Interested Article - Шлос-Феллин
- 2020-12-31
- 1
Шлос-Феллин ( нем. Schloß Fellin ), также мы́за Ви́льянди ( эст. Viljandi mõis ) — рыцарская мыза в уезде Вильяндимаа , Эстония . Находится на территории города Вильянди .
Согласно историческому административному делению мыза относилась к приходу .
История мызы
XI—XV века
На территории современного Вильянди, на высоком холме между двумя долинами, не позднее XI века появилось городище , ставшее центром древней области Сакаламаа . Когда в августе 1223 года крестоносцы после длительной осады завоевали эти земли, здесь начали строить орденскую крепость . За первыми каменными сооружениями в начале XIV века последовало возведение мощного здания конвента с квадратным внутренним двором — самого большого и самого необычного из подобных строений в тогдашней Эстонии. Крепость стала центром комтурства и резиденцией комтура. К северу от крепости возник большой торговый город.
XVI—XVIII века
В середине XVI века, во время опустошительной Ливонской войны , крепость Феллин почти не пострадала, однако была превращена в руины в 1620-х годах, в ходе польско-шведских войн .
В 1624 году король Швеции Густав II Адольф пожаловал город Феллин вместе с окрестностями фельдмаршалу Якобу Делагарди , и на месте разрушенного городища стала развиваться мыза Феллин .
Центр мызы сформировался к западу от городища, между городом и зданием конвента замка Феллин .
В 1624—1681 годах город Феллин принадлежал мызе .
Начавшаяся в 1700 году Северная война полностью уничтожила и мызу, и поселение рядом с ней. Если ещё в начале XVII века от замка оставалась большая часть стен, то в последующие полтора столетия, когда его руины стали местом получения строительных материалов для восстановления мызы и города, сохранились лишь отдельные обломки. Разрушенный до основания Феллин лишился полученных в XIII веке прав города и получил их обратно только указом Екатерины II .
После Северной войны российская императрица Елизавета Петровна подарила мызу Феллин своей кузине Марии Чоглоковой . В подчинении мызы в то время находилось как небольшое поселение, возникшее на месте средневекового городища, так и окрестные земли. В 1746 году было построено одноэтажное деревянное главное здание мызы в стиле барокко (снесено в 1938 году, сейчас в том месте стоит открытый в 2004 году конный монумент Йохану Лайдонеру ) .
XIX—XX века
В 1860 году мызу Феллин купил барон Август Пауль Адольф Унгерн фон Штернберг ( August Paul Adolph von Ungern-Sternberg ), ландрат Ливонии , высший церковный староста округа Тарту — Выру , куратор Общества благородных девиц в Вильянди и с 1874 года президент Школьной коллегии Вильяндиской земской гимназии .
Сразу после приобретения мызы Август Пауль Адольф выделил на своей земле грунт под строительство приходской церкви. Рядом с Яановской церковью, которую в тех местах называли немецкой церковью, выросла новая — церковь Святого Павла , которую стали называть эстонской церковью .
На военно-топографических картах Российской империи (1846–1863 годы), в состав которой входила Эстляндская губерния , мыза обозначена как мз. Шлос Феллинъ .
В 1880 году было построено новое главное здание мызы — большой каменный оштукатуренный особняк .
После 1917 года мыза Феллин стала называться мызой Вильянди .
Последним собственником мызы до её отчуждения в 1919 году был Освальд Унгерн фон Штернберг ( Oswald von Ungern-Sternberg ) — владелец замка Феллин и мызы , ландрат Ливонии , директор мыз рыцарства , церковный староста Вильяндиского прихода Святого Павла .
Новый господский дом мызы был очень красив. Барон Освальд привёз из Германии голубые ели и сам посадил их. Его дочь Александрина (в замужестве Alexandrine Alice Emily von Mensenkampff , (1878—1934)) посадила виноград , который очень скоро дал плоды, и мыза Вильянди стала утопать в зелени. Особняк стоял на краю большого парка с расчленённым рельефом, к которому примыкал древний природный лесопарк (в его центре в настоящее время и находятся остатки городища) .
После национализации мызы в её главном здании некоторое время работали детский сад и библиотека .
В 1997 году главное здание и амбар мызы были внесены в Государственный регистр памятников культуры Эстонии .
Унгерн фон Штернберги — последнее баронское семейство Вильянди
Унгерн фон Штернберги принадлежат к одному из старейших дворянских семейств Эстляндии , Ливонии и Курляндии . Их ветвь, связанная с Вильянди, происходит от свободных господ Швеции . В течение трёх поколений они возрождали и развивали этот город и имеют существенную роль в создании нынешнего облика города .
Барон Освальд входил в состоящий из семи членов Комитет раскопок орденского городища Вильянди и найденные на его землях древности передал Музею Дитмара (ныне — Музей Вильянди). По разрешению барона почву, удаляемую в ходе раскопок, вывозили на ближайшие мызные земли, а найденные кирпичи продавали, и вырученные за них деньги шли на оплату труда археологов .
Барон Освальд Унгерн фон Штернберг умер в 1907 году и был похоронен на семейном кладбище напротив замка. После его смерти мызу унаследовала его супруга Эмили София Александрина, урождённая фон Вольфф ( Emily Sophie Alexandrine von Ungern-Sternberg (1855—1934)) .
В 1918 — 1919 годах сын барона Освальда, Генрих Унгерн фон Штернберг ( Heinrich Oswald Paul Richard von Ungern-Sternberg ), служил в Балтийском батальоне Эстонской народной армии , сражавшейся за независимость Эстонии . В 1924 — 1925 годах Генрих обучался лётному делу в Пруссии , в лётной школе Розиттена, затем сдал экзамен в Таллинском обществе воздухоплавания и получил лицензию пилота под номером 2 в Эстонии . Генрих Унгерн фон Штернберг считается одним из основоположников частного воздухоплавания в Эстонии. Он получил право использовать пивоварню старой мызы для своего предпринимательства, и начал там строить самолёты. Вместе со своим другом, мужем сестры, Ульрихом Брашем ( Ulrich Brasch , лицензия пилота № 3 в Эстонии) Хейнц также предлагал услуги воздушного такси . Наряду с предпринимательской деятельностью в 1930—1933 годах Генрих входил в Городское собрание Вильянди как представитель Немецко-балтийской партии .
В 1924 году из Дрездена в Эстонию вернулась мать Генриха, баронесса Эмили Унгерн фон Штернберг, и поселилась на мызе , которую эстонское правительство пожаловало её сыну за участие в Освободительной войне. Последние годы жизни провела в Вильянди и её дочь, Александрина, вернувшаяся на родину из Чили .
Летом 1931 года Генрих Унгерн фон Штернберг купил в Германии спортивный самолёт марки Klemm L 25 b VII и в сентябре совершил круговой полёт по Европе: Штутгарт — Кёльн — Кале — Лондон — Париж — Лион — Марсель — Торино — Милан — Триесте — Загреб — Будапешт — Прага — Гёрлиц — Берлин — Варшава — Кенигсберг — Каунас — Рига — Таллин —Вильянди, о чём писали даже европейские газеты. В его самолёте использовался бензин , полученный из сланца на эстонском предприятии . За 10 дней он пролетел почти 5900 километров .
Зимой 1933 — 1934 годов в Вильянди прошли первые курсы по строительству планеров и планеризму , где обучалось 17 человек. В течение курсов было построено три планера, а одним из инструкторов был Генрих Унгерн фон Штернберг .
В конце 1934 года Генрих был арестован по делу о побеге из тюрьмы лидера движения вапсов Артура Сирка , в ходе предварительного следствия сидел в Таллинской центральной тюрьме и после суда был лишён лётной лицензии. И тогда в ангаре, где раньше строились самолёты, он решил открыть производство первых эстонских автобусов. В апреле 1936 года в регистре Торгово-промышленной палаты было зарегистрировано предприятие «Viljandi mehaanika-töökojad H. Ungern-Sternberg & Ko» . Предприятие в основном сосредоточилось на производстве корпусов автобусов. К 1938 году было изготовлено 28 маршрутных автобусов; на предприятии работало 63 человека. Весной 1938 года по заказу Таллинской и Нарвской горуправ были изготовлены 5 первых автобусов т. н. таллинского типа, по заказу Главного управления здравоохранения Министерства социальных дел — две санитарные машины. В январе 1939 года на основе автомобиля Opel Blitz была построена газозащитная машина для Таллинской пожарной лётной дружины для оказания первой помощи в случае крупных несчастных случаев отравления угарными и другими газами .
Осенью 1939 года Унгерн-Штернберги покинули Вильянди. В конце 1944 года Генрих Унгерн фон Штернберг получил известие о гибели своего единственного сына Вольфа Отто ( Wolf Otto Ernst von Ungern-Sternberg ) в возрасте 21 года в боях под Ганновером . В январе 1945 года Генрих Унгерн фон Штернберг погиб в составе отряда Фольксштурма в Пруссии , на территории нынешней Польши . В настоящее время в Германии проживает младший внук Генриха, сын его дочери Рутт ( Ruth-Elisabeth ), Этторе ( Ettore Ungern-Sternberg , род. 1952 г.) с супругой Барбарой и сыновьями Романом и Александром. Они несколько раз посещали Эстонию и участвовали в восстановлении родового кладбища в Вильянди, разрушенного в советское время . Этторе — кузнец художественной ковки и владелец конного центра .
XXI век
В 2005 году собственники главного здания мызы Вильянди ( акционерное общество Acropolis ) собирались сделать в нём отель. Стоимость работ по реновации оценивалась ими в 25—30 миллионов крон . Однако в марте 2018 года здание было выставлено на продажу по цене 320 000 евро , и в апреле того же года выкуплено фирмой Modify OÜ , которой владеет семейство Сийлатсов ( Siilats ). К тому времени эта фирма уже купила 11 объектов недвижимости по всей Эстонии .
Главное здание мызы Вильянди еще в начале 20-го столетия стали называть новым замком Вильянди или замком Вильянди . Новые собственники планируют открыть в замке отель и ресторан .
Весной 2008 года в бывшем мызном амбаре стал работать Центр фольклорной музыки — место, где проводятся конференции, концерты, праздничные приёмы и рождественские вечера .
При инспектировании 09.10.2019 главное здание мызы Вильянди находилось в плохом состоянии . Амбар при инспектировании 25.10.2019 находился в удовлетворительном состоянии . Сохранилось ещё несколько хозяйственных построек мызы, но в перестроенном виде (в регистр памятников культуры не внесены); они расположены между крепостными холмами и городом .
Главное здание
Последнее главное здание мызы в стиле неоренессанса было построено в 1880 году по проекту рижского архитектора Роберта Пфлуга . Это большой оштукатуренный каменный особняк на высоком цоколе из бутового камня , у которого с одноэтажным основным планом соединяется в северном крыле квадратный блок. На переднем фасаде — ризалит с треугольным фронтоном (изначально он был волютным ), перед ним широкая гранитная лестница и деревянный балкон с резным декором (изначально в его рамах стояли стёкла). Этот декор был относительно богатым (угловые лизены , штукатурные обрамления окон и пр.), но к настоящему времени сохранился лишь частично. В облике высокого крыла дома существенную роль играет также небольшая надстройка второго этажа с круглыми окнами. Крыша изначально была крыта волнистым шифером и местами жестью , в настоящее время она крыта этернитом . Сохранились распашные двери с богатым декором как у основного, так и у северного входа. Первоначальную форму сохранили и окна в деревянных рамах: в низкой части дома, где располагались представительские помещения, они закруглённые в верхней части, в двухэтажном крыле — состоящие из шести квадратов. Представление о когда-то богатом фасадном декоре можно получить только по старым фотографиям: карнизы, межэтажные пояса, имитирующая рустику заделка швов, угловые , разной формы украшения окон и пр. .
Во внутренней планировке дома изменений по сравнению с первоначальной произошло сравнительно мало. В центре расположен вестибюль , по двум сторонам которого находятся зал и столовая, салон и другие представительские комнаты; жилые комнаты двухэтажного крыла дома на обоих этажах делятся продольными коридорами; деревянная лестница из коридоров ведёт на второй этаж и затем на чердак . Цокольный этаж дома, где ранее находились хозяйственные помещения, соединён с основным этажом двумя лестницами. Из вестибюля лестница ведёт в подвал . Ранее в вестибюле была также винтовая лестница, ведущая на чердачный этаж. В интерьере сохранилось множество примечательных исторических элементов оформления: стеновые и потолочные карнизы , розетки люстр , раскрашенные под дерево филёнчатые двери и складные оконные ставни , крашеные филёнчатые двери с профилированными рейками, стеновые шкафы, дверные ручки и наличники , шпингалеты и пр., а также часть высоких печей с карнизами, относящихся к мызному времени, и некоторые более поздние кафельные печи .
Амбар
Большой оштукатуренный каменный амбар с прямоугольным основным планом был возведён в XIX веке на территории бывшего средневекового городища, там, где когда-то располагалась конюшня и, предположительно, жилой дом конюхов. Точное время его постройки неизвестно. Амбар перенёс несколько ремонтов и перестроек и не сохранил свой первоначальный вид. Предполагается, что его фундамент из бутового камня частично может стоять на остатках стен древнего городища. В центре переднего фасада амбара расположены въездные ворота, которые выделены выступающим с крыши треугольным фронтоном, боковыми пилястрами и ступенчато профилированными карнизами. Подвальный этаж амбара имеет сводчатые потолки из кирпича и сохранил свою первоначальную планировку. Восточная часть здания в 1920-х годах была приспособлена под зерносушилку .
В начале 1980-х годов амбар, бывший складом, собирались перестроить в кафе - бар . Тогда здание ещё было в относительно хорошем состоянии и сохранило свой исторический облик, требовала ремонта только крыша. Планы не были осуществлены, и несколько лет спустя обрушились часть потолка и южная стена. В 1990-х годах был составлен новый проект по реставрации амбара. На этот раз из него хотели сделать бытовое здание Реставрационного управления Центральной Эстонии. Были восстановлены южная стена и крыша и сделан новый потолок на первом этаже. Проектом было предусмотрено открытие аркады переднего фасада; в действительности это означало бы снос передней стены и возведение новой стены из зольных блоков и силикатного кирпича. Из силикатного кирпича была сложена задняя стена, а бывшие в ней проёмы или заложены, или заменены. Строительные работы были приостановлены в 1994 году .
Центр фольклорной музыки, работающий в настоящее время в бывшем мызном амбаре, имеет три зала. На первом этаже расположены малый и большой концертные залы, вмещающие 100 и 400 человек соответственно. В подвальном этаже находится каминный зал с сауной .
Примечания
- ↑ (эст.) . Portaal "Eesti mõisad" . Дата обращения: 16 декабря 2019. 2 ноября 2019 года.
- (эст.) . eestigiid.ee .
- ↑ Jaanika Kressa. (эст.) . Kultuur ja Elu (2002). Дата обращения: 16 декабря 2019. 13 декабря 2019 года.
- ↑ (эст.) . Kultuurimälestiste riiklik register . Дата обращения: 16 декабря 2019. 29 октября 2020 года.
- ЭтоМесто . Дата обращения: 31 октября 2020. 26 сентября 2023 года.
- ↑ Jaanika Kressa. (эст.) // Sakala : Газета. — 2014. — 15 novembri ( nr. 221 ). — L. 10 . 26 сентября 2023 года.
- (эст.) . Rahvusarhiivi fotoinfosüsteem . Дата обращения: 16 декабря 2019. 26 сентября 2023 года.
- ↑ (эст.) . Kultuurimälestiste riiklik register . Дата обращения: 16 декабря 2019. 17 августа 2019 года.
- (эст.) . city24.ee (22 марта 2018). Дата обращения: 16 декабря 2019. 13 декабря 2019 года.
- (эст.) . Äripäev (12 мая 2018). Дата обращения: 16 декабря 2019. 13 декабря 2019 года.
- Marko Suurmägi. (эст.) . Sakala (12 мая 2018). Дата обращения: 16 декабря 2019. 13 декабря 2019 года.
- Marko Suurmägi. (эст.) . Sakala / Postimees (5 июня 2018). Дата обращения: 16 декабря 2019. 13 декабря 2019 года.
- ↑ . Visit Estonia. Официальный сайт туристической информации . Дата обращения: 16 декабря 2019. 14 декабря 2019 года.
- (эст.) . MTÜ Eesti Pärimusmuusika Keskus . Дата обращения: 16 декабря 2019. 13 декабря 2019 года.
- ↑ (эст.) . Eesti Pärismuusika Keskus . Дата обращения: 16 декабря 2019. 13 декабря 2019 года.
- 2020-12-31
- 1