Interested Article - Вийрес, Антс

Антс Ви́йрес ( эст. Ants Viires ), до 28 февраля 1938 года Антс Ве́бер ( эст. Ants Veber ; 23 декабря 1918 , Тарту 18 марта 2015 ) — эстонский этнолог . Ведущая фигура этнологических исследований в Эстонии .

Биография

Антс Вебер примерно в 1935 году

Родился в Тарту 23 декабря 1918 года. В родном городе окончил гимназию Хуго Треффнера в 1937 году, после чего изучал эстонский язык и литературу, английскую филологию и фольклор в Тартуском университете (с 1937 по 1945 год). Лекции, читаемые в период с 1939 по 1944 год профессором , пробудили интерес к этнологии у Вийреса. Окончив университет в 1946 году со степенью магистра, Вийрес одновременно преподавал этнографию (до 1949 года), занимался исследованиями в качестве аспиранта и работал в Эстонском национальном музее , пережившем не лучшие времена в советские годы .

Во время нацистской оккупации Вийрес работал переводчиком в районной вспомогательной полиции, что оказало негативное влияние на его дальнейшую профессиональную деятельность. В период с 1952 по 1956 год он был вынужден работать школьным учителем и по другим профессиям вне академии наук из-за приостановления в 1949 году кафедры этнологии в Тартуском университете .

В честь 85-летия Антса Вийреса Институтом истории в Таллинне был организован международный конгресс на тему «Культура и традиции» в 2003 году .

Умер 18 марта 2015 года. Похоронен на Лесном кладбище Таллина .

Научно-исследовательская деятельность

В 1955 году Антс Вийрес защитил кандидатскую диссертацию на тему «Эстонская народная деревообработка» ( эст. «Eesti rahvapärane puutööndus» ), став первым эстонским этнологом, который получил учёную степень в советский период. После этого Вийрес получил должность в Институте истории Академии наук Эстонской ССР , где работал исследователем в отделе археологии и этнографии под руководством Харри Моора . В 1961 году был назначен старшим научным сотрудником, с 1968 года — главным руководителем этнографической исследовательской группы. В 1977 году было основано отделение этнографии, а в 1983 — отделение культурной истории и этнографии; позже они трансформировались в самостоятельное отделение этнологии. До своего выхода на пенсию в 1998 году Антс Вийрес был руководителем этого отделения .

Область исследовательских интересов Вийреса охватывала широкий круг вопросов. В частности, его кандидатская диссертация была связана с эстонскими народными изделиями из дерева, докторская диссертация была посвящена изучению транспортных средств эстонского крестьянства. Впоследствии обе эти работы стали классикой эстонской этнологии и были многократно переизданы. Также Вийрес является автором ⅓ всех статей «Лексикона эстонской народной культуры» ( «Eesti rahvakultuuri leksikon» , 2000, 2007). Тогда как в советское время этнологические исследования обычно вращались вокруг вопросов этногенеза, этнологи Эстонской ССР фокусировались на крестьянской культуре и её явлениях в историко-культурном и географическом контекстах; работы Вийреса очень характерны для этой «советско-эстонской школы». Он применял историко-географический метод Густава Рянка, своего учителя, отдавая предпочтение теме материальной культуры .

Помимо Густава Рянка на Вийреса также в определённой степени повлиял финский этнолог , учитель Рянка, чей историко-артефактно-ориентированный исследовательский подход даёт о себе знать в работах Вийреса. В своём объёмном труде « Eesti rahvakultuur» (1998 & 2008) (соредактор ) Вийрес обновил и расширил исследования, представленные Манниненом в его энциклопедии эстонской культуры « Etnografiline sõnastik» (1925) и справочнике по эстонской материальной культуре « Die Sachkultur Estlands» (1932). Вийрес был также вдохновлён изданной в Финляндии книгой « Viron perinekulttuuri» , о чём он сказал в предисловии к своей книге .

Вийрес также широко применял метод «слова и вещи» .

Помимо книг, статей, отчётов и рецензий, Антс Вийрес публиковал также стихи . Переводил с финского, русского, немецкого, английского, польского, китайского и турецкого языков, таких авторов как Пушкин , Эйно Лейно , Ду Фу и других .

С 1955 года активно участвовал в научных исследованиях, проводимых Академией наук СССР в Москве , часто сотрудничая с Натальей Шлыгиной, старшим научным сотрудником. Оба они были членами Финско-советского комитета по научно-техническому сотрудничеству, который организовывал научные конференции, экспедиции и другие проекты. Благодаря Вийресу было создано эстонское представительство по городской этнологии в рамках финско-российско-эстонского исследовательского проекта, и результатом этого стало издание работы «Повседневная жизнь и этническая принадлежность: городские семьи в Ловийса и Выру , 1988‒1991» в журнале Studia Fennica. Также участвовал в организации 3-го Международного Конгресса финно-угроведов в Тарту в 1970 году. В 1974 году впервые посетил Финляндию , где провёл серию лекций в университетах Хельсинки , Турку , Оулу и Йювяскюля .

Вийрес был исследователем c международным признанием. В 1980 году получил почётное докторское звание от Московского университета , а в 1982 году — от Хельсинкского университета . В 1989 году присоединился к . В Финляндии был членом Финно-угорского общества (с 1963 года), общества «Калевала» (с 1964 года), Финского антикварного общества (с 1970 года) и Общества финской литературы (с 1981 года). В Венгрии получил почётное членство в Этнологическом обществе. В 1996 году за свои этнографические исследования в Эстонии Вийрес был удостоен ордена Государственного герба Эстонии 4-й степени. Будучи ведущей фигурой этнологических исследований в Эстонии, также внёс значительный вклад в качестве координатора этнологических исследований и научного руководителя докторантов. Из личных качеств Вийреса этнографиня отмечает трудолюбие, разносторонние языковые навыки и оптимистический взгляд на жизнь .

Библиография

  • Puud ja inimesed. — Tallinn: Valgus, 1975.
  • Talurahva veovahendid. — Tallinn: Valgus, 1980.
  • Seitsme maa ja seitsme mere taha. — Tallinn: Eesti Raamat, 1991. — ISBN 5-450-01184-9 .
  • Eesti rahvakultuur (koostanud koos Elle Vunderiga). — Tallinn: Eesti Entsüklopeediakirjastus, 1998. — ISBN 9985700074 .
  • Eesti rahvakultuuri leksikon (koostaja ja üks autoritest). — Tallinn: Eesti Entsüklopeediakirjastus, 2000. — ISBN 9985700759 ; 2007. — ISBN 9789985702833 .
  • Puud ja inimesed. — Tartu: Ilmamaa 2000. — ISBN 9985878744 .
  • Kultuur ja traditsioon. — Tartu: Ilmamaa, 2001. — ISBN 10241604.
  • Meie jõulude lugu. — Tallinn: Eesti Entsüklopeediakirjastus, 2002. — ISBN 9985701216 ; 2005. — ISBN 998570214X .
  • Vana eesti rahvaelu. — Tallinn: Ilo, 2004. — ISBN 9985575725 .
  • Eesti rahvapärane puutööndus. — Tallinn: Ilo, 2006. — ISBN 9985577949 .
  • Eesti rahvakultuur. — Tallinn: Eesti Entsüklopeediakirjastus, 2008. — ISBN 9789985703076 .
  • Läbi heitlike aegade. Tagasivaade minu eluteele. — Ilmamaa, 2011. — ISBN 9789985773895 .

Награды и премии

  • 1996 — Орден Государственного герба 4 класса
  • 1998 — (эст.)
  • 2002 — (эст.)
  • 2003 — Ежегодная премия Целевого капитала народной культуры фонда «Капитал культуры Эстонии»
  • 2004 — (эст.)
  • 2005 — (эст.)
  • 2007 — (эст.) (совместно с (эст.) , (эст.) и (эст.) )
  • 2009 — (эст.)

Примечания

  1. , p. 94.
  2. , p. 93.
  3. (эст.) . Haudi. Kalmistute register . Дата обращения: 29 мая 2023. 29 мая 2023 года.
  4. // Magyar néprajzi lexikon / Főszerkesztő . — Budapest : Akadémiai, 1982. — Bd. V (Szé–Zs). — ISBN 9630524430 .
  5. Saar, Siret. (эст.) . Блог Эстонского национального музея (26 марта 2020). Дата обращения: 13 июня 2023. 30 мая 2023 года.

Литература

  • . (англ.) // Ethnologia Fennica. — 2015. — No. 42 .
Источник —

Same as Вийрес, Антс