Interested Article - Мана (эстонская мифология)

Ма́на ( эст. Mana ) — в эстонской мифологии 1) одно из имён правителя подземного мира , мира мёртвых ; 2) также Ма́натарк ( эст. Manatark ) — название мифологического существа, встречающееся в северной Эстонии и означающее « заклинатель », «мастер заговоров » .

Имя

В эстонской мифологии бог загробного мира имеет несколько имён: , То́они ( эст. Tooni ), Кя́эбас ( эст. Kääbas ) и Кальм ( эст. Kalm ). Имя является наиболее известным. Оно происходит от названия Ма́нала , а то, в свою очередь, от словосочетания эст. Maan ala, maa all под Маной, под землёй . С течением времени слово Манала в эстонских и финских поверьях стало означать подземный мир . От имени Тоони происходит другое эстонское название загробного мира — Тонела ( эст. Tonela ) ; есть и третье эстонское название — Хийела ( эст. Hiiela ) .

Верование

считается добрым духом, приносящим удачу. О хорошем, благочестивом человеке говорят: «он благочестив, как мана (манасец)» ( эст. ta on vaga kui manalane ). При этом кладбище иногда называют «Землёй манов (манасцев)» ( эст. Manalaste maa ), и манами при этом являются все лежащие в могилах, но в данном случае это имя не подчёркивает хорошие качества усопшего. В Манала и Тонела мёртвые души, добрые и злые, живут вместе как манасцы, приспешники, сыновья и дочери . Согласно древним преданиям, эсты представляли жизнь под землей такой же, как и на земле: там есть леса и поля, долины и горы, лошади, коровы, овцы, дикие животные и даже реки и ручьи. Только в Манала всегда царят сумерки , а люди живут хоть и беззаботно, но и безрадостно .

В эпосе «Калевипоэг»

В эстонском эпосе « Калевипоэг » Мана выступает и как знахарь, и как правитель подземного мира, мира мёртвых. Мана упоминается в песне второй и песне двадцатой .

Песнь вторая

Кончина Старого Калева * Детство Калевипоэга

Умирает старый Калев . Его жена Линда пытается найти врачевателя, который смог бы его исцелить, и, кружа над головой серебряной пряжкой на бечёвке, посылает на поиски божью коровку . Куда она полетит — в той стороне и нужно искать знахаря :

Лекаря нам поищите...
Знахаря ветров зовите
Из пещер подземных !

Семь ночей и дней кружит пряжкой Линда, и наконец божья коровка видит знахарей:

Кто попался ей навстречу?
Повстречались: знахарь ветра,
Из Суоми знахарь слова
И подземный знахарь — .

«Ведуны и чародеи» говорят божьей коровке, что Калева вылечить невозможно, и, прежде чем остановилась серебряная пряжка и воротилась домой с ответом божья коровка, Калев уже был «окован смертью».

Песнь двадцатая

Сборы в поход * Битва * Послы железных людей * Кончина Калевипоэга * У ворот преисподней

Калевипоэг погибает от своего собственного меча, на который наложил заклятие финский кузнец : меч перерубает герою ноги. Душа Калевипоэга возносится на небеса, однако праотец вселенной не хочет, чтобы Калевипоэг праздно слонялся по небу, и решает сделать его привратником ада , чтобы тот стерег заключённых там демонов . Сидящий на коне Калевипоэг выполняет приказ с неба «трахнуть кулаком о скалы» — и его рука застревает в скале, а затем навечно врастает в неё. Калевипоэг стремится вырвать руку из гранита, но владыка подземного царства мёртвых крепко удерживает его:

Сила держит мужа,
Чтобы врат подземных ада
Страж могучий не покинул.

Литература

  • Калевипоэг: эстонский народный эпос / Собрал и переработал Ф. Р. Крейцвальд. — Перевод с эст. В. Державин и А. Кочетков; иллюстрации К. Рауда. — Таллин: Ээсти раамат, 1979. — 250 с. .
  • Matthias Johann Eisen. . Eesti mütoloogia. — Tallinn: Mats, 1995. — Lk. 33—34. — 176 lk. — ISBN 9985-51-016-X .

Примечания

  1. Matthias Johann Eisen. Eesti mütoloogia (эст.) / Kujundaja: Kersti Tormis. — Tallinn: Mats, 1995. — С. 33—34. — 176 с. — ISBN 9985-51-016-X .
  2. Ф. Р. Крейцвальд, иллюстрации К. Рауда. Калевипоэг. Эстонский народный эпос. — Таллин: Ээсти раамат, 1979. — 250 с.
  3. (эст.) . Eesti Entsüklopeedia (2006).
  4. (эст.) . Eesti etümoloogiasõnaraamat .
  5. Ene Vainik. (эст.) // folklore.ee. — L. 28 .
  6. , с. 24.
  7. , с. 224.

Комментарии

  1. Эстонские топонимы, оканчивающиеся на , не склоняются и не имеют женского рода (исключение — Нарва)
Источник —

Same as Мана (эстонская мифология)