Interested Article - Это прибыло со дна моря

«Это прибыло со дна моря» ( англ. It Came from Beneath the Sea ) — американский научно-фантастический фильм ужасов 1955 года , снятый в поджанре « фильм о монстрах ».

Синопсис : Гигантский осьминог (с шестью щупальцами ) , прибывший из Филиппинского жёлоба , свирепствует вдоль западного побережья Северной Америки после того, как получил сильное радиоактивное облучение в результате ядерных испытаний в южной части Тихого океана . В частности, он разрушает Сан-Франциско , уделяя особое внимание мосту «Золотые ворота» .

Сюжет

Атомная подводная лодка , совершающая в Тихом океане под командованием коммандера Пита Мэтьюза, сталкивается с мощным сонарным отражением. Неспособная обогнать объект и вообще что-либо сделать с ним, субмарина получает повреждения, но находит силы вырваться и добраться до гавани Пёрл-Харбор . При внешнем обследовании лодки обнаруживается органическая ткань огромного морского существа.

На эту военно-морскую базу для консультации вызвана команда морских биологов : профессор Лесли Джойс и доктор Джон Картер из Гарварда ; они идентифицируют эту ткань как часть гигантского осьминога . Военные поначалу относятся к этому скептически, но вскоре меняют своё мнение после получения нескольких сообщений о пропавших купающихся и кораблях, которые были утянуты под воду каким-то огромным морским существом. Оба учёных приходят к выводу, что это животное родом из глубин Филиппинского жёлоба , и оно было вынуждено покинуть свою естественную среду обитания из-за испытаний водородной бомбы в этом регионе , которые сделали гигантского осьминога радиоактивным и лишили его естественных запасов пищи.

Продолжают поступать тревожные сообщения: исчез небольшой японский рыболовецкий флот и лодка сибиряков, охотящихся на тюленей; произошло нападение на канадское грузовое судно, с которого несколько моряков смогли спастись на плоту. Выживших опрашивают психиатры, первый моряк начинает рассказывать о гигантских щупальцах, но и он и его коллеги быстро смекают, что после рассказа правды они могут попасть в сумасшедший дом, поэтому замолкают. Джойс, используя своё обаяние, всё-таки добивается от первого моряка честного подробного описания произошедшего. Правительство США прекращают все морские перевозки в северной части Тихого океана, не раскрывая общественности причину. Картер вылетает на вертолёте в океан, чтобы попытаться разыскать пропавший корабль, а Мэтьюз и Джойс отправляются в соседний штат, чтобы проверить сообщение о пяти пропавших людях на побережье Орегона .

Местный шериф Билл Нэш отвозит Мэтьюза и Джойс на место нападения, где они находят отпечаток гигантской присоски на песке пляжа (именно в этот момент у пары возникают романтические чувства друг к другу). Через некоторое время гигантский осьминог нападает на троицу, Нэш утащен в океан, Мэтьюз и Джойс с трудом спасаются. Перед тем как вернуться на базу ВМФ в Сан-Франциско они в срочном порядке организуют минирование всех акваторий Тихоокеанского побережья.

Электрическая защитная сетка натянута под водой поперёк входа в залив Сан-Франциско , защищая мост «Золотые ворота» . Картер летает на вертолёте вдоль береговой линии и приманивает чудовище мёртвыми акулами, пытаясь заманить его к сети. Джойс демонстрирует журналистам специальную атомную торпеду с реактивным двигателем, которую рассчитывают запустить в гиганта. Через несколько часов гигантский осьминог прорывает подводную сеть, лишь разъярённый электрическими ударами, и направляется в сторону Сан-Франциско .

Военные приказывают закрыть «Золотые ворота»; Картер узнаёт, что электрическая цепь была оставлена включённой, поэтому мчится к мосту, чтобы отключить её. Чудовище нападает на мост, электрические удары раздражает его всё больше и больше. Мэтьюз в последнюю минуту спасает Картера до того, как гигантское щупальце обрушивает секцию моста.

Жители Сан-Франциско впадают в панику и начинают толпами покидать город. Военные пытается эвакуировать Эмбаркадеро и Паромный вокзал , которые разрушены чудовищем. Гибнет всё больше и больше людей, и наконец Министерство обороны разрешает Мэтьюзу вывести подводную лодку и запустить торпеду; Картер присоединяется к капитану на борту, а Джойс остаётся на базе.

Огнемётами осьминог отогнан обратно в океан. Когда Мэтьюз выпускает торпеду в гиганта, он хватает подводную лодку. Капитан одевает акваланг , подплывает к чудовищу и устанавливает на его теле заряды взрывчатки. Однако происходит преждевременная детонация и Мэтьюз теряет сознание от взрывной волны. На помощь товарищу выплывает Картер, он стреляет в глаз осьминогу, заставляя его освободить подводную лодку; затем учёный отволакивает Мэтьюза в безопасность. Лодка возвращается на базу, чудовище уплывает в открытый океан, торпеда взрывается, уничтожая монстра.

Мэтьюз, Джойс и Картер отмечают победу в ресторане, капитан делает предложение учёной, и та принимает его.

В ролях

Производство и показ

В фильме активно применяется техника « покадровая анимация », за их грамотное сочетание с обычными съёмками отвечал известный художник и дизайнер Рэй Харрихаузен .

Продюсером ленты выступил малоизвестный на тот момент (также снялся в массовке без указания в титрах) под руководством известного (в титрах указан как «исполнительный продюсер»), который был известен своими работами над малобюджетными фильмами , приносящими в итоге непропорционально высокую прибыль своим создателям. Бюджет картины составил 150 000 долларов (примерно 1,719 млн долларов в ценах ноября 2023 года ), в прокате она собрала 1 700 000 долларов (примерно 19,477 млн долларов в ценах ноября 2023 года).

Шнеер сказал, что идея фильма была вдохновлена первым взрывом водородной бомбы на Маршалловых островах ; и по его мнению, если бы какое-то существо вышло из глубин «и затем разрушило мост „Золотые ворота“ , то это был бы адский фильм». Названием картины утвердили «Это прибыло со дна моря» ( англ. It Came from Beneath the Sea ), чтобы явно присутствовала пародия на « Оно пришло из далёкого космоса » ( англ. It Came from Outer Space — фильм 1953 года). Также Шнеер не скрывал, что на «Это…» сильно повлияли спецэффекты ленты « Чудовище с глубины 20 000 саженей » (1953).

Бо́льшая часть съёмок прошла на Военно-морской верфи Сан-Франциско , несколько обычных моряков получили в фильме небольшие роли без указания в титрах. Продюсеру и режиссёру правительство города отказало в их запросе провести съёмки на самом мосту «Золотые ворота», поэтому Шнеер придумал следующую схему: он приказал установить камеру в кузов грузовика-хлебовоза и несколько раз проехать на нём взад-вперёд по мосту, снимая необходимые кадры.

Роль «атомной подводной лодки, уничтожившей гигантского осьминога» «исполнила» субмарина (на службе ВМФ США с 1945 по 1972 год, затем передана Венесуэле).

Согласно кинобазе IMDb , премьера фильма состоялась в США 18 июня 1955 года (ограниченный показ), затем 22 июня (в городе Лонг-Бич , штат Калифорния). Позже в 1950-х годах лента была показана в тринадцати других странах, в том числе в СССР в 1957 году. В октябре 2018 года картина была официально представлена в России и на Украине .

Фильм был показан в т. н. с картиной « » .

Критика и восприятие

Фильм ждал коммерческий успех: его сборы превысили бюджет более чем в 11 раз, за пять лет он был официально показан в тринадцати странах, не считая США. Это сподвигло продолжить сотрудничество с Рэем Харрихаузеном , и в следующем году вышла ещё одна их работа: « Земля против летающих тарелок » (бюджет неизвестен, сборы — 1,25 млн долларов; за год официальный показ состоялся в восьми странах, не считая США). В дальнейшем Шнеер и Харрихаузен создали вместе ещё около десятка фильмов .

  • Time Out . «…незначительный вклад в ряд фильмов 50-х, изображающих научно-фантастическую паранойю перед радиацией» .
  • Новозеландский журнал Moria . «Бо́льшая часть фильма рассказана в бесстрастном, плоскостном стиле, который больше похож на документальную картину об армейской подготовке, чем на драматическую ленту. Проблема в том, что нужно просмотреть три четверти фильма, чтобы дождаться эпизодов с монстрами… Конечно, когда появляются кульминационные сцены массового разрушения, они великолепны» .
  • AllMovie . «Фильм использует элементы документальной картины с повествованием за кадром, из-за чего его первая половина кажется почти кинохроникой, что придает действию большу́ю непосредственность. И всё это представлено в прохладной, лаконичной реалистичной манере, с сильным, но убедительно заявленным тоном мачо. Всё это сделало первые 15 минут ленты почти неотразимо напряженными и дало Харрихаузену одну из лучших ролей, о которых только можно было мечтать, благодаря его спецэффектам» .
  • Леонард Малтин . «…захватывающие спецэффекты…»
  • Radio Times . «…классический фильм о монстрах … Предсказуемая ерунда, но хорошее развлечение 1950-х…»
  • mmmrecordings.com «Сценарий и Хэла Смита не раскрывает никакой новой драматургической основы, поскольку он надёжно копирует формулу, изложенную в фильмах Харрихаузена « Чудовище с глубины 20 000 саженей » и « Они! » с добавлением некоторого лишнего повествования, чтобы попытаться убедить нас в фактическом характере происходящего… Не рискуя с сюжетом, сценаристы неосознанно ещё больше объединили сюжетные моменты, которые ленивые продюсеры и сценаристы превращали в клише фильмов о гигантских монстрах на протяжении пятидесятых… В сюжет — предположительно, чтобы понравиться женщинам — был добавлен мягкий романтический треугольник между пышнотелым морским биологом ( Фейт Домерг ), бравым командиром подводной лодки ( Кеннет Тоби ) и блестящим, но занудным профессором Гарварда ( ). Неудивительно, что женщина предпочитает военную дымовую трубу яйцеголовому. Но фильм заслуживает некоторой похвалы за то, что предлагает нам „новую породу женщин“, которые хотят работы и уважения не меньше, чем мужчины, и она доказывает это, крича как можно меньше во время происходящего » .

В 2007 году вышел коллекционно-подарочный DVD, озаглавленный . На нём присутствовали три фильма Рэя Харрихаузена с многочисленными дополнительными материалами, в том числе и «Это прибыло со дна моря» .

См. также

Примечания

  1. . (англ.) // nytimes.com // 19 марта 2009 // Архивировано из 19 марта 2009
  2. Brian Solomon. (англ.) // bloody-disgusting.com // 23 марта 2010
  3. Если точнее, — .
  4. Это была вторая его работа в карьере как кинопродюсера.
  5. (англ.) // theseventhvoyage.com // Архивировано из 22 мая 2009
  6. (англ.)
  7. (англ.) // IMDb
  8. James Grebey. (англ.) // vulture.com // 4 мая 2021
  9. (англ.) // mmmrecordings.com
  10. (англ.) // Time Out // Архивировано из 1 июля 2018
  11. (англ.) // moriareviews.com
  12. (англ.) // AllMovie
  13. Alan Jones. (англ.) // Radio Times // Архивировано из 1 июля 2018
  14. (англ.) // ign.com // 25 сентября 2007 (обнов. 14 июня 2012)

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Это прибыло со дна моря