Эстонская академия наук
- 1 year ago
- 0
- 0
Праоте́ц ( эст. Vanaisa ), также оте́ц вселе́нной и праоте́ц вселе́нной ( эст. Taevataat ) — персонаж эстонского народного эпоса « Калевипоэг » . Упоминается в двадцатой песне эпоса .
Сборы в поход * Битва * Послы железных людей * Кончина Калевипоэга * У ворот преисподней
Калевипоэг собирает на берегу реки Эмайыги своё войско. Два дня даёт на отдых и снаряжение к битве, а на третий день ведёт его в бой «к западу с нагорий Таары». С полудня до зари идёт тяжёлое сражение с железными воинами . К рассвету погибает конь Калевипоэга, падают «ряды слабейших сотнями на ложе смерти», и, наконец, поверженная вражья сила обращается в бегство. На поле боя остаются сотни тел и голов, «рук отрубленных без счёта», и дымятся «лужи крови» .
Гибель друзей, горестные переживания и тоска заставляют Калевипоэга уйти от людей. Несколько суток без остановки он идёт к Чудскому озеру , «где когда-то он дорогою удачи много раз ходил в дни счастья». Из-за проклятия, наложенного на Калевипоэга финским кузнецом за убийство его сына, на реке Кяэпа выкованный финский кузнецом меч перерубает ноги Калевипоэга ― отсекает голени от тела .
Душа умершего Калевипоэга улетает в небо, как птица. Там ей даётся «подобье плоти». Отдыхая от земных забот, Калевипоэг сидит на небесах средь «мужей, избранных Таарой», и слушает песни и былины о своих деяниях .
Два дня совещались мудрецы, и к рассвету третьего постановили: Калевипоэг должен встать у ворот ада на страже, чтобы не вырвался из преисподней Рогатый , закованный Калевипоэгом в цепи. Героя посадили на гнедого коня и провели к «адским каменным твердыням», а там приказали ему: «Трахни кулаком о скалы!» Калевипоэг исполняет указание, и его кулак застревает в треснувшей скале. Там и по сей день сидит он на коне и сторожит Рогатого в темнице. И, хотя стремится Калевипоэг вырвать руку из гранитной стены, «сила Маны держит мужа, чтобы врат подземных ада страж могучий не покинул» .