Адушкина, Катя
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ка́тя Каба́нова» ( чеш. Káťa Kabanová ) — опера Леоша Яначека на либретто В. Червинки по мотивам драмы А. Н. Островского « Гроза » в трёх действиях. Первое представление состоялось в Национальном театре в Брно 23 ноября 1921 года.
Яначек написал «Катю Кабанову» в возрасте 67 лет, однако её называют первой зрелой оперой композитора. К истории, описанной в пьесе русского драматурга Яначек обратился под влиянием глубоких личных чувств и посвятил оперу своей возлюбленной, Камиле Штёссловой.
Яначек всегда интересовался русской литературой, в частности, в 1902 году по его просьбе ему привезли из Петербурга полное собрание сочинений Островского. Лишь в 1919 году Яначек обратился к «Грозе», которую почти одновременно поставили в Праге и Брно в переводе В. Червинки, но видел ли Яначек эти постановки, доподлинно не известно. Композитор сам сочинил либретто к опере, обращаясь при этом не к оригинальному тексту, а к переводу. Яначек не знал, что уже существовало либретто Островского, и был доволен, когда убедился, что два либретто схожи, вплоть до изъятых персонажей .
Нотный текст оперы имел несколько редакций. В процессе подготовки оперы к первой постановке дирижёр внёс правки в партитуру , с ними опера и была опубликована в 1922 году издательством Universal Edition. Для постановки в Праге в 1928 году Яначек дополнил партитуру двумя оркестровыми интерлюдиями в первом и втором актах . Позднее дирижёр Вацлав Талих изменил оркестровку . В 1992 году Чарльз Макеррас опубликовал критическое издание оперы .
Опера пользуется популярностью и часто ставится на оперных сценах мира .
Музыка оперы не содержит русских фольклорных элементов, при этом ярко воплощает драматизм первоисточника . В партитуре используется редкий инструмент виоль д’амур («скрипка любви»), струнный инструмент с более нежным тембром, чем у альта . В «Кате Кабановой» впервые включён в действие пейзаж , вслед за Островским в музыке главенствующим стал образ Волги. Отрицательные персонажи и «тёмное царство» отошли на второй план, всё действие воспринимается через мысли и чувства Катерины. Кульминация действия перемещена со сцены покаяния к эпизоду мучительной борьбы героини с собой, завершившейся самоубийством, в последней картине оперы. По словам Б. Асафьева , Катя Кабанова у Яначека утратила купеческую архаичность и стала современной женщиной, интеллигентски чувствующей и страдающей. .
Роль | Тип голоса |
Исполнители на премьере
23 ноября 1921 года
|
---|---|---|
Савелий Прокофьевич Дикой, купец | бас | Рудольф Каульфус |
Борис Григорьевич Дикой, его племянник | тенор | Карел Завржель |
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), вдова богатого купца | контральто | Мария Гладикова |
Тихон Иванович Кабанов, её сын | тенор | Павел Йерал |
Катерина, жена Тихона | сопрано | Мария Веселая |
Ваня Кудряш, у читель | тенор | |
Варвара, сирота | меццо-сопрано | Ярмила Пустинская |
Кулигин, друг Кудряша | баритон | Рене Милан |
Глаша, девка | меццо-сопрано | Лидка Шебестлова |
Феклуша, девка | меццо-сопрано | Людмила Квапилова(-Кудлачкова) |
женщина | Ружена Горкая | |
рыбак | Вацлав Шиндлер | |
пьяница | Йосеф Тупый | |
прислуга, горожане и горожанки |
Действие происходит в городке Калинове на Волге в 1860-е годы.
Борис, племянник купца Дикого, вынужден терпеть его самодурство ради будущего наследства. Борис рассказывает своему другу Кудряшу, что влюблён в замужнюю женщину. Его возлюбленную Катю Кабанову и её мужа Тихона притесняет властная Кабаниха, свекровь Кати. Молодой женщине тоже нравится Борис, делится она секретом с Варварой. Та тоже влюблена — в Кудряша. Кабаниха отправляет Тихона в город по делам, Катя и Варвара остаются дома, с сердитой Кабанихой. Тихон, уезжая, наставляет Катю вести себя как подобает замужней и богобоязненной женщине.
Кабаниха ругает Катю, что та не горюет об отсутствующем муже. Когда свекровь уходит, Варвара показывает Кате ключ от садовой калитки. Варвара собирается на свидание с Кудряшом и зовет Катю пойти с ней, встретиться с Борисом. Катя, поколебавшись, соглашается.
На тайном свидании Борис признается Кате в любви, та отвечает взаимностью.
Прошло десять дней. Укрывшись от грозы, Борис узнает, что Тихон вернулся, а Катя очень взволнована. Окружающие думают, что бледность Катерины — из-за боязни грозы. Но Катя на глазах у всех признается Тихону, что изменила ему с Борисом и убегает под дождь.
Вечером после грозы Катя возвращается, униженная и обесчещенная . Борис, обняв её, сообщает, что рассерженный дядя отсылает его. С помутившимся рассудком Катя бросается в Волгу. Кабаниха запрещает Тихону спасать самоубийцу. Над мёртвым телом Кати Тихон проклинает мать.