Interested Article - Licht

Licht («Лихт» — « Свет ») — еврейское национально-культурное общество, действовавшее в Таллине в 1926 —1940 годах. В состав общества входили представители образованной части эстонского еврейства, еврейских рабочих и ремесленников , в основном придерживавшиеся марксистско-ленинских и антисионистских взглядов . Задачей общества являлось проведение общекультурной и политико-просветительской работы среди таллинцев еврейской национальности .

Адреса общества

Постоянного помещения у общества не было. В разные годы общество действовало по следующим адресам: Нигулисте 13, Пикк 7, Мунга 4, Мюйривахе 23 и Лембиту 27. С 1939 года «Licht» работал в доме еврейского общества «Bjalik» по адресу Нарвское шоссе 11. Свою деятельность «Licht» и «Bjalik» завершили в доме на улице Вяйке-Карья .

Культурная деятельность

При обществе работал драматический кружок, в январе 1931 года состоялся его дебют: была представлена пьеса «Фабрика» (автор — проживавший в США еврейский писатель Г. Лейвик ). В 1932 году была поставлена пьеса «Мельница» еврейского писателя из России Д. Бергельсона; в ноябре 1933 года драмкружок представил в Таллинском Рабочем театре ( эст. Töölisteater ) драму в 4-х действиях «Страна нищих» на идише (автор — Г. Лейвик) .

В марте 1937 года, в честь 10-летия общества «Licht» , его драматический кружок в Рабочем театре показал на идише драму в 3-х действиях «Цепи» (автор Г. Лейвик, постановщик Андрес Сярев , декорации (эст.) ), музыкальный руководитель (эст.) ) .

Тематика проводимых обществом лекций была в основном связана с текущими политическими событиями, например «Продуктивная работа евреев в Восточной Европе и Советском Союзе» ( эст. «Juutide produktiivne töö lda-Euroopas ja NSV Liidus» ), «Психологическое обоснование сионистского соглашения о трансфере » ( эст. Sionistide transfeer-lepingu psühholoogiline põhjendus ); докладчиком был приглашённый из Риги еврейский журналист Й. Розенбаум ( J. Rosenbaum ) .

Членов общества особо интересовало происходящее в Советском Союзе и, в частности, в созданной в 1934 году Еврейской автономной области . По просьбе общества «Licht» из Биробиджана присылали книги и журналы, рассказывающие о тамошней жизни. Приглашённый в Эстонию из Аргентины еврейский журналист Г. Блоштейн выступил с лекциями «Три центра еврейской литературы: Нью-Йорк, Москва, Варшава» и «Жизнь евреев от Аргентины до Биробиджана». В 1937 году из Биробиджана была заказана газета «Birobidzhaner shtem» — единственное разрешённое в СССР периодическое издание на идише. «Licht» также вёл переписку с еврейскими культурными обществами Украины .

Спортивная деятельность

При обществе также сформировался спортивный кружок. В 1931 году его члены приняли участие в программе «Большие международные соревнования рабочих-спортсменов». Они также участвовали в состоявшемся в Пярну спортивном мероприятии «Еврейские рабочие-спортсмены Пярну, Риги... Таллина» ( эст. «Pärnu, Riia...Tallinna juudi töölissportlased» ). Официально спортивный кружок носил название «Спортивная секция Таллинского еврейского культурного общества "Licht" » ( эст. Tallinna Juudi Kultuurseltsi "Licht" spordisektsioon ) и входил в состав Эстонского союза рабочего спорта ( эст. Eesti Töölisspordi Liit ) .

Политическая деятельность

В 1933 году «Licht» вместе с социалистами Эстонии принял участие в митинге протеста, направленном против прихода к власти немецких нацистов и начавшегося антисемитизма .

Часть членов общества в 1936 году вступила в ряды Компартии Эстонии (КПЭ) (Маркус (Моисей) Пеккер, Cимон Перлман, Лазарь Всевиов, Лео Айзенштадт, Ксения Айзенштадт, Иосиф Гольдман, Ханс Граббе, Виктор Фейгин, Гершон Зимбалов, Сося Шмоткина и др. ) и образовала свою партийную группу, которая участвовала в деятельности местного подразделения Международной организации помощи борцам революции (МОПР), помогала таллинской организации КПЭ поддерживать связи с расположенным в Швеции Организационным бюро Центрального комитета КПЭ и распространяла подпольную коммунистическую литературу .

Общество печатало марксистскую литературу и журнал «Коммунист» на квартире директора банка, выпускника Базельского университета Лео Айзенштадта (1912—1975), сына богатого еврейского торговца . С апреля 1943 года Лео Айзенштадт — старший инструктор политотдела 249-й эстонской стрелковой дивизии , капитан ; с июля 1943 года по июнь 1944 года — редактор фронтовой газеты «Тазуя» ( эст. «Tasuja» , «Мститель») .

В годы Первой Эстонской республики Маркус Пеккер находился под надзором политической полиции из-за подозрений в шпионаже в пользу СССР .

Виктор Фейгин был участником Гражданской войны в Испании (командир противотанковой батареи, сержант). С июня 1940 года — помощник начальника Народной Cамообороны . Расстрелян как советский диверсант - парашютист 17 июля 1941 года в Финляндии .

В работе общества участвовал будущий деятель советских спецслужб Идель Якобсон (1904—1997) .

Больша́я часть членов общества приняла участие в июньском перевороте 1940 года . Лазарь Всевиов в том же году был назначен на должность начальника планово-финансового отдела Народного комиссариата торговли Эстонской ССР . Иосиф Гольдман был назначен заместителем председателя ЦК МОПР Эстонской ССР .

В 1938 году председателем общества «Licht» был Мозес Сакс ( Moses Sachs , эст. Moses Saks ). Мозес Сакс окончил Русскую гимназию в Валга и затем учился ювелирному делу. Был неверующим и никогда не ходил в синагогу . В 1918 году, после провозглашения Эстонской Республики, Мозес Сакс переехал в Таллин и работал в большой ювелирной мастерской. В 1940 году он приветствовал установление советской власти в Эстонии, считая справедливым отбирать имущество у богатых, и даже хотел передать собственное имущество государству. Мозес Сакс был назначен директором крупного национализированного ювелирного предприятия. В 1940 году он съездил в Москву , а также посетил своего брата- раввина в Можайске . Советская действительность и разговоры с освободившимся из лагеря братом оказали на Мозеса сильное влияние. Когда он вернулся в Эстонию, он уже не вспоминал о марксистской идеологии. После начала Второй мировой войны со своей женой и 12-летней дочерью Мозес Сакс эвакуировался в советский тыл . В 1941 году Мозес Сакс совершил самоубийство, оставив жене и дочери письмо, в котором написал, что не может пережить полный отказ от своих прежних идей и просит у родных прощения за то, что не способен обеспечить им нормальную жизнь .

В 1940 году общество «Licht» насчитывало около 120 членов .

Наряду с обществом «Licht» приход к власти в Эстонии в 1940 году нового правительства приветствовало также еврейское культурное общество «Sholem-Aleichem» («Шолом-Алейхем») .

Ликвидация еврейских обществ и организаций

В августе 1940 года члены общества «Licht» избрали Еврейский культурный совет ( эст. Juudi kultuurnõukogu ), который собрался только один раз для того, чтобы выдвинуть предложение о ликвидации объявленной в 1926 году Еврейской культурной автономии и составить список еврейских организаций Эстонии .

29 августа 1940 года начальник управления внутренней безопасности Эстонской ССР сообщил: «Рассмотрев данные, представленные в заявлении еврейского культурного общества «Licht» от 28 августа 1940 года, я установил, что дальнейшая деятельность еврейских организаций, перечисленных ниже, не соответствуют интересам трудящихся или продолжение их деятельности в новой ситуации оказывается излишним, поэтому, учитывая § 20 ч. 10 Закона о положении обороны ( Kaitseseisukorra seadus , Riigi Teataja 1938, 40, 365 ), я принял решение закрыть следующие еврейские организации и вычеркнуть их из реестра ассоциаций, обществ и их объединений...». Этим постановлением были закрыты все 32 еврейских общества и организации, действовавшие в Эстонии, в том числе еврейская студенческая корпорация «Hasmonea» .

См. также

Примечания

  1. Josef Katz. (эст.) С. 57—73. Eesti Juudi Muuseum (2002). Дата обращения: 2 мая 2023. 2 мая 2023 года.
  2. Eesti nõukogude entsüklopeedia. (эст.) . Eesti Entsüklopeedia . Дата обращения: 2 мая 2023. 1 мая 2023 года.
  3. (эст.) // Päewaleht : Газета. — 1933. — 8 novembri ( nr. 305 ). 2 мая 2023 года.
  4. (эст.) // Päewaleht : Газета. — 1937. — 11 märtsi ( nr. 70 ). 2 мая 2023 года.
  5. A. Aju. (эст.) // Raplamaa Ühistöö. — 2012. — 12 novembri ( nr. 46 ). — L. 2 . 3 мая 2023 года.
  6. 1940. aasta Sotsialistlik Revolutsioon Eestis / Koostanud: V. Gussarova, H. Hartmann, E. Jaanvärk, A. Matsulevitš, A. Saarniit, H. Saarniit. — Tallinn: Eesti Riiklik Kirjastus, 1960. — С. 22.
  7. (эст.) . Rahvusarhiivi fotoinfosüsteem . Дата обращения: 3 мая 2023. 3 мая 2023 года.
  8. (эст.) . Rahvusarhiivi fotoinfosüsteem . Дата обращения: 2 мая 2023. 2 мая 2023 года.
  9. (эст.) . Rahvusarhiivi fotoinfosüsteem . Дата обращения: 3 мая 2023. 3 мая 2023 года.
  10. (эст.) . Rahvusarhiivi fotoinfosüsteem . Дата обращения: 2 мая 2023. 2 мая 2023 года.
  11. (эст.) . Rahvusarhiivi fotoinfosüsteem . Дата обращения: 5 мая 2023. 5 мая 2023 года.
  12. Velly Roots. (эст.) . Kultuur ja Elu (2010). Дата обращения: 2 мая 2023. 1 мая 2023 года.
  13. (эст.) // Postimees : Газета. — 1940. — 4 juuli ( nr. 177 ). 1 мая 2023 года.
  14. Anu Põldsam. (эст.) // EELK Usuteaduse Instituudi toimetised. — 2017. — Detsember ( nr. 26 ). 2 мая 2023 года.
  15. Riigihoidja. (эст.) . Digar . Riigi Teataja (22 апреля 1938). Дата обращения: 2 мая 2023. 2 мая 2023 года.
  16. Juta Lensu. (эст.) . DSpace @ University of Tartu . Дата обращения: 2 мая 2023. 2 мая 2023 года.
Источник —

Same as Licht