют специальные шаблоны, такие как {{ listen }} (подробнее смотри Категория:Шаблоны:Аудио ). Пожалуйста, используйте их вместо включения файла конструкцией вида [[файл:пример файла.ogg]].
  2. Если какой-либо звуковой фрагмент, иллюстрирующий часть текста, находится вдали от этого текста (например, в другом разделе, специально для этого созданном) это снижает удобство работы читателя со статьёй. Поэтому следует стараться помещать такой звуковой фрагмент максимально близко к иллюстрируемому тексту. Конечно же, это не означает каких-либо ограничений на помещение фрагментов, иллюстрирующих предмет статьи в целом, в начало статьи (например, в карточку). В определённых случаях, например, в случае необходимости продемонстрировать разницу между синусоидальным и пилообразным звуком, может возникнуть потребность разместить несколько звуковых фрагментов рядом друг с другом, несмотря на то, что фактически иллюстрируемые ими тексты находятся в разных абзацах. В этом случае следует постараться хотя бы обеспечить размещение подобных фрагментов в одном с иллюстрируемым ими текстом разделе.
Источник —

Same as Критерии добросовестного использования звуковых фрагментов