Рохунеэме
- 1 year ago
- 0
- 0
Не́эме ( эст. Neeme ), ранее Не́ме ( эст. Neme ) — деревня в волости Йыэляхтме уезда Харьюмаа , Эстония .
Расположена на оконечности , в 40 километрах от Таллина . Граничит с на западе, с на востоке, с Балтийским морем на севере и с деревней Ихасалу ни юге. Высота над уровнем моря — 20 метров .
На территории деревни находились Ихасалуский верхний маяк и Ихасалуский нижний маяк (к настоящему времени разрушены). Высота первого составляла 40 метров, второго — 25 метров; были построены в 1986 году, своё назначение потеряли в 2003 году .
Климат умеренный . Официальный язык — эстонский . Почтовый индекс — 74226 .
По данным переписи населения 2011 года , число жителей Неэме составляло 279 человек, из них 268 (96,1 %) — эстонцы .
По данным переписи населения 2021 года , в деревне насчитывалось 324 жителя, из них 295 (92,2 %) — эстонцы .
Численность населения деревни Неэме по данным переписей населения :
Год | 1959 | 1970 | 2000 | 2011 | 2021 |
---|---|---|---|---|---|
Чел. | 172 | ↘ 154 | ↘ 132 | ↗ 279 | ↗ 324 |
По данным Регистра народонаселения, по состоянию на 1 июня 2023 года в деревне были зарегистрированы 344 человека .
Неэме — первая деревня в Эстонии, заимевшая свой флаг и герб . Герб деревни: на синем щите серебряный шип с изогнутыми сторонами, доходящий до верхнего края щита, и две рыбы в противоположных цветах, размещённые в вертикальном положении. Синий цвет означает море , серебряный шип означает мыс , рыбы — традиционную деятельность прибрежных жителей — рыболовство .
Неэме — это старинная рыбацкая деревня. Основным источником средств к существованию для жителей деревни была ловля рыбы, в меньшей степени — охота на тюленей , а также сельское хозяйство . Выловленная рыба в основном продавалась в Таллине. В XIX веке, наряду с засолкой рыбы , стало популярным также и её копчение .
В письменных источниках 1560 года упоминается как Sumini , 1563 года — Sunnenym , 1574 года — Sunanemi , 1693 года — Neme , 1694 года — Nehme , 1798 года — нем. Ihhasalloneem .
Согласно вакенбуху 1688 года , в расположенных рядом деревнях Неэме и Ихасалу насчитывалось 33 хутора . В то время деревни относились к мызе (Румму, нем. Rumm , эст. Rummu mõis ), расположенной в приходе Куусалу . В деревне была часовня с берёзовой крышей и рядом с нею — кладбище ; места могил у леса ещё едва заметны со стороны моря, но самого кладбища не стало уже к началу XX века, а часовня сгорела ещё в годы Северной войны .
В 1897 году в помещениях хутора Марди была основана деревенская школа, до этого дети ходили учиться в школу деревни Каберла . В школе было 18 учеников, и она функционировала там всего год. В 1899 году в деревне была уже построена своя школа, а в 1934 году началось строительство нового здания школы, так как старое стало слишком маленьким. В то время там насчитывалось уже более 60 учеников. Новое здание было построено в 1936 году .
В 2018 году в Неэме было возведено новое, современное здание школы . В 2022/2023 учебном году в ней насчитывалось 60 учеников .
В 1931 году совместными усилиями местных жителей в Неэме был построен магазин , где также была собственная пекарня .
В 1977—1997 годах Неэме была частью деревни Ихасалу .
В школе Неэме сохранилась письменная хроника жизни в деревне и, в большей степени, истории школы с 1897 по 1946 год, которую вели школьные учителя и директора. В частности, в записях 1926 года говорится, что жители деревни в основном являются между собой тем или иным образом родственниками, только семья Лайгар ( Laigar ) происходила из Ляэнемаа ; «в настоящее время среди них много вырожденцев, а также большое число вдов и бедных детей. Дети болеют: кто-то «куриной грудкой», кто-то хронической ангиной, кто-то хронической ушной болезнью, глазной инфекцией, пороком сердца или имеют другие заболевания» .
В записях от 1934 года рассказывается о новой молодой учительнице школы Неэме — Нине Боровченко, которая окончила учительский семинар в Тарту . Она русская , но полностью эстонизирована . В 1935 году она также эстонизировала свои имя и фамилию на .
Учениками школы Неэме в 1930-е годы было поставлено несколько пьес: на Рождество ― «Юку и Мику» ( эст. «Juku ja Miku» ); в один из праздников Дня независимости — трёхактная музыкальная пьеса Кангерманна «Мальчик из Реэду и Лийзи» ( эст. «Reedu poiss ja Liisi» ), на День матери — пьеса Рахула «Воспоминание матери» ( эст. «Ema mälestus» ), на выпускной вечер — трёхактная пьеса Штейнберга «Кратт» ( эст. Kratt ), двухактная пьеса Юлиуса Кырревески «Огородное чучело» ( эст. Kapsatont» ) и др. Осенью 1937 года за зданием школы были высажены 20 ягодных кустов (ранее там выращивался картофель). В школе насчитывалось 54 ученика .
После установления в Эстонии советской власти организации « Нооред Коткад » и «Кодутютред» были упразднены и заменены организациями октябрят и пионеров ; для последних, однако, процедура присяги в школе не была проведена .
Осенью 1940 года директор школы Хейн Верго ( Hein Vergo , до 1935 года Teodor Taalman ) перешёл в начальную школу деревни Хальява ; новым директором стал Рихо Кеса ( Riho Kesa ) из начальной школы .
По случаю выборов в Верховный Совет Эстонской ССР 12 января 1941 года ремесленный класс школы был преобразован в агитпункт , где также располагался « красный уголок ». В школе часто проводились агитационные собрания жителей деревни, разучивались советские песни. После начала войны между СССР и Германией была объявлена мобилизация , которая вызвала тревогу в деревне. Жители, в том числе и учителя, были привлечены к оборонительным работам. В здании школы разместились военные беженцы — жители Ягалаской фабрики .
23 августа 1941 года в Неэме вошли первые немцы . В два часа дня первый танк проехал мимо здания школы, за ним проехали мотоциклисты и велосипедисты, всего около 600 человек. Началась «новая эра». Из школы убрали «красную» литературу , советские лозунги и картинки. На флагштоке школы был вывешен эстонский флаг . Ягаласким беженцам пришлось покинуть здание школы, и там разместились немцы .
25 и 26 августа 1941 года советские войска бомбили деревню Неэме с острова Аэгна . В сентябре, после занятия Таллина немецкими войсками, в школу было доставлено около 3000 человек с разбомблённого острова Прангли и лиц, бежавших от советской мобилизации. Они были размещены в здании школы и на её дворе. Все помещения и двор школы были заняты ранеными и больными людьми до предела, так что учителям зачастую для входа в свои квартиры приходилось использовать окна. Стояла холодная погода, люди были застужены и голодны. Деревенские жители приносили им еду, а учителя днём и ночью готовили им горячий чай, а потом только горячую воду. Через три дня их перевезли в Таллин. От школьного двора остался только чернозём, трава, клумбы и все зеленые растения бесследно исчезли. Земля была чёрной и твёрдой, как асфальт. Везде валялись обломки и мусор. Школьные помещения были сильно загрязнены и порушены. Потребовалось несколько недель, чтобы привести здание школы в относительный порядок .
В 1941/1942 учебном году школа начала работу 1 ноября. Её новым директором стал Йоханнес Конса ( Johannes Konsa ); прежний директор Рихо Кеса по личному заявлению был назначен директором начальной школы в Саку . При новом порядке школа работала в целом спокойно, по учебным программам Первой республики с некоторыми изменениями. Были трудности с приобретением новых учебников, тетрадей, не хватало дров, из-за чего школа иногда несколько дней подряд не работала .
Несмотря на уход персонала на другие должности и смерти 6 января 1943 года учителя Якоба Кивикаса ( Jakob Kivikas ), школа действовала всю войну. Некоторое время в ней работала только одна учительница — Нийне Ранд. Проводились рождественские праздники, на которые приходила вся деревня .
21 марта 1944 года в здании школы разместились 30 немецких солдат, но это не помешало школьным занятиям. 25 марта учёба закончилась, свидетельство об окончании начальной школы получили 5 человек. 2 апреля немцы покинули здание школы, но в начале мая пришли новые немецкие солдаты на трёх танках, которые поставили во дворе школы. В ночь на 17 мая немецкие танкисты внезапно покинули деревню .
21 сентября 1944 года, в день начала битвы за Таллин , в деревне началась паника. Почти половина жителей деревни под влиянием немецкой пропаганды и страха перед Красной армией бежали через море в Финляндию . 23 сентября 1944 года в деревню на грузовике въехали красноармейцы, но быстро её покинули, проведя небольшую «ревизию» .
1944/1945 учебный год начался 1 ноября, в этот раз в условиях новой, советской власти . Учеников было только 26 .
В 28-ю годовщину Октябрьской революции в Народном доме Неэме состоялось праздничное мероприятие. Собралось много жителей деревни, они остались довольны показанными представлениями и впервые вместе пропели гимн Эстонской ССР .
30 декабря 1945 года в школе был проведён праздник встречи Нового года , пришло много людей. Праздники в деревне организовывали совместно активисты народного дома и школьная молодёжь. Самым тяжёлым вопросом был приём в пионеры. Учащиеся из осторожности и по своим убеждениям не решались становиться пионерами. Однако ближе к весне 1946 года 4 ученика четвёртого класса стали пионерами. Проводить с ними достаточно работы не было возможности, так как в волости не было старшего пионервожатого, а учитель был загружен основной работой. В 1951—1955 годах в школе работала только одна учительница — Нийне Ранд, она же вела и уроки физкультуры . Меньше всего учеников насчитывалось в 1955 году — всего 7 человек .
Исторически деревня состояла из трёх районов: «Старая деревня» ( эст. Vanaküla ), включающая в себя жилые дома, построенные во времена Первой республики и Советского Союза , так называемая « Бревенчатая деревня» ( эст. Palgiküla ), которая представляет собой жилой район, образованный в начале Второй республики , и активно расширяющийся в последние годы жилой район «Кадакаранна» ( эст. Kadakaranna — район Можжевелового берега ). За прошедшее посла распада СССР время в Неэме переехало много молодых семей, которые активно участвуют в жизни деревни .
К лету 2023 года в Неэме был построен новый жилой район, состоящий из 40 сверхэкологичных боксов рядных домов, созданных архитектором Юларом Марком ( Ülar Mark ) и построенных роботами. Жилой комплекс получил название «Пяритууле» ( эст. «Pärituule» — район «Попутного ветра» ). В знак уважения к местным традициям каждый покупатель нового жилья автоматически стал владельцем или совладельцем лодки . После заселения всех новых домов число жителей деревни увеличится примерно на четверть .
В деревне есть детский сад «Неэме Мудила» ( «Neeme Mudila» ), основная школа, детская музыкальная школа , библиотека , народный дом , магазин, кафе , ресторан , порт для малых и средних судов, морской пляж и дороги для лёгкого транспорта. В народном доме работают кружки по интересам и проводятся различные мероприятия. Народный дом и музыкальная школа располагаются в старом школьном здании 1936 года .
В деревне действует добровольное спасательное общество .
30 ноября 2006 года было создано «Общество Женской Береговой охраны Неэме» ( эст. «Neeme Rannavalve Selts» ). Изначально его участницами были только женщины, в 2014 году к обществу присоединились трое мужчин. Целью объединения является сохранение деревенской общины и укрепление сплочённости её жителей, краеведение , поддержание устойчивости деревенских традиций, развитие деревенской жизни. По состоянию на 11.07.2023 в общество входило 14 человек .
Деревня Неэме была одной из первых деревень Эстонии, присоединившихся к движению « Соседский дозор » .
По данным волостной управы, в 2022 году брутто -доход одного зарегистрированного жителя деревни составлял 1600 евро в месяц, что немногим больше среднего по волости (1500 евро). Основная часть жителей деревни работает в Таллине, и, так как после 18 часов уездные автобусы в деревню не ходят, для поездок на работу и домой использует личные автомобили .
Самыми крупными традиционными событиями деревни являются «Дни Неэме» (отмечаются каждые 5 лет), «День рыбака», который проводится каждый год в июле, « Ночь древних огней » в августе и «Ярмарка месяца жатвы» в сентябре .
В переводе с эстонского языка ‘неэм’ ( эст. neem ) — « мыс », «коса» . Этимология начальной части более ранних названий деревни остается неясной .