Эстонская академия наук
- 1 year ago
- 0
- 0
У́ку ( эст. Uku ) — персонаж эстонского фольклора и мифологии , верховный бог , громовержец ; на северо-восточном побережье Эстонии — домовой (ранее — умерший прародитель), которому делались жертвоприношения за новый урожай или пищу на жертвенном камне (камень Уку) или в специальной таре (Уку-вакк) .
У древних эстонцев не были должным образом развиты представление о вечности и понятие старости. Старость обычно становилась высшим признаком небесного правителя, поэтому ему давались разные имена: Дед , Старец ( эст. Vanataat, Vana-ätt ), Старик ( эст. Vanamees ), Небесный старец ( эст. Taevataat ) и, в том числе, — Уку. Последнее имя, однако, нечасто встречается в эстонских народных преданиях . В эстонском фольклоре Уку появился, очевидно, по образцу финского верховного бога Укко .
Пожертвования Уку в основном приносились в прямоугольном коробе, сделанном из луба , прутьев и берёсты , с крышкой на петле. Такой короб был в каждом хозяйстве. В начале весны проводился специальный обряд Уку, в котором принимал участие весь приход или волость . Во время обряда в жертву божеству-гиганту доставлялись Уку-вакки. Все вещи, скопившиеся в течение года в Уку-вакке, позднее, вероятно, сжигались .
В некоторых местностях считается, что у Уку была жена по имени Раун ( Raunj — вероятно, от шведского слова rönn , « рябина »). Фридрих Крейцвальд тоже поддерживал это предположение, имея в виду то, что Благовещение Пресвятой Богородицы следует рассматривать как отголосок праздника весеннего солнцестояния в честь Уку и его жены Раун ( Inland 1837, № 27). Крейцвальд не уточняет, говорит ли он здесь об эстонском или финском Уку, и кто считает Раун женой Уку — эстонцы или финны. Есть данные, на основании которых можно сделать вывод, что наряду с Уку (Дедом) у древних эстонцев была также Мать-Земля ( эст. Maaema ). Крейцвальд позаимствовал сведения о жене Уку из хроник Томаса Йерне . Правда, Йерне называет жену Уку Раун ( Raunj ); из-за опечатки у Крейцвальда Раун стала называться Ранн ( Rannj ) .
Статус сверхсущества в значении находящего на небесах бога ветра, дождя и грома Уку получил в эпосе « Калевипоэг » . Герои эпоса обращаются к Уку за помощью или приносят ему дары.
Кончина Старого Калева * Детство Калевипоэга
Линда шлёт молитвы Уку, когда после смерти её мужа Калева у неё начинаются тяжёлые роды :
Сыновья Калева на охоте * Похищение Линды * Возвращение сыновей
Три сына усопшего Калева уходят на охоту. Линда остаётся дома одна, готовит сыновьям еду. Финский знахарь ветра Туслар , дальний родственник Калева, похищает Линду, чтобы сделать своей женой, и, хотя она изо всех сил борется с ним, колдует и лишает её сил. Могучий дед Пикне слышит крики Линды, спешит на помощь и пронзает Туслара молнией. Оглушённый колдун падает, а Линда, будучи силой неба вырвана из его объятий, превращается в каменную глыбу .
Когда вернувшиеся домой сыновья Калева обнаруживают пропажу матери, они пускаются на поиски, но нигде не находят её следов. Старший брат предлагает подкрепиться и лечь спать, а с утра продолжить поиски .
Два брата ложатся спать, но младший, Калевипоэг, не хочет откладывать поиски и идёт за советом на могилу своего отца .
Калевипоэг в Суоми * Могучий дуб * Расправа с Тусларом
Калевипоэг видит умершую мать во сне :
Постройка корабля и отплытие * Путешествие на край света * Лапландия и Варрак
Корабль Калевипоэга « Леннук », держа путь на крайний север, попал в грозу. Мореходы замерли от страха, но смелый Калевипоэг закричал :
В отместку за то, что полупсы-полулюди убили его коня, Калевипоэг стопудовой дубиной в гневе крушит всё вокруг на той незнакомой земле, куда он попал на своём корабле «Леннук». Но мудрец той земли скорбно укоряет Калевипоэга за то, что тот, свершая великий путь, превращает чужие земли «в тундру мёртвую, в болото», что умертвляет «встречные народы». Пожалев о своём внезапном гневе, Калевипоэг обращается с просьбой к Уку :
Калевипоэг заковывает Рогатого в цепи * Счастливые времена * Празднество и Книга мудрости * Вести о войне
Упоминается приношение даров Уку во время пиршества Калевипоэга :